УИД 69RS0008-03-2023-000016-48
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 мая 2023 года г. Тверь
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Цветкова В.В.,
судей Беляк А.С., Коровиной Е.В.,
при ведении протокола помощником судьи Михайловым И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Коровиной Е.В.,дело по апелляционной жалобе администрации Жарковского района Тверской области на решение Западнодвинского межрайонного суда Тверской области от 23 марта 2023 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Жарковского района Тверской области, действующего в защиту прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному общеобразовательному учреждению «Щучейская ООШ», администрации Жарковского района Тверской области, отделу образования администрации Жарковского района о возложении обязанности обеспечить исполнение требований по антитеррористической защищенности объекта образования удовлетворить.
Возложить на администрацию Жарковского района Тверской области (<данные изъяты>) и отдел образования администрации Жарковского района (<данные изъяты>) в срок до 01.11.2023 года обязанность обеспечить финансирование Муниципального общеобразовательного учреждения «Щучейская основная образовательная школа» на оснащение здания МОУ «Щучейская ООШ», расположенного по адресу: <адрес>, системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», на установку ограждения здания и территории МОУ «Щучейская ООШ» расположенного по адресу: <адрес>.
Возложить на муниципальное образовательное учреждение МОУ «Щучейская ООШ» (<данные изъяты>) обязанность в течение трех месяцев с момента поступления финансирования оснастить здание МОУ «Щучейская ООШ», расположенное по адресу: <адрес> системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», а также установить ограждение здания и территории МОУ «Щучейская ООШ» расположенного по адресу: <адрес>»,
установила:
Прокурор Жарковского района Тверской области обратился в суд в защиту прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к муниципальному общеобразовательному учреждению «Щучейская ООШ», администрации Жарковского района Тверской области о возложении обязанности обеспечить исполнение требований по антитеррористической защищенности объекта образования.
Требования мотивированы тем, что МОУ «Щучейская ООШ» является объектом, на который распространяются нормы Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006.
По результатам обследования, согласно Акту обследования категорирования от ДД.ММ.ГГГГ, МОУ «Щучейская ООШ» присвоена 4 категория, разработан план выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности, срок выполнения которых истек ДД.ММ.ГГГГ, однако, по состоянию на период проверки установлено, что мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности в полном объеме не исполнены ввиду отсутствия финансирования.
Проведенной в январе 2023 года проверкой установлены нарушения в отношении антитеррористической защищенности объекта образования МОУ «Щучейская ООШ» (ранее установленные проверкой, проведенной ДД.ММ.ГГГГ в МОУ «Щучейская ООШ» и не устраненные по представлению ДД.ММ.ГГГГ, которое было признано обоснованным, удовлетворено, однако в связи с отсутствием финансирования нарушения до настоящего времени не устранены):
- в нарушение п.п. «г» п. 24 Требований здание МОУ «Щучейская OOШ», расположенное по адресу: <адрес>, не оснащено системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;
- в нарушение п.п. «д» п. 24 Требований здание МОУ «Щучейская ООШ», расположенное по адресу: <адрес>, не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
- в нарушение п.п. «и» п. 24 Требований, п. 2.2.1 СП 2.4.3648-20 ограждение здания и территории МОУ «Щучейская ООШ», расположенного
адресу: <адрес>, частично отсутствует.
Таким образом, МОУ «Щучейская ООШ» и собственником имущества учреждения муниципальным образованием Жарковский район Тверской области в лице администрации Жарковского района Тверской области нарушены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий).
В связи с не включением вышеуказанных мероприятий в план мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) они подлежат незамедлительному исполнению.
Требуемое финансирование на обеспечение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта составляет № рублей, однако достоверных сведений, дающих основание полагать, что указанные мероприятия будут исполнены, в ходе проверки не представлены, поскольку, денежные средства у учреждения на указанные цели отсутствуют.
Сведений о наличии объективных причин, препятствующих реализации в полном объеме указанных мероприятий, являющимися обязательными к исполнению, в ходе проведенной прокуратурой района проверки не установлено.
Проверкой установлено, что собственных средств для выполнения данных мероприятий по антитеррористической защищенности у МОУ «Щучейская ООШ» не имеется, в связи с чем, необходимые мероприятия не исполнены.
Для выполнения указанных мероприятий необходимо финансирование, которое для устранения указанных нарушений обязан выделить, в том числе и собственник учреждения - муниципальное образование Жарковский район Тверской области в лице администрации Жарковского района Тверской области.
Таким образом, наличие указанных нарушений создает угрозу жизни и здоровью обучающихся, а также сотрудников образовательного учреждения, круг которых невозможно определить, в силу чего он является неопределенным.
Определением суда от 16 февраля 2023 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве соответчика привлечен отдел образования администрации Жарковского района Тверской области.
В судебном заседании прокурор Жарковского района Тверской области Замиралов Р.С. заявил отказ от исковых требований в части возложения на администрацию Жарковского района Тверской области обязанности в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование МОУ «Щучейская ООШ» на оборудование здания МОУ «Щучейская ООШ», расположенного по адресу: <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, а также в части возложения на МОУ «Щучейская ООШ» обязанности в течение трёх месяцев с момента поступления финансирования оборудовать здание МОУ «Щучейская ООШ», расположенное по адресу: <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. В остальной части просил исковые требования удовлетворить, установив срок по выполнению обязанности по обеспечению финансирования до 01.11.2023 года, а по оснащению системой тревожной сигнализации и установке ограждения в течении трех месяцев с момента поступления финансирования. Дополнительно пояснил, что комиссия, проводившая обследование, определяет ряд мероприятий для конкретных учреждений. В данном случае комиссия не включила в мероприятия ряд обязательных требований, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006, в связи с чем, прокурор обратился с настоящим иском.
Представитель ответчика администрации Жарковского района Тверской области - Можарова А.Н. в судебном заседании исковые требования прокурора не признала, пояснила, что для обследования учреждения была создана комиссия, которая определила необходимые мероприятия. В состав комиссии входили представители компетентных органов. Полагает, что только к полномочиям комиссии относится определение перечня мероприятий по антитеррористической защищенности учреждения.
Представитель ответчика МОУ «Щучейская ООШ» Гренкова Н.В. исковые требования признала частично, не признала в части сроков установки ограждения здания и территории школы, просила увеличить срок для исполнения требований по установке ограждения здания и территории школы, поскольку на указанные мероприятия требуются значительные средства.
Представитель ответчика отдела образования администрации Жарковского района Тверской области - Гренкова О.П. в судебном заседании исковые требования прокурора не признала в части сроков исполнения предъявленных требований по установке ограждения здания и территории школы.
Определением суда от 23 марта 2023 года принят частичный отказ прокурора Жарковского района Тверской области от исковых требований. Производство по делу по иску прокурора Жарковского района Тверской области к администрации Жарковского района Тверской области, МОУ «Щучейская ООШ», в части возложения на администрацию Жарковского района Тверской области обязанности в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование МОУ «Щучейская ООШ» на оборудование здания МОУ «Щучейская ООШ», расположенного по адресу: <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации и возложении обязанности на МОУ «Щучейская ООШ» в течение трёх месяцев с момента поступления финансирования оборудовать здание МОУ «Щучейская ООШ», расположенное по адресу: <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, прекращено.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе глава Жарковского района Тверской области Белявский А.М. просит решение суда первой инстанции отменить, считая его незаконным, не отвечающим требованиям процессуального законодательства, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указано, что к участию в деле не привлечено третье лицо, на права или обязанности по отношению к одной из сторон которого повлияет решение суда. Исковое требование касалось финансирования МОУ «Щучейская OOШ», которое осуществляется за счет средств местного бюджета муниципального образования. В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение местного бюджета находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. На территории Жарковского муниципального округа таковым является Дума Жарковского муниципального округа. В случае отсутствия на соответствующей статье расходов лимитов бюджетных обязательств, ответчик не сможет исполнить решение суда. Именно поэтому, обжалуемый судебный акт повлияет на права и обязанности Думы Жарковского муниципального округа по отношению к ответчикам.
Податель жалобы считает, что администрация Жарковского района является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку администрация не является главным распорядителем бюджетных средств по отрасли образования, следовательно, не является субъектом спорного правоотношения, не может в силу закона или договора исполнять обязанность, возложенную на администрацию обжалуемым решением.
Апеллянт полагает, что судебный акт не отвечает требованиям процессуального законодательства и законодательства об исполнительном производстве, поскольку в резолютивной части решения указано на обязанность обеспечить финансирование без указания конкретных сумм.
Также указывает, что Бюджетным кодексом Российской Федерации, решением Думы Жарковского муниципального округа от 27.12.2022 № 29 «О бюджете муниципального образования Жарковский муниципальный округ Тверской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» не предусмотрена возможность финансирования муниципального образовательного учреждения несколькими ответчиками в солидарном порядке, поскольку главным распорядителем бюджетных средств по отрасли «Образование» (код ГРБС по бюджетной классификации - 675) является отдел образования администрации Жарковского района.
Податель жалобы считает, что иск подан прокурором района в нарушение требований статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку положениями указанной нормы не предусмотрено право прокурора обращаться в суд с заявлением в защиту интересов коммерческих или некоммерческих организаций (хозяйственных обществ, учреждений, фондов, общественных объединений, политических партий и т.п.).
Из содержания искового заявления следует, что прокурор Жарковского района выступает в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, при этом под неопределенным кругом лиц выступают обучающиеся и сотрудники МОУ «Щучейская ООШ», количество которых определено: № обучающихся, № воспитанников и № работников учреждения.
Кроме того указывает, что исковое требование о финансировании МОУ «Щучейская ООШ» подано в интересах данной некоммерческой организации, в пользу которой ответчик должен совершить определенное действие, то есть МОУ «Щучейская ООШ» является по данному делу и материальным истцом, представителем которого в нарушение требований статьи 45 ГПК РФ является прокурор Жарковского района, поскольку действует от своего имени, но в чужом интересе.
И.о. прокурора Жарковского района Тверской области принесены возражения на апелляционную жалобу, в которых доводы жалобы критикуются, предлагается решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Жарковского района Тверской области – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель прокуратуры Тверской области – Обиход И.Д. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам ранее принесенных возражений на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, месте и времени рассмотрения жалобы, своих представителей не направили, об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении дела слушанием не ходатайствовали, в связи с чем, на основании ч.3 ст.167 и ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегией определено рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Учитывая приведенные положения части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, выслушав прокурора Обиход И.Д., судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ МОУ «Щучейская OOШ» является юридическим лицом, учредителем которого является администрация Жарковского района Тверской области.
Согласно Уставу МОУ «Щучейская ООШ» является некоммерческой организацией, созданной для оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органа местного самоуправления в сфере образования (п. 1.1); Учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование Жарковский район Тверской области (п. 1.5); Функции и полномочия учредителя и собственника имущества Учреждения осуществляет Администрация Жарковского района Тверской области (п. 1.6). Основной целью деятельности Учреждения является образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, начального общего и основного общего образования (п. 2.2). Имущество Учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления и является собственностью Жарковского района (п. 6.2). Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (п. 6.13).
Проведенной проверкой установлены следующие нарушения в отношении антитеррористической защищенности объекта образования - МОУ «Щучейская ООШ», которые зафиксированы в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ: в нарушение п.п. «г» п. 24 Требований здание МОУ «Щучейская ООШ», расположенное по адресу: <адрес>, не оснащено системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»; в нарушение п.п. «и» п. 24 Требований, п. 2.2.1 СП 2.4.3648-20 ограждение здания и территории МОУ «Щучейская ООШ», расположенного по адресу: <адрес>, частично отсутствует.
Разрешая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приняв во внимание, что МОУ «Щучейская ООШ» является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, то есть одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения, установив факт нарушения МОУ «Щучейская ООШ» и собственником имущества учреждения - муниципальным образованием Жарковский район Тверской области в лице администрации Жарковского района Тверской области Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской, чем поставлена под угрозу безопасность жизни и здоровья несовершеннолетних, работников образовательной организации, других посетителей, круг которых невозможно определить, пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора.
Возлагая на администрацию Жарковского района Тверской области обязанность обеспечить финансирование, суд первой инстанции исходил из того, что орган местного самоуправления, являясь субъектом антитеррористической деятельности и учредителем МОУ «Щучейская ООШ», обязан обеспечивать финансирование работ в области противодействия терроризму.
Возлагая на отдел образования администрации Жарковского района обязанность обеспечить финансирование, суд первой инстанции исходил из того, что главным распорядителем бюджетных средств по отрасли «Образование» (код ГРБС по бюджетной классификации 675) является отдел образования администрации Жарковского района.
Оснований не согласиться с такими выводами суда у судебной коллегии не имеется.
Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определено, что антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В силу положений ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в частности создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее по тексту - Требования), устанавливающие обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория).
Под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, а также иные не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере общего образования, среднего профессионального образования в качестве основного вида деятельности (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий) (п. 2 Требований).
В соответствии с п. 5 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривалось, что МОУ «Щучейская ООШ» относится к объектам четвертой категории опасности.
В силу п. 24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются в частности мероприятия: по оснащению объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии; исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 утверждены санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», устанавливающие в частности санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности.
Пунктом 2.2.1 СП 2.4.3648-20 в частности определено, что собственная территория по периметру ограждается забором.
Доказательств оснащения здания МОУ «Щучейская ООШ» системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», а также установки ограждения здания и территории МОУ «Щучейская ООШ» ответчиками не представлено.
Таким образом, вывод суда первой инстанции соответствует установленным им обстоятельствам и нормам материального права.
Доводы жалобы относительно не привлечения к участию в деле в качестве третьего лица Думы Жарковского муниципального округа, судебная коллегия отклоняет, поскольку оснований предусмотренных статьей 43 ГПК РФ для его привлечения не имеется. Нахождение в исключительной компетенции Думы Жарковского муниципального округа полномочий по утверждению местного бюджета, не свидетельствует о том, что обжалуемым судебным постановлением принято решение о правах и об обязанностях данного лица.
Вопреки доводам жалобы, ответчики не лишены возможности запросить дополнительное финансирование на выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности подведомственного образовательного учреждения в рамках бюджетных полномочий.
Доводы жалобы о том, что администрация Жарковского района является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку администрация не является главным распорядителем бюджетных средств по отрасли образования, не свидетельствует о незаконности постановленного решения.
Согласно Уставу МОУ «Щучейская ООШ» является муниципальным общеобразовательным учреждением.
В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, к каковым относится администрация Жарковского района Тверской области
С учетом изложенного, выводы суда о возложении обязанности по обеспечению финансирования МОУ «Щучейская ООШ» на оснащение здания МОУ «Щучейская ООШ» системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и на установку ограждения здания и территории МОУ «Щучейская ООШ» приведенным выше нормам материального права не противоречат.
Довод апелляционной жалобы о неисполнимости решения суда в части возложения обязанности по финансированию без указания точной суммы основан на неверном толковании норм материального права. Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. Отсутствие в решении указания на конкретную сумму финансирования в данном случае не свидетельствует о неисполнимости решения суда.
Довод жалобы о том, что иск подан прокурором района в нарушение требований статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия отклоняет, поскольку субъектный состав обучающихся в учреждении лиц и работников данного учреждения может изменяться, в связи с чем, индивидуализировать указанных лиц, не представляется объективно возможным.
В целом доводы апелляционной жалобы фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела.
Между тем, при разрешении спора судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.
Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене постановленного судом решения.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Западнодвинского межрайонного суда Тверской области от 23 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Жарковского района Тверской области – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24.05.2023 г.
Председательствующий В.В. Цветков
Судьи А.С. Беляк
Е.В. Коровина