копия
УИД № 89RS0005-01-2021-001637-53
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ноябрьск ЯНАО 12 мая 2021года
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Габовой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Шишовой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1211/2021 по административному исковому заявлению департамента имущественных отношений Администрации города Ноябрьска к судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов-исполнителей по городу Ноябрьску Черепановой ОВ и Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя,
установил:
департамент имущественных отношений Администрации города Ноябрьска обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по городу Ноябрьску Черепановой О.В. и Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя.
В обоснование исковых требований (с учетом дополнений) указано, что 1 сентября 2017 года отделением судебных приставов по городу Ноябрьску возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника Шарафутдиновой З.Р., предмет исполнения – задолженность по договору мены в сумме .... В настоящее время исполнительное производство находится в производстве судебного пристава-исполнителя Черепановой О.В.. Судебным приставом-исполнителем с момента передачи ей исполнительного производства не приняты меры, предусмотренные законодательством об исполнительном производстве, по полному и своевременному исполнению требований исполнительного документа, исполнительные действия не совершались, меры принудительного исполнения не применялись. Так, судебным приставом-исполнителем в адрес должника, взыскателя и в суд не направлялось постановление о возбуждении исполнительного производства, срок для добровольного исполнения требования должнику не устанавливался, место нахождения имущества должника – транспортного средства не установлено, требование о погашении задолженности должнику не вручалось, объяснения не отбирались, не наложен арест на имущество и на него не обращено взыскание, исполнительный розыск должник и его имущество не объявлены, не приняты меры по ограничению выезда должника за пределы Российской Федерации в период с 1 сентября 2017 года до 21 января 2021 года, обследование места жительства должника в период с 1 сентября 2017 года до 21 апреля 2021 года не производилось, исполнительный сбор не взыскан, к административной ответственности, предусмотренной статьей 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должник не привлечена, постановление об обращении взыскания на заработную плату должника в ООО «Артсиб-Электро» не выносилось и по месту работы не направлялось. Бездействие судебного пристава-исполнителя повлекло нарушение прав и законных интересов взыскателя. Просят признать бездействие судебного пристава-исполнителя незаконным и обязать устранить допущенное нарушение.
В судебном заседании представитель административного истца – департамента имущественных отношений Администрации города Ноябрьска, участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебный пристав-исполнитель Черепанова О.В. в судебном заседании исковые требования не признала, привела доводы, изложенные в письменных возражениях на административный иск, суть которых сводится к необоснованности исковых требований.
Представитель административного ответчика – УФССП России по ЯНАО, заинтересованное лицо Шарафутдинова З.Р. в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, что закреплено статьей 46 Конституции Российской Федерации.
Порядок обжалования решений и действий указанных органов установлен главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Так, в соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно частям 9 и 11 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу статьи 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения (статья 4 Федерального закона об исполнительном производстве).
В соответствии со статьей 64 Федерального закона об исполнительном производстве исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик); производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; взыскивать исполнительский сбор; обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации; производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Перечень исполнительных действий, приведенный в указанной норме, не является исчерпывающим, и судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, если они соответствуют задачам и принципам исполнительного производства, не нарушают защищаемые федеральным законом права должника и иных лиц.
В случаях, установленных статьей 65 Федерального закона об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель в ходе исполнительного производства объявляет исполнительный розыск имущества должника при условии, что совершенные им иные исполнительные действия не позволили установить местонахождение должника или его имущества.
Мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества (в том числе денежных средств), подлежащего взысканию по исполнительному документу (статья 68). Законодателем к числу таковых отнесены: обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений; обращение взыскания на имущественные права должника.
Если сведений о наличии у должника имущества не имеется, то судебный пристав-исполнитель запрашивает эти сведения у налоговых органов, иных органов и организаций, исходя из размера задолженности, определяемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи (части 8, 9 статьи 69 Закона об исполнительном производстве).
Действующее законодательство не предусматривает какой-либо последовательности и периодичности совершения исполнительных действий, их количества и объема, в любом случае, судебный пристав-исполнитель обязан предпринять все возможные меры и использовать представленный Федеральным законом об исполнительном производстве комплекс мер для реализации своих полномочий в целях своевременного, полного и правильного исполнения исполнительного документа.
Вместе с тем, выбор конкретных мер, связанных с исполнением исполнительных документов, является исключительной компетенцией судебного пристава-исполнителя, в связи с чем, у суда отсутствуют основания для определения конкретных способов и действий, которые в данном случае должен совершить судебный пристав-исполнитель.
Из материалов дела видно, что на основании исполнительного листа серии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного во исполнение решения Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №, судебным приставом-исполнителем АВ ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП о взыскании с Шарафутдиновой З.Р. в пользу департамента имущественных отношений Администрации города Ноябрьска задолженности по договору мены в сумме 130576 рублей 77 копеек. В постановлении установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Решение суда не исполнено.
ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство №-ИП передано судебному приставу-исполнителю Черепановой О.В..
Постановлением судебного пристава-исполнителя Черепановой О.В. от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство №-ИП в отношении должника Шарафутдиновой З.Р. присоединено к сводному исполнительному производству №-СД.
В ходе исполнительного производства судебными приставами-исполнителями, в том числе судебным приставом-исполнителем Черепановой О.В., неоднократно направлялись запросы в различные государственные органы (ФНС, МВД России, Пенсионный фонд и др.), операторам связи, в банки и кредитные учреждения с целью установления факта наличия у должника имущества, счетов, источников дохода.
Информация о проведенных исполнительных действиях содержится в сводке по исполнительному производству.
Согласно информации, полученной из ОГИБДД ОМВД России по городу Ноябрьску, за должником зарегистрировано транспортное средство марки ...
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о запрете регистрационных действий в отношении указанного транспортного средства.
Из актов совершения исполнительских действий от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, составленных судебным приставом-исполнителем Черепановой О.В. следует, что вышеуказанное транспортное средство сгорело в ДД.ММ.ГГГГ и утилизировано ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника Шарафутдиновой З.Р. исполнительского сбора в размере 9140 рублей 37 копеек.
Согласно сведениям, полученным на запросы судебных приставов-исполнителей, на имя Шарафутдиной З.Р. открыты счета в кредитных учреждениях: ...
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем АВ вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся на счетах, открытых в ПАО «Сбербанк России» и в ПАО «СКБ-Банк».
Судебным приставом-исполнителем Черепановой О.В. ДД.ММ.ГГГГ вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся на счетах, открытых в ...
Согласно полученным сведениям из ЕГРН за должником зарегистрирован объект недвижимого имущества – квартира, расположенная по адресу: <адрес>
Постановлением судебного пристава-исполнителя Черепановой О.В. от ДД.ММ.ГГГГ наложен запрет на совершение регистрационных действий, действий по исключению из госреестра, а также регистрации ограничений и обременений в отношении вышеуказанного недвижимого имущества.
По данным налогового органа должник не числится индивидуальным предпринимателем, не является учредителем юридических лиц, а также не занимает должность нотариуса или адвоката.
Согласно ответу пенсионного органа на запрос судебного пристава-исполнителя, Шарафутдинова З.Р. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС ...), установлено место работы должника – ...
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ судебными-приставами исполнителями, в том числе судебным приставом-исполнителем Черепановой О.В., выносились постановления об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника, постановления направлялись в ... для исполнения.
ДД.ММ.ГГГГ в службу судебных приставов поступило гарантийное письмо генерального директора .... о производстве ежемесячного удержания в счет погашения долга Шарафутдиновой З.Р. в размере 50% ее заработной платы.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Черепановой О.В. вынесено постановление о временном ограничении выезда из Российской Федерации должника Шарафутдиновой З.Р..
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Черепановой О.В. осуществлен личный прием Шарафутдиновой З.Р., в ходе которого должник дала пояснения по поводу ее материального положения.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком составлен акт о наложении ареста (описи имущества), принадлежащего должнику – телефона марки ...
В соответствии с частью 17 статьи 30 Федерального закона об исполнительном производстве копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Как следует из текста постановления о возбуждении исполнительного производства, пояснений судебного пристава-исполнителя Черепановой О.В. в судебном заседании, копия постановления была направлена должнику, взыскателю и в суд посредством почтовой связи. Также в соответствии со статьей 6.1 Федерального закона об исполнительном производстве информация о возбуждении исполнительного производства была размещена в открытом доступе на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов России.
Судом установлено, что должник и взыскатель осведомлены о предъявлении исполнительного листа к принудительному исполнению, взыскатель не был каким-либо образом ограничен в правах стороны исполнительного производства.
В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 65 Федерального закона об исполнительном производстве (по исполнительным документам, содержащим требования о защите интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10000 рублей, а также требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца, возмещении ущерба, причиненного преступлением, об отбывании обязательных работ, о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления) розыск осуществляется по инициативе судебного пристава-исполнителя или по заявлению взыскателя.
Постановление о розыске должника, его имущества либо об отказе в объявлении такого розыска выносится судебным приставом-исполнителем в трехдневный срок со дня поступления к нему заявления взыскателя об объявлении розыска или со дня возникновения оснований для объявления розыска (часть 6 статьи 65 Закона об исполнительном производстве).
Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что взыскатель с заявлением (ходатайством) о розыске должника и его имущества к судебному приставу-исполнителю не обращался. Кроме того, основания для осуществления розыска отсутствовали, поскольку место нахождения должника установлено, а также установлено его имущество.
Привлечение к административной ответственности за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя возможно только при наличии вины должника. Наличие оснований для привлечения к административной ответственности определяется судебным приставом-исполнителем.
Как следует из пояснений административного ответчика, достаточные правовые условия для привлечения должника к административной ответственности отсутствуют. Неисполнение требований исполнительного документа вызвано материальным положением должника, в отношении которой на исполнении в отделении судебных приставов по городу Ноябрьску находятся и иные исполнительные производства.
Исполнительский сбор с должника взыскан, выезд должника за пределы Российской Федерации ограничен.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований, поскольку установленные по делу обстоятельства опровергают утверждения административного истца о незаконном, нарушающем права взыскателя по исполнительному производству бездействии административного ответчика.
Напротив, установлено, что судебным приставом-исполнителем Черепановой О.В. совершаются исполнительные действия в отношении должника Шарафутдиновой З.Р. и принимаются меры принудительного исполнения, которые, в целом, отвечают требованиям эффективности, объективно направлены на достижение целей и задач исполнительного производства.
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства (пункт 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» от 17 ноября 2015 года № 50).
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для удовлетворения требований о признании незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение в связи с ними прав, свобод и законных интересов административных истцов.
Указанной совокупности обстоятельств по настоящему делу не установлено. Судебным приставом-исполнителем осуществляются действия, направленные на исполнение судебного акта, а недостижение при этом желаемого взыскателем результата, равно как и несогласие взыскателя с избранными должностным лицом исполнительными действиями и мерами принудительного исполнения, их последовательностью сами по себе не могут расцениваться как нарушение прав взыскателя и не свидетельствуют о виновном бездействии судебного пристава-исполнителя.
В соответствии со статьей 36 Федерального закона об исполнительном производстве содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2- 6.1 настоящей статьи.
Истечение установленного двухмесячного срока для исполнения судебного постановления не нарушает права заявителя и не является основанием для признания незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, поскольку данный срок не является пресекательным и по своей правовой природе носит организационный характер. Установление указанного срока не влечет за собой неправомерности исполнительных действий, совершенных за его пределами.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.
Таким образом, применительно к приведенным правовой норме и разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации неисполнение исполнительного документа в установленный законом срок само по себе также не свидетельствует о наличии незаконного бездействия со стороны судебного пристава-исполнителя.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
департаменту имущественных отношений Администрации города Ноябрьска в удовлетворении административного искового заявления к судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по городу Ноябрьску Черепановой ОВ и Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ноябрьский городской суд.
Судья (подпись): Т.Н. Габова
Мотивированное решение составлено 19 мая 2021 года.
...