Решение по делу № 12-899/2022 от 05.05.2022

УИД: 59RS0-70

Дело № 12-899/2022                                    

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 июля 2022 года                                      г. Пермь

    Судья Ленинского районного суда г. Перми Шпигарь Ю.Н., с участием защитников Каркасова Н.Л., Дубасовой Л.В., представителя административного органа Цукермана Д.А., рассмотрев жалобу АО «Транснефть-Прикамье» на постановление начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <Адрес> ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ, в отношении АО «Транснефть-Прикамье»,

У С Т А Н О В И Л :

    Постановлением начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <Адрес> ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ АО «Транснефть-Прикамье» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.

    В жалобе защитник АО «Транснефть-Прикамье» Дубасова Л.В. просит отменить вышеуказанные постановление признать незаконным и отменить, указывая, что АО «Транснефть-Прикамье», является собственником магистрального нефтепровода «ПермьПНОС» и Блок-бокса насосной 1 подъема воды, расположенного в выделе 50 квартала 168 Култаевского участкового лесничества Пермского лесничества. Для бесперебойного электроснабжения Блок-бокса артезианской скважины в собственности АО «Транснефть-Прикамье» находятся линейные объекты – высоковольтные линии электропередач (ВЛ)- ВЛ 10 кВ. Вдоль воздушных линий электропередач установлены охранные зоны. В соответствии с п.8 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 434, в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации юридическими лицами, имеющими в собственности линейные объекты, осуществляются прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов, вырубка сильноослабленных, усыхающих сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты. Согласно п.9 Правил в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута. На основании п.11 Правил в целях использования линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью. Во исполнение п.10 Правил письмами от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ АО «Транснефть-Прикамье» уведомило Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <Адрес> об осуществлении вырубки деревьев, кустарников для эксплуатации линейного объекта: магистральный нефтепровод «ПермьПНОС», ВЛ-10 кВ, водовод в Пермском лесничестве. Таким образом, АО «Транснефть-Прикамье» осуществляло расчистку охранной зоны от лесных насаждений в установленном законом порядке. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ в возбуждении уголовного дела по заявлению заместителя старшего государственного лесного инспектора <Адрес> по факту незаконной рубки лесных насаждения на землях лесного фонда в квартале 168 выделе 50 Култаевого участкового лесничества Пермского лесничества в объеме 23,64 куб.м. на сумму 611 217 руб. отказано в связи с отсутствием состава преступления, предусмотренного ч.3 ст.260 УК РФ. При этом следователем сделан вывод о том, что АО «Транснефть-Прикамье» имело право производить рубку лесных насаждений без дополнительного согласования, уведомительный порядок был соблюден. Кроме того, административным органом при проведении проверки нарушены требования Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».

Защитники в судебном заседании доводы жалобы поддержали.

Представитель Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края в судебном заседании в удовлетворении жалобы просил отказать, указав, что АО «Транснефть-Прикамье» производилась не расчистка, а вырубка деревьев, диаметром от 20 до 50 см., возрастом более 80 лет, которая не могла быть осуществлена на основании уведомления о расчистке, при этом договор аренды лесного участка не был оформлен, лесная декларация не подавалась, фактически договор заключен уже после рубки, без природного ресурса. Расчистка молодой поросли возможна в охранной зоне линейного объекта. По факту рядом с фактически существующим объектом осуществлялась разрубка в целях строительства нового ранее не существующего объекта, для которой требуется заключение договора аренды лесного участка, оформление лесной декларации. В месте вырубки линейных объектов не было. Производилось строительство нового водовода на землях лесного фонда. У старого водовода границ отвода нет, он был выполнен в подземном исполнении. Лесонарушение выявлено в результате натурного осмотра объекта, вне рамок проверки.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, заслушав защитников, представителя административного органа, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Объектом правонарушения данной части ст. 8.28 КоАП РФ являются общественные отношения, связанные с использованием и охраной лесов. Составы правонарушений формальные, таким образом, объектную сторону образуют действия, то есть незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

В соответствии ч. 1 ст. 16 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на дату вынесения постановления) рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу).

В соответствии с частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

    В силу части 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно ст. 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 2-4 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Минприроды России от 01.12.2020 N 993, заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины (п.2).

Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков (п.3).

Заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса контракта) (п.4).

    На основании п.7 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Минприроды России от 10.07.2020 N 434, использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов <8> и после подачи лесной декларации <9>.

    В соответствии с пунктом 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» следует, что незаконной является рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

Договор аренды лесного участка или решение о предоставлении лесного участка на иных правах для заготовки древесины либо других видов использования лесов не являются достаточным правовым основанием для проведения рубок лесных насаждений. В частности, рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у такого лица отсутствуют документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы) либо были вырублены деревья, рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов или произведена с нарушением сроков.

Как следует из материалов административного дела письмами от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ АО «Транснефть-Прикамье» уведомило Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края об осуществлении вырубки деревьев, кустарников для эксплуатации линейного объекта: Магистральный нефтепровод «Пермь-ПНОС» ВЛ-10кВ, водовод в Пермском лесничестве, со ссылкой на п.10 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 434. Согласно представленной информации планировалась вырубка древесины в объеме 385 м3.

ДД.ММ.ГГГГ АО «Транснефть-Прикамье» обратилось в Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края с письмом о предварительном согласовании земельного (лесного) участка с целью получения лесного участка в аренду, для вида использования лесов: «строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов» с целью «Строительство водовода, ВЛ-10кВ с целью обустройства артезианской скважины ЛДПС «Пермь», расположенной в кварталах 167 (части выделов 56, 57), 168 (части выделов 48, 50, 51, 52, 53), 197 (части выделов 1, 2, 70) Култаевского участкового лесничества Пермского лесничества ГКУ «Управление лесничествами Пермского края» площадью 3,1312 га. В проектной документации указано, что на испрашиваемом участке требуется рубка лесных насаждений в объеме 679 м3.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края издан приказ о предварительном согласовании предоставления лесного участка из состава земель лесного фонда под объект: «Строительство водовода, ВЛ-10кВ с целью обустройства артезианской скважины ЛДПС «Пермь».

Согласно акту осмотра лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, протоколу осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ был произведен обход по периметру испрашиваемого лесного участка, установлено, что испрашиваемый участок вырублен в полном объеме, площадь не соответствует заявленной проектной документации. За пределами проектируемого участка, в выделе 50 квартала 168 Култаевского участкового лесничества Пермского лесничества выявлена незаконная рубка деревьев, осуществленная без необходимых документов, пород «ель», «пихта», «осина» общим объемом 23,64 м3, на сумму 611 217 руб. Площадь вырубки установлена заключением Приуральского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ»

Письмом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении испрашиваемого участка в аренду АО «Транснефть-Прикамье» отказано, с указанием на фактическое осуществление рубки лесных насаждений на испрашиваемом участке, несоответствие действительности сведений о количественных и качественных характеристиках участка в акте НТО, проектной документации.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении АО «Транснефть-Прикамье» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.28 КоАП РФ, ДД.ММ.ГГГГ вынесено обжалуемое постановление.

Выводы должностного лица административного органа, изложенные в оспариваемом постановлении, являются правильными, действия АО «Транснефть-Прикамье» правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и лесного законодательства.

Факт совершения административного правонарушения и виновность в его совершении АО «Транснефть-Прикамье» подтверждены совокупностью вышеуказанных доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, в том числе протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, заключением Приуральского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», справкой расчета суммы ущерба, причиненного в результате незаконной рубки, расчетом кубомассы вырубленной древесины, протоколом осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей, актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, письмом о предоставлении лесного участка в аренду с проектной документацией, схемами расположения земельного участка, сведениями ЕГРН и иными материалами дела.

Ссылку в жалобе на положения п.8-10 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 434, судья находит несостоятельной. Установлено на основании представленных материалов, что АО «Транснефть-Прикамье» осуществлялась именно разрубка в целях строительства нового линейного объекта, а не расчистка в целях эксплуатации ранее существующего объекта, которая предусматривает уведомительный порядок. Кроме того, рубка выявлена за пределами проектируемого участка.

Доводы жалобы на вынесение по данному факту постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в данном случае правового значения не имеет, поскольку обществу вменяется незаконная рубка лесных насаждений в отсутствии договора аренды лесного участка, проекта освоения лесов и лесной декларации, размер ущерба в данном случае в рамках дела об административном правонарушении не определяется.

Доводы о том, что Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского нарушены требования Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», также являются необоснованными, в данном случае поводом к возбуждению дела об административном правонарушении явилось фактическое выявление правонарушения при осмотре лесного участка.

Административное наказание назначено в размере, установленном санкцией части 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Порядок и сроки давности привлечения к административной ответственности соблюдены, оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ, в отношении АО «Транснефть-Прикамье», оставить без изменения, жалобу АО «Транснефть-Прикамье» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Копия верна.

Судья: Шпигарь Ю.Н.

12-899/2022

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Транснефть-Прикамье, АО
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Судья
Шпигарь Ю.Н.
Статьи

8.28

Дело на странице суда
lenin.perm.sudrf.ru
05.05.2022Материалы переданы в производство судье
12.05.2022Истребованы материалы
27.05.2022Поступили истребованные материалы
27.06.2022Судебное заседание
14.07.2022Судебное заседание
18.07.2022Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
20.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.09.2022Вступило в законную силу
30.09.2022Дело оформлено
30.09.2022Дело передано в архив
14.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее