Решение по делу № 2а-3289/2019 от 22.04.2019

Дело № 2а-3289/2019                                 

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Олейникова А.В.

при секретаре Агаповой Д.А.

с участием административного истца Маслякова Г.Н., представителя административного истца Маслякова Г.Н.Воробьевой С.В., представителя административного ответчика Облкомсоцзащиты Челядиной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 17 мая 2019 года в городе Волгограде административное дело по иску Маслякова Г. Н. к комитету социальной защиты населения Волгоградской области о признании права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Волгоградской области, признании незаконным решения об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Волгоградской области, возложении обязанности включить в список,

установил:

Масляков Г.Н. обратился в суд с названным административным иском, указав, что решением Октябрьского райнарсуда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ он отобран у своей матери Масляковой Т.Н. и передан органам опеки и попечительства. Затем он был помещен в дом ребенка, а впоследствии переведен в Тепикинскую специальную школу-интернат Урюпинского района. Решением Октябрьского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт нахождения его без попечения родителей. После окончания школы, ДД.ММ.ГГГГ Октябрьской поселковой администрацией Октябрьского района Волгоградской области с ним заключен договор социального найма жилого помещения №.... На момент предоставления в 2005 году жилое помещение являлось непригодным для проживания ввиду нарушения Санитарных правил и норм СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», поскольку от дома до уборной 18,3 метра, вместо положенным 20 метров. Квартира предоставлена в аварийном техническом состоянии, являлась непригодной для проживания, отсутствовал водопровод, туалет. Уборная находится в непосредственной близости от колодца, в 20 метрах, вместо установленных 50 метров. Фактически он жилым помещением не обеспечен, установленные законом гарантии жилищного обеспечения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализованы. В соответствии с заключением об оценке соответствия помещения требованиям о пригодности или непригодности для проживания, находящееся в его пользовании жилое помещение не соответствует должному техническому состоянию помещения, нарушены санитарные нормы, отсутствует водопровод, канализация. В настоящее время он не имеет возможности встать на учет по месту своего жительства в связи с достижением возраста 23-х лет. Однако, Облкомсоцзащиты ему отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Волгоградской области. Его проживание в жилом помещении по адресу: Волгоградская область, Октябрьский район, р.... невозможно в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных п. 4 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», то есть он обладает правом на предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договору найма специализированных жилых помещений.

Просит суд признать решение Облкомсоцзащиты от ДД.ММ.ГГГГ незаконным. Возложить на Облкомсоцзащиты обязанность включить Маслякова Г.Н. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда. Признать за Масляковым Г.Н. право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений.

Административный истец Масляков Г.Н. и его представитель Воробьева С.В. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивали по основаниям, приведенным в административном иске. Пояснили, что в 2005 году административному истцу предоставлено не пригодное для проживания жилое помещение. Он согласился на вселение, так как у него не имелось возможности проживать в ином месте. Масляковым Г.Н. принимались меры к ремонту комнаты, до настоящего времени он проживает в предоставленном жилом помещении. От предоставленной комнаты он не отказывался, в дальнейшем договор социального найма не оспаривал, так как ему было обещано иное жилье. Настаивали, что фактически права административного истца как лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилого помещения не реализованы.

В судебном заседании представитель административного ответчика Облкомсоцзащиты Челядина М.А. против удовлетворения заявленных требований возражала, поскольку Маслякову Г.Н. по договору социального найма предоставлено жилое помещение, в связи с чем не имеется оснований для включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Волгоградской области.

Выслушав участвующих лиц, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит заявленные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от ДД.ММ.ГГГГ, каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, что прямо предусмотрено ч.1,2 ст. 46 Конституции РФ.

В силу ч.2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В развитие приведенных гарантий, ч.1 ст. 109.1 ЖК РФ установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

На основании п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ч.1 ст. 1 Закона Волгоградской области от 05.02.2013 N 5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

В порядке ч. 1 ст. 3 Закона Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области» уполномоченный орган исполнительной власти Волгоградской области в сфере социальной защиты населения формирует список в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Лица, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Закона, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Судом установлено, что Масляков Г.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., решением Октябрьского райнарсуда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ отобран у матери Масляковой Г.Н. и передан на попечение органам опеки и попечительства.

Решением исполнительного комитета Октябрьского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №..., в связи с отобранием у матери и отсутствием отца Масляков Г.Н. определен в дом ребенка на полное государственное обеспечение.

По представленным в деле сведениям, в период с ДД.ММ.ГГГГ административный истец обучался в Тепикинской специальной (коррекционной) школе-интернате Урюпинского района Волгоградской области.

Решением Октябрьского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт нахождения несовершеннолетнего Маслякова Г.Н. без попечения родителей.

На основании договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №..., заключенного Октябрьской поселковой администрацией Октябрьского района Волгоградской области с Масляковым Г.Н., последнему в бессрочное владение и пользование предоставлено изолированное жилое помещение, состоящее из одной комнаты в доме, общей площадью 19,2 кв.м., в том числе жилой площадью 17,1 кв.м., по адресу: Волгоградская область, р...., для проживания в нем.

Из пояснений административного истца в судебном заседании, в настоящее время в связи с изменением нумерации жилых помещений, предоставленная ему комната имеет адрес: Волгоградская область, р.....

Масляков Г.Н. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Облкомсоцзащиты с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, изложив обстоятельства, аналогичные указанным им в рассматриваемом административном иске.

Письмом Облкомсоцзащиты от ДД.ММ.ГГГГ №... со ссылкой на ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» административный истец уведомлен об отсутствии оснований для включения его в список детей-сирот, поскольку при заключении ДД.ММ.ГГГГ договора найма жилого помещения №... им реализовано право на однократное обеспечение жилым помещением.

По существу рассматриваемого спора истец настаивает на незаконности оспариваемого отказа, ссылаясь на отсутствие в его распоряжении жилого помещения, пригодного для постоянного проживания.

Однако, в силу прямого указания в п.1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ч.1 ст. 1 Закона Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области» правом на обеспечение жилым помещением обладают только те лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма.

Как обоснованно отмечено в оспариваемом письме Облкомсоцзащиты от ДД.ММ.ГГГГ №..., Масляков Г.Н. является нанимателем жилого помещения в р.... Волгоградской области, в связи с чем не обладает правами, гарантированными указанными выше нормами.

Доводы административного иска о несоответствии жилого помещения по адресу: Волгоградская область, р...., требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, состоятельными к удовлетворению заявленных требований не являются.

Действительно, по правилам пп. 2 п. 4 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ч.4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, по смыслу которого решение об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным требованиям принимается межведомственными комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления.

Каких-либо объективных данных о принятии в установленном порядке решения о признании занимаемой Масляковым Г.Н. квартиры непригодной для проживания стороной административного истца суду не представлено.

Напротив, согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ №... об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принятому межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации городского поселения р.... муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №..., жилое помещение (квартира), расположенная по адресу: Волгоградская область, Октябрьский район, р...., соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и пригодна для проживания.

В судебном заседании административный истец и его представитель поясняли, что указанное заключение оспорено не было, незаконным не признавалось и не отменено.

Признание незаконным в судебном порядке ранее принятого межведомственной комиссией решения (заключения) в отношении того же жилого помещения, не доказывает невозможности проживания Маслякова Г.Н. в квартире. Решение Октябрьского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №...а-191/2018 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ обоснованы процессуальными нарушениями, допущенными межведомственной комиссией при рассмотрении в 2017 году вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания, и не содержат выводов о несоответствии квартиры, находящейся в пользовании административного истца, предъявляемым требованиям.

Суд также учитывает, что договор социального найма заключен Масляковым Г.Н. в 2005 году, последний в течение длительного времени пользовался предоставленным ему жильем, и только спустя более 10 лет заявил о непригодности квартиры для проживания.

Кроме того необходимо отметить, что согласно абзацу 4 ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Исходя из п. 9 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Буквальное толкование взаимосвязанных положений ст.ст. 1 и 8 указанного Федерального закона позволяет судить о том, что допускается включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, лиц указанной категории до достижения ими возраста 23 лет, являющихся нанимателями по договорам социального найма жилых помещений, признанных непригодными для проживания.

По достижению указанного возраста гражданин утрачивает статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому в дальнейшем права таких граждан, наряду с иными, чьи жилые помещения признаны непригодными для проживания, на предоставление жилого помещения вне очереди реализуются в соответствии с положениями п. 1 ч.2 ст. 57, ст.ст. 85, 87 ЖК РФ.

В связи с достижением Масляковым Г.Н. ДД.ММ.ГГГГ возраста 23 лет, если занимаемое последним жилое помещение будет признано заключением межведомственной комиссии непригодным для проживания, административный истец может быть обеспечен жильем в указанном порядке, но не в порядке, определенном ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом не установлено правовых оснований для признания за административным истцом права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Волгоградской области, признания незаконным решения Облкомсоцзащиты об отказе Маслякову Г.Н. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Волгоградской области, и для возложении на административного ответчика обязанности совершить какие-либо действия в пользу истца, в связи с чем заявленный административный иск не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 181 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного иска Маслякова Г. Н. к комитету социальной защиты населения Волгоградской области о признании права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Волгоградской области, признании незаконным решения об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Волгоградской области, возложении обязанности включить в список – отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

    Дата составления решения суда в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                        А.В. Олейников

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

2а-3289/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Масляков Геннадий Николаевич
Ответчики
Комитет социальной защиты населения Волгоградской области
Суд
Центральный районный суд г. Волгоград
Судья
Олейников Андрей Владимирович
Дело на сайте суда
zent.vol.sudrf.ru
22.04.2019Регистрация административного искового заявления
23.04.2019Передача материалов судье
23.04.2019Решение вопроса о принятии к производству
23.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.05.2019Судебное заседание
22.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.03.2020Регистрация административного искового заявления
30.03.2020Передача материалов судье
30.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
30.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.03.2020Судебное заседание
30.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.02.2020Дело оформлено
09.02.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее