УИД26RS0№ ...-69
Дело №2а-194/2019
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
14 мая 2019 года с. Левокумское
Левокумский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего, судьи Власова А.А.,
при секретаре Беловой Т.В.,
с участием:
административного истца Чернова Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело №2а-194/2019 по административному исковому заявлению Чернова Романа Александровича к Военному комиссариату Левокумского района Ставропольского края о признании незаконным отказа от (дата) № ... для пересмотра категории годности к военной службе, возложении обязанности организовать проведение повторной военно-врачебной комиссии по освидетельствованию категории годности к военной службе на основании изменения состояния здоровья,
установил:
Чернов Р.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указывает, что (дата) призывной комиссией Ставропольского края по результатам медицинского освидетельствования он был направлен на обследование и лечение в Краевой клинический противотуберкулезный диспансер, где был установлен диагноз ... Установлено итоговое заключение о категории годности к военной службе «В» ограниченно годен. (дата) была пройдена повторная флюорография. (дата) он обратился в Буденновский филиал ГБУЗ СК «Краевой клинический противотуберкулезный диспансер», врач фтизиатр поставил диагноз «...». (дата) он обратился с заявлением в Военный комиссариат Левокумского района Ставропольского края по вопросу повторного медицинского освидетельствования. (дата) им получен отказ военного комиссара Левокумского района Ставропольского края. Данный отказ считает не законным. В связи, с чем просит признать незаконным отказ военного комиссариата Левокумского района Ставропольского края от (дата) № ..., которым не установлено оснований для пересмотра категории годности к военной службе, возложить на военный комиссариат Левокумского района Ставропольского края обязанность организовать проведение повторной военно-врачебной комиссии по освидетельствованию категории годности к военной службе на основании изменения состояния здоровья.
Административный истец Чернов Р.А. в ходе рассмотрения дела настаивал на удовлетворении своих требований, по доводам, изложенным в административном иске. Пояснив дополнительно, что отказ военного комиссариата о проведении повторной военно-врачебной комиссии по освидетельствованию категории годности к военной службе на основании изменения состояния здоровья является препятствием к реализации его права на трудоустройство, поскольку он не может работать в МВД России.
Представитель административного ответчика Военного комиссариата Ставропольского края, привлеченного к участию в деле определением суда от (дата), извещенный о дате рассмотрения дела заблаговременно по средствам почтовой связи, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя военного комиссариата СК, представив возражение по средствам факсимильной связи в которых просит в иске Чернову Р.А. отказать, поскольку изменение в состоянии здоровья лица, признанного ограниченно годным к военной службе и зачисленным в связи с этим в запас, являются юридически значимыми лишь для граждан в возрасте от 18 до 27 лет. Отказ военного комиссариата Левокумского района является законным и обоснованным (л.д. ...
Административный ответчик военный комиссар Левокумского района Ставропольского края Кобцев П., извещенный о дате рассмотрения дела заблаговременно по средствам почтовой связи, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представив возражение в которых просит в иске Чернову Р.А. отказать, т.к. положением о ВВЭ не предусмотрено безусловная обязанность военного комиссариата провести повторное медицинское освидетельствование гражданина, ранее при призыве на военную службу признанного ограниченно годного к военной службе. Такая обязанность возникает у военного комиссариата только при выполнении государственных задач, связанных с призывом граждан на военную службу, организацией прохождения военной службы, военных сборов. Чернов Р.А. не подлежит призыву на военные сборы, поступлению в мобилизационный людской резерв в виду того, что его военно-учетная специальность и гражданская специальность не являются дефицитными для ВС РФ. Чернов Р. ни к одной из выше перечисленных категорий не относится, следовательно, проведение его медицинского освидетельствования по запасу в учетных целях не целесообразно.
С учетом мнения административного истца, полагавшего возможным рассмотреть поставленный перед судом вопрос в отсутствие представителей административных ответчиков, исходя из положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, принимая во внимание надлежащее извещение о времени и месте судебного разбирательства лиц, участвующих в деле и содержащегося в возражениях на иск ходатайства административных ответчиков о рассмотрении дела в их отсутствие, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика - Военного комиссариата СК и военного комиссариата Левокумского района.
Выслушав объяснения административного истца, исследовав письменные материалы дела и возражения административных ответчиков, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что Черновым Р.А. подано заявление с просьбой устранить нарушения его законного права пройти повторное медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе в настоящее время, адресованное Военному комиссару Левокумского района СК.
Данное обращение было направлено адресату - Военному комиссару Левокумского района СК (дата) и получено последним, что подтверждается пояснениями ответчика военного комиссариата Левокумского района СК изложенными в возражениях на административное исковое заявление.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет также, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Административное исковое заявление Черновым Р.А. подано в суд (дата), что подтверждается штампом входящей корреспонденции (л.д....), право на обращение последнего в суд с данным требованием возникло с (дата) (т.е. в день, получения ответа военного комиссара Левокумского района Ставропольского края), срок, установленный положениями ст.219 КАС РФ для обращения Чернова Р.А. с административным иском не истек.
В силу положений статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с Федеральным законом.
В силу п.4 статьи 26 ФЗ от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Чернов Р.А, состоит на воинском учете в военном комиссариате Левокумского района СК с (дата) и по настоящее время, с (дата) на воинском учете, граждан, пребывающих в запасе, что подтверждается выпиской из книги протоколов заседаний призывной комиссии Левокумского района, представленной военным комиссариатом Левокумского района по запросу суда (л.д....
Согласно ст. 23 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" от призыва на военную службу освобождаются граждане признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, и в соответствии со ст. 52 данного закона, зачисляются в запас.
Решением призывной комиссии от (дата) Чернов Р.А. освобожден от призыва на военную службу по пп. «а» п.1 ст.23 Закона №53-ФЗ и зачислен в запас (т.к. в (дата) году Чернов Р.А. был признан ограниченно годен к военной службе категория «В», по ст.2в в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2003 года N 123), что подтверждается копией выписки из книги протоколов заседаний призывной комиссии Левокумского района Ставропольского края (л.д...., и пояснениями административного истца данными в ходе рассмотрения дела.
(дата) Чернов Р.А. обратился с заявлением в Военный комиссариат Левокумского района, где просил провести в отношении него повторное медицинское освидетельствование в связи с изменением состояния здоровья (л.д....). К заявлению Чернов Р.А. прилагал копию выписки из книги протоколов заседания призывной комиссии № ... от (дата), копию заключения фтизиатра от (дата), копию флюорографического обследования от (дата).
Согласно ответу Военного комиссариата Левокумского района от (дата) № ... Чернову Р.А. отказано в проведении повторного медицинского освидетельствования т.к. обязательное медицинское освидетельствование для лиц, пребывающих в запасе, действующим ФЗ не предусмотрено. В (дата) году ему исполнилось ... лет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты.
Пунктом 3 статьи 5.1 указанного Федерального закона установлено, что Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
Согласно статьи 58, статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинской экспертизой является проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина. В Российской Федерации, среди прочих видов медицинских экспертиз, проводится военно-врачебная экспертиза. Данная экспертиза проводится, в том числе, в целях определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью), а также решения других вопросов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено -гражданин, пребывающий в запасе, проходит медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе в соответствии со статьей 5.1 настоящего Федерального закона. Гражданин в возрасте от 18 до 27 лет, освобожденный от призыва на военную службу в связи с признанием его ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья и зачисленный в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, вправе пройти медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе в соответствии со статьей 5.1 настоящего Федерального закона. В случае признания указанного гражданина годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями он переводится военным комиссариатом на воинский учет граждан, не пребывающих в запасе, и подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе, исходя из положений пункта 1 - Военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Вооруженные Силы), в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее также - другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах внутренних дел Российской Федерации и таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения) в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе (далее - приравненная служба), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих и приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы, граждан, уволенных с военной службы, приравненной службы и военных сборов, с прохождением ими военной и приравненной службы (далее - причинная связь увечий, заболеваний), решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).
В пункте 3 указанного Положения о военно-врачебной экспертизе на военно-врачебную комиссию возложено проведение медицинского освидетельствования граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе.
Пунктом 69 этого же Положения о военно-врачебной экспертизе закреплено, что Министерство обороны Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), организуют обследование и освидетельствование граждан, прошедших военную службу (приравненную службу), граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе.
В соответствии с абзацем первым пункта 84 названного выше Положения о военно-врачебной экспертизе граждане в возрасте от 18 до 27 лет, освобожденные от призыва на военную службу в связи с признанием их ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья и зачисленные в запас Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - граждане, ограниченно годные к военной службе), вправе пройти освидетельствование для определения категории годности к военной службе.
В подтверждение наличия оснований для повторного медицинского освидетельствования Черновым Р.А. представлены результаты своего обследования в медицинских организациях- заключение врача фтизиатра Буденовского филиала ГБУЗ СК «Краевой клинический противотуберкулезный диспансер» от (дата), диагноз «Клиническое ...», копия флюорографического снимка от (дата) ГБУЗ Левокумская РБ где указано, легкие без очаговых тканей. Корни структурны, синусы плевры свободны, тень сердца не расширена, из которых, по его мнению, следует, что он здоров ( л.д....).
Копии данных документов были приложены Черновым Р.А. к поданному в Военный комиссариат Левокумского района заявлению ( л.д...
Действительно на момент обращения Чернова Р.А. с заявлением в военный комиссариат Левокумского района (дата), призывной возраст, установленный Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (с 18 до 27 лет) Чернова Р.А. истек, ему исполнилось 32 года.
Из материалов административного дела, а также пояснений данных Черновым Р.А. в судебном заседании следует, что повторное медицинское освидетельствование Чернову Р.А. необходимо в связи с изменением его состояния здоровья, с целью дальнейшей реализации его права на трудоустройство в Органы Внутренних дел Российской Федерации.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение военного комиссариата Левокумского района вынесено без учета действующего законодательства, нарушает права административного истца, поскольку отказ военного комиссариата Левокумского района Ставропольского края о проведении повторной военно-врачебной комиссии по освидетельствованию категории годности к военной службе на основании изменения состояния здоровья, является препятствием для осуществления Черновым Р.А. своих гражданских прав в сфере трудоустройства, поскольку требуется медицинское заключение о годности к службе.
Руководствуясь статьями 175-178, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Чернова Романа Александровича о признании незаконным отказа от (дата) № ... для пересмотра категории годности к военной службе, возложении обязанности организовать проведение повторной военно-врачебной комиссии по освидетельствованию категории годности к военной службе на основании изменения состояния здоровья – удовлетворить.
Признать незаконным отказ военного комиссара Левокумского района Ставропольского края в проведении Чернову Р.А. повторного медицинского освидетельствования состояния здоровья.
Обязать военный комиссариат Левокумского района Ставропольского края, военный комиссариат Ставропольского края организовать в отношении Чернова Р.А. повторное медицинское освидетельствование.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Левокумский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья А.А. Власов
Мотивированное решение суда составлено 15 мая 2019 года.
Судья А.А. Власов