П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о назначении административного наказания
05 февраля 2021 года г. Шуя Ивановской области
Судья Шуйского городского суда Ивановской области Петрунич А.И.,
с участием
представителя отдела общего промышленного надзора во Владимирской и Ивановской областях Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Баранникова С.А.,
законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении МУП «ЖКХ Шуйского муниципального района» - руководителя Дегтярёва С.А.,
защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении МУП «ЖКХ Шуйского муниципального района» – Сергеева Р.А.,
при секретаре Крайкиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело в отношении Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Шуйского муниципального района», расположенного по месту регистрации по адресу: 155900, Ивановская область, г. Шуя, пл. Ленина, д. 7,
об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л :
юридическое лицо Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Шуйского муниципального района» нарушило требования промышленной безопасности, при следующих обстоятельствах:
- МУП «ЖКХ Шуйского муниципального района» по адресу: 155933, Ивановская область, Шуйский район, село Колобово, улица 1-я Фабричная, дом 6, произведен ввод в эксплуатацию котлов ДКВР-4-13 зав.№№7481, 7445, 1731, экономайзеров зав.№№3066, 3807,638, а также паропровода в пределах здания котельной, ранее находившихся в эксплуатации МУП жилищно-коммунального хозяйства п. Колобово Шуйского района Ивановской области, переданных в МУП «ЖКХ Шуйского муниципального района», осуществлен с нарушениями действующих правил, а именно: без принятия решения о вводе в эксплуатацию на основании результатов работы комиссии с участием уполномоченного представителя Ростехнадзора, и без оформления документов, подтверждающих принятие решения о вводе в эксплуатацию (акта готовности оборудования к вводу в эксплуатацию, приказа о вводе в эксплуатацию);
- лицо, ответственное за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования, работающего под давлением на данном опасном производственном объекте, расположенном по адресу: 155933, Ивановская область, Шуйский район, п.Колобово, ул.1-я Фабричная, д.6, главный инженер МУП «ЖКХ Шуйского муниципального района» А.С.В. не аттестован в территориальной комиссии Ростехнадзора по общим требованиям промышленной безопасности, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: область аттестации А.1 Основы промышленной безопасности; область аттестации Эксплуатация котлов (паровых, водогрейных, с органическими и неорганическими теплоносителями) на опасных производственных объектах, Б.8.21, Эксплуатация трубопроводов пара и горячей воды на опасных производственных объектах Б.8.22;
- лицо, ответственное за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования, работающего под давлением на опасном производственном объекте, расположенном по адресу: 155933, Ивановская область, Шуйский район, п.Колобово, ул.1-я Фабричная, д.6, главный инженер МУП «ЖКХ Шуйского муниципального района» М.А.К. не аттестован в территориальной комиссии Ростехнадзора по общим требованиям промышленной безопасности, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, область аттестации Эксплуатация котлов (паровых, водогрейных, с органическими и неорганическими теплоносителями) на опасных производственных объектах, Б.8.21, Эксплуатация трубопроводов пара и горячей воды на опасных производственных объектах Б.8.22;
- не направлена информация согласно п. 216 ФНП ОРДП для осуществления учета оборудования под давлением (котлов ДКВР-4-13 зав.№№7481, 7445, 1731, экономайзеров зав.№№3066, 3807, 638, а также трубопровода пара котельной п. Колобово);
- допуск персонала к самостоятельному обслуживанию оборудования под давлением не оформлен приказом (распоряжением) по цеху или организации;
- не проведена периодическая проверка знаний персонала (операторов котельной, слесарей по ремонту оборудования котельной), обслуживающего оборудование под давлением не реже одного раза в 12 месяцев (протоколы проверки знаний не представлены, отметки в удостоверениях отсутствуют);
- не проведена наладка водно-химического режима котлов ДКВР-4-13 зав.№№7481, 7445, 1731 (отчет о наладке водно-химического режима не представлен);
- на табличках, вывешенных на паровых котлах ДКВР-4-13 зав.№№7481, 7445, 1731 не указана дата истечения срока службы, указанного в заключении экспертизы промышленной безопасности;
- на трубопроводе пара котельной п. Колобово отсутствует табличка с указанием номера оборудования (по системе нумерации, принятой эксплуатирующей организацией), разрешенных параметров (давление, температура рабочей среды), даты следующего наружного и внутреннего осмотров (НВО), наружного осмотра (НО) трубопровода, дата истечения срока службы, указанного в заключении экспертизы промышленной безопасности;
- на табличках экономайзеров зав.№№3066, 3807, 638 отсутствует информация о разрешенных параметрах работы оборудования: даты следующего наружного и внутреннего осмотров (НВО) и гидравлического испытания (ГИ), дата истечения срока службы, указанного в заключении экспертизы промышленной безопасности;
- отсутствует часть тепловой изоляции трубопровода пара котельной п. Колобово;
- не внесены в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, заключения на следующее оборудование: котлы ДКВР-4-13 зав.№№7481, 7445, 1731; экономайзеры зав.№№3066, 3807, 638, а также трубопровод пара котельной п. Колобово;
- не разработаны ремонтные журналы на каждый из котлов ДКВР-4-13 зав.№№7481, 7445, 1731;
- не разработан ремонтный журнал на трубопровод пара котельной п. Колобово.
В судебном заседании законный представитель и защитник юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вину признали, сообщили, что все нарушения в настоящее время устранены. Эти нарушения стали возможны вследствие отсутствия достаточного финансирования МУП «ЖКХ Шуйского муниципального района». В настоящее время имеется кредиторская задолженность в размере более 10 миллионов рублей, что свидетельствует о тяжелом финансовом и материальном положении. По выявленным нарушениям было выдано предписание об их устранении, срок продлен до 30 марта 2021 года. Приостановление деятельности невозможно в связи с обеспечением производимым котельной теплом социально-значимых объектов.
Указанные лица просили о снижении наказания ниже низшего предела.
Представитель Ростехнадзора указал, что выявленные при проверке нарушения МУП устранены не все, выданное предписание выполнено частично.
Вина МУП «ЖКХ Шуйского муниципального района» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, подтверждается совокупностью исследованных доказательств:
- протоколом об административном правонарушении №9.2-214-3807вн-Пр/182И-2020 от 30 декабря 2020 года об обстоятельствах выявленных 18 нарушений требований промышленной безопасности и условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности;
- актом проверки МУП «ЖКХ Шуйского муниципального района» от 30 декабря 2020 года;
- распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки МУП «ЖКХ Шуйского муниципального района» от 25 декабря 2020 года, с которым руководитель МУП ознакомлен 29 декабря 2020 года;
- выпиской из ЕГРЮЛ в отношении МУП «ЖКХ Шуйского муниципального района»;
- Уставом МУП «ЖКХ Шуйского муниципального района»;
- постановлением Администрации Шуйского муниципального района от 01 августа 2019 года, которым передано в МУП «ЖКХ Шуйского муниципального района» имущество на праве хозяйственного ведения, в том числе котельная и оборудование в ней: котлы ДКВР-4-13 зав.№№7481, 7445, 1731; экономайзеры зав.№№3066, 3807, 638, а также трубопровод пара котельной п. Колобово;
- актом приема-передачи указанного оборудования котельной;
- штатным расписанием МУП «ЖКХ Шуйского муниципального района»;
- положением о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности;
- приказом о назначении А.С.А. ответственным за осуществление производственного контроля и соблюдением требований промышленной безопасности, а М.А.К. ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования на ОПО в п. Колобово, ул.1-я Фабричная, д.6;
- должностными инструкциями этих работников;
- заключениями экспертиз промышленной безопасности, в соответствии с которыми паровые котлы ДКВР-4-13 зав.№№7481, 7445, 1731; экономайзеры зав.№№3066, 3807, 638, а также трубопровод пара котельной п. Колобово, не в полной мере соответствуют требованиям промышленной безопасности;
- фотографиями оборудования котельной об отсутствии надлежащих табличек и с табличками об истекшем сроке проверки;
- копиями удостоверений о пройденной переподготовке работников котельной п. Колобово МУП «ЖКХ Шуйского муниципального района».
Оснований не доверять указанным доказательствам, судья не усматривает. Доказательства получены в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Таким образом, перечисленные доказательства в совокупности достаточно свидетельствуют о виновности МУП «ЖКХ Шуйского муниципального района» в совершении указанного правонарушения.
Исходя из материалов дела и установленных обстоятельств, МУП «ЖКХ Шуйского муниципального района» нарушены:
- статья 9, 13 ФЗ №116 «О промышленной безопасности», о том, что Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
соблюдать положения Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 Федерального закона);
уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;
организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;
работники опасного производственного объекта обязаны:
соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;
организация также обязана выполнять требования о порядке проведения экспертизы промышленной безопасности;
- п.2 Постановления Правительства РФ от 25 октября 2019 года №1365 «О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики», о проведении аттестации, в том числе первичной;
- пп.204, 206, 209, 212, 214, ч.3 п.218, 228, 229, 292, 294, 345, 349 ФНП ОРПД - Приказа Ростехнадзора от 15 декабря 2020 года N 536 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением", о том, что Пусконаладочные работы, в случаях, предусмотренных руководством (инструкцией) по эксплуатации, проводятся на оборудовании под давлением после окончания монтажных работ с оформлением удостоверения о качестве монтажа и проведения первичного технического освидетельствования; Организация, осуществляющая наладку, должна обеспечить контроль качества и выполнение необходимого объема работ в соответствии с программой их проведения и настоящими ФНП в определенном установленном порядке; Организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию оборудования под давлением (эксплуатирующая организация), должны обеспечить содержание оборудования под давлением в исправном (работоспособном) состоянии и безопасные условия его эксплуатации, для чего предусмотрены конкретные процедуры, а также обязанности работников на ОПО; Программа наладочных работ должна предусматривать необходимость и порядок проведения в определенном установленном порядке; Решение о вводе в эксплуатацию оборудования под давлением, указанного в пункте 3 настоящих ФНП, должно приниматься руководителем (или уполномоченным им должностным лицом) эксплуатирующей организации (обособленного структурного подразделения) и оформляться на основании результатов проверки готовности оборудования к пуску в работу и организации надзора за его эксплуатацией, проводимой в установленном порядке.
Проанализировав и сопоставив доказательства, судья пришел к убеждению в том, что нарушение п.32 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (Правила проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденные Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 ноября 2013 года №538, а также п.9 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 года №263, МУП «ЖКХ Шуйского муниципального района» инкриминировано необоснованно, учитывая, что эти нормативно-правовые акты утратили свою силу и являются недействующими.
Кроме этого, судья считает необоснованно вмененными МУП «ЖКХ Шуйского муниципального района» следующие нарушения:
- осуществляется эксплуатация опасного производственного объекта, расположенного по адресу: 155933, Ивановская область, Шуйский район, село Колобово, улица 1-я Фабричная, дом 6, на котором используется оборудование под давлением, не зарегистрированное в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российский Федерации, - так как в протоколе об административном правонарушении не указаны конкретные опасные производственные объекты;
- осуществляется эксплуатация опасного производственного объекта, расположенного по адресу: 155933, Ивановская область, Шуйский район, село Колобово, улица 1-я Фабричная, дом 6, без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных объектов I, II или III классов опасности, а именно: выполняются работы - по использованию (эксплуатации) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия; иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля, - так как в протоколе об административном правонарушении не указаны конкретные опасные производственные объекты;
- не заключен с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договор на обслуживание, не созданы собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников, - так как в протоколе об административном правонарушении не указаны конкретные опасные производственные объекты, в отношении которых необходимо принять указанные меры.
При назначении административного наказания юридическому лицу судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
МУП «ЖКХ Шуйского муниципального района» совершило впервые административное правонарушение в промышленности и энергетике.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность юридического лица, судья признает устранение части нарушений требований промышленной безопасности после их выявления надзорным органом, признание вины законным представителем и защитником юридического лица, тяжелое материальное и финансовое положение юридического лица.
Как следует из положений ч.3 ст.4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с ч.3.2 указанной статьи, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении наказания необходимо учесть, что правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, совершено МУП в форме бездействия впервые, что минимальный размер санкции ч.1 ст.9.1 КоАП РФ предусмотрен в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.; последствия от правонарушения не наступили; в 2020 году у МУП сложилось трудное финансовое положение.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств, не имеется.
Указанные обстоятельства в совокупности судья признает исключительными, позволяющими назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей частью статьи раздела II КоАП РФ.
Наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств приводит к выводу об отсутствии оснований для назначения наказания в виде административного приостановления деятельности.
На основании изложенного, руководствуясь ч.1 ст.9.1, ст.29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Юридическое лицо Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Шуйского муниципального района» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.
Юридическому лицу Муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство Шуйского муниципального района» назначить наказание по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в 10-дневный срок с момента получения копии постановления.
Судья А.И. Петрунич
Мотивированное постановление составлено и изготовлено 08 февраля 2021 года.
Судья А.И. Петрунич
Юридическому лицу, его законным представителям и защитникам разъясняется, что в соответствии со ст.32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 КоАП РФ.
В ст.20.25 КоАП РФ указано, что неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ срок, - влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.
Указанный в постановлении административный штраф следует перечислить на расчётный счёт получателя: расчетный счет 40102810645370000025, наименование получателя – Управление Федерального казначейства по Ивановской области (Центральное управление Ростехнадзора), л/с 04331828100, БИК 012406500, банк получателя - Отделение Иваново, ИНН 7702609639, КПП 770201001, ОКТМО 24701 000, вид платежа – штраф, КБК 498 1 16 01091 01 0001 140 и представить квитанцию об оплате штрафа в Шуйский городской суд Ивановской области по адресу: Ивановская область, г.Шуя, пл.Комсомольская, дом 19.