Судья: Сурков В.А. адм.дело N 33а-9226/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 июля 2017 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А. (докладчик),
судей Евдокименко А.А. и Лазаревой М.А.,
при секретаре Татариновой Г.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов на решение Ленинского районного суда г.Самары от 19 января 2017 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя Волкова А.В. – Танаевой Л.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Волков А.В. обратился в суд с административным иском о признании незаконным отказа Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в предоставлении водного объекта в пользование и о восстановлении нарушенного права путем возложения на административного ответчика обязанности по рассмотрению его заявления на заключение на новый срок договора водопользования участком акватории водного объекта – реки Волга (Саратовское водохранилище) в протоке «Малый Мокрец», площадью 0,000136 кв.м расположенного в районе <адрес> с географическими координатами: <данные изъяты> с целью размещения несамоходной плавучей заправочной станции (ПЗС), в порядке, установленном статьей 15 Водного кодекса РФ и Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165 "О подготовке и заключении договора водопользования" (далее – Правила N 165).
В обоснование указал, что на основании договора водопользования N 63-11.01.00.015-Х-ДРБВ-Т-2011-00230/00, заключенного 24 октября 2011 года с Нижне-Волжским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов, зарегистрированного в водном реестре 1 ноября 2011 года, со сроком действия до 31 декабря 2016 года он является водопользованием названного водного объекта с целью размещения несамоходной плавучей заправочной станции (ПЗС).
23 сентября 2016 года он обратился в отдел водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов с заявлением о заключении договора водопользования на новый срок по форме, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 23.04.2008 N 102 "Об утверждении формы заявления о предоставлении водного объекта в пользование", приложив к нему необходимые материалы и документы.
Письмом от 14 октября 2016 года N СМ-12/4041 за подписью заместителя отдела водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в заключение договора водопользования было отказано со ссылкой на подпункт "а" пункта 24 Правил N 165, заявление с приложенными к нему документами ему возвращено со ссылкой на то, что для оформления права пользования акваторией для целей указанных в заявлении ему необходимо подать заявление по форме, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 22.05.2007 N 128 "Об утверждении формы заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование", в связи с тем, что право на заключение договора водопользования испрашиваемого водного участка должно приобретаться на аукционе в порядке, установленном Правилами подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230 (далее - Правила N 230).
Ссылаясь на то, что цели водопользования, указанные в его заявлении, и порядок использования акватории не отвечает критериям, определяющим порядок предоставления акватории, содержащихся в пункте 2 Постановления N 230, следовательно, предоставление акватории должно быть осуществлено в порядке, предусмотренном Правилами N 165, Волков А.В. просил удовлетворить его требования.
Решением Ленинского районного суда г.Самары от 19 января 2017 года требования Волкова А.В. удовлетворены (л.д. 106-109), отказ Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в предоставлении водного объекта в пользование, оформленный письмом от 14 октября 2016 года N СМ-12/4041 признан незаконным. На Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в лице отдела водных ресурсов по Самарской области возложена обязанность по возобновлению рассмотрения заявления Волкова А.В. от 23 сентября 2016 года о заключении договора водопользования на новый срок.
В апелляционной жалобе Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов решение суда считает неправильным, просит о его отмене и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Волковым А.В. требований (л.д. 146-155).
Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене ввиду наличия оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Удовлетворяя заявленные Волковым А.В. требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отдел водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов должен рассмотреть заявление Волкова А.В. о заключении на новый срок договора водопользования вышеуказанным участком акватории водного объекта в порядке и сроки, установленные Правилами N 165, а не отказывать в заключении договора, при этом исходил из того, что административным ответчиком в нарушение требований пункта 11 статьи 226 КАС РФ не доказано соответствие оспариваемого отказа нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Свои выводы суд обосновывал положениями пункта 2 Правил N 230, которыми предусмотрено, что предметом договора водопользования является использование акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, в случаях, когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта, в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Таким образом, как указал суд, основными критериями, определяющими порядок подготовки и заключения договора водопользования на основании Правил N 230, являются: разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также иное обустройство акватории водного объекта, в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Суд сослался на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о необходимости разметки границ участка акватории водного объекта, о предоставлении которого в пользование просил Волков А.В., и о намерении административного истца обустроить этот участок акватории водного объекта в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Судебная коллегия находит суждения суда ошибочными, основанными на неверном применении норм материального права.
Из материалов дела следует, что на основании договора водопользования N 63-11.01.00.015-Х-ДРБВ-Т-2011-00230/00, заключенного 24 октября 2011 года с Нижне-Волжским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов Волков А.В. является водопользователем участка акватории водного объекта – реки Волги (Саратовское водохранище) площадью 0,000136 кв.м, расположенного в районе <адрес> с географическими координатами: <данные изъяты>" на основании договора водопользования N 63-11.01.00.015-Х-ДРБВ-Т-2011-00230/00, заключенного 24 октября 2011 года с Нижне-Волжским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов. Договор зарегистрирован в водном реестре 1 ноября 2011 года, со сроком действия до 31 декабря 2016 года, целью водопользования является размещение несамоходной плавучей заправочной станции (ПЗС) (л.д. 12-15).
23 сентября 2016 года Волков А.В. обратился в отдел водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (далее – отдел водных ресурсов) с заявлением по форме, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 23.04.2008 N 102 "Об утверждении формы заявления о предоставлении водного объекта в пользование". Просил предоставить в пользование акваторию названного водного объекта. Целью водопользования указал размещения несамоходной плавучей заправочной станции (ПЗС) (л.д. 17-18).
Письмом за подписью заместителя начальника отдела водных ресурсов от 14 октября 2016 года N СМ-12/4041 Волкову А.В. отказано в предоставлении водного объекта в пользование по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 24 Правил N 165, в котором предусмотрено, что отказ в предоставлении водного объекта в пользование направляется заявителю в случае, если документы представлены с нарушением требований, установленных этими Правилами, заявителю направляется отказ в предоставлении водного объекта в пользование (л.д. 21-22).
Основанием для принятия такого решения послужило то, что предоставление водного объекта в пользование для целей водопользования, указанных в заявлении Волкова А.В., осуществляется по договору водопользования, право на заключение которого, приобретается на аукционе в соответствии со статьей 16, главы 3 Водного кодекса Российской Федерации и Правилами N 230.
Волкову А.В. предложено подать заявление по форме, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 22.05.2007 N 128 "Об утверждении формы заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование".
В силу статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование (в том числе для использования акватории водных объектов) на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 данной статьи.
В соответствии со статьей 16 Водного кодекса Российской Федерации договор водопользования заключается в соответствии с гражданским законодательством, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" определено, что органы, предоставляющие государственные услуги, действуют в соответствии с административными регламентами (подпункт 1 пункта 1 статьи 6).
Порядок по рассмотрению заявлений о предоставлении водных объектов определен Административным регламентом Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по предоставлению водных объектов в пользование на основании договора водопользования, в том числе заключенного по результатам аукциона, по оформлению перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, утвержденным Приказом Минприроды России от 22.05.2014 N 225 (ред. от 20.11.2015) (далее - Административный регламент).
Административный регламент определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) при подготовке и заключении договора водопользования, в том числе заключенного по результатам аукциона, по оформлению перехода прав и обязанностей по договорам водопользования Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами (далее - уполномоченный орган), в отношении водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 2054-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 2, ст. 335), а также морей или их отдельных частей (далее - государственная услуга) для:
1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.
Порядок заключения договора водопользования (статья 16 Водного кодекса Российской Федерации) определен Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165 "О подготовке и заключении договора водопользовании" (далее - Правила N 165).
При этом действие данных Правил не распространяется на порядок подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе (пункт 2 Правил N 165).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 165 физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в получении водного объекта в пользование (далее - заявитель), в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, обращаются в один из органов, указанных в пункте 3 настоящих Правил (далее - уполномоченный орган), по месту предполагаемого водопользования с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование.
Согласно подпункту 1 пункта 39 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является предоставление документов с нарушением требований, установленных Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 г. N 165.
Довод апелляционной жалобы о том, что заявление Волкова А.В. не соответствует форме, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 22.05.2007 N 128 "Об утверждении формы заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование", поскольку испрашиваемый водный объект может быть предоставлен исключительно на аукционе, в порядке, установленном Правилами N 230, принимается судебной коллегией по следующим основаниям.
Правила N 230 определяют порядок подготовки и заключения договора водопользования, право, на заключение которого приобретается на аукционе (пункт 1).
Пунктом 2 Правил N 230 предусмотрено, что предметом договора водопользования является использование акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, в случаях, когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта, в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Судом первой инстанции не принято во внимание, что целью использования испрашиваемой административным истцом акватории водного объекта является размещение на ней несамоходной плавучей заправочной станции (ПЗС), в связи с чем, исходя из положений пункта 2 Правил N 230 отдел водных ресурсов должен рассмотреть заявление Волкова А.В. о заключении договора водопользования вышеуказанным участком акватории водного объекта в порядке и сроки, установленные Правилами N 230.
При таких обстоятельствах вывод суда о незаконности оспариваемого Волковым А.В. отказа Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в предоставлении водного объекта в пользование является ошибочным.
Судебная коллегия, проанализировав приведенные нормы закона, фактические обстоятельства дела, полагает, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, по данному делу отсутствует указанная выше совокупность условий для признания оспариваемого отказа незаконным.
Принимая во внимание вышеизложенное, решение суда подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных Волковым А.В. требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
определила:
Апелляционную жалобу Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов удовлетворить.
Решение Ленинского районного суда г.Самары от 19 января 2017 года отменить, постановить по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований Волкова А.В. о признании незаконным отказа Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в предоставлении водного объекта в пользование и о восстановлении нарушенного права отказать.
Председательствующий:
Судьи: