ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 сентября 2019 года г.Ачинск Красноярского края,
ул. Дзержинского, 4
Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Киняшовой Г.А.,
при секретаре Кононюк Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Службы по государственной охране объектов культурного наследия <адрес> к Грахольской Л. В. о возложении обязанности исполнить обязательства в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
Служба по государственной охране объектов культурного наследия <адрес> обратилась в суд с иском к Грахольской Л.В. о возложении обязанности исполнить обязательства в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия, мотивируя свои требования тем, что здание, расположенное по адресу: <адрес>А, является объектом культурного наследия регионального значения «Магазины торговых рядов, кон. XIX в.», принятым на государственную охрану решением исполнительного комитета <адрес>вого Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №. Актом технического состояния объекта культурного наследия регионального значения от ДД.ММ.ГГГГ № установлено его удовлетворительное состояние. Собственником здания - объекта культурного наследия является Грахольская Л.В. Приказом службы по государственной охране объектов культурного наследия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № было утверждено охранное обязательство, в котором указаны требования к сохранению и содержанию объекта. Охранное обязательство было направлено ответчику заказным письмом ДД.ММ.ГГГГ, однако требования обязательства не исполняются до настоящего времени. В связи с чем, истец просил обязать Грахольскую Л.В. в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу исполнить обязательства в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Магазины торговых рядов, кон. XIX в.», расположенного по адресу: <адрес>А, в части осуществления следующих мероприятий (работ): 1) разработать проектную документацию для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Магазины торговых рядов, кон. XIX в.», расположенного по адресу: <адрес>А; 2) выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Магазины торговых рядов, кон. XIX в.», в соответствии с проектной документацией, требованиями ст.ст. 45, 47.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (л.д.2-6).
Представитель истца Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края, извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела (л.д.47), в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, на заявленных требованиях настаивал (л.д.49).
Ответчик Грахольская Л.В., извещенная о дне слушания дела надлежащим образом (л.д.46), в судебное заседание не явилась, об уважительности причин своей неявки суд не уведомила, об отложении слушания дела не ходатайствовала, в связи с чем дело рассмотрено в ее отсутствие, в порядке заочного судопроизводства.
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края подлежащими удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 44 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на доступ к культурным ценностям, а также обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В преамбуле Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" закреплено, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу ст. 1 названного Закона предметами регулирования настоящего Федерального закона являются, в том числе особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества.
Согласно ст. 48 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.
Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.
Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, установлен ст. 45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», согласно которой работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
Работы по реставрации выявленного объекта культурного наследия проводятся по инициативе собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия в порядке, установленном настоящей статьей.
В силу ст. 47.2 указанного Закона, требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
Согласно ст. 47.3 Закона, при содержании и использовании выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия физические или юридические лица, которым объект культурного наследия принадлежит на праве собственности, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
Как следует из материалов дела, на основании решения исполнительного комитета <адрес>вого Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № принят на государственную охрану объект культурного наследия регионального значения «Магазины торговых рядов» кон. Х1Х в., расположенный по адресу: <адрес> (на момент принятия на государственную охрану: <адрес>) (л.д.7).
Согласно акту технического состояния части объекта культурного наследия № 433 от 16 марта 2016 года установлено удовлетворительное состояние указанного объекта, что также подтверждается фототаблицами, являющимися приложениями к акту (л.д.9-10,11,12-15).
Как следует из выписки из Единого государственного реестра об объектах недвижимости, собственником указанного объекта с 07 мая 2009 года является Грахольская Л.В. (л.д.25).
На основании приказа Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края № 511 от 11 августа 2016 года утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Магазины торговых рядов» кон. Х1Х в., расположенного по адресу: <адрес>. Приказ размещен на официальном интернет – портале службы (л.д.16-22).
В охранном обязательстве указаны требования к сохранению и содержанию объекта: подготовить проектную документацию на работы по сохранению объекта; выполнить работы по сохранению объекта в соответствии с проектной документацией, статьями 45, 47.2 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации".
15 августа 2016 года в адрес Грахольской Л.В. направлена копия приказа Службы от 11 августа 2016 года об утверждении охранного обязательства в отношении объекта и копия акта технического состояния от 16 марта 2016 года объекта. В сообщении также указано об обязанности собственника ежегодно не позднее 1 июля года, следующего за отчетным, предоставлять в Службу уведомление о выполнении требований охранного обязательства (л.д.23).
До настоящего времени требования охранного обязательства ответчиком не исполняются. Указанные обстоятельства в ходе рассмотрения дела ответчиком не опровергнуты, иное судом не установлено.
С учетом изложенного, суд считает исковые требования Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края, обоснованными и подлежащими удовлетворению в вышеуказанной части.
При определении срока исполнения судебного решения, суд считает необходимым установить его до 01 октября 2020 года, полагая данный срок разумным. Предложенный истцом срок - в течение трех месяцев с даты вступления судебного решения в законную силу не будет являться достаточным для устранения нарушений.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Службы по государственной охране объектов культурного наследия <адрес> удовлетворить.
Обязать Грахольскую Л. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнить обязательства в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Магазины торговых рядов, кон. XIX в.», расположенного по адресу: <адрес>А, осуществив следующие мероприятия (работы):
разработать проектную документацию для проведения работпо сохранению объекта культурного наследия регионального значения«Магазины торговых рядов, кон. XIX в.», расположенного по адресу:<адрес>А;
выполнить работы по сохранению объекта культурного наследиярегионального значения «Магазины торговых рядов, кон. XIX в.», расположенного по адресу: <адрес>А, в соответствии с проектной документацией, с соблюдением требований ст. 45, ст. 47.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в Ачинский городской суд Красноярского края в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения, либо решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Г.А. Киняшова