Дело № 2а-4927/2020;33а-9176/2020
59RS0004-01-2020-007178-28
Судья Дульцева Л.Ю.
10 сентября 2020 г. г. Пермь
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.В.,
судей Титовца А.А., Чулатаевой С.Г.,
при секретаре Греховой Е.В.
с участием прокурора Кузнецовой С.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гилина Виктора Федоровича к Избирательной комиссии Пермского края о восстановлении права
по апелляционной жалобе Гилина Виктора Федоровича на решение Ленинского районного суда г. Перми от 4 сентября 2020 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Титовца А.А., объяснение административного истца Гилина В.Ф., возражение представителя административного ответчика Логинова А.С., заключение прокурора об оставлении решения без изменения, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Гилин В.Ф. обратился в суд с административным иском к Избирательной комиссии Пермского края с требованиями о восстановлении права свободного выхода из системы голосования, намеченного на 13.09.2020, вынесении частного определения в части неукоснительного соблюдения норм делового оборота при подготовке ответов на обращения граждан.
В обоснование заявленных требований указал, что 07.08.2020 обратился к председателю Краевой избирательной комиссии В. с заявлением об исключении из списков для голосования по выборам главы Пермского края, намеченных на 13.09.2020. Письмом № 01-40/1696 от 14.08.2020 за подписью заместителя председателя П. отказано в удовлетворении требования со ссылкой на п. 2.3.8 Постановления от 27.07.2017 № 24/06. При этом Порядок составлен без учета права граждан самостоятельно принимать решение по неучастию в тех или иных выборных компаниях, что нарушает конституционные права и свободы. К тому же Порядок не является Законом, иным правовым документом, которому обязан подчиняться как человек и гражданин РФ, т.е. не носит обязательный характер, вследствие чего располагал и располагает возможностью пользоваться или не пользоваться, предоставленным по закону правом. Кроме того, использование предоставленного Законом права в соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ не является обязательным, вследствие чего оно является прерогативой исключительно свободного волеизъявления и ничьего более. Отказ в удовлетворении заявления является нарушением Конституции РФ, так как связан с отчуждением его права, как народа, на свободный выход из системы голосования. Следовательно, поданное заявление должно быть рассмотрено по существу, удовлетворено незамедлительно и в полной мере. Руководитель административного ответчика нарушил нормы делового оборота, поскольку не ответил лично.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Гилин В.Ф. просит отменить решение, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов суда, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Просит взыскать компенсацию морального и материального вреда, причиненного административным ответчиком в сумме 50000 рублей, вынести административному ответчику частное определение в части неукоснительного соблюдения норм делового оборота при подготовке ответов на обращение граждан.
В возражении на апелляционную жалобу Избирательная комиссия Пермского края указывает на соответствие решения требованиям закона и нормативно-правовых актов.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), согласно пункту 1 статьи 3 которого гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона N 67-ФЗ активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа.
Согласно пункта 3 статьи 4 Федерального закона N 67-ФЗ не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
В силу положений пункта 4 статьи 17 Федерального закона N 67-ФЗ основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения места его жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт пребывания (временного пребывания, нахождения) гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме). Факт нахождения места жительства либо пребывания (временного пребывания) гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту жительства и по месту пребывания в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.
В соответствии с пунктом 16 статьи 17 Федерального закона N 67-ФЗ исключение гражданина Российской Федерации из списка избирателей, участников референдума после его подписания председателями и секретарями соответствующих комиссий и заверения его печатями этих комиссий в порядке, предусмотренном пунктом 12 настоящей статьи, производится только на основании официальных документов, в том числе сообщения вышестоящей комиссии о включении избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума на другом избирательном участке, участке референдума, а также в случае выдачи избирателю, участнику референдума открепительного удостоверения.
В соответствии с постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 11 июня 2020 года № 1719 «О назначении досрочных выборов губернатора Пермского края» досрочные выборы губернатора Пермского края назначены на 13 сентября 2020 года.
7 августа 2020 года Гилин В.Ф. обратился к председателю Избирательной комиссии Пермского края с заявлением об исключении его из списков для голосования по выборам губернатора Пермского края, намеченного на 13 сентября 2020 года, в связи с нежеланием участвовать в выборах (л.д. 6).
Письмом от 14 августа 2020 года № 01-40/1696 Избирательная комиссия Пермского края сообщила, что исключение участника голосования из списка на основании заявления гражданина РФ не предусмотрено Порядком составления, уточнения и использования списков избирателей на выборах губернатора Пермского края, в связи с чем правовые основания для исключения из списка избирателей отсутствуют (л.д. 7-8).
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что исключение гражданина из списка избирателей по желанию самого избирателя законодательством не предусмотрено.
Поскольку Гилин В.Ф. проживает на территории г. Перми, является гражданином Российской Федерации, достиг возраста 18 лет, недееспособным не признан, приговор суда о содержании его в местах лишения свободы не выносился, открепительное удостоверение ему не выдавалось, следовательно, оснований, предусмотренных в ст. ст. 3, 4, 17 Федерального закона N 67-ФЗ, по которым заявитель мог бы быть исключен из списка избирателей, в рассматриваемом случае не имелось.
Вопреки доводам апелляционной жалобы оспариваемый заявителям ответ участковой избирательной комиссии № 01-40/1696 от 14 августа 2020 года об отказе в исключении Гилина В.Ф. из списка избирателей соответствует закону, принят в установленные срок и форме в пределах полномочий Избирательной комиссии, конституционное право заявителя на свободное волеизъявление не нарушает.
Статьей 1 Закона Пермского края от 28 июня 2012 года № 68-ПК "О выборах губернатора Пермского края" (далее – Закон Пермского края № 68-ПК) предусмотрено, что губернатор Пермского края избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах губернатора Пермского края является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.
В соответствии со статьей 21 Закона Пермского края № 68-ПК списки избирателей составляются соответствующими избирательными комиссиями отдельно по каждому избирательному участку по форме, установленной избирательной комиссией Пермского края (п.1).
Списки избирателей составляются территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 11 день до дня голосования на основании сведений об избирателях, представляемых главой местной администрации муниципального района, муниципального округа, городского округа, командиром воинской части, руководителем организации, в которой избиратели временно пребывают (п.2).
Пунктом 8 статьи 22 Закона Пермского края № 68-ПК установлено, что исключение гражданина Российской Федерации из списка избирателей, подписанного председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии (в случае, предусмотренном частью 10 статьи 21 настоящего Закона, - председателем и секретарем участковой избирательной комиссии) и заверенного печатью этой комиссии, производится только на основании официальных документов, в том числе сообщения вышестоящей территориальной избирательной комиссии о включении избирателя в список избирателей на другом избирательном участке. При этом в списке избирателей указываются дата исключения гражданина из списка избирателей и причина этого исключения. Эта запись заверяется подписью председателя участковой избирательной комиссии.
Согласно статье 15 Закона Пермского края № 68-ПК Избирательная комиссия Пермского края в пределах своих полномочий: организует подготовку и проведение выборов губернатора Пермского края, руководит деятельностью нижестоящих избирательных комиссий; издает инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения настоящего Закона;
Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 27 июля 2017 года N 24/06-3 утвержден Порядок составления, уточнения и использования списков избирателей на выборах губернатора Пермского края (далее – Порядок).
В соответствии с п. 1.2 Порядка на выборах губернатора Пермского края активным избирательным правом обладают все дееспособные граждане Российской Федерации, зарегистрированные по месту жительства на территории Пермского края, достигшие возраста 18 лет и не содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом на территории Пермского края (п.1.3.).
Согласно п. 2.3.8. Порядка избиратель исключается из списка избирателей участковой комиссией в случаях:
- смерти или объявления решением суда умершим;
- изменения места жительства в случае выезда за пределы территории избирательного участка;
- призыва на военную службу;
- признания судом недееспособным;
- отбывания наказания в местах лишения свободы;
- включения избирателя в список избирателей по месту временного пребывания, в том числе избирателей, обучающихся по очной форме обучения и зарегистрированных по месту пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения), - на основании информации, переданной из соответствующей участковой избирательной комиссии;
- выбытия избирателя из места временного пребывания, если он был включен в список избирателей на избирательном участке по месту временного пребывания, - на основании сообщения руководителя организации, в которой избиратель временно пребывал;
- подачи заявления о включении в список избирателей по месту нахождения.
Учитывая приведенные выше нормы права, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о правомерности оспариваемого отказа административного ответчика, принятого в соответствии с делегированными полномочиями и с соблюдением требований действующего законодательства, ввиду чего решение суда об отказе Гилину В.Ф. в удовлетворении административного искового заявления является правильным и подлежит оставлению без изменения.
Доводы о нарушении Избирательной комиссией Пермского края порядка рассмотрения заявления, не получили своего подтверждения в ходе разбирательства по делу. Как правильно отражено в решении суда, заявление Гилина В.Ф. разрешено компетентным должностным лицом Избирательной комиссии Пермского края, в сроки, установленные п.п. 4, 6 ст. 16 Закона Пермского края от 20 февраля 2007 года N 3-ПК «Об Избирательной комиссии Пермского края», предусмотренных статьей 200 КАС РФ оснований для вынесения частного определения не имелось.
Положениями статьи 16 Закона Пермского края от 20 февраля 2007 N 3-ПК «Об Избирательной комиссии Пермского края» определено, что Избирательная комиссия Пермского края в пределах своей компетенции обязана рассматривать обращения о нарушениях законодательства о выборах и референдумах. Избирательная комиссия Пермского края может направить поступившее обращение в нижестоящую комиссию, если обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии (часть 1).
Письменный ответ по обращению должен быть дан в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования. По обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, ответ дается немедленно. Срок рассмотрения обращения и направления ответа может быть продлен до десяти дней, если обстоятельства, изложенные в этом обращении, требуют дополнительной проверки (часть 4).
Ответы на обращения, не требующие рассмотрения на заседании комиссии, по поручению председателя комиссии готовятся членом комиссии или работником аппарата комиссии и за подписью председателя, заместителя председателя или секретаря комиссии направляются заявителю в сроки, указанные в пункте 4 настоящей статьи (часть 6).
Кроме того, как верно указано судом в оспариваемом решении, вынесение частного определения является правом, а не обязанностью суда и основанием для вынесения такого определения заявления лиц, участвующих в деле, служить не могут.
Вопреки утверждению заявителя жалобы нарушений избирательных прав, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации не допущено. Не нарушено и право на получение ответа на свое обращение.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального права и норм процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены решения суда.
Приведенное в жалобе требование о взыскании компенсации морального и материального вреда не подлежит рассмотрению в силу требований ч. 3 ст. 308 КАС Российской Федерации, так как не являлось предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы направлены по существу на иные оценку установленных судом обстоятельств, толкование подлежащих применению норм материального права и отмену обжалуемого решения не влекут.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Перми от 4 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гилина Виктора Федоровича – без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи краевого суда: