Дело № 2а-139/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
рп. Тамала 27.06.2017 года
Тамалинский районный суд Пензенской области в составе
председательствующего судьи Козеевой И.А.
при секретаре Щербаковой Н.Н.
с участием помощника прокурора Тамалинского района Книгиной Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Тамалинского районного суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Тамалинского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ульяновского сельсовета Тамалинского района Пензенской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненадлежащей организации мест захоронения на общественном кладбище, и возложении обязанности провести действия по организации мест захоронения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тамалинского района Пензенской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеназванным административным исковым заявлением, указывая следующее.
Прокуратурой Тамалинского района проведена проверка соблюдения земельного законодательства на территории Ульяновского сельсовета Тамалинского района Пензенской области, в ходе которой установлено, что на территории Ульяновского сельсовета Тамалинского района Пензенской области в с. Ульяновка Тамалинского района Пензенской области имеется действующее кладбище (место захоронения). Данное кладбище на балансе администрации указанного сельского совета не состоит, в реестре муниципальной собственности не числится, правоустанавливающие и землеотводящие документы на земельный участок отсутствуют. Проведенной проверкой было установлено, что администрацией Ульяновского сельсовета Тамалинского района Пензенской области в нарушение законодательства не принимается должных мер к оформлению в муниципальную собственность земельного участка, занятого общественным кладбищем в с. Ульяновка Тамалинского района Пензенской области. Не проведение межевания занятого под кладбищем земельного участка, не приведение территории кладбища в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета и его регистрации в установленном законом порядке привело к обезличиванию территории данного общественного кладбища, отсутствию его на кадастровом учете, отсутствию права собственности администрации Ульяновского сельсовета Тамалинского района Пензенской области на территорию кладбища. Кроме того, не проведение в отношении указанного земельного участка предусмотренных земельным законодательством землеустроительных и кадастровых работ препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения. В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор Тамалинского района Пензенской области, обращаясь в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, просил признать незаконным бездействие администрации Ульяновского сельсовета Тамалинского района Пензенской области, выразившееся в ненадлежащей организации мест захоронения на общественном кладбище в с. Ульяновка Тамалинского района Пензенской области, связанной с отводом, межеванием и постановкой на кадастровый учет земельного участка, расположенного под кладбищем в с. Ульяновка Тамалинского района Пензенской области, и обязать администрацию Ульяновского сельсовета Тамалинского района Пензенской области провести все действия, установленные земельным законодательством по отводу, межеванию и постановке на кадастровый учет земельного участка, расположенного под кладбищем в с. Ульяновка Тамалинского района Пензенской области.
Помощник прокурора Тамалинского района Пензенской области Книгина Э.А. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика администрации Ульяновского сельсовета Тамалинского района Пензенской области глава администрации Егоров В.Ю., действующий на основании прав по должности, в судебном заседании с административными исковыми требованиями прокурора Тамалинского района Пензенской области полностью согласился и пояснил, что на территории Ульяновского сельсовета Тамалинского района Пензенской области в с. Ульяновка Тамалинского района Пензенской области имеется действующее кладбище (место захоронения). Данное кладбище на балансе администрации не состоит, в реестре муниципальной собственности не числится, правоустанавливающие и землеотводящие документы на земельный участок отсутствуют. В муниципальную собственность земельный участок, занятый общественным кладбищем в с. Ульяновка Тамалинского района Пензенской области на территории Ульяновского сельсовета Тамалинского района Пензенской области не оформлен. Землеустроительные и кадастровые работы не проведены (не проведено межевание, земельный участок не поставлен на кадастровый учет). Данное нарушение допущено в связи с отсутствием денежных средств в бюджете на указанные нужды.
Изучив материалы дела, выслушав доводы помощника прокурора Тамалинского района Пензенской области Книгиной Э.А., представителя администрации Ульяновского сельсовета Тамалинского района Пензенской области Егорова В.Ю., суд пришел к следующему выводу.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пп. 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19, 21, 28, 30, ч. 1 33 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
На основании ст. 1 Закона Пензенской области от 16.10.2014 года № 2626- ЗПО «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пензенской области», принятого в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, за сельскими поселениями Пензенской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пп. 4, 5, 6, 7-1, 7-2, 8, 13, ч. 1 ст. 14, 15, 18, 22, 31, 33-1, 33-2 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Таким образом, в соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» определено, что местами погребения являются отведённые в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с п. 5 ст. 16 вышеприведенного Закона.
Предоставление земельного участка для размещения места погребения, как следует из ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утверждённой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления (ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учётом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределённо долгий срок существования места погребения.
Согласно ч. 3 и ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (СанПиН 2.1.2882-11), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, устанавливают гигиенические требования к содержанию кладбищ.
В соответствии с требованиями ст. 1 Земельного кодекса РФ основными принципами земельного законодательства являются учёт значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде; приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.
Согласно ст. 6 Земельного кодекса РФ объектом земельных отношений является земельный участок.
Удостоверение границ земельного участка осуществляется путём реализации процедуры определения границ земельного участка, установления его границ на местности, согласования и утверждения его границ в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве».
Статьей 1 Федерального закона от 18.06.2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве» определено, что землеустройство – это мероприятия, в том числе по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства. Объекты землеустройства - территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населённых пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 18.06.2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве» порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации. Правила установления на местности границ объектов землеустройства утверждены Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 года № 688.
Согласно ч. 4, ч. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях.
Кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости), частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету.
На основании ст. 35 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и настоящего Федерального закона договора подряда на выполнение кадастровых работ, если иное не установлено федеральным законом.
В силу ст. 37 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ результатом кадастровых работ кадастрового инженера является межевой план, технический план или акт обследования.
На основании ст. 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета является межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
На основании ч. 4, ч. 6 ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ межевой план, технический план, акт обследования, карта-план территории представляются в орган регистрации прав в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера. Заявление о государственном кадастровом учете в форме документа на бумажном носителе представляется в единственном экземпляре-подлиннике.
Согласно ч. 1, ч. 8 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Из материалов дела следует и установлено судом, что прокуратурой Тамалинского района Пензенской области проведена проверка соблюдения земельного законодательства на территории администрации Ульяновского сельсовета Тамалинского района Пензенской области, в ходе которой установлено, что администрацией Ульяновского сельсовета Тамалинского района Пензенской области в нарушение законодательства не принимается должных мер к оформлению в муниципальную собственность земельного участка, занятого общественным кладбищем в с. Ульяновка Тамалинского района Пензенской области на территории Ульяновского сельсовета Тамалинского района Пензенской области, а именно: не принимаются меры к проведению в отношении данного земельного участка землеустроительных и кадастровых работ (не проведено межевание, земельный участок не поставлен на кадастровый учет), что подтверждается актом проверки от 14.06.2017 года.
Не проведение межевания занятого под кладбищем земельного участка, не приведение территории кладбища в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета и его регистрации в установленном законом порядке привело к обезличиванию территории данного общественного кладбища, отсутствию его на кадастровом учете, отсутствию права собственности администрации Ульяновского сельсовета Тамалинского района Пензенской области на территорию кладбища. Не проведение в отношении указанного земельного участка предусмотренных земельным законодательством землеустроительных и кадастровых работ препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения.
При указанных обстоятельствах суд находит административное исковое заявление прокурора Тамалинского района Пензенской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Ульяновского сельсовета Тамалинского района Пензенской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненадлежащей организации мест захоронения на общественном кладбище, подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь требованиями п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, и исходя из характера возложенной на административного ответчика администрацию Ульяновского сельсовета Тамалинского района Пензенской области обязанности провести все действия, установленные земельным законодательством по отводу, межеванию и постановке на кадастровый учет земельного участка, расположенного под кладбищем в с. Ульяновка Тамалинского района Пензенской области, суд считает возможным установить срок для исполнения – в течение 9 месяцев со дня вступления решения в законную силу и срок – в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу сообщить об исполнении решения в суд и прокурору Тамалинского района Пензенской области.
Прокурор в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождаются от уплаты государственной пошлины. Следовательно, государственная пошлина не полежит взысканию с администрации Ульяновского сельсовета Тамалинского района Пензенской области.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные административные исковые требования прокурора Тамалинского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ульяновского сельсовета Тамалинского района Пензенской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненадлежащей организации мест захоронения на общественном кладбище и возложении обязанности провести действия по организации мест захоронения, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Ульяновского сельсовета Тамалинского района Пензенской области, выразившееся в ненадлежащей организации мест захоронения на общественном кладбище в с. Ульяновка Тамалинского района Пензенской области, связанное с отводом, межеванием и постановкой на кадастровый учет земельного участка, расположенного под кладбищем в с. Ульяновка Тамалинского района Пензенской области.
Обязать администрацию Ульяновского сельсовета Тамалинского района Пензенской области в срок в течение 9 (девяти) месяцев со дня вступления решения в законную силу провести все действия, установленные земельным законодательством по отводу, межеванию и постановке на кадастровый учет земельного участка, расположенного под кладбищем в с. Ульяновка Тамалинского района Пензенской области.
Обязать администрацию Ульяновского сельсовета Тамалинского района Пензенской области опубликовать настоящее решение суда в официальном печатном издании в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Об исполнении решения суда администрация Ульяновского сельсовета Тамалинского района Пензенской области в течение 10 (десяти) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязана сообщить в прокуратуру Тамалинского района Пензенской области и в Тамалинский районный суд Пензенской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Тамалинский районный суд Пензенской области в течение месяца.
Судья И.А. Козеева