дело № 2а-1-514/2020
12RS0016-01-2020-000936-87
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Козьмодемьянск 13 августа 2020 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Шаховой К.Г., при секретаре судебного заседания Зайковской И.А.,
с участием представителя административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Марий Эл Шестянниковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Марий Эл к Резвановой А.П. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, транспортному налогу, налогу на имущество, пеней,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Марий Эл (далее Межрайонная ИФНС России № 6 по Республике Марий Эл) обратилась в суд с административным иском к Резвановой А.П. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2018 г., пней по НДФЛ, задолженности по транспортному налогу за 2018 г., пени по транспортному налогу, задолженности по налогу на имущество за 2018 г.г., пени по налогу на имущество. В обоснование заявленных требований указано, что ответчица владеет транспортным средством и объектом недвижимости (квартирой), которые являются объектами налогообложения транспортным налогом и налогом на имущество физических лиц. Налоговым органом ответчику начислен транспортный налог и налог на имущество за 2018 г., направлены налоговые уведомления. Кроме того, в 2018 г. ответчица получила доход от СПАО «РЕСО-ГАРАНТИЯ» в сумме 466716 руб. 84 коп., на которую налоговым органом начислен налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в сумме 59243 руб. Поскольку эти налоги в установленные сроки не уплачены, за период просрочки начислены пени по НДФЛ, транспортному налогу, налогу на имущество, налогоплательщику направлены требования об уплате налогов и пеней. Ввиду неуплаты задолженности в добровольном порядке налоговый орган обратился за выдачей судебного приказа, который был выдан мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ, а затем отменен ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступившими от должника возражениями. Наличие не погашенной задолженности по НДФЛ, налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу и пеней послужило поводом для обращения административного истца в суд с требованиями об уплате налога на доходы физических лиц за 2018 г. в размере 59243 руб., пеней по НДФЛ в размере 265 руб. 61 коп., налога на имущество физических лиц за 2018 г. в размере 46 рублей, пеней по налогу на имущество физических лиц в размере 0 руб. 21 коп., транспортного налога за 2018 г. в размере 2450 руб., пеней по транспортному налогу в размере 10 руб. 98 коп., всего 62015 руб. 80 коп.
В суде представитель Межрайонной ИФНС России № 6 по Республике Марий Эл Шерстянникова Е.А. исковые требования уточнила, ввиду погашения задолженности в части недоимки по транспортному налогу и пеней по налогу по НДФЛ просила взыскать с Резвановой А.П. налог на доходы физических лиц за 2018 г. в сумме 59243 рублей, налог на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 46 рублей, пени по транспортному налогу в размере 10 рублей 98 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 21 копейки, всего 59300 рублей 19 копеек.
Административный ответчик Резванова А.П., будучи извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, ходатайствовал о рассмотрении дела в ее отсутствие, направила в суд возражения на иск, в которых, ссылаясь на заключенный ДД.ММ.ГГГГ с ФИО5 договор цессии, а также доверенности, выданные ФИО6 и ФИО7, заявила о том, что не получала страхового возмещения, поскольку передала право его требования другому лицу.
Выслушав представителя административного истца, изучив письменные материалы дела, суд находит требования Межрайонной ИФНС России № 6 по Республике Марий Эл подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога предусмотрена законодательством о налогах и сборах - пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).
В соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации (статьи 45, 52, 80) налогоплательщик исчисляет сумму налога, декларирует и уплачивает её.
В соответствии со статьей 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Согласно статье 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Статьей 361 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, которым в соответствии со статьей 360 НК РФ признается календарный год, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Таким образом, срок уплаты транспортного налога за 2018 г. истек ДД.ММ.ГГГГ
Судом установлено, что за Резвановой А.П. в 2018 году был зарегистрирован автомобиль № года выпуска с мощностью двигателя 165 л.с. государственный регистрационный знак <адрес> года выпуска с мощностью двигателя 98 л.с. государственный регистрационный знак №
На основании сведений, представленных в налоговый орган из ГИБДД, ответчику начислен транспортный налог за 2018 г. в сумме 2450 рублей.
В соответствии со статьей 85 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе.
Судом установлено, что административный ответчик в 2018 г. являлась собственником ? доли в праве собственности на квартиру площадью 56,4 кв.м, расположена по адресу: <адрес>
С ДД.ММ.ГГГГ порядок исчисления налога на имущество физических лиц регулируется главой 32 НК РФ.
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, к которому относятся в соответствии со статьей 401 НК РФ квартира.
В силу пункта 1 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, когда налоговая база определяется, исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации в срок до ДД.ММ.ГГГГ не принято решение об установлении единой даты начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
На территории Республики Марий Эл налог на имущество физических лиц с 2017 года исчислялся, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.
В случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) (пункт 4 статьи 406 НК РФ).
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи (пункт 1 статьи 406 НК РФ).
Пунктом 2 решения Собрания депутатов муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» № 76 от 19 октября 2005 г. «Об установлении налога на имущество физических лиц» установлены следующие ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения: 0,1% - при стоимости имущество от 300 тыс. рублей, 0,3% - при стоимости от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей, 0,5% - при стоимости имущества свыше 500 тыс. рублей.
Согласно пункту 8 статьи 408 НК РФ сумма налога за первые три налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется с учетом коэффициента 0,4 – применительно ко второму налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании в соответствии со статьей 403 НК РФ.
С учетом изложенных положений закона ответчице как владельцу доли в праве собственности на квартиру произведено начисление налога на имущество физических лиц за 2018 г. в размере 46 рублей, исходя из следующего расчета: 342857 руб.*1/3*0,1%*0,4),
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 409 НК РФ налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Из материалов дела следует, что в 2018 году Резванова А.П. получила доход от СПАО «РЕСО-ГАРАНТИЯ» в сумме 455716 руб.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 228 НК РФ начисление и уплату НДФЛ производят физические лица, получающие доходы, при получе6нии которых не удержан налог налоговыми агентами.
Налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 настоящего Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 6 статьи 228 НК РФ).
При этом пунктом 5 статьи 226 НК РФ предусмотрено, что при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
ДД.ММ.ГГГГ налоговый агент СПАО «РЕСО-Гарантия» представила в налоговый орган справку о доходах и суммах налога физического лица за 2018 год №, которой подтверждается получение Резвановой А.П. в 2018 году дохода виде взысканных решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ неустойки и штрафа за несвоевременную выплату страхового возмещении и неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке в размере 455716 руб. На сумму указанного дохода по ставке 13% начислен НДФЛ в сумме 59243 руб.
На основании сведений, представленных в налоговый орган из регистрирующих органов и налоговым агентом административному ответчику начислены НДФЛ, транспортный налог и налог на имущество физических лиц за 2018 год, в связи с чем налогоплательщику ДД.ММ.ГГГГ заказным письмом направлено налоговое уведомления №, содержащее суммы начисленных налогов, их расчет и сроки уплаты.
Пункт 1 статьи 45 НК РФ закрепляет обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с пунктами 3, 4, 5 статьи 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, начисляется пени. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Ввиду неуплаты Резвановой А.П. налогов в установленные законом сроки налогоплательщику направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ о погашении недоимки по уплате НДФЛ за 2018 г. в сумме 59243 руб., транспортного налога за 2018 г. в сумме 2450 руб., пеней по транспортному налогу за 2018 г., начисленных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 10 руб. 98 коп., недоимки по уплате налога на имущество за 2018 г. в сумме 46 руб., пеней по налогу на имущество за 2018 г., начисленных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 0 руб. 21 коп., недоимки по уплате НДФЛ за 2018 г., пеней по НДФЛ, начисленных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере 265 руб. 61 коп.
Поскольку в добровольном порядке указанная задолженность по налогам и пеням ответчицей погашена лишь частично (ДД.ММ.ГГГГ уплачен транспортный налог за 2018 г. в сумме 2450 руб., пени по НДФЛ в размере 265 руб. 61 коп.), она подлежит взысканию в судебном порядке.
Доказательства, опровергающие произведенный налоговым органом расчет задолженности, а также сведения о полном погашении указанной задолженности суду не представлены.
Довод административного ответчика о передаче права требования по договору ОСАГО другому лицу и фактическом неполучении дохода в заявленном размере суд полагает несостоятельным. Учитывая, что взыскание решением суда страхового возмещения, а также неустойки и штрафа произведено в пользу Резвановой А.П., о чем налоговый орган уведомил налоговый агент, оснований полагать, что доход получен не административным ответчиком у суда не имеется, значит, налог на доходы физических лиц обосновано начислен именно Резвановой А.П.
В силу положений статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Принимая во внимание, что срок исполнения требования № установлен до ДД.ММ.ГГГГ, обратившись к мировому судьей за выдачей судебного приказа ДД.ММ.ГГГГ, налоговый орган не нарушил предусмотренный законом срок обращения в суд.
Выданный ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей приказ о взыскании с административного ответчика задолженности по НДФЛ, транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, а также пеней в связи с поступившими от должника возражениями отменен определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В пределах указанного срока налоговый орган обратился в районный суд с исковым заявлением о взыскании, а именно ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, срок обращения налогового органа в суд в данном случае не пропущен.
Принимая во внимание, что административным истцом соблюден предусмотренный законом срок обращения в суд с требованием о взыскании задолженности по налогам, с Резвановой А.П. как плательщика налога на доходы физических лиц, транспортного налога и налога на имущество физических лиц подлежит взысканию задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2018 г. в размере 59243 руб., задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 46 руб., пени по транспортному налогу в размере 10 руб. 98 коп., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 21 коп., всего 59300 руб. 19 коп.
В силу части 1 статьи 114 КАС РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец освобожден, взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Исходя из размера исковых требований, которые были удовлетворены судом, с ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 1979 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 6 по Республике Марий Эл удовлетворить.
Взыскать с Резвановой А.П., проживающей по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Марий Эл задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2018 г. в размере 59243 рублей, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 46 рублей, пени по транспортному налогу в размере 10 рублей 98 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 21 копейки, всего 59300 рублей 19 копеек.
Взыскать с Резвановой А.П. в доход федерального бюджета госпошлину в размере 1979 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Шахова К.Г.
решение принято в окончательной форме 14 августа 2020 г.