№ 2-955/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1 февраля 2018 г. г. Махачкала
Ленинский районный суд г. Махачкалы в составе:
председательствующего - судьи Яшиной Н.А.,
с участием представителя истца Магомедовой З.А.,
с участием ответчика Алибеговой П.Г.,
пом. прокурора Ленинского района г. Махачкалы Хавчаева К..,
при секретаре Шахбановой П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Муниципального казенного учреждения «Управление по жилищной политике» г. Махачкалы к Алибеговой ФИО7 о выселении с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения,
установил:
МКУ «Управление по жилищной политики г. Махачкалы» обратилось в суд с иском к Алибеговой ФИО8 о выселении из <адрес>, в <адрес> и вселении в однокомнатную <адрес> В обоснование своих требований истец указал, что в целях обеспечения исполнения Указа Президента России от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» на территории г. Махачкалы постановлением Администрации г. Махачкалы от 24 апреля 2014 года № 898 была утверждена и в настоящее время реализуется программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории «города Махачкалы» на 2013 - 2017 годы. По этапу программы переселения 2016-2017 г.г. предусматривалось переселение граждан из аварийного жилого дома по Лаптиева, д. 9 г. Махачкалы, который был в установленном порядке признан аварийным, подлежащим сносу, и включен в программу переселения. Основанием для включения указанного дома в программу переселения явилось постановление Администрации г. Махачкалы от 30.12.2011 № 4426, изданное на основание заключения межведомственной комиссии Администрации г. Махачкалы по признанию данного многоквартирного дома непригодным для постоянного проживания от 14 декабря 2011 года.
В целях переселения жильцов указанного дома 20.10.2016 был заключен договор долевого участия в строительстве с застройщиком «Гранит». После передачи застройщиком квартир в многоквартирном доме по <адрес> комиссией по жеребьевке Администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ распределены квартиры. На основании вышеуказанного, из однокомнатной <адрес>, Алибегова П.Г. переселяется в однокомнатную <адрес>, общей площадью 35 кв.м, по <адрес>
В соответствии со ст.ст. 86, 87 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Таким образом, ответчику предоставлена равноценная жилая площадь. Однако от подписания договора мены и переселения ответчик отказывается.
В судебном заседании представитель МКУ «Управление по жилищной политики г. Махачкалы» - Магомедова З.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании ответчик Алибегова П.Г. исковые требования МКУ не признала и просила в их удовлетворении отказать. В обоснование своих требований она указала, что как собственник <адрес>, в <адрес> своего согласия на переселение не давала, соответствующий договор с ней не заключался, в жеребьевке при распределении квартир не участвовала, не согласна на переселение во вновь возведенный жилой дом, поскольку он не соответствует строительно-техническим нормам и правилам, выкуп квартиры ей не предлагался.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования - Администрация г. Махачкалы, просил суд исковые требования МКУ «Управление по жилищной политики г. Махачкалы» удовлетворить.
Помощник прокурора Ленинского района г. Махачкалы Хавчаев К.А. в своем заключении полагал иск не подлежащим удовлетворению в связи с тем, что процедура переселения из ветхого жилья, предусмотренная ЖК РФ, истцом не соблюдена.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, полагает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям.
Согласно Положению об управлении по жилищной политики г. Махачкалы, утвержденного решением Собрания депутатов городского округа "город Махачкала" от 12 марта 2015 г. N 35-4 управление является муниципальным казенным учреждением, созданным для осуществления исполнительно-распорядительной деятельности в сфере жилищной политики, обладает правами юридического лица, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности в пределах действующего законодательства, быть истцом и ответчиком в суде.
Целями деятельности Управления являются создание условий для осуществления права на жилище при реализации Программы; реализация государственной политики по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Основными задачами Управления являются: участие в разработке и проведении единой политики по переселению граждан из аварийного жилищного фонда; обеспечение учета аварийного жилищного фонда, граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде;
Согласно заключению межведомственной комиссии от 14 декабря 2011 года № 45 многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания и подлежит сносу.
Согласно акту обследования помещения от 14 декабря 2011 года № 45 межведомственная комиссия, назначенная Постановлением главы города от 1 ноября 2011 года № 3384, пришла к заключению о не пригодности для проживания и сносе многоквартирного <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно Постановлению главы города Махачкалы от 30.12.2011 № 4426 утверждены Акты межведомственной комиссии.
Согласно Постановлению Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от 31 августа 2017 года № 1330 о переселении собственников и нанимателей жилых помещений из аварийных домов по ул. <адрес> в связи с принятием в эксплуатацию многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> <адрес> оформлением права муниципальной собственности на жилые помещения указанного многоквартирного жилого дома, Администрацией города принято решение о переселении собственников и нанимателей жилых помещений из аварийных домов в жилые помещения вновь построенного многоквартирного дома по <адрес>
Судом на основании представленного ответчиком договора о безвозмездной передаче гражданину квартиры в личную собственность от 18.08.1993, установлено, что Алибегова П.Г. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Как следует из искового заявления, требования истца основаны на положениях ст.ст. 86,87, 89 ЖК РФ. Однако установленном статьями 86 - 89 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, занимающим жилые помещения в подлежащем сносу доме по договору социального найма, в связи с чем указанные нормы права не подлежат применению при рассмотрении спора о выселении собственника подлежащего сносу жилого помещения.
В силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 данного кодекса.
Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке изъятия помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в "Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014) требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о выселении собственника такого жилого помещения и членов его семьи с предоставлением другого жилья на праве собственности не может быть удовлетворено, если между этими органом власти и собственником не достигнуто соглашение о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого.
Истец, доказательства, подтверждающие факт того, что ответчику предлагалось выкупить у него принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение в порядке, установленном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и он отказался от реализации данного права, не представил.
Поскольку ответчик отказался от переселения в предложенную квартиру, указанное обстоятельство исключает возможность его выселения из занимаемого жилого помещения и принудительного наделения его правом собственности на другое жилое помещение.
В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" нормы, содержащиеся в статье 32 ЖК РФ, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения;
Соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 ЖК РФ).
При этом исходя из положений части 4 статьи 32 ЖК РФ юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления. В этой связи сообщение в средствах массовой информации (например, по радио, телевидению, в печатных изданиях, Интернете) об изъятии жилого помещения у конкретного собственника не может быть признано надлежащим извещением собственника о предстоящем изъятии данного жилого помещения.
В ходе проведения подготовки по делу истцу было предложено представить суду доказательства подтверждающие принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения, уведомление в письменной форме собственника жилого помещения о принятом решении об изъятии.
Доказательства, подтверждающие факт соблюдения процедуры предусмотренной положением ст. 32 ЖК РФ, в ходе рассмотрения дела истцом не представлены.
То обстоятельство, что многоквартирный дом, в котором находится принадлежащая ответчику квартира, включен в перечень многоквартирных домов, включенных в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в указанную программу, их прав с учетом положений жилищного законодательства, в частности статьи 32 ЖК РФ.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований Муниципального казенного учреждения «Управление по жилищной политике» г. Махачкалы к Алибеговой ФИО9 о выселении из квартиры <адрес> с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения – квартиры <адрес> – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 1 февраля 2018 г.
Судья Н.А. Яшина