УИД 04RS0010-01-2024-001382-10
Дело №2-1071/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(заочное)
село Иволгинск «14» августа 2024 года
Иволгинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего, судьи Харимаевой Н.Б., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кустовой Е.С., с участием помощника прокурора Иволгинского района Республики Бурятия Хайдаповой Н.Ц.-Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Иволгинского района Республики Бурятия, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к МАОУ «Сотниковская СОШ» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Иволгинского района, обращаясь интересах неопределенного круга лиц в суд с исковым заявлением к МАОУ «Сотниковская СОШ», просит обязать МАОУ «Сотниковская СОШ», устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности, в срок до 30 декабря 2024г. разработать паспорт антитеррористической защищенности образовательного учреждения.
Требования мотивированы тем, что проверкой установлено, что в МАОУ «Сотниковская СОШ» актуализированный паспорт безопасности в нарушении п. 45 Постановления № 02.08.2019 №1006 установленный срок 45 (дней) после составления паспорта не согласован с заинтересованными ведомствами. Соответственно актуализированный паспорт безопасности объекта отсутствует.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.03.2006г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закон №35-ФЗ) противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: 1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; 4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; 5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; 6) приоритет мер предупреждения терроризма и др.
Согласно п. 4 ст. 3 Закона №35-Ф3 противодействие терроризму это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом), минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с п. «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.12.2009г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Иволгинского района Республики Бурятия Хайдапова Н.Ц.-Д., исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске, не возражала против вынесения решения в порядке заочного производства.
Представитель 3-го лица МКУ «Иволгинское РУО» по доверенности Бадмажапов Б.Б., суду пояснил, на момент проверки, так и на сегодняшний день паспорт безопасности объекта образования в МАОУ «Сотниковская СОШ», в актуализированном виде отсутствует, но ведется работа по его составлению, актуализации и согласованию.
Представитель ответчика МАОУ «Сотниковская СОШ» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд с согласия представителя истца, определил, рассмотреть дело в порядке заочного производства, о чем вынес определение о рассмотрении гражданского дела в порядке заочного судопроизводства, на основании ст.233 ГПК РФ.
Выслушав мнение участников процесса и исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Из представленных материалов следует, что прокуратурой Иволгинского района РБ проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности и технической укрепленности объекта образовательных учреждений Иволгинского района РБ, в ходе которой установлено, что в МАОУ «Сотниковская СОШ» имеются нарушения требований закона в части обеспечения антитеррористической защищенности объектов школы.
Согласно действующего законодательства к объектам, для которых должен быть разработан паспорт антитеррористической защищенности, относятся -учреждения образования.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее постановление № 1006).
В отношении объектов, перечисленных в постановлении № 1006, установлены сроки и критерии категорирования, а также перечень мероприятий по обеспечению защищенности объекта в зависимости от категории опасности. Разделом 3 постановления № 1006 определены конкретные мероприятия, посредством которых обеспечивается антитеррористическая защищенность объектов (территорий).
Согласно п. 6 Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
В соответствии с п.п. «а» п. 8 в отношении функционирующего (эксплуатируемого) объекта (территории) в течение 2 месяцев со дня утверждения настоящих требований для проведения категорирования создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории).
В силу п. 15 Требований результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии не позднее последнего дня работы комиссии.
Акт обследования и категорирования объекта (территории) составляется в 2 экземплярах и является основанием для разработки и неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории).
Паспорт безопасности объекта (территории) разрабатывается должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), согласовывается с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии РФ или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, территориального органа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта (территории) или уполномоченными ими лицами и утверждается руководителем органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), или уполномоченным им лицом.
Паспорт безопасности является информационно-справочным документом, который отражает состояние антитеррористической защищенности места массового пребывания людей и содержит перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов в месте массового пребывания людей и является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, имеет пометку «Для служебного пользования», если ему не присваивается гриф секретности, (п. 46 постановления).
Между тем, в нарушение указанных требований законодательства МАОУ «Сотниковская СОШ» не разработан паспорт безопасности в соответствии с постановлением № 1006.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается, в том числе, на принципе приоритета жизни и здоровья человека.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28, п.п. 8 и 9 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ в обязанность образовательной организации входит решение вопросов, связанных с обеспечением безопасности и здоровья обучающихся на территории образовательной организации.
В силу п. 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее ФЗ № 35-ФЗ) одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно ч. 3.1 ст. 5 ФЗ № 35-Ф3 физические и юридические лица обязаны выполнять требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Согласно п. 4 ст. 3 ФЗ № 35-Ф3 противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с п. 44 постановления № 1006 паспорт безопасности объекта (территории) подписывается должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), согласовывается с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии РФ (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ), территориального органа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и утверждается руководителем органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), или уполномоченным им лицом.
В силу п. 45 постановления № 1006 согласование паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня его подписания. Срок рассмотрения и согласования паспорта безопасности не должен превышать 10 дней с момента его поступления в территориальные органы и подразделения, указанные в п. 44 настоящих требований.
Согласно п. 47 постановления № 1006 паспорт безопасности объекта (территории) составляется в 2 экземплярах (1-й экземпляр паспорта безопасности объекта (территории) хранится на объекте (территории), 2-й экземпляр направляется в орган (организацию), являющийся правообладателем объекта (территории).
Согласно п. 48 постановления № 1006 актуализация паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в порядке, предусмотренном для его разработки, не реже одного раза в 5 лет, а также при изменении: а) общей площади и периметра объекта (территории); б) количества критических элементов объекта (территории); в) мер по инженерно-технической защите объекта (территории).
Изменения прилагаются ко всем экземплярам паспорта безопасности объекта (территории) с указанием причин и дат их внесения (п. 49).
Паспорт безопасности объекта (территории), признанный по результатам его актуализации, нуждающимся в замене, после замены хранится на объекте (территории) в течение 5 лет (п. 50).
В силу п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009г., основными задачами противодействия терроризму являются: обеспечение безопасности людей и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористического посягательства, поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с п. 17 Концепции, деятельность по минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма планируется заблаговременно, исходя из прогнозов возможных последствий террористических актов. Эта деятельность должна быть ориентирована, в том числе, на недопущение (минимизация) человеческих потерь, исходя из приоритета жизни и здоровья человека над материальными и финансовыми ресурсами.
Согласно ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся образовательной организации.
В связи с этим, настоящий иск прокурора предъявлен в защиту неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», целью участия прокурора в гражданском процессе является защита государственных и общественных интересов, прав и охраняемых законом интересов граждан.
Как следует из материалов дела в ходе проведения проверки исполнения законодательства по антитеррористической защищенности осуществлен выезд в МАОУ «Сотниковская СОШ», по результатам которой установлено отсутствие паспорта безопасности, при этом, комиссия по обследованию и категорированию объекта не создавалась, категория защищенности учреждению не присвоена, что не оспаривается представителем МКУ «Иволгинское РУО», доказательств обратного, также не представлено, данные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении ответчиком действующего законодательства.
Из объяснения директора образовательного учреждения Очирова Д.Б. следует, что по состоянию на 19.06.2024г. в МАОУ «Сотниковская СОШ» акты обследования и категорирования не составлены, паспорт безопасности не разработан.
Таким образом, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования прокурора Иволгинского района РБ являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Принимая решение, суд учитывает, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов РФ, субъектов РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199, 233 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Иволгинского района Республики Бурятия, действующего в интересах неопределенного круга лиц граждан Российской Федерации к МАОУ «Сотниковская СОШ», о возложении обязанности выполнить мероприятий по антитеррористической защищенности, удовлетворить.
Обязать МАОУ «Сотниковская СОШ» в срок до 30 декабря 2024г. разработать паспорт антитеррористической защищенности образовательного учреждения, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в суд, принявший заочное решение, в течение семи дней со дня получения копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Н.Б. Харимаева
Заочное решение в окончательной форме изготовлено 21 августа 2024 года