Судья Чернянская Е.И. Дело № 33-4429/2021
25RS0004-01-2020-007030-61
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ19 мая 2021 года <адрес>
Судебная коллегия по гражданским делам <адрес> в составе:
председательствующего Кадкина А.А.
судей Матосовой В.Г., Гареевой А.В.
при секретаре Якушевской Н.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> к Черткову О.В., Чертковой С.П. о взыскании неосновательного обогащения,
по апелляционной жалобе представителя истца
на решение Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым заявленные требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Матосовой В.Г., судебная коллегия
установила:ТУФАУГИ в ПК обратилось в суд с названным иском, в обоснование указав, что земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 154 360 +/- 137 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, является собственностью Российской Федерации.
В границах земельного участка расположен жилой дом с кадастровым номером №, площадью 268,1 кв.м. по адресу: <адрес>, пер.Астрономический, <адрес>, являющийся собственностью ответчиков по 1/2 доли в праве общей долевой собственности у каждого.
Согласно заявления председателя ТСЖ «Наука» установлено, что на основании общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ часть земельного участка, на которой расположен жилой дом, имеет площадь 691 кв.м., в связи с чем, Территориальное управление рассчитало сумму за фактическое пользование частью земельного участка площадью 691 кв.м. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере по 296 309,68 рублей с каждого ответчика.
Данный расчёт платы за фактическое пользование части земельного участка был определён на основании отчёта об оценке от ДД.ММ.ГГГГ №.193, проведённого ООО «Центр развития инвестиций».
В рамках урегулирования возникшего спора Территориальное управление направляло ответчикам письмо, в котором предлагало в срок до ДД.ММ.ГГГГ оплатить денежные средства за фактическое пользование части земельного участка, которое до настоящего времени не исполнено.
Истец просил суд взыскать неосновательное обогащение за фактическое пользование частью земельного участка за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 296 309,68 рублей с каждого ответчика.
В судебном заседании представитель истца настаивала на удовлетворении исковых требований, с учетом применения сроков исковой давности просил взыскать с каждого ответчика по 112 413,84 рубля за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчики в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие. Представили отзыв на иск, в котором заявили о пропуске срока исковой давности, считали необходимым рассчитывать платеж исходя из кадастровой стоимости участка.
Представитель третьего лица ФГБУ «ДВО РАН» просила взыскать неосновательное обогащение исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Судом постановлено решение, которым заявленные исковые требования удовлетворены частично. С Черткова О.В. и Чертковой С.П. в пользу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> взыскано неосновательное обогащение за фактическое пользование с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ частью земельного участка, являющегося собственностью Российской Федерации в размере 7370,24 рублей с каждого.
В остальной части иска отказано.
Также с Черткова О.В. и Чертковой С.П. в бюджет муниципального образования Владивостокский городской округ взыскана государственная пошлина в размере 321 рублей с каждого.
С решением суда не согласился истец, представителем подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым взыскать с ответчиков в пользу истца неосновательное обогащение в размере 112413,84 рублей с каждого.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель третьего лица указывает на несогласие с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Стороны в судебное заседание апелляционной инстанции, будучи извещенные надлежащим образом, не явились. С учетом положений статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1 ГПК РФ), доводов возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Статьей 1107 ГК РФ предусмотрено, что лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения (пункт 1).
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 154 360 +/- 137 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> является собственностью Российской Федерации.
Кадастровая стоимость земельного участка составляет 250 604 885,04 рублей.
В границах участка расположен жилой дом ответчиков с кадастровым номером №, площадью 268,1 кв.м. по адресу: <адрес>, пер. Астрономический, 6. У каждого по 1/2 доли в праве общей долевой собственности.
Также установлено, что часть земельного участка, на которой расположен жилой дом, имеет площадь 691 кв.м.
Установлено, что ранее Распоряжением Дальневосточного отделения Российской Академии наук от ДД.ММ.ГГГГ №од указанный участок был предоставлен Кунициной Е.А. как участнику долевого строительства малоэтажной застройки Академгородка.
Обращаясь в суд с иском и обосновывая расчет исковых требований, истец ссылался на пункт 6 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила).
С указанным суд первой инстанции не согласился и пришел к выводу о том, что расчет арендной платы следует производить на основании подпункта «в» пункта 3 Правил, исходя из 0,6% кадастровой стоимости земельного участка, поскольку участок ответчикам был предоставлен для индивидуального жилищного строительства.
С учетом кадастровой стоимости земельного участка, суд взыскал сумму неосновательного обогащения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 14 740,48 рублей, а именно 7370 рублей с каждого ответчика.
С таким выводом судебная коллегия согласна.
Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также Правила определения размера арендной платы, порядка, условий, сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, определены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, а также Приказом Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №»
Одним из принципов определения арендной платы является принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости (абзац 4 Постановления №).
В соответствии с вышеуказанными Правилами размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, в расчете на год, определяется несколькими способами, основной из которых – расчет на основании кадастровой стоимости земельных участков.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 3 Правил арендная плата рассчитывается в размере 0,6% кадастровой стоимости в отношении земельного участка, предоставленного гражданину для индивидуального жилищного строительства.
В остальных случаях, не указанных в данном исчерпывающем Перечне, согласно утвержденным Правилам арендная плата за земельный участок, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации и предоставленный арендаторам, рассчитывается на основании рыночной стоимости или по централизованно установленным ставкам.
Учитывая, что на данном земельном участке площадью 691 кв.м, расположен принадлежащий ответчикам на праве общей долевой собственности индивидуальный жилой дом, то земельный участок должен быть им предоставлен исключительно с разрешенным видом использования для индивидуального жилищного строительства. Поэтому, в данном случае, в соответствии с позицией Верховного Суда РФ расчет суммы неосновательного обогащения должен быть произведен в соответствии с подпунктом «в» пункта 3 Правил, в соответствии с которым годовая арендная плата рассчитывается на основании кадастровой стоимости в размере 0,6% в отношении земельного участка, предоставленного гражданину для индивидуального жилищного строительства.
В связи с тем, что исходный земельный участок был предоставлен ДВО РАН для строительства малоэтажной коттеджной застройки Академгородка и дальнейшей эксплуатации объекта, то есть для индивидуального жилищного строительства, а также, что на нем построены физическими лицами по договорам долевого участия в строительстве малоэтажные индивидуальные жилые дома, которые им принадлежат на праве собственности (в том числе ответчикам), то у используемого ответчиками земельного участка никакого иного вида разрешенного использования, кроме как для индивидуального жилищного строительства, быть не может.
На основании изложенного, суд первой инстанции законно и обоснованно принял расчет суммы неосновательного обогащения: 0,6% от кадастровой стоимости фактически используемого ответчиками земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:решение Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи