
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего : судьи Рыловой Н.Н.,
РїСЂРё секретаре судебного заседания Рбрагимовой Рќ.Р®.,
с участием истцов Майстер Е.Д., Майстер Ю.А.,
представителя истцов - адвоката адвокатского кабинета Тарасовой Ю.В., действующей на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ года,
ответчика : представителя Администрации Кизеловского муниципального района Смирновой А.Н.., действующей на основании доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле Пермского края гражданское дело по иску Майстер Е. Д., Майстер Ю. А. и Майстер А. В. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения другого жилого помещения,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р» :
Рстцы Майстер Р•.Р”., Майстер Р®.Рђ. Рё Майстер Рђ.Р’. обратились РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє Администрации Кизеловского муниципального района Рѕ включении РІ РЎРїРёСЃРѕРє граждан, проживающих РІ ветхом жилье, непригодном для проживания РїРѕ критериям безопасности Рё предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья взамен СЃРЅРѕСЃРёРјРѕРіРѕ, ссылаясь РЅР° наличие Сѓ РЅРёС… права РЅР° выделение социальной выплаты.
В судебном заседании истцы на удовлетворении требований настаивают, пояснили, что являются нанимателями квартиры по адресу: <адрес> на основании ордера, с ДД.ММ.ГГГГ с ними заключен договор социального найма. На момент ликвидации шахты «Северная» они все проживали и были зарегистрированы в квартире, проживают в ней по настоящее время. Жилой дом по адресу <адрес> признан непригодным для проживания по критериям безопасности, техническое состояние дома неудовлетворительное. Считают, что они имеют право на получение социальной выплаты, поскольку другого жилого помещения не имеют. Просят предоставить социальную выплату на трех членов семьи для приобретения жилья за пределами города Кизела.
Рстец Майстер Рђ.Р’. РІ судебное заседание РЅРµ явился, Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, Рѕ чем имеется расписка, РїСЂРѕСЃРёС‚ рассмотреть дело без его участия.
Представитель истцов- адвокат адвокатской конторы Тарасова О.В. поддержала исковые требования, указала, что истцы имеют все основания для предоставления социальной выплаты, т.к. они проживали и были зарегистрированы на момент ликвидации шахты в жилом помещении, признанном непригодным для проживания по критериям безопасности. Пользуются данным жилым помещением до настоящего времени, другого жилого помещения не имеют.
Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Смирнова А.Н. право истцов на выделение социальной выплаты не оспаривает, так как истцы являются нанимателями жилого помещения, которое признано непригодным для проживания по критериям безопасности. На момент ликвидации шахты « Северная» были зарегистрированы и проживали в квартире по адресу: <адрес> сохранили регистрацию в квартире до настоящего времени, другого жилого помещения истцы не имеют. Однако, просит отказать истцам в предоставлении социальной выплаты, поскольку денежные средства на цели переселения не выделяются.
Представитель Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствии его представителя, направил в адрес суда письменный отзыв, в котором указал, что формирование списков и установление очередности предоставления социальных выплат являются исключительным правом органа местного самоуправления-получателя бюджетных средств, то есть администрации Кизеловского муниципального района.
Согласно Рї. 11 правил социальные выплаты предоставляются гражданам РїСЂРё условии проживания собственников ( нанимателей) РІ СЃРЅРѕСЃРёРјРѕРј ветхом жилье, ставшем РІ результате ведения горных работ непригодным для проживания РїРѕ критериям безопасности. РР· положений Правил следует, что право РЅР° предоставление социальных выплат возникает РїСЂРё наличии следующих условий : признания жилья ветхим Рё непригодным для проживания РїРѕ критериям безопасности; наличие права собственности РЅР° данное жилое помещение, либо проживание РІ жилом помещении РЅР° основании РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° социального найма, РЅР° день принятия решения Рѕ ликвидации организации угольной промышленности; нуждаемость граждан, проживающих РІ этом жилье, РІ переселении, то есть РЅРµ обеспеченных иным жильем, установленная РЅР° момент принятия решения Рѕ признании жилья ветхим Рё непригодным для проживания Рё РЅР° момент составления специальных СЃРїРёСЃРєРѕРІ. Отсутствие хотя Р±С‹ РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· вышеприведенных условий является безусловным основанием для отказа РІ предоставлении социальной выплаты.
РљСЂРѕРјРµ того, РІ соответствии СЃ Рї.2.12.2 Рталона проекта ликвидации шахты ( разреза), утвержденного Приказом Минэнерго Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 01.11.2001 РіРѕРґР° в„– 308 переселению подлежат жители ветхих РґРѕРјРѕРІ ( независимо РѕС‚ форм собственности), являющихся непригодными для проживания РїРѕ критериям безопасности РІ результате ведения горных работ. Р’ число членов семей, имеющих право РЅР° переселение, включаются постоянно проживающие совместно СЃ нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные РЅР° данной жилой площади РЅР° дату принятия решения Рѕ ликвидации шахты.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования истцов подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации социальные выплаты устанавливаются законом, то есть находятся в компетенции органов законодательной власти.
Основы государственной политики в области добычи ( переработки) и использования угля
( горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении и деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности от 20.06.1996 года № 81-ФЗ.
Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Согласно Рї. 2.12.2 параграфа 2.12. Рталона проекта ликвидации шахты
( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов
( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.
В материалах проекта ликвидации шахты на каждый ветхий дом, непригодный для проживания по критериям безопасности и находящийся в зоне влияния горных работ ликвидируемой шахты должны быть приведены:
-планы горных работ с нанесением всех жилых домов попавших в зоны подработки, в том числе выделены ветхие дома, непригодные для проживания по критериям безопасности;
-подтверждение маркшейдерской службы шахты о попадании дома в зону влияния горных работ;
-заключение Бюро технической инвентаризации, подтверждающий технический износ дома ;
-заключение Р’РќРРњР Рѕ степени влияния горных работ РЅР° состояние жилого РґРѕРјР°.
Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения ( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника
( нанимателя).
Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27 июля 2006 года, предусмотрело переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО « Кизелуголь».
Как было установлено судом и следует из материалов дела : шахта « Северная» ОАО «Кизелуголь» ликвидирована с 17.04.1998 года, что подтверждается приказом № 53 от 17.04.1998 года ( л.д. 39). Согласно ордера № от ДД.ММ.ГГГГ квартира по адресу: <адрес> была предоставлена Майстер Е.Д. на четырех членов семьи. В качестве членов семьи в ордер включены кроме истицы Майстер Е.Д. трое ее детей: Майстер А.В., Майстер Д.А. и Майстер Ю.А. ( л.д.13). ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Шахтинского сельского поселения и Майстер Е.Д. заключен договор социального найма жилого помещения : <адрес>. Совместно с нанимателем в данное жилое помещение заселились Майстер А.В. и Майстер Ю.А
( Р».Рґ. 14-15). РР· сведений Рѕ регистрации истцы зарегистрированы РІ указанном жилом помещении СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ Рё проживают РІ нем РїРѕ настоящее время ( Р».Рґ. 16, 17-18, 19-20,36,37).
Согласно справки Кизеловского отдела Александровского филиала ГУП В« ЦТРВ» Рё Уведомления РѕР± отсутствии РІ Едином Государственном реестре прав РЅР° недвижимое имущество Рё сделок СЃ РЅРёРј истцы приватизированного жилья РІ РіРѕСЂРѕРґРµ Кизеле РЅРµ имеют, РІ приватизации РЅРµ участвовал, собственниками жилых помещений РЅРµ являются
( Р».Рґ. 9-12).
Согласно заключению Уральского филиала РћРђРћ В« Р’РќРРњРВ» РѕР± оценке степени влияния горных работ РЅР° состояние жилых РґРѕРјРѕРІ РіРѕСЂРѕРґР° Кизела РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° следует, что жилой РґРѕРј РїРѕ адресу: <адрес> был подвержен вредному влиянию подземных горных работ бывшей шахты В« Северная», РІ результате чего здание испытало деформации РїРѕ величине более допустимых показателей деформаций Рё пришло РІ ветхость Рё непригодность для проживания РїРѕ
критериям безопасности в результате ведения горных работ ( л.д.40-44).
Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что истцы имеют право на получение социальной выплаты.
В результате анализа приведенных выше правовых норм, суд считает, что меры социальной защиты носят целевой характер, являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в таком жилье.
Судом было установлено, что истцы являются нанимателями жилого помещения по адресу: <адрес>, проживали и были зарегистрированы в указанном жилом помещении на момент ликвидации шахты, сохранили регистрацию в квартире до настоящего времени. Указанный жилой дом признан непригодным для проживания по критериям безопасности, другого жилого помещения истцы не имеют.
Таким образом, истцы отвечают всем предъявляемым условиям предоставления социальной выплаты, а потому их право на получение социальной выплаты должно быть судом защищено.
Получателем межбюджетных трансфертов для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истцам.
Майстер Е.Д., МАйстер А.В.и Майстер Ю.А. следует предоставить социальную выплату из расчета трех членов семьи. Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять на одного члена семьи - 18 кв. м.
Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания ( для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти ( для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья.
Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ суд,
Р Р• РЁ Р Р› :
Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Майстер Е. Д., Майстер Ю. А. и Майстер А. В. в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и обязать Администрацию Кизеловского муниципального района выделить Майстер Е. Д., Майстер Ю. А. и Майстер А. В. социальную выплату на семью, состоящую из трех человек, для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, для переселения в избранном для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течении месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Судья: (подпись) Н.Н. Рылова
ВЕРНО:
Судья: Н.Н. Рылова
Секретарь: Рќ.Р®. Рбрагимова