РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2-122/2013 18 апреля 2013 года
Октябрьский районный суд г.Санкт-Петербурга в составе
председательствующего судьи Муратовой С.В.
при секретаре Степановой А.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению об оспаривании решения Призывной комиссии муниципального образования Санкт-Петербурга «<данные изъяты>» Адмиралтейского района и заключения врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу,
УСТАНОВИЛ:
Мартынов А.А. обратился с заявлением об оспаривании решения призывной комиссии МО «<данные изъяты>» Санкт-Петербурга и заключения врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, в котором указал, что что при прохождении медицинского освидетельствования на предмет определения годности к военной службе, он предъявил медицинские документы о наличии у него заболевания и высказал жалобы на состояние здоровья, которые не приняты во внимание. В результате этого, согласно заключения врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, он признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория годности «Б»), что позволило призывной комиссии ДД.ММ.ГГГГ вынести решение о призыве на военную службу. Между тем, в соответствии с медицинскими документами, заявителю должна была быть определена категория годности «В» ограничено годен к военной службе. Полагая свои права нарушенными, заявитель с учётом уточнений заявленных требований просил:
- признать незаконным и отменить заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, о признании заявителя годным к военной службе с незначительными ограничениями,
- признать незаконным и отменить решение призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о призыве Мартынова А.А. на военную службу;
- обязать врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию призывников, Полякова П.И. дать заключение о категории годности «В» (ограниченно годен к военной службе);
- обязать призывную комиссию МО <данные изъяты>» вынести решение в отношении заявителя решение об освобождении от призыва и зачислении в запас;
- обязать Военного комиссара г.Санкт-Петербурга выдать заявителю военный билет.
В судебном заседании представитель заявителя и заявитель просили требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель заинтересованных лиц - призывной комиссии и Военного комиссариата города Санкт-Петербург требования не признал и просил отказать, ссылаясь на отсутствие нарушений действующего законодательства при определении категории годности заявителя и издании решения о призыве его на военную службу. Кроме того, представитель заинтересованных лиц указал, что оспариваемыми решением призывной комиссии МО «<данные изъяты>» Санкт-Петербурга и заключением врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу не нарушены права Мартынова А.А., поскольку на военную службу он не призван, весенний призыв 2012 года окончен ДД.ММ.ГГГГ, в ходе следующего призыва при решении вопроса о пригодности Мартынову А.А. к военной службе, заявителю надлежит вновь пройти медицинское освидетельствование и на основании которого призывной комиссией будет принято новое решение о его пригодности к военной службе.
Врач, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию призывников Поляков П.И. в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания извещён надлежащим образом, ранее представлял отзыв на заявленные требования.
В соответствии со ст.ст. 113, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав, лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 названного Закона, при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Статьей 22 указанного Закона предусмотрено, что граждане, не пребывающие в запасе, призванные на военную службу, непосредственно перед направлением к месту военной службы проходят медицинский осмотр в целях исключения призыва на военную службу граждан, не подлежащих призыву по состоянию здоровья.
Аналогичное положение предусмотрено ст. 22 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 года N 123 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе".
В соответствии с п. 11 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 года N 123, категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития.
Согласно п. 17 данного Положения врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
Подпунктом «а» ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
В соответствии с п.п. «а» ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, признанным в установленном настоящим Федеральным законом порядке временно не годными к военной службе по состоянию здоровья, - на срок до одного года.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
В соответствии с п. 13 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года № 123, организация медицинского освидетельствования при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию.
Категория годности к военной службе определяется призывной комиссией на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития (п. п. 6, 11 Положения).
В соответствии с п. 4 Положения под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе.
Согласно п. 17 Положения врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по категориям, которые предусмотрены ст. 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и указаны выше.
Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 года № 123, являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
Согласно п. 19 Положения гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения.
Согласно пункту 13 Положения, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе; в случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
При наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса (п. 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 года N 663).
Решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в протокол заседания призывной комиссии, подписываемый председателем призывной комиссии и ее членами. Это решение также заносится в удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и учетную карту призывника (п. 15 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации).
В соответствии с п. 9 Положения о военно-врачебной экспертизе гражданин вправе обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд. Заключение военно-врачебной комиссии о категории годности к военной службе действительно в течение года с даты медицинского освидетельствования, если иное не определено в этом заключении. По решению вышестоящей военно-врачебной комиссии гражданин может быть направлен на контрольное обследование и повторное медицинское освидетельствование. Кроме того, при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года N 574.
В отношении граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу на военно-врачебные комиссии возлагается контроль за проведением медицинского освидетельствования, медицинского обследования (лечения), и не возлагается организация и проведение медицинского освидетельствования и определение категории годности по состоянию здоровья к военной службе (п. 3 Положения о военно-врачебной экспертизе).При этом не предусмотрено обжалование результатов медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, в том же порядке, что и заключения военно-врачебной комиссии о категории годности к военной службе, вынесенное такой комиссией при проведении медицинского освидетельствования той категории лиц, непосредственно организация и проведение медицинского освидетельствования которых и определение категории годности по состоянию здоровья к военной службе которых отнесена п. 3 Положения о военно-врачебной экспертизе к компетенции военно-врачебной комиссии.
При несогласии гражданина с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, порядок его оспаривания предусмотрен путем заявления о несогласии с заключением о годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствовании в Призывную комиссию субъекта Российской Федерации, которая организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования (п. 2 ст. 29 Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе") и путем производства независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 года N 57 (п. 9 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, включается в состав призывной комиссии (п. 1 ст. 27 Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Заключение о категории годности к военной службе, вынесенное в отношении призывника по результатам медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, имеет для него значение, поскольку на его основании принимается то или иное решение призывной комиссии, предусмотренное п. 1 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-ФЗ.
Вместе с тем, непосредственно для заявителя порождает обязанности решение призывной комиссии. Законом не предусмотрено самостоятельное обжалование в суд заключения врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Заявление об оспаривании решения призывной комиссии, в том числе в случае одновременного оспаривания заключения врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 56 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статья 249 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации возлагает бремя доказывания законности оспариваемых решений, действий должностных лиц на лицо, которое приняло оспариваемое решение или совершило оспариваемое действие (бездействие).
Согласно ст. 258 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (ч. 1); суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, должностного лица, и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч. 4).
Исходя из положений ст. ст. 23, 24 Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" вопрос о правильности определенной заявителю категории годности влияет на решение вопроса о возможности его призыва на военную службу, при этом при определении заявителю по ст. 62 п. "б" Расписания болезней категории годности "В" (ограниченно годен) предусмотрено освобождение от призыва на военную службу, тогда как при определении заявителю по I графе ст. 63 Расписания болезней категории годности "Б" (годен к военной службе с незначительными ограничениями).
Интересы Мартынова А.А. при оспаривании заключения врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, связаны с правильным определением категории его годности к военной службе, поскольку это может повлечь его освобождение от призыва. Вместе с тем, для заявителя заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, о категории годности не имеет самостоятельного правового значения в отрыве от решения призывной комиссии.
При этом, с учетом вышеизложенных норм Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 года № 123, прерогатива оценки состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования с учетом представленных актов исследования состояния здоровья призывника, относится непосредственно к врачам-специалистам, проводившим медицинское освидетельствование граждан, подлежащих учету.
В силу положений ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» принятие с учетом определенной категории годности к военной службе решения отнесено к компетенции призывной комиссии.
Как следует из личного дела призывника, с учетом представленных медицинских документов комиссия врачей-специалистов при проведении медицинского освидетельствования заявителя при призыве его на военную службу пришла к выводу о необходимости установления Мартынову А.А. категории годности к военной службе «Б» (годен к военной службе с незначительными ограничениями), что нашло отражение в заключении врачей-специалистов, итоговом заключении врача, руководящего работой врачей-специалистов от 22 июня 2012 года, о чем имеются сведения в личном деле призывника.
Решением призывной комиссии МО МО «<данные изъяты>» от 22 июня 2012 года Мартынов А.А. признан пригодным к военной службе с незначительными ограничениями (категория «Б») и призван на военную службу.
Оспаривая категорию годности заявителя к службе заявитель ходатайствовал о проведении судебной независимой военно-врачебной экспертизы.
В соответствии с заключением судебной независимой военно-врачебной экспертизы № 94 от 22 марта 2013 года, помимо, S-образный сколиоз грудного отдела позвоночника, начальные проявления остеохондроза шейного и поясничного отделов позвоночника без нарушения функции, воронкообразная деформация грудной клетки без нарушения функции дыхания, позволяющего отнести Мартынова А.А. к призывникам категории «Б-3» - годен к военной службе с незначительными ограничениями; у Мартынова А.А. выявлены следующие заболевания: хронический гастродуоденит с частыми обострениями, с гипотрофией 2 степени (ИМТ 16.7). ГЭРБ, являющиеся основанием для признания его ограниченного годным к военной службе (категория годности «В»).
Пункт 1 приложения № 31 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года № 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663» возлагает на граждан, вызываемых на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, не только обязанность лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), но и представить медицинские документы о состоянии здоровья.
Как следует из материалов дела, получив вызов на медицинское освидетельствование, в котором также указано на необходимость представления оригиналов медицинских документов, заключения врачей, рентгенограмм и т.д., Мартынов А.А. каких-либо доказательств, которые свидетельствовали бы о наличии у него заболеваний, препятствующих призыву на военную службу, не представил.
Все последующие медицинские исследования, в результате которых у Мартынова А.А. выявлены заболевания, являющиеся основанием для признания его ограниченного годным к военной службе (категория годности «В»), и в соответствии с п.п. «а» п. 1 ст. 23 и п. 1 ст. 52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» к освобождению от призыва на военную службу и зачислению в запас, не учтены при определении состояния здоровья Мартынова А.А. на дату ДД.ММ.ГГГГ года и последующего определения категории годности призывной комиссией, по объективным причинам - поскольку такие исследования проведены после издания оспариваемых Мартыновым А.А. актов.
С учетом изложенного, последующее выявление у Мартынова А.А. заболеваний, препятствующих призыву на военную службу, не влияет на законность выводов комиссии врачей-специалистов о состоянии его здоровья на дату ДД.ММ.ГГГГ, т.к. оспариваемое заключение врачей принято на основании анализа всей имеющейся к этому дню медицинской документации.
При таких обстоятельствах, оснований для признания незаконным заключения врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, и принятого на основании указанного заключения решения призывной комиссии не имеется.
Каких-либо иных относимых, допустимых доказательств, позволяющих с достоверностью установить наличие у заявителя заболеваний, дающих право на получение освобождения от призыва на военную службу и зачисления в запас на момент вынесения оспариваемого решения ДД.ММ.ГГГГ, а также позволяющих прийти к выводу о неправильном определении при прохождении Мартынова А.А. медицинского освидетельствования категории годности к военной службе, в то время как указанные обстоятельства имели существенное значение для правильного разрешения спора, определения законности вынесенного призывной комиссией МО «<данные изъяты>» решения от ДД.ММ.ГГГГ, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
При этом, отказ в удовлетворении заявления, не нарушает прав Мартынова А.А., поскольку вопрос об определении категории годности к военной службе подлежит решению при медицинском освидетельствовании в ходе проведении мероприятий по призыву.
Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год: с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря, на основании Указа Президента Российской Федерации.
Призыв на военную службу, в рамках мероприятий которого, вынесены оспариваемое заключение о состоянии здоровья Мартынова А.А. и решение о его призыве, закончен. Поскольку решение призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ фактически не реализовано, то оно утратило свою силу.
При проведении в отношении заявителя мероприятий по новому призыву заявитель вновь подлежит медицинскому освидетельствованию для определения категории годности к военной службе с учетом состояния здоровья на момент освидетельствования, по результатам которого призывной комиссией будет принято решение в соответствии с положениями ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░ 2013 ░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░