№ 2-53/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тобольск 16 января 2017 года
Тобольский городской суд Тюменской области в составе председательствующего судьи Сайдашевой М.Б.,
при секретаре Сайфутдиновой Н.Г.,
с участием: истца Поповой Л.В.,
представителя ответчика А., действующего по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поповой Л.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Тобольске <адрес> (межрайонное) о включении в стаж периодов работы, назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Попова Л.В. обратилась в суд с требованиями о признании незаконным решения комиссии Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Тобольске <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности на Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Тобольске <адрес> (межрайонное) включить в специальный стаж периоды работы в должности воспитателя в АНО ДО <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначении досрочной пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Требования мотивированы тем, что проработала воспитателем в государственных и муниципальных учреждениях дошкольного образования свыше 25 лет, однако комиссией отдела ГУ – УПФ РФ (межрайонное) в <адрес> <адрес> в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.30 Федерального Закона №400-ФЗ от 28.12.2013 года было отказано, по причине отсутствия 25-летнего педагогического стажа. С ДД.ММ.ГГГГ МДОУ Детский сад <данные изъяты> было реорганизовано путём преобразования в автономную некоммерческую организацию дошкольного образования <данные изъяты>, в связи с чем период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не был включён в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью. В детском саду <данные изъяты> истец работает воспитателем с ДД.ММ.ГГГГ, характер труда у работников данного детского сада после преобразования в АНО не претерпел никаких существенных изменений.
В судебном заседании истец на требованиях настаивает, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика А. возражал против удовлетворения требований, по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив доводы иска и представленных возражений, заслушав объяснения истца и представителя ответчика, допросив свидетелей, и исследовав материалы дела, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Из копии трудовой книжки Поповой Л.В. видно, что ДД.ММ.ГГГГ она принята переводом временно подменным воспитателем в детский сад № <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ переведена воспитателем постоянно этого же детского сада, ДД.ММ.ГГГГ переведена воспитателем в Муниципальное образовательное учреждение <данные изъяты> <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение <данные изъяты> реорганизовано в Автономную некоммерческую организацию дошкольного образования <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ уволена в порядке перевода в Автономное учреждение дошкольного образования <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ принята переводом в Автономное учреждение дошкольного образования <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ Автономное учреждение дошкольного образования <данные изъяты> переименовано в Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования <данные изъяты> <адрес> муниципального района, ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования <данные изъяты> <адрес> муниципального района реорганизовано путём присоединения к Муниципальному автономному учреждению дошкольного образования <данные изъяты> <адрес> муниципального района, ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования <данные изъяты> <адрес> муниципального района переименовано в Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования <данные изъяты> <адрес> муниципального района, продолжает работать по настоящее время.
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Тобольске <адрес> (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ, Поповой Л.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, в связи с тем, что не выработан специальный стаж в досрочном назначении страховой пенсии по старости согласно п.п.19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», указано, что не может быть включен в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Автономной некоммерческой организации <данные изъяты>, так как данная организационно-правовая форма юридического лица не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденного Постановлением.
В соответствии со ст. ст. 8, 35 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (вступил в силу с 01.01.2015 года) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии не менее 6 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 6,6.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» досрочная страховая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 ст. 30 указанного Закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Согласно ч. 5 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации в своем Постановлении от 28.08.2014 года N 869 предписало Министерству труда и социальной защиты РФ по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом РФ в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), предусмотренных пп. 19 - 21 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», а с 01.01.2015 г. - предусмотренных пп. 19 - 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности устанавливать тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела «Наименование учреждений» списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.
В п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» указано, что вопрос тождественности исполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществления истцом работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направления деятельности учреждений, организаций, в которых он работали и т.п.).
Согласно п. 17 указанного Постановления, при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Анализ вышеприведенных правовых норм, приводит суд к убеждению, что основным условием досрочного назначения трудовой пенсии является осуществление не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей, а не организационно-правовая форма юридического лица, что связано с длительным неблагоприятным воздействием на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности (для которых, как правило, характерна постоянная повышенная эмоциональная и психологическая нагрузка, высокая степень ответственности за результаты труда), а также с особой значимостью, ценностью такой трудовой деятельности для государства и общества.
Периоды работы истца в должности воспитателя до реорганизации в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении были засчитаны в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью, род деятельности этого юридического лица не изменился, не изменились должностные обязанности и условия труда воспитателя.
Из представленных в суд Устава Автономной некоммерческой организации дошкольного образования <данные изъяты>, Уставов Автономного учреждения дошкольного образования <данные изъяты>, Устава муниципального Автономного учреждения дошкольного образования <данные изъяты> <адрес> муниципального района, Устава муниципального Автономного учреждения дошкольного образования <данные изъяты> <адрес> муниципального района, видно, что при реорганизациях цели и задачи организации существенно не изменялись.
Изложенное указывает, что основным направлением деятельности АНО являлась педагогическая деятельность.
Из должностных инструкций воспитателя АНО ДО <данные изъяты>, МАУ ДО <данные изъяты> <адрес> муниципального района видно, что программа воспитания, обучения детей и должностные обязанности воспитателя не изменились.
То обстоятельство, что истец работала воспитателем в Автономной Некоммерческой Организации дошкольного образования <данные изъяты> в заявленный период, при этом выполняла обязанности согласно должностной инструкции, которые не менялись при изменении организационно-правовой формы детского сада, подтвердили допрошенные в суде свидетели Е. и К.
По смыслу ст. ст. 8, 19, 35, 37, 39, 55 Конституции РФ, форма собственности учреждения, не может служить основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей.
Закон РФ от 20.11.1990 г. №304-1 «О государственных пенсиях в РФ» не содержал требования о том, чтобы педагогическая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях для детей, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности.
Не содержит каких-либо ограничений и статья 55 ФЗ «Об образовании», предусматривающая, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет.
Поскольку судом установлено, что истец осуществляла педагогическую деятельность в детском дошкольном учреждении, к коим относится АНО ДО <данные изъяты>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, его следует включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
В силу ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что ответчик в бесспорном порядке зачел истице по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>. С учетом зачета оспариваемого периода работы в АНО ДО <данные изъяты>, специальный стаж Поповой Л.В. составляет более требуемых 25 лет, и она вправе претендовать на назначение ей досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Тобольске <адрес> (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Поповой Л.В. в досрочном назначении страховой пенсии по старости, незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Тобольске <адрес> (межрайонное) включить Поповой Л.В. в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в Автономной некоммерческой организации дошкольного образования <данные изъяты>
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Тобольске <адрес> (межрайонное) назначить Поповой Л.В. досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Тобольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: М.Б. Сайдашева