СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Апелляционное дело № 33а-1292/2021
Первая инстанция № 2а-309/2021
УИД 89RS0007-01-2020-010325-66
Судья Сукач Н.Ю.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
03 июня 2021 года г. Салехард
Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Домрачева И.Г.
судей Дряхловой Ю.А. и Семейкиной С.А.
при ведении протокола помощником судьи Калабаевой Д.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Мальцева Михаила Васильевича на решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09 апреля 2021 года, которым постановлено:
Административное исковое заявление Мальцева Михаила Васильевича удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Мальцева Михаила Васильевича компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 3 000 (три тысячи) рублей 00 копеек.
В остальной части в удовлетворении требований Мальцеву М.В. отказать.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Дряхловой Ю.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мальцев М.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФСИН России, Министерству финансов РФ, УФСИН России по ЯНАО, ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 300 000 руб. 00 коп. по тем основаниям, что администрация ФКУ ИК-18 в период с ноября 2019 года по апрель 2020 года не обеспечивает его средствами личной гигиены: туалетным мылом, туалетной бумагой, зубной пастой, бритвенными станками, хозяйственным мылом, а также не выдавались дезинфицирующие средства для санитарной обработки камеры и санузла. В связи с нарушением его прав на условия отбывания наказания просил суд обязать ответчика исправить нарушения, взыскать в его пользу денежную компенсацию за нарушение условий содержания в указанном выше размере.
В судебном заседании административный истец Мальцев М.В. участия не принимал, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, с ходатайствами об обеспечении его участия в судебном заседании посредством видеоконференц-связи не обращался.
Представитель административного ответчика ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО Маркова Л.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что в указанный административным истцом период времени осужденным, отбывающим наказание в ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО, действительно гигиенические наборы не выдавались в связи с их отсутствием на складе учреждения. Начальником учреждения ежемесячно направлялись заявки в УФСИН России по ЯНАО с указанием потребности учреждения в обеспечении осужденных средствами личной гигиены и бытовой химией. В части необеспечения Мальцева М.В. дезинфицирующими средствами для обработки камер и санузла представитель административного ответчика требования не признала, пояснив, что дезинфицирующе средство выдается в виде концентрата дневальному, который раздает его дозировано осужденным при обработке камер.
Представитель административных ответчиков ФСИН России и УФСИН России по ЯНАО Давлетбаев Р.Х., действующий на основании доверенностей, поддержал позицию изложенную представителем ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО, дополнительно пояснил, что личные вещи осужденных в банные дни собираются для стирки в прачечной и Мальцев М.В. не был лишен данной возможности.
Административный ответчик Министерство финансов РФ в лице УФК по ЯНАО своего представителя для участия в судебном заседании не направил, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением суда не согласен административный истец Мальцев М.В.
В апелляционной жалобе просит решение Лабытнангского городского суда изменить в части суммы компенсации, увеличив ее до 300 000 рублей, поскольку считает, что взысканная судом первой инстанции сумма компенсация морального вреда в его пользу является несоразмерной, учитывая продолжительность изложенного нарушения, последствий и понесенных им страданий.
Возражений относительно апелляционной жалобы не поступило.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела в суд апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
С учетом таких данных судебная коллегия в соответствии с требованиями ст. 150, ч. 1 ст. 307 КАС РФ считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ст.218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч. 9 и ч.10 настоящей статьи - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Исходя из буквального толкования п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: оспариваемое решение или действие принято, либо совершено не в соответствии с законом, и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
В целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина (ч.3 ст.55 Конституции РФ).
Федеральный закон от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее Федеральный закон № 103-ФЗ), регулируя порядок и определяя условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с УПК РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, закрепляет, что подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными этим Федеральным законом и иными федеральными законами (ст. 6).
В соответствии с ч. 1 ст. 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях представляет собой установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексомРФ.
Режим - это установленный порядок содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальных законом.
Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (ст. 15 Федерального закона № 103-ФЗ).
Как следует из материалов дела, Мальцев М.В. в настоящее время отбывает уголовное наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-18 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу.
Согласно ч.2 ст.99 УИК РФ осужденным предоставляются индивидуальные спальные и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум, мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин).
Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по независящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства (ч.3 ст.99 УИК РФ).
В минимальную норму материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года №205, входит хозяйственное мыло (200 гр/месяц), туалетное мыло (50 гр/месяц), зубная паста/зубной порошок (30 гр/месяц), зубная щетка (1 шт. на 6 месяцев), одноразовая бритва (6 шт./месяц), туалетная бумага (25 м/месяц).
Как установлено в судебном заседании суда первой инстанции и не отрицалось представителями административных ответчиков, минимальные нормы материально-бытового обеспечения администрацией ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО в период с ноября 2019 года по апрель 2020 года не соблюдались, гигиенические наборы в указанный период не выдавались.
В силу ст.12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
При определении размера компенсации морального вреда за нарушение таких прав истца, как недостаточное обеспечение предметами первой необходимости, повлекшее для него нравственные страдания, судом первой инстанции оценены характер физических и нравственных страданий Мальцева М.В., фактические обстоятельства, при которых ему причинен данный вред, характер нарушенного права, индивидуальные особенности истца.
Судебная коллегия соглашается с взысканным судом размером компенсации морального вреда в сумме 3 000 рублей, поскольку он отвечает требованиям разумности и справедливости.
Поскольку судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены правильно, при этом существенных нарушений норм материального и процессуального права, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, не допущено, оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мальцева М.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 КАС РФ, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи