Решение по делу № 2-955/2018 от 20.12.2017

№ 2-955/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

1 февраля 2018 г. г. Махачкала

Ленинский районный суд г. Махачкалы в составе:

председательствующего - судьи Яшиной Н.А.,

с участием представителя истца Магомедовой З.А.,

с участием ответчика Алибеговой П.Г.,

пом. прокурора Ленинского района г. Махачкалы Хавчаева К..,

при секретаре Шахбановой П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Муниципального казенного учреждения «Управление по жилищной политике» г. Махачкалы к Алибеговой ФИО7 о выселении с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения,

установил:

МКУ «Управление по жилищной политики г. Махачкалы» обратилось в суд с иском к Алибеговой ФИО8 о выселении из <адрес>, в <адрес> и вселении в однокомнатную <адрес> В обоснование своих требований истец указал, что в целях обеспечения исполнения Указа Президента России от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» на территории г. Махачкалы постановлением Администрации г. Махачкалы от 24 апреля 2014 года № 898 была утверждена и в настоящее время реализуется программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории «города Махачкалы» на 2013 - 2017 годы. По этапу программы переселения 2016-2017 г.г. предусматривалось переселение граждан из аварийного жилого дома по Лаптиева, д. 9 г. Махачкалы, который был в установленном порядке признан аварийным, подлежащим сносу, и включен в программу переселения. Основанием для включения указанного дома в программу переселения явилось постановление Администрации г. Махачкалы от 30.12.2011 № 4426, изданное на основание заключения межведомственной комиссии Администрации г. Махачкалы по признанию данного многоквартирного дома непригодным для постоянного проживания от 14 декабря 2011 года.

В целях переселения жильцов указанного дома 20.10.2016 был заключен договор долевого участия в строительстве с застройщиком «Гранит». После передачи застройщиком квартир в многоквартирном доме по <адрес> комиссией по жеребьевке Администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ распределены квартиры. На основании вышеуказанного, из однокомнатной <адрес>, Алибегова П.Г. переселяется в однокомнатную <адрес>, общей площадью 35 кв.м, по <адрес>

В соответствии со ст.ст. 86, 87 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Таким образом, ответчику предоставлена равноценная жилая площадь. Однако от подписания договора мены и переселения ответчик отказывается.

В судебном заседании представитель МКУ «Управление по жилищной политики г. Махачкалы» - Магомедова З.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании ответчик Алибегова П.Г. исковые требования МКУ не признала и просила в их удовлетворении отказать. В обоснование своих требований она указала, что как собственник <адрес>, в <адрес> своего согласия на переселение не давала, соответствующий договор с ней не заключался, в жеребьевке при распределении квартир не участвовала, не согласна на переселение во вновь возведенный жилой дом, поскольку он не соответствует строительно-техническим нормам и правилам, выкуп квартиры ей не предлагался.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования - Администрация г. Махачкалы, просил суд исковые требования МКУ «Управление по жилищной политики г. Махачкалы» удовлетворить.

Помощник прокурора Ленинского района г. Махачкалы Хавчаев К.А. в своем заключении полагал иск не подлежащим удовлетворению в связи с тем, что процедура переселения из ветхого жилья, предусмотренная ЖК РФ, истцом не соблюдена.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, полагает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям.

Согласно Положению об управлении по жилищной политики г. Махачкалы, утвержденного решением Собрания депутатов городского округа "город Махачкала" от 12 марта 2015 г. N 35-4 управление является муниципальным казенным учреждением, созданным для осуществления исполнительно-распорядительной деятельности в сфере жилищной политики, обладает правами юридического лица, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности в пределах действующего законодательства, быть истцом и ответчиком в суде.

Целями деятельности Управления являются создание условий для осуществления права на жилище при реализации Программы; реализация государственной политики по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Основными задачами Управления являются: участие в разработке и проведении единой политики по переселению граждан из аварийного жилищного фонда; обеспечение учета аварийного жилищного фонда, граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде;

Согласно заключению межведомственной комиссии от 14 декабря 2011 года № 45 многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания и подлежит сносу.

Согласно акту обследования помещения от 14 декабря 2011 года № 45 межведомственная комиссия, назначенная Постановлением главы города от 1 ноября 2011 года № 3384, пришла к заключению о не пригодности для проживания и сносе многоквартирного <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно Постановлению главы города Махачкалы от 30.12.2011 № 4426 утверждены Акты межведомственной комиссии.

Согласно Постановлению Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от 31 августа 2017 года № 1330 о переселении собственников и нанимателей жилых помещений из аварийных домов по ул. <адрес> в связи с принятием в эксплуатацию многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> <адрес> оформлением права муниципальной собственности на жилые помещения указанного многоквартирного жилого дома, Администрацией города принято решение о переселении собственников и нанимателей жилых помещений из аварийных домов в жилые помещения вновь построенного многоквартирного дома по <адрес>

Судом на основании представленного ответчиком договора о безвозмездной передаче гражданину квартиры в личную собственность от 18.08.1993, установлено, что Алибегова П.Г. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Как следует из искового заявления, требования истца основаны на положениях ст.ст. 86,87, 89 ЖК РФ. Однако установленном статьями 86 - 89 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, занимающим жилые помещения в подлежащем сносу доме по договору социального найма, в связи с чем указанные нормы права не подлежат применению при рассмотрении спора о выселении собственника подлежащего сносу жилого помещения.

В силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 данного кодекса.

Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке изъятия помещения в доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в "Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014) требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о выселении собственника такого жилого помещения и членов его семьи с предоставлением другого жилья на праве собственности не может быть удовлетворено, если между этими органом власти и собственником не достигнуто соглашение о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого.

Истец, доказательства, подтверждающие факт того, что ответчику предлагалось выкупить у него принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение в порядке, установленном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и он отказался от реализации данного права, не представил.

Поскольку ответчик отказался от переселения в предложенную квартиру, указанное обстоятельство исключает возможность его выселения из занимаемого жилого помещения и принудительного наделения его правом собственности на другое жилое помещение.

В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" нормы, содержащиеся в статье 32 ЖК РФ, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения;

Соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 ЖК РФ).

При этом исходя из положений части 4 статьи 32 ЖК РФ юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления. В этой связи сообщение в средствах массовой информации (например, по радио, телевидению, в печатных изданиях, Интернете) об изъятии жилого помещения у конкретного собственника не может быть признано надлежащим извещением собственника о предстоящем изъятии данного жилого помещения.

В ходе проведения подготовки по делу истцу было предложено представить суду доказательства подтверждающие принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения, уведомление в письменной форме собственника жилого помещения о принятом решении об изъятии.

Доказательства, подтверждающие факт соблюдения процедуры предусмотренной положением ст. 32 ЖК РФ, в ходе рассмотрения дела истцом не представлены.

То обстоятельство, что многоквартирный дом, в котором находится принадлежащая ответчику квартира, включен в перечень многоквартирных домов, включенных в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в указанную программу, их прав с учетом положений жилищного законодательства, в частности статьи 32 ЖК РФ.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований Муниципального казенного учреждения «Управление по жилищной политике» г. Махачкалы к Алибеговой ФИО9 о выселении из квартиры <адрес> с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения – квартиры <адрес> – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 1 февраля 2018 г.

    Судья Н.А. Яшина

2-955/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МКУ "Управление по жилищной политике г.Махачкалы"
Хавчаев К.А.
Ответчики
Алибегова П.Г.
Алибегова Патимат Гаджиевна
Другие
Администрация г. Махачкала
Суд
Ленинский районный суд г. Махачкала
Дело на странице суда
lenynskiy.dag.sudrf.ru
20.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
20.12.2017Передача материалов судье
23.01.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.02.2018Судебное заседание
01.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.02.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее