Решение по делу № 2-6260/2024 от 12.09.2024

07RS0001-02-2024-005788-45

Дело № 2-6260/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 октября 2024 г. г. Нальчик

Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики в составе председательствующего судьи Тхазаплижевой Б.М., при секретаре судебного заседания Аттоевой А.Ш.,

с участием представителя истца - Меркуловой В.А., выступающей по доверенности от 09.01.2024,

представителя ответчика Шаовой А.Б., выступающей по доверенности от 18.10.2024 б/н,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Нальчика в интересах неопределённого круга лиц к Местной администрации г.о.Нальчик и МКДОУ «Детский сад №3» о возложении обязанности оборудовать замками безопасные оконные блоки здания детского сада в соответствии с требования ГОСТ,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Нальчика, действуя в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, обратился в Нальчикский городской суд с иском к Местной администрации г.о.Нальчик и МКДОУ «Детский сад №3», просил обязать ответчиков оборудовать замками безопасные оконные блоки здания детского сада в соответствии с требования ГОСТ 23166-2021. Межгосударственный стандарт. Конструкция оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Обще технические условия» в части обеспечения блокировки поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок, на каждом распашном элементе оконных блоков в здании организации.

В обоснование заявленных требований истцом указано, что прокуратурой города проведена проверка безопасности учебных и дошкольных учреждений, расположенных на территории г.о. Нальчик, указано на нарушение законодательства в сфере охраны жизни и здоровья, безопасности обучющихся, так у ответчика отсутствут замки безопасности оконных блоков здания детского сада в соответствии с требования ГОСТ 23166-2021, вынесено предписание, но нарушения не устранены.

В судебном заседании представитель истца Меркулова В.А. поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить.

Местная администрация г.о. Нальчик в судебное заседание представителя не направил. Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ посчитал возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель МКДОУ «Детский сад №3» указала, что учреждение просило выделить учредителя лимиты и денежные средства для устранения нарушений.

Выслушав представителей истца и ответчика, обсудив доводы иска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, социальной защиты, включая социальное обеспечение, обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищном фондах.

В ходе проверки было выявлено, что в нарушение подпункта «и» п. 24 Постановления №1006 МКОУ «Прогимназия №52» ограждение не исключает бесконтрольное нахождение на объекте посторонних лиц, не соответствует требованиям безопасности.

В целях устранения выявленных нарушений заведующей внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения не были устранены. МКДОУ «Детский сад №3» г.о. Нальчик осуществляет образовательную деятельность на основании Устава. Согласно Уставу образовательного учреждения учредителем г.о. Нальчик является местная администрация г.о. Нальчик.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона № 273-ФЗ обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения.

Согласно ст.ст.2,20,38 и 41 Конституции Российской Федерации детство находится под защитой государства.

В соответствии со ст. 38 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указано, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации. В соответствии с пунктом 2 части 6 и частью 7 этой же статьи образовательное учреждение обязано, помимо прочего, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу статьи 7 Федерального закона от 21.11.2011№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий их физического и психического развития. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998№ 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей в числе прочего являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

В пункте 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012№ 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273) закреплено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

ГОСТ 23166-2021 «Межгосударственный стандарт. Конструкции оконные и балконные свегопрозрачные ограждающие. Общие технические условия» принят протоколом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации от 29.01.2021 №136-П (введен в действие с 1 ноября 2021 года Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии 19.05.2021№398-ст) предусматривает, что остекление должны быть безопасными при эксплуатации и обслуживании и соответствовать общим требованиям, предъявляемым к безопасности зданий согласно Федеральному закону от 30.12.2009№ 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и Федеральному закону от 22.07.2008№ 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (пункт 6.1.1 ГОСТ 23166-2021).

Для обеспечения безопасности детей, находящихся в помещении без присмотра взрослых, необходимо, среди прочего, применять детские замки безопасности, обеспечивающие блокировку распашного открывания створки, но позволяющие ей функционировать в откидном положении (пункт 6.3.1 ГОСТ 23166-2021)

Учитывая, что соблюдение требований стандарта позволит обеспечить безопасность жизни и здоровья воспитанников учреждения, в то время как в образовательной организации до настоящего времени не обеспечены в полном объёме безопасные условия обучения и воспитания детей, данное бездействие следует расценивать как незаконное с момента введения в действие соответствующего государственного стандарта безопасности, и подлежащее устранению путём приведения оконных блоков здания организации в соответствии с установленными требованиями.

В свою очередь, бездействие создает угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних, ущемляют их право на получение образовательных услуг в условиях безопасности, а также не обеспечивают профилактику несчастных случаев во время пребывания в образовательной организации, поскольку непринятие мер по обеспечению безопасности может способствовать несанкционированному открыванию распашных элементов оконных конструкций и выпадению из них детей.

С целью устранения выявленных нарушений прокуратурой города 12.03.2024г. в адрес заведующей МКДОУ «Детский сад №3» г.о. Нальчик внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения фактически устранены не были.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Учитывая тот факт, что МКДОУ «Детский сад №3» г.о. Нальчик является муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением, учредителем которого является администрация г.о. Мальчик. Между тем, из-за отсутствия достаточного финансирования образовательной организации в детском саду не созданы полноценные условия организации безопасного пребывания обучающихся в образовательном учреждении.

В данном случае основанием для обращения прокурора в суд явились нарушения прав обучающихся на безопасное пребывание в образовательной организации, поскольку ненадлежащее выполнение ответчиком возложенных законом обязанностей может повлечь существенное нарушение прав несовершеннолетних.

На основании части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление в защиту прав, свобод и законных

интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, социальной защиты, включая социальное обеспечение, обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищном фондах.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

При этом под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дел.

Отмеченные нарушения требований действующего законодательства негативно сказываются на состоянии антитеррористической защищённости административного здания образовательного учреждения и ставят под угрозу жизнь и здоровье как учащихся образовательного учреждения, административного и преподавательского персонала, так и родителей, родственников обучающихся и иных посетителей, круг которых невозможно определить.

В данном случае, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора города Нальчика удовлетворить.

Обязать местную администрацию г.о. Нальчик и МКДОУ «Детский сад №3» г.о. Нальчик оборудовать замками безопасности оконные блоки здания детского сада в соответствии с требованиями «ГОСТ 23166- 2021. Межгосударственный стандарт. Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия» в части обеспечения блокировки поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок, на каждом распашном элементе оконных блоков в здании организации.

Решение суда может быть обжаловано, а прокурором принесено представление, в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда КБР, через Нальчикский городской суд, в течение одного месяца со дня вынесения решения.

Председательствующий Б.М.Тхазаплижева

07RS0001-02-2024-005788-45

Дело № 2-6260/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 октября 2024 г. г. Нальчик

Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики в составе председательствующего судьи Тхазаплижевой Б.М., при секретаре судебного заседания Аттоевой А.Ш.,

с участием представителя истца - Меркуловой В.А., выступающей по доверенности от 09.01.2024,

представителя ответчика Шаовой А.Б., выступающей по доверенности от 18.10.2024 б/н,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Нальчика в интересах неопределённого круга лиц к Местной администрации г.о.Нальчик и МКДОУ «Детский сад №3» о возложении обязанности оборудовать замками безопасные оконные блоки здания детского сада в соответствии с требования ГОСТ,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Нальчика, действуя в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, обратился в Нальчикский городской суд с иском к Местной администрации г.о.Нальчик и МКДОУ «Детский сад №3», просил обязать ответчиков оборудовать замками безопасные оконные блоки здания детского сада в соответствии с требования ГОСТ 23166-2021. Межгосударственный стандарт. Конструкция оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Обще технические условия» в части обеспечения блокировки поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок, на каждом распашном элементе оконных блоков в здании организации.

В обоснование заявленных требований истцом указано, что прокуратурой города проведена проверка безопасности учебных и дошкольных учреждений, расположенных на территории г.о. Нальчик, указано на нарушение законодательства в сфере охраны жизни и здоровья, безопасности обучющихся, так у ответчика отсутствут замки безопасности оконных блоков здания детского сада в соответствии с требования ГОСТ 23166-2021, вынесено предписание, но нарушения не устранены.

В судебном заседании представитель истца Меркулова В.А. поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить.

Местная администрация г.о. Нальчик в судебное заседание представителя не направил. Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ посчитал возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель МКДОУ «Детский сад №3» указала, что учреждение просило выделить учредителя лимиты и денежные средства для устранения нарушений.

Выслушав представителей истца и ответчика, обсудив доводы иска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, социальной защиты, включая социальное обеспечение, обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищном фондах.

В ходе проверки было выявлено, что в нарушение подпункта «и» п. 24 Постановления №1006 МКОУ «Прогимназия №52» ограждение не исключает бесконтрольное нахождение на объекте посторонних лиц, не соответствует требованиям безопасности.

В целях устранения выявленных нарушений заведующей внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения не были устранены. МКДОУ «Детский сад №3» г.о. Нальчик осуществляет образовательную деятельность на основании Устава. Согласно Уставу образовательного учреждения учредителем г.о. Нальчик является местная администрация г.о. Нальчик.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона № 273-ФЗ обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения.

Согласно ст.ст.2,20,38 и 41 Конституции Российской Федерации детство находится под защитой государства.

В соответствии со ст. 38 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указано, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации. В соответствии с пунктом 2 части 6 и частью 7 этой же статьи образовательное учреждение обязано, помимо прочего, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу статьи 7 Федерального закона от 21.11.2011№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий их физического и психического развития. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998№ 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей в числе прочего являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

В пункте 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012№ 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273) закреплено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

ГОСТ 23166-2021 «Межгосударственный стандарт. Конструкции оконные и балконные свегопрозрачные ограждающие. Общие технические условия» принят протоколом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации от 29.01.2021 №136-П (введен в действие с 1 ноября 2021 года Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии 19.05.2021№398-ст) предусматривает, что остекление должны быть безопасными при эксплуатации и обслуживании и соответствовать общим требованиям, предъявляемым к безопасности зданий согласно Федеральному закону от 30.12.2009№ 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и Федеральному закону от 22.07.2008№ 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (пункт 6.1.1 ГОСТ 23166-2021).

Для обеспечения безопасности детей, находящихся в помещении без присмотра взрослых, необходимо, среди прочего, применять детские замки безопасности, обеспечивающие блокировку распашного открывания створки, но позволяющие ей функционировать в откидном положении (пункт 6.3.1 ГОСТ 23166-2021)

Учитывая, что соблюдение требований стандарта позволит обеспечить безопасность жизни и здоровья воспитанников учреждения, в то время как в образовательной организации до настоящего времени не обеспечены в полном объёме безопасные условия обучения и воспитания детей, данное бездействие следует расценивать как незаконное с момента введения в действие соответствующего государственного стандарта безопасности, и подлежащее устранению путём приведения оконных блоков здания организации в соответствии с установленными требованиями.

В свою очередь, бездействие создает угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних, ущемляют их право на получение образовательных услуг в условиях безопасности, а также не обеспечивают профилактику несчастных случаев во время пребывания в образовательной организации, поскольку непринятие мер по обеспечению безопасности может способствовать несанкционированному открыванию распашных элементов оконных конструкций и выпадению из них детей.

С целью устранения выявленных нарушений прокуратурой города 12.03.2024г. в адрес заведующей МКДОУ «Детский сад №3» г.о. Нальчик внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения фактически устранены не были.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Учитывая тот факт, что МКДОУ «Детский сад №3» г.о. Нальчик является муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением, учредителем которого является администрация г.о. Мальчик. Между тем, из-за отсутствия достаточного финансирования образовательной организации в детском саду не созданы полноценные условия организации безопасного пребывания обучающихся в образовательном учреждении.

В данном случае основанием для обращения прокурора в суд явились нарушения прав обучающихся на безопасное пребывание в образовательной организации, поскольку ненадлежащее выполнение ответчиком возложенных законом обязанностей может повлечь существенное нарушение прав несовершеннолетних.

На основании части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление в защиту прав, свобод и законных

интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, социальной защиты, включая социальное обеспечение, обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищном фондах.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

При этом под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дел.

Отмеченные нарушения требований действующего законодательства негативно сказываются на состоянии антитеррористической защищённости административного здания образовательного учреждения и ставят под угрозу жизнь и здоровье как учащихся образовательного учреждения, административного и преподавательского персонала, так и родителей, родственников обучающихся и иных посетителей, круг которых невозможно определить.

В данном случае, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора города Нальчика удовлетворить.

Обязать местную администрацию г.о. Нальчик и МКДОУ «Детский сад №3» г.о. Нальчик оборудовать замками безопасности оконные блоки здания детского сада в соответствии с требованиями «ГОСТ 23166- 2021. Межгосударственный стандарт. Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия» в части обеспечения блокировки поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок, на каждом распашном элементе оконных блоков в здании организации.

Решение суда может быть обжаловано, а прокурором принесено представление, в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда КБР, через Нальчикский городской суд, в течение одного месяца со дня вынесения решения.

Председательствующий Б.М.Тхазаплижева

2-6260/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г.Нальчика
Ответчики
Местная администрация г.о.Нальчик
МКДОУ "Детскй сад №3" г.о. Нальчик
Суд
Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики
Судья
Тхазаплижева Б.М.
Дело на странице суда
nalchiksky.kbr.sudrf.ru
12.09.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.09.2024Передача материалов судье
16.09.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.09.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.10.2024Судебное заседание
18.10.2024Судебное заседание
18.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее