Решение по делу № 2-425/2018 от 02.07.2018

Дело №2-425/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 сентября 2018 года                                                                                  город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи:                                                                  Антипиной Н.Н.,

при секретаре:                                                                                               Седлецкой О.В., с участием прокурора:                                                                                Большакова В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марковой О.К. к Федеральному агентству воздушного транспорта, бюджетному учреждению Республики Карелия «Аэропорт «Петрозаводск», закрытому акционерному обществу «Атлас Джет», Министерству по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о взыскании компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Маркова О.К. обратилась в суд с иском к БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск», Федеральному агентству воздушного транспорта, ЗАО «Атлас Джет» о взыскании компенсации морального вреда по 3 000 000 рублей, мотивируя тем, что ее сын, А., хх.хх.хх г. рождения, умер в результате произошедшей хх.хх.хх г. авиакатастрофы самолета Ту-134А с государственным регистрационным опознавательным знаком , выполнявшего чартерный рейс по маршруту .... Внезапная смерть сына нанесла истцу тяжелейшую психологическую травму; на протяжении длительного времени она испытывала тревогу, сильные головные боли и бессонницу; имеющиеся в связи с преклонным возрастом заболевания обострились из-за пережитого стресса, что представляет непосредственную угрозу жизни.

Определениями Прионежского районного суда РК от хх.хх.хх г., хх.хх.хх г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия, Министерство имущественных и земельных отношений, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Республики Карелия, Правительство Республики Карелия, Войтовский Э.А., Шкарупа В.Ф., Пронин В.Е.

Истец Маркова О.К. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель истца К., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» Б., действующий по доверенности, иск признал частично и пояснил, что у ответчика недостаточно денежных средств и имущества, на которые может быть обращено взыскание, в связи с чем к субсидиарной ответственности должен быть привлечен собственник имущества. Права собственника в отношении имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Учреждением, от имени Республики Карелия выполняет Министерство имущественных и земельных отношений РК.

Представитель ответчика Федерального агентства воздушного транспорта В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал и пояснил, что непосредственной причиной авиакатастрофы являются неправильные действия экипажа. Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих наличие прямой причинной связи между противоправными действиями Войтовского Э.А. и наступившим моральным вредом.

Представитель ответчика ЗАО «Атлас Джет» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом; временный управляющий ЗАО «Атлас Джет» извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Представитель ответчика Министерства по дорожному хозяйству, транспорту и связи РК Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не признав иск, указала, что Министерство является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку от имени Республики Карелия права собственника в отношении имущества БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений РК.

Представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений РК Д., действующая по доверенности, в судебном заседании просила в иске к Министерству отказать, поскольку надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является ЗАО «Атлас Джет». В случае установления судом достаточных оснований для привлечения собственника имущества бюджетного учреждения к субсидиарной ответственности, надлежащим ответчиком будет являться Республика Карелия.

Третьи лица Войтовский Э.А., Шкарупа В.Ф., Пронин В.Е., представители третьих лиц Правительства РК, Министерства финансов РК в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены.

Представитель третьего лица Министерства финансов РФ Е., действующий по доверенности, в судебном заседании пояснил, что надлежащими ответчиками по делу являются: Войтовский Э.А., Шкарупа В.Ф., Пронин В.Е., в результате действий которых истцу был причинен вред. На основании ч.1 ст.1068 ГК РФ вред может быть взыскан с Аэропорта «Петрозаводск», Росавиации и ЗАО «Атлас Джет».      

Прокурор Большаков В.Н. в судебном заседании своим заключением заявил об удовлетворении иска в части.

Суд, заслушав представителей сторон, заключение прокурора, изучив представленные доказательства, находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ст.151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу ч.4 ст.61 Гражданского процессуального кодекса РФ, вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Приговором Прионежского районного суда РК от хх.хх.хх г. Шкарупа В.Ф. и Пронин В.Е. признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.263 Уголовного кодекса РФ - нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта лицом, в силу занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, крупного ущерба, по неосторожности смерть двух и более лиц, с назначением наказания в виде 5 лет лишения свободы условно, с испытательным сроком 4 года. Войтовский Э.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.293 Уголовного кодекса РФ - халатность, то есть неисполнение и ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие небрежного отношения к службе, повлекшее причинение крупного ущерба, существенное нарушение прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества и государства, по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека и по неосторожности смерть двух и более лиц, с назначением наказания в виде 5 лет лишения свободы условно, с испытательным сроком 4 года. На основании п.п.9, 12 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от хх.хх.хх г. ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» Пронин В.Е., Шкарупа В.Ф., Войтовский Э.А. от назначенного наказания освобождены, судимости сняты.

Из вышеназванного приговора следует, что Войтовский Э.А. на основании приказа Федеральной аэронавигационной службы от хх.хх.хх г. с хх.хх.хх г. занимал должность начальника Управления радиотехнического обеспечения полетов, электросвязи, модернизации и сертификации Федеральной аэронавигационной службы Министерства транспорта Российской Федерации. На основании приказа Росавиации от хх.хх.хх г. Войтовский Э.А., в порядке перевода из Росаэронавигации с хх.хх.хх г., назначен на должность начальника Управления радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Росавиации. В результате преступных халатных деяний Войтовского Э.А. по незаконной сертификации АУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» и не осуществлению инспекционного контроля за сертификационными объектами стало возможным аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства Российской Федерации с нарушением нормативно-правовых актов, а метеорологическое обеспечение чартерного рейса - с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта. В результате нарушений, допущенных Шкарупой В.Ф., занимавшим должность заместителя генерального директора АУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» - начальника аэропорта, а также Прониным В.Е., фактически осуществляющим полномочия начальника АМСГ АУ РК «Аэропорт «Петрозаводск», при организации метеорологического обеспечения чартерного рейса с нарушением требований правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, командир воздушного судна Ж. не был осведомлен о коррективе прогноза погоды, а также не имел достоверной метеорологической информации о фактической погоде на аэродроме Петрозаводск (Бесовец). Ж., не обладая своевременной и достоверной метеорологической информацией о прогнозе и фактической погоде на аэродроме Петрозаводск (Бесовец), принял решение о взлете воздушного судна, продолжении полета в направлении аэродрома Петрозаводск (Бесовец) и о посадке воздушного судна на аэродром Петрозаводск (Бесовец). При выполнении захода на посадку на аэродром Петрозаводск (Бесовец) экипаж воздушного судна - самолета Ту-134А попал в сложные метеорологические условия, ниже метеорологических минимумов аэродрома Петрозаводск (Бесовец) и ниже метеоминимума. Командир воздушного судна Ж., находясь под воздействием полученной недостоверной информации о метеорологических условиях на аэродроме Петрозаводск (Бесовец), как соответствующей условиям и возможностям выполнения посадки, не смог правильно оценить фактические погодные условия на аэродроме Петрозаводск (Бесовец) и допустил нарушения правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, вследствие чего хх.хх.хх г. не позднее 23 час. 40 мин. 19 сек. (19:40:19 UTC) произошло столкновение самолета с землей в 830 м. от торца взлетно-посадочной полосы аэродрома Петрозаводск (Бесовец) в точке с координатами: 61°52,057" северной широты и 34°08,847" восточной долготы, повлекшее разрушение и возгорание самолета. В результате катастрофы погибло 47 человек из числа пассажиров и членов экипажа.

Постановлением органа следствия от хх.хх.хх г. прекращено уголовное дело по ч.3 ст.263 УК РФ в отношении членов экипажа воздушного судна Ж., З., И. на основании п.4 ч.1 ст.24 УПК РФ в связи со смертью. Органом следствия установлены допущенные членами экипажа нарушения правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта в силу выполняемой работы и занимаемой должности.

Статья 1079 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством и т.п.).

В силу п.1 ст.1068 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Применительно к правилам, предусмотренным настоящей главой, работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.

Согласно ст.1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

По этим же правилам возмещается причиненный моральный вред - физические и нравственные страдания.

На основании ст.1071 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п.3 ст.125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Пунктом 3 ст.125 Гражданского кодекса РФ установлено, что в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту (пп.1 п.3 ст.158 Бюджетного кодекса РФ).

Указом Президента РФ от хх.хх.хх г. «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в области авиации» упразднена Федеральная аэронавигационная служба. Федеральному агентству воздушного транспорта переданы функции упраздняемой Федеральной аэронавигационной службы, за исключением функций, передаваемых Федеральной службе по надзору в сфере транспорта в соответствии с п. настоящего Указа.

Пунктом Указа Президента РФ от хх.хх.хх г. «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в области авиации» установлено, что федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с настоящим Указом переданы функции Федеральной аэронавигационной службы, являются ее правопреемниками по обязательствам, в том числе по обязательствам, возникшим на основании судебных решений.

В соответствии с п. Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от хх.хх.хх г. , Федеральное агентство воздушного транспорта осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на Агентство функций.

На основании свидетельства о государственной регистрации прав на воздушное судно от хх.хх.хх г. воздушное судно Ту-134А -3, серийный номер , состояло на балансе ЗАО «Авиационная компания РусЭйр». Свидетельством об исключении от хх.хх.хх г. воздушное судно Ту-134А-3 исключено из Государственного реестра гражданских воздушных судов.

В соответствии с договором фрахтования воздушного судна от хх.хх.хх г. между ЗАО «Авиакомпания РусЭйр» (фрахтовщик) и ЗАО «Авиакомпания РусЛайн» (фрахтователь), фрахтовщик предоставляет фрахтователю воздушное судно Ту-134 с экипажем для выполнения чартерных рейсов с целью перевозки пассажиров, багажа, грузов.

Исходя из положений ст.632 Гражданского кодекса РФ, по договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

В соответствии со ст.640 Гражданского кодекса РФ ответственность за вред, причиненный третьим лицам арендованным транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендодатель в соответствии с правилами, предусмотренными главой 59 настоящего Кодекса.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 №1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», при определении субъекта ответственности за вред, причиненный жизни или здоровью третьих лиц арендованным транспортным средством (его механизмами, устройствами, оборудованием) переданным во владение и пользование по договору аренды транспортного средства с экипажем, необходимо учитывать, что ответственность за вред несет арендодатель, который вправе в порядке регресса возместить за счет арендатора суммы, выплаченные третьим лицам, если докажет, что вред возник по вине арендатора (ст.632 и 640 ГК РФ).

Решением акционеров от хх.хх.хх г. ЗАО «Авиакомпания РусЭйр» переименовано в ЗАО «Атлас Джет».

На основании вышеизложенного, принимая во внимание, что авиакатастрофа хх.хх.хх г., в результате которой погиб А., хх.хх.хх г. рождения, произошла по вине работников Федерального агентства воздушного транспорта Войтовского Э.А., БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» - Шкарупы В.Ф., Пронина В.Е., ЗАО «Атлас Джет» - членов экипажа воздушного судна Ту-134А-3 - Ж., З., И., указанные юридические лица являются надлежащими ответчиками по требованию о компенсации морального вреда.

Статьей 1101 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В соответствии со ст.1100 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п.32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 №1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» при рассмотрении дел о компенсации морального вреда в связи со смертью потерпевшего иным лицам, в частности членам его семьи, иждивенцам, суду необходимо учитывать обстоятельства, свидетельствующие о причинении именно этим лицам физических или нравственных страданий. Указанные обстоятельства влияют также и на определение размера компенсации этого вреда. Наличие факта родственных отношений само по себе не является достаточным основанием для компенсации морального вреда. При определении размера компенсации морального вреда суду с учетом требований разумности и справедливости следует исходить из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств каждого дела.

Определяя размер денежной компенсации морального вреда, исходя из требований статей 151, 1100, 1101 Гражданского кодекса РФ, суд, с учетом фактических обстоятельств дела, характера причиненных матери погибшего нравственных страданий в связи со смертью близкого ей человека, иных заслуживающих внимания обстоятельств, влияющих на оценку размера компенсации морального вреда (неумышленные действия причинителей вреда по отношению к смерти А.; отсутствие выплат по страховому возмещению в порядке пп.1.1. п.1 ст.117 Воздушного кодекса РФ, по материальной помощи из бюджета Республики Карелия, поскольку мать погибшего проживает на территории Украины, является гражданкой этой страны, за выплатами к Российской Федерации не обращалась), считает необходимым определить компенсацию морального вреда в пользу истца в размере 500 000 рублей.

С учетом отсутствия оснований для возложения в порядке абз.1 ст.1080 Гражданского кодекса РФ на ответчиков солидарной ответственности, суд, исходя из степени вины каждого из них, считает необходимым взыскать с ЗАО «Атлас Джет» 250 000 рублей (50%), с Федерального агентства воздушного транспорта - 125 000 рублей (25%) за счет казны Российской Федерации, с БУ РК «Аэропорт Петрозаводск» (25%) - 125 000 рублей.

В соответствии с положениями ст.123.22 Гражданского кодекса РФ (в ред.ФЗ от 05.05.2014 №99-ФЗ) бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено. По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения (п.5). Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества. По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения (п.6).

Согласно п.15 ст.3 ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» от 05.05.2014 действие п.5 и п.6 ст.123.22 Гражданского кодекса РФ (в ред. настоящего ФЗ) в части установления субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения или автономного учреждения по обязательствам такого учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, распространяется на правоотношения, возникшие также после 01.01.2011.

Статьей 123.21 Гражданского кодекса РФ (в ред.ФЗ от 05.05.2014 №99-ФЗ) предусмотрено, что учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных п.п.4 - 6 ст.123.22 и п.2 ст.123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.

В силу ч.1 ст.3 Федерального закона «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» положения ст.123.21 Гражданского кодека РФ вступают в силу с 01.09.2014.

Из материалов дела следует, что распоряжением Правительства Республики Карелия от хх.хх.хх г. учреждена некоммерческая организация - Автономное учреждение Республики Карелия «Аэропорт «Петрозаводск». хх.хх.хх г. АУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» переименовано в бюджетное учреждение Республики Карелия «Аэропорт «Петрозаводск».

Согласно Уставу БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» учредителем и собственником имущества учреждения является Республика Карелия. Функции и полномочия учредителя БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» осуществляет Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи РК. Министерство имущественных и земельных отношений РК осуществляет от имени Республики Карелия права собственника в отношении имущества, закрепленного на праве оперативного управления за БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск».

В соответствии с пп. п. Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений РК, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от хх.хх.хх г. , Министерство осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или в оперативном управлении государственных унитарных предприятий и государственных учреждений Республики Карелия, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с федеральным законодательством необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; закрепляет государственное имущество Республики Карелия за государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и государственными учреждениями на праве оперативного управления; осуществляет функции главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного распорядителя и получателя средств бюджета Республики Карелия.

На основании ст. Закона Республики Карелия от хх.хх.хх г. (в ред. от хх.хх.хх г.) «Об управлении и распоряжении государственным имуществом Республики Карелия» субъектами управления и распоряжения государственным имуществом Республики Карелия являются: Законодательное Собрание Республики Карелия, Глава Республики Карелия, Правительство Республики Карелия, орган по управлению государственным имуществом и иные органы исполнительной власти Республики Карелия, в компетенции которых находятся полномочия по координации и регулированию деятельности в соответствующих отраслях экономики и социальной сферы республики. Указанные органы осуществляют от имени Республики Карелия права собственника государственного имущества в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Карелия, федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Карелия, по специальному поручению Правительства Республики Карелия от имени Республики Карелия права собственника государственного имущества Республики Карелия могут осуществлять государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, а также иные юридические лица и граждане.

Согласно п.«» ч. ст. Закона Республики Карелия от хх.хх.хх г. «Об управлении и распоряжении государственным имуществом Республики Карелия» орган по управлению государственным имуществом Республики Карелия обеспечивает защиту имущественных прав и интересов Республики Карелия, в том числе в судебном порядке, как на ее территории, так и за ее пределами.

Соответственно, функции и полномочия собственника в отношении имущества, закрепленного на праве оперативного управления за БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск», от имени Республики Карелия выполняет Министерство имущественных и земельных отношений РК.

Из представленных документов следует, что по состоянию на хх.хх.хх г. балансовая стоимость движимого имущества БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск», не относящегося к особо ценному, составляет ... рублей, остаточная стоимость с учетом износа - ... рублей.

Таким образом, поскольку судом на день принятия судебного решения установлен факт недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание в соответствии с законом, в целях последующего исполнения судебного решения, к субсидиарной ответственности следует привлечь Министерство имущественных и земельных отношений РК.

С учетом вышеизложенного в иске к Министерству по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия следует отказать.

В силу пп.12.1 п.1 ст.158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

Следовательно, субсидиарная ответственность по обязательствам БУ РК «Аэропорт Петрозаводск» перед Марковой О.К., о взыскании 125 000 рублей, подлежит возложению на Министерство имущественных и земельных отношений РК за счет средств казны Республики Карелия.

В силу ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ (пп.8 п.1 ст.333.20 Налогового кодекса РФ) государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчиков, не освобожденных от уплаты судебных расходов.

В соответствии с положениями пп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст.194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд     

р е ш и л:

иск Марковой О.К. удовлетворить частично.

Взыскать компенсацию морального вреда в пользу Марковой О.К. с закрытого акционерного общества «Атлас Джет» в размере 250 000 рублей, с Федерального агентства воздушного транспорта в размере 125 000 рублей за счет казны Российской Федерации, с бюджетного учреждения Республики Карелия «Аэропорт Петрозаводск» в размере 125 000 рублей.

При недостаточности имущества бюджетного учреждения Республики Карелия «Аэропорт Петрозаводск», на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения Республики Карелия «Аэропорт Петрозаводск» перед Марковой О.К., о взыскании 125 000 рублей, возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия за счет средств казны Республики Карелия.

В остальной части иск Марковой О.К. оставить без удовлетворения.

Взыскать с закрытого акционерного общества «Атлас Джет», бюджетного учреждения Республики Карелия «Аэропорт Петрозаводск» в доход местного бюджета Прионежского муниципального района Республики Карелия расходы по оплате государственной пошлины по 100 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, принесения представления.

Судья                                                                                                            Н.Н. Антипина

     Решение принято судом в окончательной форме 01 октября 2018 года.

2-425/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Прионежского района РК
Маркова Ольга Кузьминична
Ответчики
Федеральное агентство воздушного транспорта
Бюджетное Учреждение РК "Аэропорт "Петрозаводск"
ЗАО "Атлас Джет"
Министерство имущественных и земельных отношений РК
Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи РК
Другие
Войтовский Эдуард Александрович
Шкарупа Владимир Федорович
Правительство Республики Карелия
Пронин Владимир Евгеньевич
Министерство финансов РФ
Казаков Сергей Александрович
Министерство финансов РК
Суд
Прионежский районный суд Республики Карелия
Дело на странице суда
prionezhsky.kar.sudrf.ru
17.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.04.2020Предварительное судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2020Дело оформлено
17.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее