Дело № 2-1187/2024
УИД 60RS0001-01-2023-011201-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 апреля 2024 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Фишовой О.С.
при секретаре Кузьминой И.Г.
с участием истца ФИО
представителя ответчика Хурват Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО к Управлению Федеральной налоговой службы по Псковской области о взыскании задолженности по выплате компенсации за неиспользованный отпуск, задолженности по выплате отпускных, денежной компенсации за нарушение сроков выплаты отпускных и выплаты при увольнении, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО обратилась в суд с иском к УФНС по Псковской области о взыскании задолженности по выплате компенсации за неиспользованный отпуск, задолженности по выплате отпускных, денежной компенсации за нарушение сроков выплаты отпускных и выплаты при увольнении, компенсации морального вреда, в обоснование указав, что с ДД.ММ.ГГГГ проходила государственную гражданскую службу в Инспекции в различных должностях. ДД.ММ.ГГГГ уволена по основанию пункта 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» по своей инициативе. При увольнении ей выплачена компенсация за неиспользованный отпуск, при расчете которой представитель нанимателя не учел полученные ею средства материального стимулирования, по причине чего компенсация ей выплачена в меньшем размере. В этой связи, считая свои трудовые права нарушенными, просила взыскать с ответчика компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 2 694,41 руб., компенсацию по выплате отпускных за период нахождения в отпусках в размере 32 596,85 руб., денежную компенсацию за нарушение сроков выплаты отпускных и выплаты при увольнении в размере 5 686,53 руб. и денежную компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечена ФНС России.
В судебном заседании истец ФИО исковые требования поддержала в полном объеме, в обоснование требований привела доводы, изложенные в иске. С представленным стороной ответчика расчетом компенсации согласилась.
Представитель ответчика УФНС по Псковской области Хурват Н.А. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в представленных письменных возрождениях. Указала, что истцом неправильно произведен расчет оплаты отпуска за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица ФНС России в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
В силу пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Согласно части 5 статьи 36 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в последний день исполнения гражданским служащим должностных обязанностей представитель нанимателя по письменному заявлению гражданского служащего обязан выдать гражданскому служащему трудовую книжку или предоставить сведения о трудовой деятельности за период прохождения гражданской службы в соответствующем государственном органе, выдать другие документы, связанные с гражданской службой и пенсионным обеспечением, и произвести с ним окончательный расчет.
В соответствии с частью 13 статьи 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при прекращении служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Согласно части 2 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации») денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным ом гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад того денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО проходила государственную гражданскую службу в должности главного государственного налогового инспектора в отделе налогообложения юридических лиц, заместителя начальника отдела контрольной работы, главного государственного налогового инспектора контрольного отдела, заместителя начальника контрольного отдела, заместителя начальника отдела урегулирования задолженности, а также, после реорганизации, главного государственного налогового инспектора отдела проектного управления долгом в УФНС по Псковской области.
Приказом УФНС по Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ № № служебный контракт с истцом расторгнут по основанию пункта 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» по инициативе ФИО
В соответствии с пунктом 2 раздела I служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ № № ответчик обязался своевременно и в полном объеме выплачивать истцу денежное содержание в соответствии с законодательством Российской Федерации «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и указанными служебными контрактами.
В период службы ФИО выплачивались премии, суммы которых не были учтены при расчете размера ее денежного содержания в целях определения вышеназванных компенсаций, а также при выплате денежного содержания за период пребывания в отпусках.
Указанные премии выплачивались на основании изданных приказов УФНС по Псковской области о выплате премии за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных на материальное стимулирование федеральных государственных служащих сверх установленного фонда оплаты труда.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращение должностей федеральной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, утвержденными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 (действовавшим до 01.01.2023) и от 11.04.2022 №554 (далее - Правила).
Пунктом 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 562, и пунктом 8 Правил, утвержденных Правилами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 554, при исчислении денежного держания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В силу статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями гражданской службы, составляют фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа.
При формировании фондов оплаты труда гражданских служащих государственных органов предусматриваются средства для осуществления выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Фонды оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов и фонды оплаты труда гражданских служащих субъектов Российской Федерации формируются за счет средств соответствующих бюджетов, предусмотренных для финансирования обеспечения выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, а также для финансового обеспечения: выплаты районного коэффициента в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно; выплаты в отдельных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации соответственно; иных выплат, установленных Федеральным законом № 79-ФЗ и нормативными актами субъектов Российской Федерации.Порядок формирования фондов оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов, предусматривающий количество должностных окладов (в расчете на год) для определения суммы средств, направляемых на осуществление выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В государственных органах, в которых оплата труда гражданских служащих производится в соответствии с частью 14 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», фонд соответствующая часть фонда) оплаты труда гражданских служащих формируется на основе показателей эффективности и результативности деятельности государственного органа.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Таким образом, на основании вышеизложенного следует, что фонд оплаты труда генерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
По смыслу разъяснений, изложенных в письмах Минфина Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482 и Минтруда и социальной защиты от 22.03.2019 № 18-4/10/В-2197 следует, что дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства.
Таким образом, материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, а, соответственно, суммы материального стимулирования, выплаченные истцу в период службы в соответствии с приказами ответчика, должны учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсаций при увольнении и за неиспользованный отпуск.
Согласно статье 73 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом № 79-ФЗ.
Статьей 11 Трудового кодекса РФ также установлено, что на государственных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе.
Из приведенных нормативных положений следует, что действие трудового законодательства распространяется на отношения, связанные с государственной гражданской службой, только в части, не урегулированной специальным законодательством.
В Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» понятие система оплаты труда отсутствует, не дано определение средней заработной платы и не урегулирован порядок выплат отпускных, следовательно, необходимо руководствоваться статьями 135, 139 Трудового кодекса РФ.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 135 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Порядок исчисления средней заработной платы установлен Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 № 922.
Согласно пункту 2 вышеуказанного Положения для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.
Изложенное означает, что другие выплаты гражданским служащим производятся помимо денежного содержания (оклада денежного содержания и дополнительных выплат), но поскольку их выплата предусмотрена законом, то они включаются в систему оплаты труда.
Согласно абзацу 2 статьи 139 Трудового кодекса РФ, с учетом разъяснений, содержащихся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
При таких обстоятельствах с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация за неиспользованные дни отпуска при увольнении в размере 2 694, 41 руб., исходя из представленного истцом расчета, а также задолженность по выплате отпускных за период нахождения в отпусках в общем размере 31 382,17 руб. (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 6 797,01; за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 528,79 (с учетом расчета ответчика); за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 402,76; за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 9 577,30 руб.; за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 746,38).
Доказательств выплаты указанных сумм истцу ответчиком не представлено.
Статьей 236 Трудового кодекса РФ установлена обязанность работодателя в случае нарушения срока выплаты полагавшихся работнику при увольнении выплат, выплатить причитающиеся работнику денежные средства с процентами (денежная компенсация) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день просрочки.
В нарушение указанных норм закона ответчик не выплатил истцу в установленные сроки вышеуказанные денежные суммы, в связи с чем указанное обстоятельство свидетельствует об обоснованности заявленного требования о взыскании компенсации за нарушение срока выплаты полагавшихся при увольнении денежных сумм, которое также подлежит удовлетворению.
При таком положении суд взыскивает с ответчика компенсацию за нарушение срока выплаты отпускных при увольнении в размере 5 528,69 руб. (учитывая расчет ответчика).
В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что суд вправе удовлетворить требования работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства нашло подтверждение нарушение работодателем трудовых прав истца, его требование о компенсации морального вреда подлежит удовлетворению.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию денежная компенсация морального вреда в размере 2 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО к Управлению Федеральной налоговой службы по Псковской области о взыскании задолженности по выплате компенсации за неиспользованный отпуск, задолженности по выплате отпускных, денежной компенсации за нарушение сроков выплаты отпускных и выплаты при увольнении, компенсации морального вреда, удовлетворить.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Псковской области (ИНН №) в пользу ФИО (паспорт №) компенсацию за неиспользованные дни отпуска при увольнении в размере 2 694, 41 руб.; задолженность по выплате отпускных за период нахождения в отпусках в общем размере 31 382,17 руб. (с удержанием НДФЛ при выплате); компенсацию за нарушение срока выплаты отпускных при увольнении в размере 5 528,69 руб., а также компенсацию морального вреда в размере 2 000 руб.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.С. Фишова
Мотивированное решение изготовлено 11 апреля 2024 года.