31RS0002-01-2020-002953-26
№ 2-3126/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Белгород 09.12.2021
Белгородский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Тюфановой И.В.,
при секретаре судебного заседания Тимашовой М.А.,
с участием представителя истца Михайловой И.Н. – Шостак С.В., представителя третьего лица администрации Белгородского района – Дудкиной Е.В.
в отсутствие истца Михайловой И.Н., представителя ответчика администрации Никольское сельское поселения Белгородского района,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Михайловой И.Н. к администрации Никольского сельского поселения Белгородского района о признании права собственности в порядке приобретательной давности,
У С Т А Н О В И Л:
Михайлова И.Н. проживает в квартире общей площадью (информация скрыта) кв.м, расположенную по адресу: (адрес обезличен).
Сославшись на проживание в квартире в течение свыше 15 лет, использование квартиры как своего собственного имущества (несет расход по содержанию и сохранению), Михайлова И.Н. обратилась в суд с иском к администрации Никольского сельского поселения Белгородского района об установлении факта открытого, добросовестного и непрерывного владения упомянутой квартирой и признании права собственности на нее.
В судебное заседание истец, представитель ответчика не явились, извещены своевременно и надлежащим образом, истец направил своего представителя, ответчик просил рассмотреть дело в свое отсутствие, что с позиции статьи 167 ГПК РФ обусловило рассмотрение дела в отсутствие данных лиц.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования, представитель третьего лица полагался на усмотрение суда.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случаях и порядке, которые предусмотрены ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом (пункт 3).
Статьей 234 ГК РФ установлено, что лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации (пункт 1).
Соответственно, законом, действительно, предусмотрена возможность признания за лицом права собственности на имущество в порядке приобретательной давности, что предполагает обязательное соблюдение установленных законом условий для этого.
В частности, с позиции разъяснений, содержащихся в пунктах 15, 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», по делу о признании права собственности в силу приобретательной давности истец должен доказать: фактическое владение недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет; владение имуществом как своим собственным; добросовестность, открытость и непрерывность владения.
Добросовестность владения означает, что лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности (абзац 3 пункта 15 постановления Пленума № 10/22).
Владение имуществом как своим собственным означает владение им не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.) – абзац 6 пункта 15 постановления Пленума № 10/22.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, суд полагает доказанными вышеприведенные условия для признания за истцом права собственности на квартиру в порядке приобретательной давности.
Как следует из материалов дела, истец проживает в квартире общей площадью (информация скрыта) кв.м, расположенной по адресу: (адрес обезличен).
Как указала истец в исковом заявлении, подтвердил ее представитель в судебном заседании, истец проживает в квартире с 1997 года с разрешения ее собственников, сначала своей знакомой ФИО14., затем - ФИО9
Собственником указанной квартиры до 17.08.1998 являлась ФИО10., после ее смерти – ее племянница ФИО11., которая получив квартиру в порядке наследования по завещанию (свидетельство о праве на наследство от 11.02.1999), в ней не проживала и не пользовалась, являлась гражданином Украины.
В этой связи как указала истец, после смерти ФИО12. 26.09.2000 (о чем сообщил сожитель ФИО13.), истец продолжила пользоваться спорным имуществом как своим собственным, право собственности в ЕГРН на квартиру не зарегистрировано.
Как следует из представленных истцом доказательств, лицевой счет на квартиру открыт на истца, ею представлены платежные документы об оплате коммунальных услуг с 2002 года (квитанции, которые сохранились), истцом заключены договоры на техническое обслуживание газового оборудования. Также истец приобретала и осуществляла ремонт, замену оконных рам и дверей в квартире, таким образом осуществляя сохранение имущества в надлежащем состоянии.
На неоднократные запросы относительно наличия (отсутствия) у ФИО15 наследников, принявших наследство после ее смерти, компетентные органы Украины ответа не представили.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что истец пользовалась квартирой добросовестно, открыто и как своим собственным имуществом.
То обстоятельство, что собственником квартиры являлась ФИО16., само по себе не может свидетельствовать о недобросовестном владении истцом квартирой.
Давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
Наличие титульного собственника само по себе не исключает возможность приобретения права собственности другим лицом в силу приобретательной давности.
Для приобретения права собственности в силу приобретательной давности не является обязательным, чтобы собственник, в отличие от положений статьи 236 ГК РФ, совершил активные действия, свидетельствующие об отказе от собственности или объявил об этом. Достаточным является то, что титульный собственник в течение длительного времени устранился от владения вещью, не проявляет к ней интереса, не исполняет обязанностей по ее содержанию, вследствие чего вещь является фактически брошенной собственником.
Осведомленность давностного владельца о наличии титульного собственника сама по себе не означает недобросовестности давностного владения.
Таким образом, закон допускает признание права собственности в силу приобретательной давности не только на бесхозяйное имущество, но также и на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу.
Как уже указано выше, после смерти ФИО17. с 26.09.2000 ее наследники (при наличии таковых), а также органы местного самоуправления интереса к испрашиваемому истцом имуществу не проявляли, правопритязаний в отношении квартиры не заявляли, обязанностей собственника этого имущества не исполняли.
В этой связи суд приходит к выводу о наличии основания для признания права собственности истца на спорное имущество, поскольку она добросовестно, открыто использовала имущество как свое собственное в течение более пятнадцати лет.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
удовлетворить иск Михайловой И.Н. к администрации Никольского сельского поселения Белгородского района о признании права собственности в порядке приобретательной давности.
Установить факт добросовестного, открытого и непрерывного владения Михайловой И.Н. квартирой общей площадью (информация скрыта) кв.м, расположенную по адресу: (адрес обезличен).
Признать за Михайловой И.Н. право собственности на квартиру общей площадью (информация скрыта) кв.м, расположенную по адресу: (адрес обезличен).
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Белгородский районный суд Белгородской области.
Судья
Мотивированное решение суда изготовлено 10.12.2021.