Дело №2а-1412/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 октября 2019 года г. Иваново
Октябрьский районный суд города Иваново в составе:
председательствующего судьи Егоровой А.А.,
при секретаре Абраменковой А.С.,
с участием представителя административного истца Удалова Ю.А.,
заинтересованного лица Очиловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Галиева С.А. к Военному комиссариату Октябрьского и Советского районов г. Иваново Ивановской области, Призывной комиссии Октябрьского и Советского районов г. Иваново Ивановской области, федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ивановской области», Призывной комиссии Ивановской области об оспаривании решений,
установил:
Галиев С.А. обратился в суд с административным иском к военному комиссариату Октябрьского и Советского районов г. Иваново, призывной комиссии Октябрьского и Советского районов г. Иваново, Военному комиссариату Ивановской области, в котором просил признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Октябрьского и Советского районов г. Иваново о присвоении Галиеву С.А. категории годности «Г» и предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Ивановской области о присвоении Галиеву С.А. категории годности «Г» и предоставлении отсрочки от призыва на военную службу. Иск мотивирован тем, что административному истцу 28.05.2019 года была присвоена категория годности «Г» и вынесено решение о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, при этом у него имеется заболевание «<данные изъяты>.», которая согласно п. «в» ст. 43 Расписания болезней соответствует категории годности к военной службе – «В» (ограниченно годен к военной службе). Галиев С.А. полагает, что выставление иной категории годности является следствием необъективной оценки медицинских документов, игнорированием действующего законодательства, превышением полномочий. Административный истец полагает, что оспариваемыми решениями нарушено его право на освобождение от прохождения военной службы, поставлены под угрозу права на жизнь, здоровье, свободу и личную неприкосновенность.
Протокольным определением от 06.09.2019 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Призывная комиссия Ивановской области, в качестве заинтересованных лиц привлечены Очилова Е.А., Кондратьева С.В., Военный комиссариат г. Иваново.
Административный истец Галиев С.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, уполномочил на участие в деле представителя.
Представитель административного истца по доверенности Удалов Ю.А. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске. Дополнительно пояснил, что диагноз Галиева С.А. на сегодняшний день никем не оспорен, истцом представлен достаточный объем доказательств, подтверждающих необходимость отнесения его заболевания к ст. 43 Расписания болезней.
Заинтересованное лицо Очилова Е.А. возражала против удовлетворения иска, полагала, что Галиеву С.А. была верно установлена ст. 48 Расписания болезней и выставлена категория годности «Г», при его повторном медицинском освидетельствовании, в случае подтверждения диагноза, ему будет установлена ст. 43 Расписания болезней и выставлена категория годности «В».
Административный ответчик Военный комиссариат Ивановской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, представителя не направил, в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.
Административные ответчики Военный комиссариат Октябрьского и Советского районов г. Иваново Ивановской области, Призывная комиссия Ивановской области надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей не направили.
Административный ответчик Призывная комиссия Октябрьского и Советского районов г. Иваново Ивановской области, извещавшийся о времени и месте судебного заседания в порядке главы 9 КАС РФ, представителя не направил.
Заинтересованное лицо Военный комиссариат г. Иваново, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в материалах дела имеются возражения на административный иск, а также ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.
Заинтересованное лицо Кондратьева С.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, не явилась, о причинах неявки не сообщила.
Заслушав представителя административного истца, заинтересованное лицо, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязан доказать, что оспариваемы действиями (бездействиями) нарушаются права, свободы и законные интересы административного истца.
Судом установлено, что административный истец Галиев С.А. был поставлен на воинский учет 19.01.2015 года в военном комиссариате Октябрьского и Советского районов г. Иваново, в период с 01.09.2016 года по 26.12.2018 года состоял на воинском учете в отделе военного комиссариата г. Москвы по Зеленградскому АО, с 24.01.2019 года состоит на воинском учете в военном комиссариате Октябрьского и Советского районов г. Иваново.
В период весеннего призыва 2019 года врач Очилова Е.А., проведя 08.04.2019 года медицинское освидетельствование Галиева С.А., выдала направление в поликлинику Кардиологического диспансера.
В период с 23.04.2019 года по 29.04.2019 года Галиев С.А. находился на обследовании в отделении дневного стационара ОБУЗ «Кардиологический диспансер». Согласно выписке из истории болезни № Галиеву С.А. поставлен диагноз «<данные изъяты>».
Кроме того, административным истцом в военный комиссариат представлено медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина №, выданное ОБУЗ «Ивановская клиническая больница имени Куваевых». В соответствии с данным заключением Галиеву С.А. установлен диагноз: «<данные изъяты>».
По результатам изучения выписки из истории болезни № ОБУЗ «Кардиологический диспансер» и медицинского заключения о состоянии здоровья гражданина № ОБУЗ «Ивановская клиническая больница имени Куваевых» врачом Очиловой Е.А. 28.05.2019 года было выставлено заключение: ст. 48 графа I расписания болезней (Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565), категория годности «Г».
Решением призывной комиссии Октябрьского и Советского районов г. Иваново Ивановской области от 28 мая 2019 года административному истцу Галиеву С.А. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 01.10.2019 года.
21 июня 2019 года Галиев С.А. был освидетельствован врачом Кондратьевой С.В., являющейся членом призывной комиссии Ивановской области. Согласно листу медицинского освидетельствования Галиеву С.А. установлен диагноз «<данные изъяты>».
Решением призывной комиссии Ивановской области от 21.06.2019 года утверждено решение призывной комиссии Октябрьского и Совесткого районов г. Иваново, Галиев С.А. признан временно негодным к военной службе на 6 месяцев на основании пп.а, п.1 ст.24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе.
Рассматривая вопрос о законности вышеуказанных решений призывных комиссий и предоставление административному истцу отсрочки от призыва на военную службу, суд исходит из следующего.
Статьей 59 Конституции РФ предусмотрена обязанность гражданина РФ по защите Отечества и прохождению военной службы.
Правоотношения по призыву на военную службу регламентированы ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 года № 53-ФЗ (далее – ФЗ «О воинской обязанности»), согласно которому воинская обязанность граждан Российской Федерации (предусматривает): воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. При этом граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным данным Федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности. Пунктом 7 названной статьи регламентированы вопросы обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5.1 указанного Закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Согласно пункту 2 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года №565 (далее по тексту - Положение о военно-врачебной экспертизе), для проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах создаются военно-врачебные комиссии и врачебно-летные комиссии.
В соответствии с пунктом 4 Положения под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе, решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.
В соответствии с пунктом 13 Положения о военно-врачебной экспертизе организация медицинского освидетельствования при призыве граждан на военную службу возлагается на призывную комиссию.
Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе вооруженных сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
Категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития (п. п. 6, 11 Положения).
Статьей 43 графы 1 Расписания болезней предусмотрено, что гипертоническая болезнь с умеренным нарушением функции (п. "б") или незначительным нарушением и без нарушения функций «органов-мишеней» (п. "в") соответствует категории годности «В» - ограниченно годен к военной службе.
К пункту «в» относится гипертоническая болезнь II стадии с артериальной гипертензией I - II степени (в покое - систолическое давление составляет от 140 до 179 мм рт.ст., диастолическое - от 90 до 109 мм рт.ст.) с незначительным нарушением функции "органов-мишеней" (хроническая сердечная недостаточность I ФК, преходящие нарушения ритма сердца и (или) проводимости, дисциркуляторная энцефалопатия I стадии) или без нарушения функции "органов-мишеней", а также I стадии с повышенными показателями артериального давления (в покое систолическое давление составляет от 140 до 159 мм рт.ст., диастолическое - от 90 до 99 мм рт.ст.). При I стадии гипертонической болезни возможно кратковременное повышение артериального давления до более высоких цифр. Признаки поражения "органов-мишеней" отсутствуют.
Наличие гипертонической болезни у лиц, освидетельствуемых по графам I, II расписания болезней, должно быть подтверждено обследованием в стационарных условиях и результатами документально подтвержденного предыдущего диспансерного наблюдения в течение не менее 6 месяцев с обязательным неоднократным выполнением суточного мониторирования артериального давления.
При этом под диспансерным наблюдением в данном случае следует понимать не только наблюдение у соответствующего специалиста в поликлинике по месту жительства, но и в любом другом медицинском учреждении соответствующего профиля.
Таким образом, согласно Расписанию болезней наличие гипертонической болезни у лиц, освидетельствуемых по графам I, II расписания болезней подтверждается только совокупностью двух видов медицинских документов: результатов обследования в стационарных условиях, а также результатов документально подтвержденного предыдущего диспансерного наблюдения с неоднократным выполнением суточного мониторирования артериального давления.
Только совокупность названных условий позволяет установить административному истцу категорию годности на основании пункта «в» статьи 43 графы 1 Расписания болезней.
Административным истцом в подтверждении имеющегося у него диагноза, относящегося к ст. 43 Расписания болезней, представлены следующие документы: консультативное заключение ОБУЗ «Кардиологический диспансер» от 03.08.2018 года, консультативное заключение кардиолога ООО «Лечебно-диагностический медицинский центр «Аксис» от 27.10.2018 года, результаты суточного мониторирования ООО «Лечебно-диагностический медицинский центр «Аксис» от 20.03.2019 года, медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина №№ ОБУЗ «Ивановская клиническая больница имени Куваевых», выписка из истории болезни №№ ОБУЗ «Кардиологический диспансер».
В листе медицинского освидетельствования от 08.04.2019 года в разделе «анамнез» указано, что Галиев С.А. наблюдался с <данные изъяты> у детского кардиолога в детской поликлинике №1, имеется запись в амбулаторной карте от 25.04.2016 года.
Согласно консультативному заключению ОБУЗ «Кардиологический диспансер» от 03.08.2018 года Галиеву С.А. установлен диагноз: <данные изъяты>.
27.10.2018 года в ООО «Лечебно-диагностический медицинский центр «Аксис» Галиев С.А. был проконсультирован кардиологом. Из анамнеза следует, что в детские годы Галиев С.А. фиксировал эпизоды повышения АД, сердцебиения, в течение 6 месяцев повышение АД, максимально до 150)100 мм рт.ст, СМАД – систоло-диастолическая гипертензия в дневное время (до 177/99 мм рт.ст.). Установлен диагноз: <данные изъяты>.
20 марта 2019 года в ООО «Лечебно-диагностический медицинский центр «Аксис» Галиеву С.А. было проведено суточное мониторирование АД. Согласно заключению за время суточного мониторирования АД регистрировалась стойкая артериальная гипертензия за счет подъема систолического и диастолического АД в активный и пассивный период времени.
В соответствии с выпиской из истории болезни № ОБУЗ «Кардиологический диспансер» Галиеву С.А. установлен диагноз: «<данные изъяты>».
Согласно анамнезу медицинского заключения о состоянии здоровья гражданина № ОБУЗ «Ивановская клиническая больница имени Куваевых» у Галиева С.А. повышенные цифры АД отмечаются в течение 4 лет, обследование амбулаторно ОБУЗ КД в 2018 году: при осмотре АД в пределах 120-130/80 мм рт.мт.
Таким образом, исходя из представленных административным истцом медицинских документов, суд приходит к выводу, что наличие <данные изъяты> у Галиева С.А. подтверждено совокупностью двух видов медицинских документов: результатов обследования в стационарных условиях (апрель 2019 года в ОБУЗ «Кардиологический диспансер»), а также результатов документально подтвержденного предыдущего диспансерного наблюдения в течение не менее 6 месяцев с неоднократным выполнением суточного мониторирования артериального давления (октябрь 2018 года и март 2019 года ООО «Лечебно-диагностический медицинский центр «Аксис»).
При таких обстоятельствах, заболевание Галиева С.А. «<данные изъяты>», которое никем из лиц, участвующих в деле не оспорено, относится к статье 43 Расписания болезней и соответствует категории годности «В» - ограниченно годен к военной службе.
Состав призывной комиссии устанавливается в соответствии со статьей 27 ФЗ «О воинской обязанности», которая создается, согласно пункту 1 статьи 26 данного закона, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Распоряжением Губернатора Ивановской области от 26.03.2019 года №26-р «Об утверждении основного и резервного составов призывной комиссии Ивановской области и призывных комиссий муниципальных районов и городских округов Ивановской области на призыв в апреле - июле 2019 года» утверждены списки основанного и резервного состава призывной комиссии Октябрьского и Советского районов г. Иваново.
Согласно приложению №4 к распоряжению в качестве врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, врача комиссариата Октябрьского и Советского районов города Иваново Ивановской области, указан Грушин А.Л.
При этом, листы медицинского освидетельствования подписаны врачом Очиловой Е.А., которая в состав призывной комиссии не входит, в связи с чем суд приходит к выводу, что оспариваемое решение принято призывной комиссией в незаконном составе, в связи с чем оно не может быть признано законным.
Принимая во внимание доводы административного иска и пояснения представителя административного истца, данные в ходе судебных заседаний, о том, что оспариваемыми решениями нарушаются права Галиева С.А. на освобождение от прохождения военной службы, поставлены под угрозу его права на жизнь, здоровье, свободу и личную неприкосновенность, суд приходит к выводу, что решение призывной комиссии Октябрьского и Советского районов г. Иваново Ивановской области от 18 мая 2019 года о присвоении Галиеву С.А. категории годности «Г» и решение призывной комиссии Ивановской области от 21 июня 2019 года о присвоении Галиеву С.А. категории годности «Г» суд является незаконными и подлежащими отмене, в связи с чем имеются основания при удовлетворения требований административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,
решил:
Административные исковые требования Галиева С.А. к Военному комиссариату Октябрьского и Советского районов г. Иваново Ивановской области, Призывной комиссии Октябрьского и Советского районов г. Иваново Ивановской области, федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ивановской области», Призывной комиссии Ивановской области об оспаривании решений удовлетворить.
Признать решение призывной комиссии Октябрьского и Советского районов г. Иваново Ивановской области от 18 мая 2019 года о присвоении Галиеву С.А. категории годности «Г» незаконным и отменить.
Признать решение призывной комиссии Ивановской области от 21 июня 2019 года о присвоении Галиеву С.А. категории годности «Г» незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд города Иваново в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Судья Егорова А.А.
КОПИЯ ВЕРНА. Судья: Секретарь:
Мотивированное решение изготовлено 14 октября 2019 года.