Решение по делу № 33-311/2020 от 19.12.2019

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Ласко О.Л. Дело № 2-4298/2019

33 – 311/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 января2020 года г. Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего Крамаренко О.А.

судей Уосис И.А., Никифоровой Ю.С.

при секретаре Плотниковой Э.О.

рассмотрела в судебном заседании 29 января 2020 года апелляционную жалобу Правительства Калининградской области на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 08 октября 2019 года, которым исковые требования прокурора Центрального района г. Калининграда в интересах Зверева Ярослава Викторовича к Правительству Калининградской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда удовлетворены.

Суд постановил обязать Правительство Калининградской области предоставить Звереву Ярославу Викторовичу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам за счет средств бюджета Калининградской области.

Заслушав доклад судьи Уосис И.А., возражения Зверева Я.В. и прокурора Маркеловой Г.И., полагавших решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Центрального района г. Калининграда обратился в суд с иском в интересах Зверева Я.В., указав, что истец относится к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поскольку решением Краснознаменского районного суда Калининградской области от 28.05.1997 г. мать истца лишена родительских прав в отношении сына, а отец находился в местах лишения свободы, постановлением главы администрации Краснознаменского района Калининградской области № 250 от 16.06.1997 г. Зверев Я.В. определен в Добровольский детский дом на полное государственное обеспечение, а в дальнейшем был устроен под опеку сестры Я.А. Решением Краснознаменского районного суда Калининградской области от 22.09.2004 г. В.В. был лишен родительских прав в отношении сына Зверева Я.В. 29.08.2014 г. В.В. умер. Постановлением главы администрации муниципального образования «Краснознаменский городской округ» от 03.12.2008 г. Я.А. освобождена от обязанностей по воспитанию Зверева Я.В. с направлением его в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение, за Зверевым Я.В. сохранено право на жилую площадь по адресу: <адрес>. Постановлением главы администрации муниципального образования «Алексеевское сельское поселение» Краснознаменского муниципального района Калининградской области от 11.11.2015 г. указанное жилое помещение признано непригодным для проживания. С 11.12.2013 г. по 11.12.2014 г. Зверев Я.В. проходил срочную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.

11.01.2016 г. Зверев Я.В. обратился в министерство социальной политики Калининградской области и приказом от 22.01.2016 г. был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области. Просит обязать Правительство Калининградской области предоставить Звереву Я.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам, не ниже установленных социальных норм, за счет средств бюджета Калининградской области.

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе Правительство Калининградской области просит решение суда отменить и принять новое решение. Указывает на то, что суд неправильно установил имеющие значение для дела обстоятельства, дал неправильную оценку представленным доказательствам, неправильно применил нормы материального и процессуального права, в связи с чем, пришел к неправильным выводам.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ – с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение подлежащим оставлению без изменения.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (подп. 14.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Таким образом, по смыслу ст. 8 названного Федерального закона предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в данной правовой норме обстоятельств.

Частью 4 ст. 8 Закона Калининградской области «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что порядок предоставления жилых помещений определяется Правительством Калининградской области.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений данного закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления закона в силу, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.

В соответствии с Законом Калининградской области № 191 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Калининградской области в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда Калининградской области.

Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области является полномочием Правительства Калининградской области.

Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда осуществляется в соответствии со ст. 43-6 Закона Калининградской области «О специализированном жилищном фонде Калининградской области», которая предусматривает, что жилые помещения специализированного жилищного фонда Калининградской области предоставляются лицам, указанным в статье 43-3 настоящего Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также ранее чем по достижении ими возраста 18 лет в случае, если полная дееспособность приобретена ими до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в статье 43-3 настоящего Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В соответствии со ст. 43-7 Закона Калининградской области «О специализированном жилищном фонде Калининградской области» жилые помещения специализированного жилищного фонда Калининградской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются гражданам по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным на территории муниципального образования по месту предоставления жилого помещения.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела – истец Зверев Я.В., ДД.ММ.ГГГГ, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Краснознаменского районного суда Калининградской области от 28.05.1997 г. мать истца М.Б. лишена родительских прав в отношении сына.

Постановлением главы администрации Краснознаменского района Калининградской области № 250 от 16.06.1997 г. Зверев Я.В. был определен в Добровольский детский дом на полное государственное обеспечение.

Отец истца - В.В. решением Краснознаменского районного суда Калининградской области от 22.09.2004 г. также лишен родительских прав в отношении сына. 29.08.2014 г. В.В. умер.

Постановлением главы администрации муниципального образования «Краснознаменский городской округ» от 03.12.2008 г. Зверев Я.В. направлен в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение; за Зверевым Я.В. сохранено право на жилую площадь по адресу: <адрес>.

С учетом общей площади квартиры в размере <данные изъяты>, количества зарегистрированных в указанной квартире лиц, на каждого приходится по <данные изъяты>, что менее учетной нормы.

Постановлением главы муниципального образования администрации «Алексеевское сельское поселение» Краснознаменского муниципального района Калининградской области от 11.11.2015 г. указанное жилое помещение признано непригодным для проживания.

С 11.12.2013 г. по 11.12.2014 г. Зверев Я.В. проходил срочную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.

На основании обращения Зверева Я.В. приказом Министерства социальной политики Калининградской области № 21 от 22.01.2016 г. истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области.

Учитывая, что Зверев Я.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, постоянно проживает на территории Калининградской области, нуждается в обеспечении жилым помещением, своевременно обратился с заявлением о постановке на учет как нуждающийся в жилье, суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что он имеет право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда Калининградской области в порядке и по правилам, установленным перечисленными выше правовыми нормами, и обоснованно обязал Правительство Калининградской области предоставить ему такое жилье.

При этом судебная коллегия исходит из того, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области является полномочием Правительства Калининградской области.

Само по себе возложение на агентство по имуществу Калининградской области ст.5 Закона Калининградской области «О специализированном жилищном фонде Калининградской области» полномочий по заключению договоров найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа специализированного жилищного фонда Калининградской области в порядке, определяемом Правительством Калининградской области, не свидетельствует о наличии оснований для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения на Агентство по имуществу Калининградской области.

В соответствии с Уставом (Основным Законом) Калининградской области, введенным законом от 18.01.1996 г. N 30 Правительство Калининградской области управляет и распоряжается собственностью Калининградской области в соответствии с законами Калининградской области, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Калининградской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правительство Калининградской области наделяет полномочиями по осуществлению соответствующих функций возглавляемые им органы исполнительной власти Калининградской области.

В соответствии со ст. 11 Уставного закона Калининградской области от 12.10.2011 г. N 42 "О Правительстве Калининградской области" Правительство Калининградской области обеспечивает социальную поддержку детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей.

Как предусмотрено ст. 43-6 Закона Калининградской области «О специализированном жилищном фонде Калининградской области» в редакции Закона Калининградской области от 24.12.2018 г. N 246 - на основании решения межведомственной комиссии Калининградской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о предоставлении жилых помещений органом исполнительной власти Калининградской области, уполномоченным в сфере имущественных отношений, принимается решение о таком предоставлении и заключается договор найма жилого помещения специализированного жилого фонда Калининградской области.

Совокупный анализ приведенных правовых норм свидетельствует о том, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области является полномочием Правительства Калининградской области, а дальнейшее распределение полномочий Правительства между органами исполнительной власти, уполномоченными в сфере социальной защиты населения, в сфере имущественных отношений и другими об отсутствии оснований для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения указанной категории граждан на Правительство Калининградской области не свидетельствует.

Вынесенное по делу о толковании п.4 ст. 38 Устава (Основного Закона) Калининградской области постановление Уставного суда Калининградской области от 05.07.2019 г. оснований для выводов об отсутствии у Правительства Калининградской области полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области не содержит.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Калининграда от 08 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-311/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Зверев Ярослав Викторович
Прокурор Центрального района г. Калининграда
Ответчики
Правительство Калининградской области
Другие
Агентство по имуществу Калининградской области6
Министерство социальной политики Калининградской области
Суд
Калининградский областной суд
Судья
Уосис Ирина Александровна
Дело на странице суда
oblsud.kln.sudrf.ru
29.01.2020Судебное заседание
04.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.02.2020Передано в экспедицию
29.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее