Решение по делу № 2-5258/2019 от 19.09.2019

Дело № 2-5258/2019

УИД: 21RS0023-01-2019-006342-38

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 октября 2019 года                         г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Поляковой Н.В., с участием прокурора Красновой Е.В., истца Сергеичева Д.А., представителя ответчика – Трифоновой Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары в интересах Сергеичева Дениса Анатольевича к администрации Ленинского района г. Чебоксары о признании постановления об исключении из списка лиц, нуждающихся в жилом помещении незаконным и о признании права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

установил:

Заместитель прокурора Ленинского района г. Чебоксары обратился в суд с иском о признании постановления администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата ----- об исключении Сергеичева Д.А. из списка лиц, нуждающихся в жилом помещении незаконным, и о признании за ним права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указав в нем, что Сергеичев Д.А., дата года рождения, постановлением администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении на основании норм Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а постановлением от дата ----- был исключен из указанного списка по тем мотивам, что за ним было закреплено право пользования квартирой ----- дома № ----- по адрес и взамен указанной жилой площади ему и членам его семьи предоставлена квартира по адрес. При этом, он состоит в общей очереди лиц, нуждающихся в жилом помещении. По мнению прокурора, наличие закрепленного жилого помещения не лишает истца права на однократное получение жилого помещения на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а оспариваемое постановление нарушает его право на получение жилого помещения, предусмотренное ст. 8 названного Федерального закона, поскольку он отнесен к категории лиц, указанных в данном законе, нуждается в жилом помещении. Ранее право на получение жилого помещения на основании данной нормы федерального закона им реализовано не было, поэтому названное право за ним сохраняется до фактического обеспечения жилым помещением.

В судебном заседании прокурор и истец поддержали данный иск по изложенным в нем основаниям и вновь привели их суду.

Представитель ответчика данный иск не признал, пояснив суду, что право истца на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" может быть реализовано при соблюдении установленных в данном законе правил. До 01 января 2013 года данный закон не предусматривал возможность обеспечения жилыми помещениями указанных в нем лиц при наличии закрепленного за ними жилого помещения. Истец также пропустил установленный законом срок исковой давности для обращения в суд, что служит дополнительным основанием для отказа в удовлетворении данного иска.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав пояснения участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя, который в нормах отраслевого законодательства предусматривает определенные основания для предоставления жилья соответствующей категории лиц.

Дети, находящиеся под опекой (попечительством), включая детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют в силу п. 1 ст. 148, п. 1 ст. 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации право, в том числе на сохранение права собственности на жилое помещение, права пользования жилым помещением, право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Актами федерального законодательства, закрепляющими право указанных лиц на получение жилья в пользование, являются Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ), Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (далее ЖК РФ); Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ).

Основные принципы и содержание мер государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей законодатель закрепил в Федеральном законе от 21.12.1996 № 159-ФЗ, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких лиц.

Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Условия реализации права указанных лиц на обеспечение жилым помещением закреплены в абзаце втором пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, среди которых законодатель в редакции, действующей до принятия Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ называл отсутствие у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), закрепленного жилого помещения и окончание пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Жилые помещения предоставлялись указанной категории граждан на условиях договора социального найма во внеочередном порядке.

Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ предусмотрен новый порядок обеспечения их жильем, который начал действовать с 01 января 2013 года. С этого времени предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч.2 статьи 109.1 ЖК РФ).

Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", проживавшие и проживающие на территории соответствующего муниципального образования в Чувашской Республике, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.

При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Такая позиция отражена Верховным судом Российской Федерации в определении от 19 сентября 2017 года № 18-КГ17-139.

Из материалов дела видно, что за истцом было закреплено право проживания в жилом помещении сначала по адрес, а после расселения данного дома в квартире по ул. адрес.

По смыслу редакции пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действующей до 01 января 2013 года, основным условием для реализации права на льготное обеспечение жильем в соответствии с данным законом является отсутствие жилого помещения для постоянного проживания.

На момент введения в действие новых правил по обеспечению жильем (01 января 2013 года) истец уже достиг возраста 23 лет и оспариваемым постановлением был исключен из списка очередников в связи с наличием закрепленного жилого помещения.

В этой связи доводы прокурора о том, что у него возникло право на обеспечение жилым помещением на условиях, определенных пунктом 4 HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=113A0D53D8CBAC9B5EFECE8F323690813ED6A59DDF8A6946210858A8D2B2B1F589C350204DkFL" статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 15-ФЗ, нельзя признать обоснованными.

В качестве самостоятельного основания для отказа в удовлетворении данного иска суд рассматривает пропуск срока для обращения в суд за защитой нарушенного права.

Общий срок исковой давности, согласно ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного Кодекса, согласно ч.1 которой если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Как пояснил суду истец, о принятии оспариваемого постановления он узнал в дата году, в дата году обратился в суд с административным иском о признании данного постановления незаконным, о восстановлении в списке очередников и о возложении обязанности предоставить ему жилое помещение как лицу, оставшемуся без попечения родителей. Данный иск, как следует из материалов дела, на основании определения от дата возвращен по правилам п.1 ч.1 ст. 128 КАС РФ.

Новое обращение в суд с аналогичным требованием последовало дата, т.е. по истечению более чем четырех лет с момента, когда истцу стало известно о нарушении его прав.

При этом доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших истцу в этот период обратиться в суд с исковым заявлением в порядке гражданского судопроизводства материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения данного иска суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары о признании постановления администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата ----- об исключении Сергеичева Дениса Анатольевича из списка лиц, нуждающихся в жилом помещении незаконным, и о признании за ним права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья                     Т.П. Ермолаева

Мотивированное решение составлено 23 октября 2019 года.

2-5258/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Сергеичев Денис Анатольевич
Заместитель прокурора Ленинского района г.Чебоксары
Ответчики
администрация Ленинского района г.Чебоксары
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары
Дело на странице суда
leninsky.chv.sudrf.ru
20.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.03.2020Передача материалов судье
20.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее