Дело №
УИД 91RS0№-86
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
05 августа 2024 <адрес>
Сакский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Мазаловой М.И.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сакского межрайонного прокурора Республики Крым в интересах ФИО2 к <адрес> Республики Крым, третье лицо: Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, об обязании поставить на учет, обеспечить благоустроенным жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Сакский межрайонный прокурор Республики Крым в интересах ФИО2 обратился в суд к <адрес> Республики Крым об обязании поставить на учет, обеспечить благоустроенным жилым помещением, мотивируя свои требования следующим. В Сакскую межрайонную прокуратуру поступило обращение ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. по вопросу защиты жилищных прав. Установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является ребенком, оставшимся без попечения родителей. Заочным решением Красноперекопского районного суда Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.. Отец ФИО2 внесен в свидетельство о рождении ребенка со слов матери. <адрес>ной администрации от ДД.ММ.ГГГГ № несовершеннолетний ФИО2, 1996 г.р. определен на полное государственное учебное учреждение интернатного типа. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в администрацию <адрес> с заявлением по вопросу постановки в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями на территории муниципального образования <адрес>., по результатам рассмотрения которого ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> в адрес заявителя направлен ответ об отказе в удовлетворении требований. Основанием для отказа во включении в Список явилось то, что ФИО2 в отделе по делам детей администрации <адрес> как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья, не состоял. Достигнув возраста 23 года, ФИО2 утратил право на дополнительную социальную гарантию, предусмотренную действующим законодательством для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Основанием направления прокуратурой в суд настоящего искового заявления является выявление факта нарушения социального права лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилища, обращение лица с заявлением о представительстве интересов в суде в защиту жилищных прав.
Просит:
– обязать администрацию <адрес> Республики Крым включить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ, паспорт серии 39 14 №, выдан ДД.ММ.ГГГГ ТП УФМС России по <адрес> и <адрес> в <адрес>, код подразделения 910-028 (ИНН 910808758477), в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, на территории муниципального образования <адрес>;
– обязать администрацию <адрес> Республики Крым (ИНН 9107002769, ОГРН 1149102093612) предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ, паспорт серии 39 14 №, выдан ДД.ММ.ГГГГ ТП УФМС России по <адрес> и <адрес> в <адрес>, код подразделения 910-028 (ИНН 910808758477) благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования <адрес> Республики Крым по норме предоставления не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения, вне очереди.
Помощник прокурора ФИО5 в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в иске. Не настаивала на удовлетворении требования в части предоставлении жилого помещения вне очереди.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом.
Ответчик - <адрес>, третье лицо: Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, уведомленные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили.
Выслушав мнение помощника прокурора, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Судом установлено, что в Сакскую межрайонную прокуратуру Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ поступило обращение ФИО2 по вопросу защиты жилищных прав. Проведенной проверкой установлено, что ФИО2 является ребенком, оставшимся без попечения родителей.
Заочным решением Красноперекопского районного суда Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Отец ФИО2 внесен в свидетельство о рождении ребенка со слов матери. <адрес>ной администрации от ДД.ММ.ГГГГ № несовершеннолетний ФИО2, 1996 года рождения, определен на полное государственное учебное учреждение интернатного типа. ФИО2, 1996 г.р., как ребенок, лишенный родительского попечения, с ДД.ММ.ГГГГ являлся воспитанником РУЗ «Феодосийский детский дом МОН МС АРК», с ДД.ММ.ГГГГ зачислен РУЗ «Чернышевский детский дом МОН МС АРК».
Решением Воинского сельского совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № за несовершеннолетним ФИО2 закреплено жилое помещение в общежитии по ул. ФИО6, <адрес>. Согласно акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ № общежитие, расположенное по вышеуказанному адресу, является не пригодным для проживания. По информации администрации <адрес>ной администрации ФИО2 жилое помещение специального жилищного фонда не предоставлялось.
ФИО2 зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>, р-н Сакский, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Так, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в администрацию <адрес> с заявлением по вопросу постановки в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями на территории муниципального образования <адрес>., по результатам рассмотрения которого ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> в адрес заявителя направлен ответ об отказе в удовлетворении требований.
Основанием для отказа во включении в Список явилось то, что ФИО2 в отделе по делам детей администрации <адрес> как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья, не состоял. Достигнув возраста 23 года, ФИО2 утратил право на дополнительную социальную гарантию, предусмотренную действующим законодательством для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
В силу ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно ст.92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст.99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
В соответствии со ст.98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно п.п.1, 3, 9 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
В обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей -сирот и детей. Оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ указано, что установленное абзацем третьим пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ правовое предписание является дополнением гарантии обеспечения лиц указанной категории жилыми помещениями, а не препятствием к ее реализации по достижении данными лицами 18-летнего возраста.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ч.1 ст.2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в <адрес>», в <адрес> обеспечиваются гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики Крым, на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», путем предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путем сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Согласно ст.9 Закона Республики Крым «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в <адрес>», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе: 1) по формированию Списка, установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении; 2) по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 3) по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; 4) по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; 5) по осуществлению деятельности в части работ по ремонту жилых помещений, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Пунктом 2 постановления Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» на администрации муниципальных образований Республики Крым возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать Порядок реализации переданных государственных полномочий в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в <адрес>» в сфере сохранения права пользования и обеспечения сохранности жилых помещений, ранее занимаемых детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, установления факта невозможности проживания в ранее занимаемых помещениях лиц указанной категории, формирования специализированного жилого фонда для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по осуществлению деятельности в части работ по ремонту жилых помещений, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
В силу ч.2 ст.23 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов-Республики Крым и города федерального значения Севастополя», нормативные правовые акты Автономной Республики Крым действуют на территории Республики Крым до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым.
Согласно п.2. постановления Совета Министров Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах по защите жилищных и имущественных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым обязаны принять меры к своевременному обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым.
Таким образом, <адрес> Республики Крым является органом местного самоуправления, к полномочиям которого относится решение вопроса о предоставлении на территории района специализированных жилых помещений детям-сиротам, и в рамках предоставленных ей полномочий и обязана была предоставить ФИО2 жилое помещение для проживания, однако этого выполнено не было.
Согласно уведомления Госкомрегистра, у ФИО2 отсутствует в собственности недвижимое имущество.
Федеральным законом N 15-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ признан утратившим силу пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривавший право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, при этом Федеральным законом N 15-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ Жилищный кодекс Российской Федерации дополнен статьёй 109.1, из которой следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что с ДД.ММ.ГГГГ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, с ДД.ММ.ГГГГ порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями не предусматривает внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Жилое помещение специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно.
Финансирование расходов на проведен мероприятий по предоставлению жилых помещений детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в исключительно пределах средств, поступивших в бюджет Республики Крым на год из федерального бюджета.
Судом установлено, Сакской межрайонной прокуратурой Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
В ответе <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ указано, что Администрация полагает невозможным отнести ФИО2 к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а поскольку доказательства наличия оснований у ФИО2 быть включенным в Список, и не реализовавшего свое право, представлены не были, рассматривать вопрос о включении его в Список в настоящее время - нецелесообразно.
Суд с доводами Администрации не соглашается по следующим основаниям.
Согласно Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 397 установлен порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее соответственно - список, дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет).
В случае если в отношении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, которые включены в список, имеется вступившее в законную силу решение суда об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, в список включается соответствующая информация на основании заверенной в установленном порядке копии решения суда, представленной в уполномоченный орган заявителем (представителем заявителя), без учета срока, предусмотренного пунктом 16 настоящих Правил( п.15).
В соответствии с ч. 1 п. 8 ст. 92 ЖК РФ в число видов жилых помещений специализированного жилищного фонда включен такой вид, как жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а положение ч. 5 ст. 103 ЖК РФ устанавливает запрет на выселение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых нарушенных, или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
ФИО2, будучи зарегистрированным по месту пребывания по адресу: <адрес>, обратился в прокуратуру с заявлением ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается материалами гражданского дела.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" по заявлению в письменной форме лиц, претендующих на получение жилья и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По настоящее время в нарушение требований ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» администрация <адрес> лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ФИО2 не предоставлено благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу Федерального закона № 159-ФЗ дети-сироты после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ снимаются с полного государственного обеспечения и, следовательно, должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Суд приходит к выводу, что обеспечение жилым помещением истца не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий (выделение субвенций, наличие высокодотационного бюджета МО <адрес> Республики Крым и т.д.), и возлагает обязанность на <адрес> Республики Крым включить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, на территории муниципального образования <адрес>, а также предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования <адрес> Республики Крым по норме предоставления не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения.
Суд, руководствуясь положениями ст.103 ГПК РФ, взыскивает с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.00 коп..
Руководствуясь ст.ст.194-198, 320, 321 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Сакского межрайонного прокурора Республики Крым в интересах ФИО2 удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес> Республики Крым включить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, на территории муниципального образования <адрес>.
Обязать <адрес> Республики Крым предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования <адрес> Республики Крым по норме предоставления не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения.
Взыскать с <адрес> Республики Крым государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 600 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Сакский районный суд Республики Крым.
Судья М.И. Мазалова