Дело № 2а-1973/2020
24RS0013-01-2020-000649-31
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 сентября 2020 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Демидовой В.В.
при секретаре Бурмакиной Э.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Матюковой Алены Владимировны к и.о. руководителя МКУ «Управление земельно – имущественных отношений администрации Емельяновского района Красноярского края» Саакяну Арушану Юрьевичу, МКУ «Управление земельно – имущественных отношений администрации Емельяновского района Красноярского края» и администрации Емельяновского района Красноярского края о признании незаконным решения об отказе в образовании земельного участка и утверждении схемы его расположения, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Матюкова А.В. обратилась в суд с иском к и.о. руководителя МКУ «Управление земельно – имущественных отношений администрации Емельяновского района Красноярского края» Саакяну А.Ю., МКУ «Управление земельно – имущественных отношений администрации Емельяновского района Красноярского края» и администрации Емельяновского района Красноярского края, в котором просила признать незаконным решения об отказе в образовании земельного участка и утверждении схемы его расположения № 83 от 14.01.2020 и обязать совершить действия по утверждению схемы расположения земельного участка в координатах, определённых схемой расположения земельного участка, представленной с заявлением № 2636 от 9.04.2019. Требования мотивировала тем, что 26.04.2019 административным истцом в администрацию Емельяновского района Красноярского края подано заявление № 2636 об образовании земельного участка многодетной семье в границах участка, прошедшего государственный кадастровый учет. Административным ответчиком 14.01.2020 предоставлено решение № 83 с учетом решения Емельяновского районного суда по делу № от 24.10.2019 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1000 кв.м. в границах земельного участка с к.н. №. В качестве основания отказа указано, что с момента обращения административного истца – 9.04.2019 до фактического его исполнения – 14.01.2020, испрашиваемому земельному участку изменен вид разрешенного использования с «ведения личного подсобного хозяйства» на «общественное управление». Полагает, что данный отказ нарушает права многодетной семьи на образование и получение земельного участка в собственность бесплатно, поскольку для установления оснований, указанных в ч. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, администрация должна руководствоваться действующим градостроительным регламентом МО Мининский сельсовет, т.к. право выбора в силу ст. 7 ЗК РФ любого вида разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов, без дополнительных разрешений и процедур согласования имеется только у заявителя.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица по ходатайству представителя административного истца привлечен Департамент лесного хозяйства по СФО (л.д. 19,37).
В судебном заседании представитель административных ответчиков МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» и администрации Емельяновского района Красноярского края Хасиева Н.Э. (доверенность, диплом – л.д. 35,3651) заявленные административные исковые требования не признала, пояснив, что у органа местного самоуправления отсутствуют предусмотренные законом полномочия по предоставлению спорного земельного участка, поскольку испрашиваемый земельный участок по сведениям ЕГРН имеет вид разрешенного использования – общественное управление, который не может быть реализован многодетными семьями на основании Закона «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае»; оспариваемый отказ основан на документах территориального планирования; испрашиваемый земельный участок расположен на землях лесного фонда, что исключает распоряжение им администрацией Емельяновского района.
Административный истец Матюкова А.В. и ее представитель Шульгина Е.С., административный ответчик и.о. руководителя МКУ «Управление земельно – имущественных отношений администрации Емельяновского района Красноярского края» Саакян А.Ю., заинтересованное лицо Департамент лесного хозяйства по СФО в судебное заседание не явились, извещались своевременно и должным образом (л.д. 46-50).
Суд, выслушав представителя административных ответчиков МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» и администрации Емельяновского района Красноярского края, исследовав материалы дела, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин вправе оспорить в суд решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В силу ст. 226 КАС РФ бремя доказывания по делам об оспаривании действий (бездействий) органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, возлагается именно на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) законом возлагается обязанность доказать: соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
На основании п. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Из материалов дела следует, что решением Емельяновского районного суда от 24.09.2019по административному делу № 2а – 3166/2019 на администрацию Емельяновского района Красноярского края в лице МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» возложена обязанность в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу направить ответ Матюковой А.В. на ее заявление от 09 апреля 2019г. вх. администрации № 2636 входящий МКУ «УправЗем» № 5440 от 11 апреля 2019г. (л.д. 39-40).
Административным ответчиком 14.01.2020 вынесено уведомление № 83 о невозможности утверждения схемы испрашиваемого земельного участка с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства для строительства одноквартирного усадебного жилого дома с дальнейшим предоставлением в собственность бесплатно как многодетной семье.
Из содержания указанного уведомления следует, что в соответствии с п. 2 ст. 14 Закона Красноярского края № 7-2542 от 4.12.2008 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» многодетные граждане, зарегистрированные по месту жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов и предварительного согласования в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для одной из целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства. При рассмотрении заявления об образовании земельного участка с к.н. №, площадью 1000 кв.м. путем утверждения схемы расположения земельного участка на основании сведений, содержащихся в ЕГРН установлено, что спорный земельный участок относится к категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – общественное управление. Сообщено, что заявитель включена в реестр многодетных семей, обладающих правом на бесплатное предоставление земельных участков в порядке очередности (очередь № 2380) (л.д. 7).
Согласно ответу Министерства лесного хозяйства Красноярского края № 86-01355 от 29.01.2020 на запрос МКУ «УправЗем» от 13.01.2020 № 60 в соответствии с действующим лесохозяйственным регламентом Емельяновского и Мининского лесничеств и лесоустроительными материалами, определяющими границы земель лесного фонда, земельный участок с к.н. № в координатах, указанных в приложенной к запросу схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, располагается на землях лесного фонда, в границах части выделов 53,54 квартала 12 Мининского участкового лесничества Мининского лесничества, части выдела 8 квартала 9 совхоза «Элита» Емельяновского участкового лесничества Емельяновского лесничества (л.д. 25).
Из представленного письменного отзыва Департамента лесного хозяйства по СФО следует, что спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда, поэтому у органа местного самоуправления в силу положений Лесного кодекса Российской Федерации и Федерального Закона № 178-ФЗ от 21.12.2001 отсутствует право по его распоряжению (л.д. 41-42).
Согласно ст. 62 ч. 1 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Положения ст. 62 ч. 2 КАС РФ указывают, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" многодетные граждане, имеющие место жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства (за исключением территории Красноярской агломерации), индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.
Многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории муниципального района или городского округа, в котором многодетный гражданин имеет место жительства, за исключением территории закрытых административно-территориальных образований. Многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории иного муниципального района, при наличии в этом муниципальном районе свободного земельного участка для предоставления многодетным гражданам и отсутствии многодетных граждан, поставленных на очередь на предоставление земельного участка.
Многодетный гражданин, имеющий место жительства на территории муниципального образования, относящегося к районам Крайнего Севера, имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории любого муниципального района или городского округа Красноярского края, за исключением города Красноярска.
Право на приобретение земельного участка в собственность бесплатно может быть использовано однократно на семью в целом.
В силу ч.2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно п. 8 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
На основании п.п. 6, 7 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Согласно п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
Согласно ч.1 ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Положениями ч.2 ст. 23 ЛК РФ установлено, что земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков.
Исходя из требований ст.8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу положений ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель: лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов.
Рассматривая дело по заявленным требованиям, суд учитывает, что единственным основанием к отказу от 14.01.2020 № 83 МКУ «УправЗем» административному истцу в формировании земельного участка являлось то обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок по сведениям ЕГРН имеет вид разрешенного использования – общественное управление, который не может быть реализован многодетными семьями на основании Закона «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», однако, согласно ответу Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 29.01.2020 земельный участок с к.н. № в координатах, указанных в приложенной к запросу схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, располагается на землях лесного фонда, в границах части выделов 53,54 квартала 12 Мининского участкового лесничества Мининского лесничества, части выдела 8 квартала 9 совхоза «Элита» Емельяновского участкового лесничества Емельяновского лесничества, отзыву на административный иск департамента лесного хозяйства по СФО о том, что спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда.
Принимая во внимание изложенное, суд убежден, что оспариваемый отказ от 14.01.2020 № 83 МКУ «УправЗем» по заявлению Матюковой А.А. по основанию отнесения испрашиваемого земельного участка к категории земель- земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – общественное управление не соответствует закону, поскольку указанный орган не полномочен распоряжаться землями лесного фонда, суд полагает возможным признать незаконным решение МКУ «УправЗем» от 14.01.2020 №83 об отказе в образовании и утверждении схемы расположения земельного участка.
Поскольку суд не вправе подменять административный орган, возлагая на себя полномочия, входящие в исключительную компетенцию данного органа, по рассмотрению заявлений граждан по существу, отказывать гражданину в заявлении о предоставлении земельных участков по иным, чем установлено органом местного самоуправления, основаниям, суд полагает необходимым обязать администрацию Емельяновского района Красноярского края повторно вернуться к рассмотрению заявления Матюковой А.В. от 11.04.2019 №5440; об исполнении решения суда обязать сообщить в месячный срок со дня вступления в законную силу заявителю и в Емельяновский районный суд Красноярского края.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Матюковой Алены Владимировны к и.о. руководителя МКУ «Управление земельно – имущественных отношений администрации Емельяновского района Красноярского края» Саакяну Арушану Юрьевичу, МКУ «Управление земельно – имущественных отношений администрации Емельяновского района Красноярского края» и администрации Емельяновского района Красноярского края о признании незаконным решения об отказе в образовании земельного участка и утверждении схемы его расположения, обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Признать незаконным решение МКУ «УправЗем» от 14.01.2020 №83 об отказе в образовании и утверждении схемы расположения земельного участка.
Обязать администрацию Емельяновского района Красноярского края повторно вернуться к рассмотрению заявления от 11.04.2019 №5440.
Об исполнении решения суда обязать администрацию Емельяновского района Красноярского края сообщить в течение одного месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения заявителю и в Емельяновский районный суд Красноярского края.
Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца.
Председательствующий Демидова В.В.
Мотивированное решение изготовлено 28.09.2020