Решение по делу № 33-9187/2024 от 05.09.2024

Судья Юлбарисова С.А.         Дело №33-9187/2024 (2-2781/2024)

                 25RS0010-01-2023-007376-14    

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

22 октября 2024 года город Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда

в составе:

председательствующего судьи Веригиной И.Н.,

судей Рябенко Е.М., Симоновой Н.П.,

при ведении протокола секретарем Киселевой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Палащенко Людмилы Алексеевны к Министерству труда и социальной политики Приморского края, КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» о возложении обязанности возобновить выплаты, субсидии, произвести перерасчет, взыскании материального и морального ущерба,

по апелляционной жалобе истца на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 15.07.2024, которым исковые требования оставлены без удовлетворения

Заслушав доклад судьи Рябенко Е.М., объяснения истца Пасудебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Палащенко Л.А. обратилась в суд с вышеназванным иском, в обоснование указав, что ей в период с 2006 по 2008 год отказывали в получении субсидии по оплате коммунальных услуг, с апреля 2019 ей не выплачивается компенсация за жилищно-коммунальные услуги, что считает незаконным.

Ссылается на то, что все годы до 2019 года оплачивала расходы по коммунальным услугам по мере возможности, а с 2019 года с пенсии в размере 50 % удерживаются денежные средства на оплату накопившейся задолженности, при наличии того, что размер пенсии меньше прожиточного минимума. В поисках справедливости сильно ухудшилось состояние здоровья, появилась депрессия, стенокардия, гипертония.

задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги образовалась не её вине из-за того, что

а также ей было отказано в назначении субсидииВ 2009 году она оформила субсидию, получала ее три месяца, после чего представитель Министерства труда и социальной политики Приморского края потребовал заплатить Приводоканалу задолженность в размере 3 000 рублей. В 2010 году в доме, где она проживала, поставили общедомовые платные счетчики на воду и теплоэнергию, оплату произвела за восемь месяцев в размере 4 500 рублей при наличии пенсии в размере 5 000 рублей. В квартире счетчики не было возможности установить, стали приходить квитанции на оплату по нормативам, образовалась задолженность. Заключила договор на погашение долга и получение субсидии. Представитель управляющей компании сообщил о необходимости установки счетчика во избежание начислений по нормативам. В результате перерасчет не сделали, субсидию не дали, из пенсии вычисляли по 1 000 рублей ежемесячно на протяжении 6 месяцев в счет погашения долга. За теплоэнергию также перерасчет не сделали, в апреле 2010 за отопление и горячую воду начислили 11 000 рублей. На заявление не ответили, образовалась задолженность за воду. Считает, что как пенсионеру – инвалиду, проживающей одно в квартире, не должны начислять показания по нормативу. Министерство труда и социальной политики Приморского края бездействовало, лишило субсидий, неоднократно задерживало выплаты 50 % скидки на оплату услуг ЖКХ или их вовсе не было. В декабре 2015 года ей отказали в заключении договора на рассрочку долга в КГУП «Примтеплоэнерго». В 2015 – 2016 году, когда начисления были большие, ей начисляли льготы в размере 281 рублей в декабре, в размере 673 рублей в феврале. В 2017 году с мая месяца перестали выплачивать льготы из-за образовавшейся задолженности. С апреля 2019 по настоящее время она субсидии не получает. В поисках справедливости сильно ухудшилось состояние здоровья, появилась депрессия, стенокардия, гипертония. Все годы до 2019 года оплачивала расходы по коммунальным услугам по мере возможности, а с 2019 года с пенсии в размере 50 % удерживаются денежные средства на оплату накопившегося, при наличии того, что размер пенсии меньше прожиточного минимума.

Просила суд возложить на ответчика обязанность возобновить выплаты в размере 50 % на оплату услуг ЖКХ, возобновить субсидии, произвести перерасчет расходов на оплату услуг ЖКХ в размере 50 % с апреля 2019 года и выплатить их, взыскать моральный вред за период с 2011 года по декабрь 2023 года в размере 2 000 000 рублей, материальный ущерба в размере 500 000 рублей. В обоснование указав, что в период с 2006 по 2008 год ей отказали в заключение договора на оформление субсидии по оплате коммунальных услуг.

В судебном заседании представитель ответчиков по доверенности Галиева Н.В. возражала против удовлетворения исковых требований.

Истец, извещенная о времени и месте судебного заседания надлежащим образов, в судебном заседание не явилась.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился истец, им подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного. Ссылается на то, что она одна проживает и зарегистрирована в квартире, является пенсионером и инвалидом, задолженность образовалась в связи с тем, что ресурсоснабжающие компании начисляют оплату в завышенном размере (вместо одного норматива 5—7-19 нормативов) ссылается на то, что задолженность по ЖКУ образовалась по уважительной причине.

Также ссылается на то, что нарушены её процессуальные права, так как дело рассмотрено судом её отсутствие.

Возражения на апелляционную жалобу не поступили.

В суде апелляционной инстанции

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения судом первой инстанции не допущены.

Согласно части 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности исполнительный орган субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение получает из системы.

Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг при заключении и (или) выполнении гражданами соглашении по ее соглашению (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В приморском крае предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, осуществляется соответствии с Законом Приморского края от 9 06-КЗ «О социальной поддерже льготных граждан, проживающих на территории Приморского края».

Меры социальной поддержки на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в соответствии с частью 3 статьи 4 Закона Приморского края от 29.12.2004 № 206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края» предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда.

Форма, порядок и условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, предусмотренных частью 1 статьи 4 Закона Приморского края от 29.12.2004 № 206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края» устанавливается Губернатором Приморского края (часть 4 статьи 4 названного закона).

Постановлением Губернатора Приморского края от 16.07.2008 № 63-пг утверждены Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края.

Исходя из положений пунктов 2.1, 2.11 Порядка назначение и приостановление предоставления ежемесячной денежной выплаты производится территориальными отделами департамента (уполномоченный орган).

Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются заявителям при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении заявителями соглашений по ее погашению (пункт 1.4 Порядка).

В соответствии с пунктами 3.3 и 3.6 Порядка, ЕДВ на оплату ЖКХ рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг или с учетом последних полученных сведений, подтверждающих фактических объем потребленных и оплаченных услуг, и предоставляется получателям ежемесячно в месяце, за который необходимо произвести оплату коммунальных услуг, с последующим перерасчетом, с учетом данных о фактическом объеме потребленных и оплаченных коммунальных услуг. Фактический объем потребления определяется по показаниям приборов учета на основании сведений, предоставляемых ежемесячно организациями жилищно-коммунального хозяйства.

Пунктом 2.11 Порядка определены основания приостановления предоставления уполномоченным органом ежемесячной денежной выплаты, перечень которых является исчерпывающим.

Одним из таких оснований является наличие у гражданина, получающего ежемесячную денежную выплату, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в течение более двух месяцев (подпункт 3 пункта 2.11 Порядка).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, что Палащенко Л.А. является инвалидом 3 группы, пенсионером, являлась получателем ежемесячной денежной выплатой на оплату коммунальных услуг.

Уведомлением Отделения по Находкинскому ГО КГКУ «Центр социальной поддержки Приморского края» от 02.04.2021 Палащенко Л.А. отказано в возобновлении ежемесячной денежной выплаты на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края по причине: задолженность по коммунальным услугам.

Уведомлением от 03.02.2022 № ... приостановлено предоставление, а уведомлением от 07.06.2023 № ... отказано в возобновлении предоставления ежемесячной денежной выплаты в связи с наличием судебной задолженности.

Из ответа Отдела по Находкинского ГО от 01.07.2019 следует, что 01.04.2019 Палащенко Л.А. приостановлена выплата мер социальной поддержки на оплату ЖКГ (льгота) в связи с задолженностью по оплате у КГУП «Притеплоэнерго», Фонда капитального ремонта, АО «Дальнеэнергосбыт». Информацию об имеющейся задолженности предоставляют поставщики жилищно-коммунальных услуг на основании заключенных с ними соглашений. В названном ответе также содержится информация о том, что истец являлась получателем субсидии до ноября 2015 года, с декабря 2015 года за назначением субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг она не обращалась.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Приморского края от 29.12.2004 № 206 «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края», положениями Порядка и условий предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края, утвержденного Постановлением Губернатора Приморского края от 16.07.2008 № 63-пг, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст. ст. 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из наличия у Палащенко Л.А. судебной задолженности перед Фондом капитального ремонта, ДЭК, МУП «Находка-Водоканал», НФ КГУП «Примтеплоэнерго», в связи с чем, выплата указанной меры социальной поддержки была приостановлена, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, находя их соответствующими установленным по делу обстоятельствам и не противоречащими нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).

По смыслу пункта 1.4 Порядка и условий предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории <адрес>, утвержденных Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -пг, меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются заявителям при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении заявителями соглашений по ее погашению.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством при разрешении спора является факт наличия задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на момент обращения лица за получением меры социальной поддержки.

Для возобновления выплаты компенсации расходов в случае ее приостановления в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.11 Порядка получатель представляет в территориальный отдел заявление о возобновлении выплаты ежемесячной денежной выплаты, документы, содержащие сведения о погашении задолженности либо соглашение о погашении этой задолженности в случае, если информация о сведениях, содержащихся в указанных документах и соглашении, не представлена организациями жилищно - коммунального хозяйства.

Согласно приведенным нормативным положениям право определенных категорий граждан, в том числе инвалидов, на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено федеральным законом. Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан, источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены федеральным законом, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые, находясь в системной взаимосвязи с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, имеют целевое назначение – уменьшение фактических затрат граждан, по оплате жилого помещения направлены на поддержание нормального жизненного уровня этих граждан.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или на праве собственности», само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

Указанная правовая позиция выражена в Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020, а также в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности».

Поскольку у истца имеется задолженность перед Фондом капитального ремонта, НФ КГУП «Примтеплоэнерго», суд на основании представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о том, что решение ответчика о приостановлении выплаты компенсации до погашения задолженности является законным и обоснованным. Также обоснованно указал на то, при погашении судебной задолженности субсидия может быть возобновлена с предоставлением в уполномоченный орган заявления.

Истцом отсутствие у нее задолженности по уплате вышеуказанных задолженности, ничем не опровергнуто.

Указанные истцом обстоятельства в апелляционной жалобе, а именно наличие депрессии, иные заболевания, не могут расцениваться как уважительные причины образования у нее задолженности по оплате коммунальных услуг и услуг ЖКХ.

Доводы апелляционной жалобы о том, что начисления за квартиру, услуги ЖКХ не должны превышать 18 – 20 % для малоимущих, не являются основанием для отмены решения суда, в связи с ошибочным толкованием норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Указанные доводы являлись основанием процессуальной позиции истца, приведены в ходе разбирательства дела, являлись предметом рассмотрения в суде, исследованы судом и подробно изложены в постановленном решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и спор по существу разрешен верно.

Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Руководствуясь ст.328, ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 15.07.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.

решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 15.07.2024 отменить.

Принять по делу новое решение.

Требования Палащенко Людмилы Алексеевны удовлетворить частично.

Возложить обязанность на Министерство труда и социальной политики Приморского края возобновить и произвести выплаты Палащенко Людмиле Алексеевне денежной компенсации в размере 50% за оплату жилья и коммунальных услуг с 01.04.2019 (01.01.2021)-за три года предшествующих обращению по 31.12.2023 ( 30.09.2024).

Взыскать с Министерства труда и социальной политики Приморского края в пользу Кравченко Владимира Макаровича компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено

...

...

...

...

...

...

...

33-9187/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Палащенко Людмила Алексеевна
Ответчики
КГКУ "Центр Социальной поддержки населения Приморского края"
Министерство труда и социальной политики Приморского края
отделение Министерства труда и социальной политики Приморского края по Находкинскому городскому округу
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Рябенко Елена Мухамедзяновна
Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
06.09.2024Передача дела судье
01.10.2024Судебное заседание
22.10.2024Судебное заседание
01.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.11.2024Передано в экспедицию
22.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее