Решение по делу № 2-1456/2023 от 01.08.2023

      УИД 38RS0019-01-2023-001912-84

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Братск                                   31 октября 2023 года

Падунский районный суд г. Братска Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Зелевой А.В.,

при секретаре судебного заседания Жидкиной Т.С.,

истца Севостьяновой Н.А.,

представителя ответчика ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» Лапердиной М.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1456/2023 по исковому заявлению Севостьяновой Н. А. к Федеральному казенному учреждению «Управлению финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по (адрес)», войсковой части -З о взыскании недоначисленной заработной платы, процентов, компенсации морального вреда, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

    Севостьянова Н.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «Управлению финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области», в котором просит взыскать с ответчика недоначисленную заработную плату за период с (дата) по (дата) в размере 40209 руб. 24 коп., проценты за задержку выплаты заработной платы в размере 6610 руб. 83 коп., компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., судебные расходы по оплате услуг за составление искового заявления в размере 5000 руб., а всего 56820 руб. 07 коп.

В обоснование искового заявления указано, что согласно трудовому договору от (дата) она была принята на работу в войсковую часть 77979-З, являющуюся обособленным подразделением Федерального казенного учреждения «Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации», на должность телеграфиста в аппаратную (телефонно-телеграфной ЗАС). Ей были установлены: должностной оклад в размере 6840 руб., районный коэффициент в размере 40% и надбавка за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера, в размере 50%.

Приказом командира войсковой части от (дата) должностной оклад был увеличен с (дата) до 7046 руб., а приказом от (дата) - с (дата) в размере 7328 руб.

Ответчик начисляет и выплачивает заработную плату не в полном размере, ниже установленного минимального размера оплаты труда, чем нарушает её трудовые права.

Так, согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ - заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу ч. 1,3 ст. 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. А месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 11 апреля 2019 г. № 17-П разъяснил, что каждому работнику в равной мере должны быть обеспечены как заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы), так и повышенная оплата в случае выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. Соответственно в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, не включаются повышенная оплата сверхурочной работы, работа в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.

Согласно Постановлению Конституционного Суда российской Федерации от 7 декабря 2017 г. № 38-П в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не включаются.

Ответчик необоснованно включает в состав заработной платы премию, выплачиваемую гражданскому персоналу войсковой части на основании Приказа Министра обороны Российской Федерации № 1010 от 26 июля 2010 г.

Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату груда работников федеральных органов исполнительной власти" в целях повышения эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов и обеспечения качественного выполнения возложенных на указанные органы функций и задач руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).

Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации, Министром обороны Российской Федерации издан Приказ от 26 июля 2010 г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации", которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации (далее - Порядок).

Пункт 2 Приказа от 26 июля 2010 г. N 1010 предусматривает выплату дополнительного материального стимулирования - дополнительных выплат (премии) по результатам работы за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных сил.

В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных сил в пределах, доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.

При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается.

Исходя из указанных положений, премия, выплачиваемая на основании Приказа от 26 июля 2010 г. N 1010, не является обязательной составной частью заработной платы гражданского персонала войсковой части, поскольку является дополнительным материальным стимулированием. Соответственно подлежит начислению сверх заработной платы, которая не может быть меньше установленного в Российской Федерации МРОТ.

Несмотря на это, работодатель, начислял заработную плату в 2022 году, включив премию в заработную плату, а положенные стимулирующие надбавки применял на суммы, которые меньше установленной в регионе минимальной оплаты труда.

Согласно ст. 392 Трудового кодекса РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Учитывая, что заработная плата ей выплачивается 5 числа каждого месяца за предшествующий отработанный месяц, она имеет право требования в судебном порядке взыскать с работодателя заработную плату в течение одного года, то срок для взыскания заработной платы в полном объеме, начиная с июня 2022 года, не истек.

Минимальная оплата труда в Иркутской области была установлена с 01.06.2022 в размере 15 279 руб. Согласно расчету с ответчика подлежит взысканию не начисленная заработная плата за июнь-декабрь 2022 года в размере 40 209 руб. 24 коп.

В соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Работодателем были нарушены сроки выплаты ей заработной платы в полном размере, поэтому просит взыскать с ответчика в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ проценты за период с 06.07.2022 по 31.07.2023 в размере 6 610 руб. 83 коп., которые подлежат увеличению и взысканию по день вынесения решения судом.

Кроме того, в связи с нарушением ее трудовых прав, с ответчика также подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 5000 руб., а также судебные расходы по оплате услуг за составление искового заявления в размере 5000 руб.

Определением Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 06.09.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечена войсковая часть 77979-З.

Протокольным определением Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 05.10.2023 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство обороны Российской Федерации.

    В судебном заседании истец Севостьянова Н.А. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске. Дополнительно дала объяснения о том, что довод ответчика о предъявлении требований истца о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда к командиру войсковой части , как к работодателю, считает необоснованным, поскольку в соответствии с приказом заместителя Министра обороны войсковая часть зачислена на финансовое обеспечение в ФКУ "УФО МО РФ по Иркутской области" без права на открытие лицевого счета в органах Федерального казначейства.

    В соответствии с Уставом ФКУ "УФО МО РФ по Иркутской области", утвержденным приказом директора Департамента имущественных отношений МО РФ от 23.08.2019 г. № 1781, предметом и целями деятельности ФКУ "УФО МО РФ по Иркутской области" является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере государственной, финансовой, налоговой и социальной политики в деятельности Вооруженных Сил в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществление финансового обеспечения объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил, дислоцирующихся на территории Иркутской области, а также за пределами территории Российской Федерации. В соответствии с п. 12 Устава ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской» в отношении себя и за обслуживаемые воинские части выполняет виды деятельности: начисление и обеспечение личного состава денежным довольствием, заработной платой и другими установленными выплатами путем зачисления на лицевые счета в банках, банковские карты либо иным установленным в Минобороны России порядком; производство, предусмотренных законодательством Российской Федерации, удержаний из денежного довольствия, заработной платы и выплат военнослужащим и лицам гражданского персонала и перечисление их по принадлежности, оформление и выдача надлежаще оформленных денежных аттестатов военнослужащим, справок о доходах; организация документооборота со штабами, кадровыми органами состоящих на обслуживании воинских частей (учреждений) для обеспечения предусмотренными выплатами личного состава этих воинских частей (учреждений).

    В соответствии с пунктом 2 приказом Министра обороны РФ от 31.01.2018 № 205/2/45 в целях реализации Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" на ответчика возложены обязанности по ежемесячному доведению до войсковых частей сведений о гражданском персонале, месячная заработная плата которого ниже МРОТ.

    Для обеспечения выплаты месячной заработной платы гражданскому персоналу не ниже МРОТ, командиром войсковой части 77979-3 были изданы приказы о доплате до МРОТ на основании полученных от ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» сведений.

    Из изложенного следует, что начисление, выплата заработной и доведение сведений о доплате до МРОТ до войсковых частей находится исключительно в сфере деятельности ФКУ "УФО МО РФ по Иркутской области" и являются их непосредственными функциями, возложенными Министерством обороны Российской Федерации.

    С доводом ответчика об оплате труда за спорный период не ниже минимального размера оплаты труда (с учетом доплаты по приказу Министра обороны РФ от 26.07.2010 г. № 1010), что соответствует требованиям действующего законодательства, не согласна, поскольку из представленного расчета и расчетных листков очевидно, что заработная плата была начислена и выплачена ниже установленного МРОТ.

    Включение ответчиком премии по приказу МО РФ № 1010 в состав заработной платы при сравнении с МРОТ является незаконным, что подтверждается судебной практикой, согласующейся с Постановлением Верховного суда РФ от 10.02.2020 № 65-АД20-1.

    Кроме того, по факту нарушения прав гражданского персонала войсковой части 77979-З в части начисления заработной платы ниже установленного МРОТ, командиром войсковой части 77979-3 было направлено в ФКУ "УФО РФ по Иркутской области" обращение от 29.04.2022 г. № 408, однако меры по устранению нарушений не были приняты.

    Срок исковой давности по требованию за июнь 2022 года не пропущен, поскольку исковое заявление было сдано ею в организацию почтовой связи 29.07.2023.

    Представитель ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области» - Лапердина М.В., действующая на основании доверенности № 8 от 28.12.2022, исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, согласно которым в соответствии с Уставом ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» Управление создано в целях реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере государственной, финансовой, налоговой и социальной политики в деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также для осуществления финансового обеспечения объединений, соединений, воинских частей и учреждений, дислоцирующихся на территории Иркутской области.

    В силу абзаца 1 раздела 2 Порядка организации деятельности управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по военным округам, субъектам Российской Федерации и федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" и их взаимодействия с органами военного управления, воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации при осуществлении финансового обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации", утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 9 марта 2017 года далее - приказ Министра обороны Российской Федерации от 9 марта 2017 года №150), финансовое обеспечение воинских частей, не имеющих лицевых счетов в органах Федерального казначейства, осуществляется через УФО) по территориального принципу вне зависимости от их подчиненности главнокомандующим видами Вооруженных Сил, командующим войсками военных округов (Северным флотом), родами войск вооруженных Сил.

    В соответствии с абзацем 2 раздела 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от 9 марта 2017 года №150 Перечни воинских частей, состоящих на финансовом обеспечении в ГУФО (УФО), утверждаются приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации, отвечающего за организацию финансового обеспечения войск (сил), и ведутся ДФО МО.

    В соответствии с приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации войсковая часть зачислена на финансовое обеспечение в «УФО МО РФ по Иркутской области».

    В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 3910 "О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" представителем Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющим полномочия работодателя в отношении работников воинской части, является командир.

Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные -нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.

В соответствии с разделом VI приказа Министра обороны Российской Федерации от 9 марта 2017 года №150 УФО обеспечивают начисление и выплату заработной платы гражданскому персоналу путем перечисления причитающихся сумм на их лицевые счета (банковские карты) на основании предоставленных воинской частью копий приказов об установлении выплат, табелей учета использования рабочего времени и других документов, связанных с расчетами по заработной плате.

В соответствии с п.6 Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 №1010 (далее - приказ МО РФ №1010), дополнительное материальное стимулирование личного состава в пределах объемов бюджетных средств, установленных в соответствии с пунктом 4 Порядка, производится в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил - на основании приказов командиров (начальников, руководителей).

Таким образом, издание приказов на выплату премии, установленной приказом МО РФ №1010, лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и установление его конкретных размеров отнесено к дискреционным полномочиям командира войсковой части. Непосредственное перечисление премии осуществляется ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» на основании поступивших приказов командиров воинских частей, при этом, войсковая часть 77979-З не является структурным подразделением ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» и не находится в его подчинении.

Кроме того, в соответствии со ст.22 ТК РФ работодатель обязан, в том числе, компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Трудовой договор с истцом заключен Министерством обороны Российской Федерации в лице командира войсковой части 77979-З.

Таким образом, возложение на ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области», не являющееся работодателем истца, обязанности по компенсации морального вреда не соответствует нормам трудового законодательства и противоречит им.

Требования истца о признании незаконными действий по включению премии согласно приказу МО РФ №1010 в состав МРОТ, взыскании заработной платы и компенсации морального вреда могут быть предъявлены исключительно к командиру войсковой части 77979-З как к работодателю истца.

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса РФ заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) - симулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты); тарифной ставкой признается фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат; окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат; базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В силу статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплата труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Оплата труда истцу за оспариваемый период производилась в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», которым утверждены размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, а также утверждены условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Пунктом 2 приказа МО РФ №1010 за счет бюджетных средств, выделенных на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, предусмотрена возможность обеспечения дополнительными выплатами - дополнительным материальным стимулированием, по результатам службы (работы).

Данный приказ Министра обороны Российской Федерации принят в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти».

Как следует из приказа МО РФ №1010 дополнительное материальное стимулирование производится периодически (ежеквартально, соответственно, при наличии в соответствующем периоде разницы между предусмотренными и выплаченными исходя из фактической численности средствами) и, будучи обусловленным эффективностью исполнения лицами гражданского персонала своих обязанностей, не предоставляется, в частности, тем из них, кто имеет дисциплинарные взыскания за неиспользование или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей.

Таким образом, дополнительное материальное стимулирование, предусмотренное названным приказом Министра обороны Российской Федерации, является периодической выплатой, предоставляемой лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации за счет бюджетных средств, выделенных на оплату труда и непосредственно обусловленной надлежащим исполнением ими своих служебных обязанностей. Основания и условия предоставления указанной выплаты, характеризующие ее правовую природу, позволяют признать ее составным элементом системы оплаты труда лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Как следует из письма Директора Департамента социальных гарантий РФ Ю.Яркоевой от 29.12.2020 № 182/5/9436 в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и установленным им понятием «заработная плата» при сравнении размера заработной платы работника с величиной МРОТ в расчет принимаются размеры должностных окладов (тарифных ставок), выплаты компенсационного и стимулирующего характера как составные части заработной платы. Исходя из норм трудового законодательства Российской Федерации выплаты стимулирующего характера (в т.ч. дополнительное материальное стимулирование, осуществляемое в соответствии с приказом МО РФ № 1010) являются частью работника, а значит, учитываются при сравнении размера его месячной заработной платы с МРОТ.

Таким образом, совокупный размер оплаты труда истца за спорный период выплачивался не ниже минимального размера оплаты труда (с учетом доплаты по приказу МО РФ № 1010), что соответствует требованиям законодательства.

Кроме того, считает, что истцом пропущен срок исковой давности по требованию о взыскании задолженности по заработной плате за июнь 2022 года, поскольку исковое заявление поступило в суд 01.08.2023.

Представитель ответчика – войсковой части в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

Представитель третьего лица – Министерства обороны Российской Федерации в судебной заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

    Суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Часть 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации относит, в том числе свободу труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается; право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (ст. 7, ч. 3 ст. 37).

В силу ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право, в том числе, на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, (дата) между войсковой частью -З и Севостьяновой Н.А. заключен трудовой договор , по условиям которого истец принята на должность телеграфист в аппаратную (телефонно-телеграфной ЗАС).

Согласно пункту 12 указанного трудового договора Севостьяновой Н.А. установлены: должностной оклад – 6840 руб., районный коэффициент – 40%, надбавка за работу в районах Крайнего севера и приравненных к ним областях -50%, премии по результатам работы за месяц, размер и порядок выплаты которой устанавливается действующим Положением о премировании.

Приказами командира войсковой части от (дата) должностной оклад Севостьяновой Н.А. был увеличен с (дата) до 7046 руб., а приказом от (дата) - с (дата) до 7328 руб.

Из расчетных листков и ведомостей Севостьяновой Н.А. за период с июня 2022 года по декабрь 2022 года следует, что исчисление заработной платы истцу производилось работодателем исходя из размера установленного трудовым договором оклада по должности, районного коэффициента и процентной надбавки, доплат, премий и выплат стимулирующего характера, в том числе премии, начисляемой в соответствии с приказом Министерства обороны от 26.07.2010 № 1010 «премия 1010».

В обоснование заявленных требований истец приводит доводы о том, что ей не доплачена заработная плата за период работы с 01.06.2022 по 31.12.2022 в размере 40209 руб. 24 коп., поскольку при ее начислении работодателем включена премия, выплачиваемая работнику на основании приказа Министерства обороны от 26.07.2010 № 1010.

Рассматривая ходатайство ответчика о применении срока исковой давности к требованиям истца, суд исходит из того, что в силу ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм.

Коллективным договором войсковой части 77979-З(9) установлен срок выплаты заработной платы: не реже, чем каждые полмесяца, с учетом специфики военной организации: 1 половина 20 числа текущего месяца, 2 половина 5 числа последующего месяца, соответственно, обратившись в суд 29.07.2023, что следует из почтового штемпеля на конверте, истцом пропущен срок по требованию о взыскании недоплаченной заработной платы за июнь 2022 года, в связи с чем, в отсутствие ходатайства и доказательств уважительности пропуска срока давности в иске о взыскании заработной платы за июнь 2022 года надлежит отказать без исследования фактических обстоятельств дела.

Рассматривая остальные требования, суд исходит из следующего.

Как следует из части 1 статьи 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В соответствии со статьей 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничиваются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Запрещается, какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

Согласно части 3 статьи 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В соответствии статьей 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В этой связи, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы, работникам в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, то есть работодатель освобожден от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, окладов и размером минимального размера оплаты труда, однако, производящиеся работнику ежемесячные выплаты за полное отработанное время, в сумме не могут быть менее минимального размера оплаты труда.

Минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным законом от 19.06.2000 № 82—ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», с 01.01.2022 составлял 13890 рублей в месяц, с 01.01.2023 – 16242 рублей в месяц.

В силу частей 1 и 2 статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера, и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно пункту 4.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 года N 38-П минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.

Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда, а начисляются сверх него.

Пунктом 21 Условий, размеров и порядка осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года N 545 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" предусмотрено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы (п. 24, 25, 67 - 70, 76, 79, 80, 82, 83); выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет (п. 26 - 37); премиальные выплаты по итогам работы (п. 38 - 54).

Выплаты стимулирующего характера, зависящие от результатов труда гражданского персонала, устанавливаются ему с учетом показателей и критериев оценки эффективности деятельности (п. 22).

Выплаты стимулирующего характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (п. 23).

Гражданскому персоналу воинских частей и организаций за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы производится выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год). Выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год) осуществляется в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда. Экономия фонда оплаты труда в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы на условиях, предусмотренных положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами), направляется на премии и стимулирующие выплаты, не учитываемые при формировании фонда оплаты труда, установленные гражданскому персоналу воинских частей и организаций положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) (п. 38).

Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов" в целях повышения эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов и обеспечения качественного выполнения возложенных на указанные органы функций и задач руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).

Во исполнение названного Указа Президента Российской Федерации 26 июля 2010 Министерством обороны Российской Федерации издан приказ N 1010, которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Порядок).

Пункт 2 приказа предусматривает выплату дополнительного стимулирования - дополнительных выплат (премии) по результатам работы за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала ВС РФ.

В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава ВС РФ, в переделах доводимых Министерству обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала, при этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх установленных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается

Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере ниже минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N 545 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" (вместе с Условиями, размерами и порядком осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, Порядком формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации) предусмотрено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются выплаты стимулирующего характера, в том числе, премиальные выплаты по итогам работы (пункты 38 - 54 настоящего приложения) (п. 21). Выплаты стимулирующего характера, зависящие от результатов труда гражданского персонала, устанавливаются ему с учетом показателей и критериев оценки эффективности деятельности (п. 22). Выплаты стимулирующего характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для осуществления выплат стимулирующего характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций (п. 23). Гражданскому персоналу воинских частей и организаций за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы производится выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год). Выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год) осуществляется в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда. Экономия фонда оплаты труда в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы на условиях, предусмотренных положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами), направляется на премии и стимулирующие выплаты, не учитываемые при формировании фонда оплаты труда, установленные гражданскому персоналу воинских частей и организаций положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) (п. 38).

Несмотря на то, что Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" дополнительное материальное стимулирование к денежному довольствию военнослужащих непосредственно не отнесено, основания и условия предоставления указанной выплаты, характеризующие ее правовую природу, позволяют признать ее составным элементом системы оплаты воинского труда, входящим в состав денежного довольствия лиц, проходящих военную службу по контракту, установленным Президентом Российской Федерации в соответствии с частью 34 статьи 2 названного Федерального закона. Денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (соответственно, и все составные его части, включая дополнительное материальное стимулирование, установленное для данной категории военнослужащих приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 № 1010), являясь формой оплаты их труда, представляет собой платеж, приравненный к заработной плате (Постановление Конституционного Суда РФ от 26.03.2021 N 8-П «По делу о проверке конституционности подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.А. Носаева»).

Изложенные правовые нормы свидетельствуют о том, что премии, выплаченные гражданскому персоналу в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 № 1010, и в связи с экономией фонда оплаты труда, являются неотъемлемой составной частью заработной платы работников, а потому не могут не учитываться при разрешении вопроса о соответствии таковой установленному законом минимальному размеру оплаты труда.

Материалами дела подтверждается, что за спорный период работы Севостьяновой Н.А. в войсковой части, исчисление заработной платы производилось работодателем исходя из размера установленного соглашением оклада, районного коэффициента, премий и выплат стимулирующего характера.

При этом в испрашиваемый временной период заработная плата работника без районного коэффициента работодателем установлена в размере не ниже гарантированного минимума.

Доводы истца о том, что премия, выплачиваемая в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 № 1010, не может учитываться при определении минимального размера оплаты труда, основан на неверном толковании вышеприведенных норм материального права, прямо предусматривающих, что такая выплата является составляющим элементом заработной платы.

Доводы о том, что выплаты в соответствии с приказом Министра обороны РФ № 1010 не носят обязательный характер, а без них заработная плата истца ниже минимального размера оплаты труда, подлежат отклонению, поскольку объективно совокупный размер оплаты труда за спорные периоды выплачивался в размере не ниже минимального размера оплаты труда, в том числе за счет включения в состав оплаты труда выплат, предусмотренных приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 № 1010.

На основании изложенного, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Севостьяновой Н. А. к Федеральному казенному учреждению «Управлению финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по (адрес)», войсковой части о взыскании недоначисленной заработной платы, процентов, компенсации морального вреда, судебных расходов, – отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Падунский районный суд г. Братска Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, начиная с 08.11.2023.

Судья                                                                                          А.В. Зелева

2-1456/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Севостьянова Наталья Анатольевна
Ответчики
Войсковая часть 77979-З
ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области"
Суд
Падунский районный суд г. Братска Иркутской области
Судья
Зелева Анастасия Викторовна
Дело на сайте суда
padunsky.irk.sudrf.ru
01.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.08.2023Передача материалов судье
08.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.09.2023Подготовка дела (собеседование)
06.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.10.2023Судебное заседание
31.10.2023Судебное заседание
08.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее