Дело № 2-193/2023
Строка 2.046
УИД 75RS0009-01-2023-000297-72
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 сентября 2023 года с. Газимурский Завод
Газимуро-Заводский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Ефимикова Р.И.,
при секретаре Марковой Н.В.,
с участием процессуального истца – заместителя прокурора Газимуро-Заводского района Балданова Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Газимуро-Заводского района в интересах Резановой З. Г. к МОУ Газимуро-Заводская СОШ о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Газимуро-Заводского района обратился в суд (в порядке ст. 45 ГПК РФ) в интересах Резановой З.Г. к МОУ Газимуро-Заводская СОШ с иском обязать произвести пересчет и выплатить недоначисленную и невыплаченную заработную плату в части стимулирующих выплат за выслугу лет, ссылаясь на то, что Резанова З.Г. работает в МОУ Газимуро-Заводская СОШ в должности учителя математики, на учебные 2021-2022, 2022-2023 года ей установлена нагрузка, превышающая норму часов учебной работы. По условиям трудового договора от <данные изъяты>, заключенного директором МОУ Газимуро-Заводская СОШ и Резановой З.Г., дополнительного соглашения от <данные изъяты> № № ставка заработной платы составляет <данные изъяты> в месяц, дополнительными соглашениями установлены выплаты компенсационного характера: районный коэффициент, северная надбавка, выплаты стимулирующего характера: ежемесячные надбавки, доплаты и поощрительные выплаты. Резановой З.Г. надбавка за 2022-2023 годы за выслугу лет начислялась из расчета ставки 18 часов в неделю, а не за фактическую нагрузку. За период с 01.09.2022 по 30.06.2023 Резановой З.Г. не начислена и не выплачена надбавка за выслугу лет (с учетом районного коэффициента и северной надбавки) исходя из фактической нагрузки в размере <данные изъяты>. На основании изложенного, прокурор просит взыскать с МОУ Газимуро-Заводская СОШ в пользу Резановой З. Г. недоначисленную и невыплаченную заработную плату в части стимулирующих выплат за выслугу лет за период с 01.09.2022 по 30.06.2023 в сумме <данные изъяты>.
В судебном заседании процессуальный истец – заместитель прокурора района Балданов Р.Д. требования поддержал в полном объеме, дополнений не имел, просил иск удовлетворить.
В судебное заседание истец Резанова З.Г. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила требования удовлетворить, рассмотреть дело в ее отсутствие, о чем поступило заявление.
Представитель ответчика МОУ «Газимуро-Заводская СОШ» - директор Уварова Г.Ф. о времени и месте проведения судебного заседания извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть без участия представителя, о чем поступила телефонограмма.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на стороне ответчика - Администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район», МКУ Комитет образования администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район», Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть без их участия.
В силу ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав процессуального истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
Исходя из положений статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка является фиксированным размером оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) является фиксированным размером оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (части 3, 4 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (статья 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права, или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение, или трудовой договор, то они не подлежат применению (статья 9 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с положениями статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Согласно приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года и устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Учебная нагрузка учителей и преподавателей определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам, кадрового обеспечения организации.
Учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, устанавливается норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы.
Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2021 утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год.
Данные Единые рекомендации разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы и учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.
В соответствии с разделом IX Единых рекомендаций в системах оплаты труда педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.8 приложения 1 к приказу № 1601, выполняющих с их письменного согласия педагогическую или учебную (преподавательскую) работу сверх установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы, в целях обеспечения равной оплаты за труд равной ценности педагогических работников предусмотрен следующий порядок исчисления заработной платы за весь объем педагогической или учебной (преподавательской) работы: для педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.7 и в подпункте 2.8.1 указанного приказа, - путем умножения размеров ставок заработной платы, установленных за календарный месяц на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за квалификационные категории или по иным основаниям, на фактический объем учебной нагрузки (педагогической работы) в неделю и деления полученного произведения на норму часов преподавательской или педагогической работы в неделю, установленную за ставку заработной платы.
При этом определение размеров выплат стимулирующего характера педагогическим работникам, для которых установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы, за наличие квалификационных категорий, а также выплат компенсационного характера, выплат за работу в сельской местности, за особенности работы в отдельных следует осуществлять с учетом фактического объема учебной нагрузки.
При наличии у работников права на применение повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах) по нескольким основаниям, их величины по каждому основанию необходимо определять отдельно без учета других повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах), которые затем суммировать и применять путем умножения образовавшейся величины на размер заработной платы, исчисленный за фактический объем учебной нагрузки и (или) педагогической работы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Резанова З.Г. работает в МОУ «Газимуро-Заводская СОШ» в должности учителя математики.
Согласно условиям дополнительного соглашения № № от <данные изъяты> и тарификационного списка истцу установлены: должностной оклад – <данные изъяты>, надбавка за выслугу лет – 25%.
В соответствии с пунктом 2 Положения об оплате труда работников МОУ Газимуро-Заводской СОШ, утвержденного протоколом № № от <данные изъяты> года общего собрания трудового коллектива, заработная плата работников ОУ за исполнение трудовых (должностных) обязанностей включают: базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп; компенсационные выплаты; стимулирующие выплаты.
В соответствии с разделом «Стимулирующие выплаты» Положения стимулирующие выплаты устанавливаются с целью повышения мотивации работников организации к качественному результату, а также поощрения за выполненную работу. Размер стимулирующей выплаты может устанавливаться как в абсолютном значении, так и в процентном отношении к должностному окладу. Работникам учреждения установлены выплаты стимулирующего характера, в том числе выплаты за специфику работы, за наличие квалификационной категории, надбавки за выслугу лет, надбавки молодым специалистам, надбавки за почетное звание, ученую степень, ученое звание (л.д.34-35).
Согласно пункта 2 Положения надбавка за выслугу лет начисляется исходя из должностного оклада работника (без учета премий и иных стимулирующих выплат) и выплачивается ежемесячно одновременно с заработной платой, в зависимости от стажа работы в следующих размерах: при стаже от 1 до 5 лет – 5%, от 5 до 10 лет – 10%, от 10 до 15 лет – 15%, от 15 лет и более – 25%. Надбавка за почетное звание, ученую степень, ученое звание: за почетные профессиональные звания Забайкальского края, почетные профессиональные звания Читинской области, почетные звания профессиональных работников Читинской области, почетные звания по профессии Агинского Бурятского автономного округа в размере 5 %.
Как видно из тарификации на 2021-2022 учебные годы истцу установлена учебная нагрузка в объеме 72 часа в месяц, фактически <данные изъяты> часов в месяц, что превышает норму часов учебной работы (<данные изъяты>-72=<данные изъяты>), с выплатой должностного оклада в размере <данные изъяты> с начислением на указанную сумму стимулирующих выплат, среди которых надбавка за выслугу лет 25%.
Таким образом, вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в нарушение Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений надбавка за выслугу лет начисляется и выплачивается образовательным учреждением в меньшем размере, поскольку указанная выплата ограничена пределами нормы часов и произведена без учета объема фактической учебной нагрузки педагога, о чем ответчик МОУ «Газимуро-Заводская СОШ», не оспаривал.
По существу порядок начисления надбавок за выслугу лет на ставку заработной платы, установленный вышеприведенным Положением об оплате труда МОУ «Газимуро-Заводская СОШ», противоречит действующему законодательству и лишает работников, работающих свыше нормы часов рабочего времени, права на получение выплат стимулирующего характера с учетом их фактической нагрузки.
Такие условия оплаты труда являются дискриминационными по отношению к этим работникам при оплате их работы.
При таких обстоятельствах, требования истца о взыскании с ответчика недоначисленной и невыплаченной заработной платы с учетом надбавок за выслугу лет, начисленных на фактический объем учебной нагрузки, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно представленному Комитетом образования администрации МР «Газимуро-Заводский район» расчету, размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы истцу Резановой З.Г. по надбавке за выслугу лет за период с 01.09.2022 по 30.06.2023 составил <данные изъяты>, который соответствует размеру уточненных исковых требований.
Суд, проверив представленный расчет недоначисленной заработной платы признает его правильным, согласно материалами дела размер недоначисленной заработной платы по надбавке за выслугу лет за период с 01.09.2022 по 30.06.2023, подлежит взысканию с ответчика:
За сентябрь 2022 года:
Выслуга от оклада: 9471,25 х <данные изъяты> (надбавка за выслугу лет) = <данные изъяты>
2367,81х <данные изъяты>= <данные изъяты>
От фактически отработанного: 17363,96 х <данные изъяты> = 4340,99 х <данные изъяты>= <данные изъяты>
7379,68– <данные изъяты>= <данные изъяты>
За октябрь 2022 года:
Выслуга от оклада: 9471,25 х <данные изъяты> (надбавка за выслугу лет) = <данные изъяты>
2367,81х <данные изъяты>= <данные изъяты>
От фактически отработанного: 17363,96 х <данные изъяты> = 4340,99 х <данные изъяты>= <данные изъяты>
7379,68– <данные изъяты>= <данные изъяты>
За ноябрь 2022 года:
Выслуга от оклада: 9471,25 х <данные изъяты> = <данные изъяты>
2367,81х <данные изъяты>= <данные изъяты>
От фактически отработанного: 17363,96 х <данные изъяты> = 4340,99 х <данные изъяты>= <данные изъяты>
7379,68– <данные изъяты>= <данные изъяты>
За декабрь 2022 года:
Выслуга от оклада: 9471,25 х <данные изъяты> = <данные изъяты>
2367,81х <данные изъяты>= <данные изъяты>
От фактически отработанного: 17363,96 х <данные изъяты> = 4340,99 х <данные изъяты>= <данные изъяты>
7379,68– <данные изъяты>= <данные изъяты>
За январь 2023 года:
Выслуга от оклада: 9471,25 х <данные изъяты> = <данные изъяты>
2367,81х <данные изъяты>= <данные изъяты>
От фактически отработанного: 17363,96 х <данные изъяты> = 4340,99 х <данные изъяты>= <данные изъяты>
7379,68– <данные изъяты>= <данные изъяты>
За февраль 2023 года:
Выслуга от оклада: 9471,25 х <данные изъяты> = <данные изъяты>
2367,81х <данные изъяты>= <данные изъяты>
От фактически отработанного: 17363,96 х <данные изъяты> = 4340,99 х <данные изъяты>= <данные изъяты>
7379,68– <данные изъяты>= <данные изъяты>
За март 2023 года:
Выслуга от оклада: 9471,25 х <данные изъяты> = <данные изъяты>
2367,81х <данные изъяты>= <данные изъяты>
От фактически отработанного: 17363,96 х <данные изъяты> = 4340,99 х <данные изъяты>= <данные изъяты>
7379,68– <данные изъяты>= <данные изъяты>
За апрель 2023 года:
Выслуга от оклада: 9471,25 х <данные изъяты> = <данные изъяты>
2367,81х <данные изъяты>= <данные изъяты>
От фактически отработанного: 17363,96 х <данные изъяты> = 4340,99 х <данные изъяты>= <данные изъяты>
7379,68– <данные изъяты>= <данные изъяты>
За май 2023 года:
Выслуга от оклада: 9471,25 х <данные изъяты> = <данные изъяты>
2367,81х <данные изъяты>= <данные изъяты>
От фактически отработанного: 17363,96 х <данные изъяты> = 4340,99 х <данные изъяты>.= <данные изъяты>
7379,68– <данные изъяты>= <данные изъяты>
За июнь 2023 года:
Выслуга от оклада: 9471,25 х <данные изъяты> = <данные изъяты>
2367,81х <данные изъяты>= 4025,28 : <данные изъяты> = 191.68 х <данные изъяты>д. = <данные изъяты>
От фактически отработанного: 13229,68 х <данные изъяты> = 3307,42 х <данные изъяты>.= <данные изъяты>
5622,61– <данные изъяты>= <данные изъяты>
Общая сумма недоначисленной и невыплаченной истцу заработной платы по надбавке за выслугу лет за период с 01.09.2022 по 30.06.2023 составила <данные изъяты>.
При таком положении исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Руководствуясь статьями 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Газимуро-Заводского района в интересах Резановой З. Г., <данные изъяты> о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы -удовлетворить.
Взыскать с МОУ Газимуро-Заводская СОШ в пользу Резановой З. Г. недоначисленную и невыплаченную заработную плату в части стимулирующих выплат за выслугу лет за период с 01.09.2022 по 30.06.2023 в сумме <данные изъяты>.
Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения Газимуро-Заводская СОШ государственную пошлину в размере <данные изъяты> в доход местного бюджета муниципального района «Газимуро-Заводский район».
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Газимуро-Заводский районный суд Забайкальского края.
Судья Р.И. Ефимиков
Решение суда принято в окончательной форме 22 сентября 2023 года