Дело № 2-3149/21г.
Решение
Именем Российской Федерации
13 августа 2021г. г. Махачкала.
Судья Ленинского районного суда г. Махачкала Магомедрасулов Б.М.,
при секретаре Сотеевой Б.У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску зам. прокурора г.Махачкалы к Администрации ГОсВД «город Махачкала», МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Махачкалы» и МБУ «Махачкала-1» о признании незаконным бездействие и обязании устранить нарушения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов,
установил:
Зам.прокурора <адрес> обратился в суд с административным иском к Администрации ГОсВД «<адрес>», МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства <адрес>» и МБУ «Махачкала-1» о признании незаконным бездействие выразившееся невыполнении мероприятий по обустройству в соответствии с требованиями законодательства о социальной защите инвалидов, а именно не обустройстве съезда с тротуара на проезжую часть на пересечение улиц Дзержинского и Коркмасова, <адрес> и обязать устранить нарушения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов.
В обоснование иска указал, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты прав маломобильных групп населения.
Установлено, на пересечение улиц Дзержинского и Коркмасова <адрес>, съезда с тротуара (бортик пандуса)на проезжую часть превышает допустимый перепад высоты 0.015м. и фактически 7.5 см., что не соответствует требованиям пунктов 5.1.8,ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ Свода правил 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2011 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее- СП 59.13330.2016), утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №/пр.
В силу требований пункта 5.1.8 СП 59.13330.2016 при устройстве съездов с тротуара на транспортный проезд уклон должен быть не более 1:12, а около здания и в затесненных местах допускается увеличивать продольный уклон до 1:10 на протяжении не более 10 м. Бордюрные пандусы на пешеходных переходах должны полностью располагаться в пределах зоны, предназначенной для пешеходов, и не должны выступать на проезжую часть. Перепад высот в местах съезда на проезжую част не должен превышать 0,015 м.
Пунктом ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2016 предусмотрено обустройство покрытия пешеходных дорожек, тротуаров и пандусов из твердых материалов, ровным шероховатым, без зазоров, не создающим вибрацию при движении, а таки предотвращающим скольжение, т.е. сохраняющим крепкое сцепление подошв обуви, опор вспомогательных средств хождения и колес кресла-коляски сырости и снеге.
Несоответствие съезда с тротуара на проезжую часть на пересечение улиц Дзержинского и Коркмасова, Махачкалы также подтверждается актом о выявленных недостатках эксплуатационном состоянии дороги (улицы) от ДД.ММ.ГГГГ, составленным государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД РФ по Махачкале ФИО3 по результатам обследования вышеуказанного участка улично-дорожной сети.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-( «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - ФЗ № социальная защита инвалидов включает в себя систему гарантированна государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу требований статьи 15 ФЗ №, регламентирующей обязанность обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной транспортной инфраструктурам, органы местного самоуправления обеспечивает инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников) в том числе возможностью самостоятельного передвижения территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной транспортной инфраструктур, входа в объекты и выхода из них, посадки транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла- коляски.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений без приспособления для беспрепятственного доступа инвалидов не допускаются.
Согласно статье 45.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правила благоустройства территории муниципального образования утвержденные представительным органом соответствующего муниципального образования, регулируют в том числе вопросы обустройства территории муниципального образования с учетом обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения.
Статьей 8.13 Правил благоустройства территории городского округа внутригородским делением «<адрес>», утвержденных решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «гор Махачкала» от ДД.ММ.ГГГГ №, установлены особые требования к доступное городской среды, а именно, необходимость обеспечения доступности жилищной среды, улиц и дорог города для пожилых лиц и инвалидов, оснащение элементами и техническими средствами, способствующими передвижения престарелых и инвалидов.
Пунктом 9 статьи 6.1 Устава городского округа с внутригородского делением «<адрес>» предусмотрено осуществление благоустройства территории <адрес> в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения.
Решением Собрания депутатов городского округа с внутригородского делением «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства <адрес>», соответствие с которым Управление является отраслевым орган администрации <адрес>, в функциональные обязанности которого входит в том числе организация благоустройства территории общего пользования <адрес>.
Полномочия по оказанию услуг в сфере благоустройства и дорожной деятельности переданы постановлением главы <адрес> от 17.04,2019 № «Об организации деятельности муниципального бюджетного учреждения «Махачкала-1» МБУ «Махачкала-1», функции и полномочия учредителя которого от имени администрации города осуществляет МКУ «Управление жилищного коммунального хозяйства <адрес>».
Помощник прокурора <адрес> ФИО4, в судебном заседании поддержал исковые требования и просил удовлетворить по указанным в заявлении основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика администрации <адрес> – ФИО5 иск не признал, указав при этом, что администрация <адрес> является ненадлежащим ответчиком. Данная деятельность входит в обязанность МКУ ЖКХ <адрес> и МБУ «Махачкала-1». Факт наличия выявленных нарушений не отрицал.
В судебном заседании представитель ответчика МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства <адрес>» - ФИО7, исковые требования не признал, указав при этом, что муниципальным заданием обязательства по обустройству улиц возложена на МБУ «Махачкала-1». Факт наличия указанных нарушений не отрицал.
Представитель МБУ «Махачкала-1» ФИО6 в удовлетворении иска просил отказать и пояснил, что МБУ «Махачкала-1» работает по муниципальному заданию, утвержденному приказом МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства». В задании им не вменено обустройство улиц пандусами съездами с тротуаров на проезжую часть для маломобильных групп населения.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
Установлено в суде и не оспаривалось сторонами, что отсутствует пандус съезда с тротуара на проезжую часть на пересечение улиц Дзержинского и Коркмасова <адрес> не соответствует требованиям пунктов 5.1.8,ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ Свода правил 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2011 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее- СП 59.13330.2016), утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №/пр.
Данное обстоятельство не оспаривали и ответчики.
Согласно части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В силу пункта ДД.ММ.ГГГГ Свода правил СП 140.13330.2012 "Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения", утвержденных приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ N 122/ГС, в наземных переходах рекомендуется предусматривать съезды, пандусы, установку низкого бордюрного камня и рельефного предупреждающего покрытия в пределах тротуара, при необходимости устраивать специальное ограждение.
На основании пункта 7.4.3 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 613, обязательный перечень элементов благоустройства наземных пешеходных переходов обычно включает: дорожную разметку, пандусы для съезда с уровня тротуара на уровень проезжей части, осветительное оборудование.
В подпункте "б" статьи 6.1.2 Отраслевого дорожного методического документа ОДМ 2ДД.ММ.ГГГГ-2011 "Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства", изданного на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от ДД.ММ.ГГГГ N 758-р, изданного на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от ДД.ММ.ГГГГ N 758-р "Об издании и применении ОДМ 2ДД.ММ.ГГГГ-2011 "Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства", сказано, что обустройство всех пешеходных переходов, независимо от их вида и типа, необходимо осуществлять с учетом обеспечения доступности, в том числе, для людей, передвигающихся при помощи вспомогательных опор на колесах, в кресле-коляске, с детскими колясками и тележками, рекомендуется применение на границе тротуара или пешеходной дорожки с пешеходным переходом пандусов или исполнение всего пешеходного перехода или его отдельных полос в одном уровне с тротуаром или проезжей частью автомобильной дороги.
Согласно ст. 2, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
В соответствии ст. 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);
3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;
8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, предоставляющими услуги населению, в пределах установленных полномочий осуществляется инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Статьей 13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:
1) осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;
6) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии ч.3. ст.15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 24 указанного выше Федерального закона права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
В силу ст. 5 Федерального закона N 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения, материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
Пунктом 4 ст. 6 Федерального закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документом, возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Требования к состоянию дорог нормативно закреплены Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ N 1245-ст, которым утвержден и введен в действие "ФИО8 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля".
Согласно п. 5.2.4 ФИО8 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
В соответствии с п. 4.5.1.1 ФИО8 52766-2007 тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердыми покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах 1 - 3 категории по ФИО8 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов.
В силу п. 4.5.1.3 ФИО8 52766-2007 тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ помощника прокурора <адрес> следует, что в рамках проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения установлено, что высота края съезда бортика пандуса с тротуара на проезжую часть на пересечение улиц Дзержинского и Коркмасова <адрес> не соответствует требованиям ГОСТ.
Актом от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по <адрес> лейтенантом полиции – ФИО3, установлено, что в нарушении п.ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2016 свод правил. <адрес> съезда бортика пандуса-7.5 см.
Факт несоответствия состояния проезжей части на указанной выше улице установленным требованиям подтверждается приложенным к иску фотографией и в суде не оспаривалось.
Материалами дела установлено, что решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ N 27-5 утверждено положение о МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства <адрес>», согласно которому управление является отраслевым подразделением администрации <адрес> и обеспечивает осуществление полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Принимая во внимание, что дорожная деятельность, под которой понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог отнесена к вопросам местного значения, установив нарушения, угрожающие безопасности дорожного движения, суд приходит к выводу о том, что со стороны администрация <адрес> и МКУ «УЖКХ» имеет место ненадлежащее исполнение полномочий по организации обеспечения безопасности дорожного движения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости исковые требования удовлетворить частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать незаконным бездействие Администрации городского округа внутригородским делением «<адрес>» и МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства <адрес>» в невыполнении мероприятий по обустройству съезда с тротуара на проезжую часть на пересечение улиц Дзержинского и Коркмасова <адрес> в соответствии со Сводом правил 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №\пр. и обязать обустроит съезда с тротуара на проезжую часть по указанному адресу в соответствии со Сводом правил 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №/пр.
В удовлетворении исковых требований к МБУ «Махачкала-1», отказать.
Резолютивная часть решения вынесена ДД.ММ.ГГГГг.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня вынесения.
Судья Магомедрасулов Б.М.