Решение по делу № 33-2754/2021 от 15.09.2021

Судья Роговая Т.В.

№ 33-2754-2021

УИД 51RS0021-01-2021-001687-05

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

13 октября 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Морозовой И.Ю.

судей

Муравьевой Е.А.

Венедиктова А.А.

при секретаре

Таушанковой Н.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1527/2021 по исковому заявлению Ракштелиса Артура Франисовича к Комитету имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск о понуждении к заключению договора социального найма

по апелляционной жалобе представителя Ракштелиса Артура Франисовича - Шеина Ивана Михайловича - на решение Североморского районного суда Мурманской области от 15 июля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Муравьевой Е.А., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Ракштелис А.Ф. обратился в суд с иском к Комитету имущественных отношений ЗАТО г. Североморск (далее - КИО администрации ЗАТО г. Североморска) о понуждении к заключению договора социального найма.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в период прохождения военной службы в соответствии со служебным ордером * от 27 ноября 1990 года, выданным исполнительным комитетом городского Совета народных депутатов, Ракштелису Франису Иозо на состав семьи из четырех человек (включая супругу и двух детей, в том числе Ракштелиса А.Ф.) была предоставлена квартира по адресу: ЗАТО ....

4 августа 1992 года спорное жилое помещение передано в муниципальную собственность ЗАТО г. Североморск.

19 декабря 2013 года с Ракштелисом Ф.И. заключен договор найма служебного жилого помещения в отношении указанной квартиры, на состав семьи – сын Ракштелиса А.Ф. и внучки Ракштелис Т.А.

1 ноября 2016 года наниматель жилого помещения Ракштелис Ф.И. умер, по настоящее время в жилом помещении проживает только сын нанимателя Ракштелис А.Ф.

С целью заключения с ним договора социального найма жилого помещения, Ракштелис А.Ф. обратился в КИО администрации ЗАТО г. Североморск с соответствующим заявлением, в удовлетворении которого ему было отказано.

Ссылаясь на то, что спорное жилое помещение после передачи его в муниципальную собственность утратило статус служебного, учитывая, что с момента увольнения с военной службы какого-либо жилищного обеспечения его отец не получал, истец просил возложить на КИО администрации ЗАТО г. Североморска обязанность заключить с ним договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: Мурманская область, ЗАТО ....

Судом принято решение, которым исковые требования Ракштелис А.Ф. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе представитель Ракштелиса А.Ф. – Шеин И.М. - просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым иск удовлетворить.

В обоснование жалобы, ссылаясь на положения статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», правовую позицию, изложенную в пункте 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 7 июня 2006 года, полагает, что после передачи жилого помещения в муниципальную собственность оно утратило свой статус служебного помещения, вследствие чего к нему должен применяться режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель КИО администрации ЗАТО г. Североморск Ватлина А.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец Ракштелис А.Ф., являющийся также представителем третьего лица – несовершеннолетней Ракштелис Т.А., представитель ответчика Комитета имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск, извещенные о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка не препятствует рассмотрению дела.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия оснований к отмене или изменению постановленного по делу решения по доводам апелляционной жалобы не находит.

Статья 40 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на жилище и недопустимость произвольного лишения кого-либо жилища.

Согласно пункту 3 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно пункту 1 статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

В силу статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом, в том числе и путем признания жилищного права.

К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения (пункт 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в орган государственной власти или органа местного самоуправления.

В силу статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств.

В соответствии со статьей 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

В силу статьи 105 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

С принятием Жилищного кодекса Российской Федерации и введением его в действие с 1 марта 2005 года служебные жилые помещения в силу пункта 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

В целях улучшения жилищных условий военнослужащих, освобождения закрытых военных городков от лиц, утративших связь с Вооруженными Силами СССР и органами Комитета государственной безопасности СССР, а также для упорядочения обеспечения жилой площадью прапорщиков, мичманов и военнослужащих срочной службы ЦК КПСС и Совета Министров СССР было принято постановление от 08 декабря 1980 года *, во исполнение которого Министром обороны СССР издан приказ от 23 декабря 1980 года *, в соответствии с которыми прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы на первые пять лет службы предоставляются общежития или служебная площадь. В течение этого срока за ними сохраняется право на жилую площадь, которую они занимали до поступления на военную службу. При продолжении ими военной службы свыше пяти лет обеспечение указанных военнослужащих производится по месту их службы на общих основаниях.

Как установлено судом, и подтверждается материалами дела, 27 ноября 1990 года Ракштелису Ф.О. как военнослужащему войсковой части 72191, на основании служебного ордера *, выданного решением исполнительного комитета Североморского городского Совета народных депутатов от 12 ноября 1990 года *, предоставлена на состав семьи из четырех человек, включая сына Ракштелиса А.Ф., служебная двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: Мурманская ....

Из представленной копии военного билета Ракштелиса Ф.И. усматривается, что с _ _ он проходил военную службу, уволен в запас по сокращению штатов в звании «мичман, поставлен на воинский учет в Североморском ГВК _ _ .

Согласно справке формы 9 и копии поквартирной карточки, на имя нанимателя Ракштелиса Ф.И. открыт лицевой счет, наниматель и члены его семьи, в том числе сын Ракштелис А.Ф., вселены в жилое помещение * ... Мурманской области и зарегистрированы по месту жительства с 4 января 1991 года. Впоследствии супруга нанимателя Ракштелис Т.В. снята с регистрационного учета по запросу в ... 27 декабря 1994 года, сын Миронов В.Ю. – в ... 1 февраля 1994 года; в период с 2009 года по 2014 год в квартире имела регистрацию внучка нанимателя (дочь истца) – Ракштелис Т.А., которая снята с регистрации в ...

19 декабря 2013 года между Комитетом по развития городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск (на который ранее возлагались обязанности по заключению договоров найма, до передачи этих функций Комитету имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск) (наймодатель) и Ракштелисом Ф.И. (нанимателем) заключен договор найма служебного жилого помещения * от 19 декабря 2013 года, согласно которому нанимателю и членам его семьи передается за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из двухкомнатной квартиры, расположенное по адресу: ..., для временного проживания в нем. В качестве членов семьи, вселяемых в жилое помещение, указаны сын Ракштелис А.Ф. и внучка Ракштелис Т.А.

Ракштелис Ф.О. умер _ _ .

В марте 2021 года истец Ракштелис А.Ф. обратился в Комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск с письменным заявлением о заключении договора социального найма на занимаемое жилое помещение по вышеуказанному адресу, без приложения каких-либо документов, в том числе копии ордера на жилое помещение.

Письмом Комитета имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморска Мурманской области * от 13 апреля 2021 года, направленного в адрес Ракштелис А.Ф., разъяснен порядок заключения договора социального найма в соответствии с Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Заключение (изменение, расторжение) договоров социального найма жилых помещений, договоров коммерческого найма специализированных жилых помещений, договоров коммерческого найма жилых помещений», утвержденным постановлением администрации ЗАТО г. Североморск от 20 июля 2016 года *.

Истец, расценив указанный ответ Комитета имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск Мурманской области как отказ в заключении договора социального найма, обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса РСФСР, Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, принятых Верховным Советом СССР 24 июня 1981 года, исследовав вопрос о статусе спорного жилого помещения на момент его предоставления нанимателю Ракштелису Ф.О., пришел к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения заявленных Ракштелисом А.Ф. требований к Комитету имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморска Мурманской области о понуждении к заключению договора социального найма не имеется.

Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с указанным выводом суда первой инстанции, принимая во внимание следующее.

В соответствии со статьей 23 Закона РСФСР от 24 декабря 1990 года № 443-1 «О собственности в РСФСР» (утратившего силу в связи с принятием Федерального закона от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ) в муниципальной собственности района, города и входящих в них административно - территориальных образований находятся имущество местных органов государственной власти и местного самоуправления, средства местного бюджета и внебюджетных фондов, жилищный фонд, нежилые помещения в домах жилищного фонда, объекты инженерной инфраструктуры (сооружения и сети водопроводно-канализационного хозяйства, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, городского электрического транспорта, объекты внешнего благоустройства) и другие объекты, непосредственно осуществляющие коммунальное обслуживание потребителей и находящиеся на территории Советов народных депутатов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о местном самоуправлении.

Согласно пункту 1 приложения № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объектами, относящимся к муниципальной собственности, являются объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, в том числе жилищный фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), а также жилищно-эксплуатационные предприятия обслуживающие объекты, перечисленные в данном приложении.

Исходя из анализа приведенных норм жилищного права, признаком служебного жилого помещения (до 1 марта 2005 года) являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение.

Как правильно установил суд, решением Исполнительного комитета Североморского городского Совета народных депутатов Мурманской области от 31 августа 1990 года * утвержден акт Государственной комиссии по объекту * квартирного жилого дома по ...; постановлено производить заселение дома до 30 сентября 1990 года, присвоить вновь введенному дому почтовый адрес: ...; вновь введенный жилой дом передать в эксплуатацию Производственному предприятию жилищно-коммунального хозяйства (л.д. 88).

При этом из технического паспорта на жилой дом и земельный участок по ... *, составленного по состоянию на 15 апреля 1990 года, усматривается, что в разделе 1 «Владение строениями на участке» имеется отметка о принадлежности дома Производственному предприятию жилищно-коммунального хозяйства. Иных отметок о владельцах жилого дома в техническом паспорте не содержится (л.д. 93).

12 ноября 1990 года решением исполнительного комитета Североморского городского Совета народных депутатов Мурманской области *, на основании ходатайства 1973 ОМИС, жилое помещение – двухкомнатная ..., расположенная по адресу: ..., площадью 27,1 кв.м, отнесена к категории служебного жилья, для военнослужащих, проходящих службу первые пять лет, а также для военнослужащих, имеющих бронированную жилую площадь за пределами СФ (л.д. 90).

Выпиской из реестра муниципального имущества ЗАТО г. Североморск от 2 июня 2021 года * подтверждается, что спорное жилое помещение внесено в реестр муниципального имущества ЗАТО города Североморск, находится в собственности муниципального образования ЗАТО города Североморск на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года *, решения Малого Совета Североморского городского Совета народных депутатов Мурманской области * от 25 марта 1992 года, решения Малого Совета Мурманской области Совета народных депутатов * от 4 августа 1992 года (л.д.57).

Уполномоченным органом администрации ЗАТО г. Североморск Мурманской области по управлению и распоряжению муниципальной собственностью ЗАТО г. Североморск является Комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск Мурманской области, который в соответствии с Положением о Комитете имущественных администрации ЗАТО г. Североморск, утвержденным решением Советов депутатов ЗАТО г. Североморск от 27 октября 2020 года *, осуществляет контроль за использованием и сохранностью муниципального имущества, обеспечивает защиту имущественных прав и интересов муниципального образования ЗАТО г. Североморск Мурманской области в соответствии с Уставом муниципального образования, действующим законодательством Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления ЗАТО г. Североморск Мурманской области; от имени муниципального образования выступает собственником муниципального имущества; заключает от имени муниципального образования договоры социального найма, договоры найма специализированного жилого помещения и прочее.

Установив, что спорная квартира изначально была отнесена к числу служебных в соответствии с действующим на тот момент жилищным законодательством, уполномоченным на то органом и в установленном порядке, впоследствии передана в пользование Ракштелис Ф.О. и членам его семьи в качестве служебного жилого помещения; при этом собственник жилого помещения в лице его уполномоченного органа в сфере жилищных правоотношений не принимал решения об исключении жилого помещения из числа служебных, спорная квартира к ведомственному жилищному фонду не относилась, равно как и не передавалась из какого-либо ведомства в муниципальную собственность в 1992 году, и право муниципальной собственности на жилое помещение возникло вследствие изменения законодательства и разграничения государственной и муниципальной собственности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных Ракштелис А.Ф. требований.

Доказательств, свидетельствующих о том, что спорное жилое помещение в установленном порядке исключено из категории специализированного жилищного фонда, переведено в фонд социального использования не имеется.

Довод апелляционной жалобы о том, что жилое помещение утратило статус служебного жилого помещения в связи с принятием и введением в действие с 1 марта 2005 года Жилищного кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ, в статье 7 которого установлено, что передача специализированного жилого помещения из государственной собственности в муниципальную влечет изменение правового статуса жилого помещения и распространение на него правового режима жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, несостоятелен, поскольку, как верно указано судом первой инстанции, в материалах дела отсутствуют доказательства, что жилое помещение было закреплено за государственным или муниципальным предприятием или учреждением на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, предоставлено отцу истца в связи с наличием трудовых отношений с данными предприятиями (учреждениями), а впоследствии передано в собственность муниципального образования, что влечет изменение правового статуса жилого помещения (утрату им статуса служебного жилого помещения).

При указанных обстоятельствах вывод суда об отсутствии оснований для признания истца нанимателем спорного жилого помещения на условиях социального найма и понуждении Комитета имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморска к заключению договора социального найма спорной квартиры представляется законным и обоснованным.

Выводы суда первой инстанции по обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения исковых требований, подробно мотивированы, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют представленным по делу доказательствам, которым судом дана оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы по существу сводятся к несогласию с произведенной судом оценкой доказательств, не содержат фактов, которые не были проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела.

Нарушений норм процессуального права, влекущих в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену решения, судом не допущено.

При таком положении судебная коллегия оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению решения суда, в том числе и по мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, не находит.

Руководствуясь статьями 327, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Североморского районного суда Мурманской области от 15 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Ракштелиса Артура Франисовича - Шеина Ивана Михайловича – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-2754/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Ракштелис Артур Франисович
Ответчики
Комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г.Североморск
Другие
Шеин Иван Михайлович
Строков Роберт Робертович
Суд
Мурманский областной суд
Судья
Муравьева Елена Андреевна
Дело на странице суда
oblsud.mrm.sudrf.ru
17.09.2021Передача дела судье
13.10.2021Судебное заседание
12.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.11.2021Передано в экспедицию
13.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее