Решение по делу № 2-2094/2021 от 23.03.2021

Дело                     

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Санкт-Петербург                      31 марта 2021 года

Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Воробьевой И.А.

с участием прокурора ФИО3

при секретаре ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Санкт-Петербурга в защиту интересов несовершеннолетней ФИО1 к Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга об обязании организовать обеспечение лекарственным препаратом

у с т а н о в и л:

Заместитель прокурора Санкт-Петербурга обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов ФИО1, рождения ДД.ММ.ГГГГ, к Комитету по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга об обязании организовать обеспечение лекарственным препаратом. В обоснование заявленного иска прокурор указал, что ребенок страдает редким (орфанным) заболеванием «<данные изъяты> является инвалидом. Согласно решений консилиумом врачей от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный медицинский исследовательский центр онкологии им. ФИО5» ФИО1 в связи с указанным заболеванием по жизненным показаниям определена потребность в лекарственном препарате «Динутиксимаб бета» (Dinutuximab beta), незарегистрированном на территории Российской Федерации; назначено лекарственное средство «Динутиксимаб бета» (Dinutuximab beta) на курс терапии в объеме 20 флаконов в дозировке 4,5 мг\мл. Решением врачебной комиссии СПБ ГБУЗ «Детская городская поликлиника » от ДД.ММ.ГГГГ принято аналогичное решение. Однако до настоящего времени данный пациент не обеспечен указанным лекарственным препаратом, в связи с чем прокурор просит обязать ответчика обязать организовать обеспечение 20 флаконов указанного лекарственного средства.

К участию в деле в качестве третьего лица были привлечены Комитет финансов Правительства Санкт-Петербурга, ФГБУ «НМИЦ онкологии им. ФИО5».

Прокурор в судебное заседание явился, требования иска поддержал, просил удовлетворить.

Законный представитель несовершеннолетнего ФИО1 – ее мать ФИО6 в судебное заседание явился, требования иска поддерживает.

Представитель ответчика – Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга в судебное заседание явился, ранее представлял письменные возражения на иск.

Третье лицо - Комитет финансов Правительства Санкт-Петербурга извещено надлежащим образом, в суд представителя не направил, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Третье лицо- ФГБУ «НМИЦ онкологии им.ФИО5» извещено надлежащим образом, в суд представителя не направил, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, полагает, что требования искового заявления подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствие со ст. 7 Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Ст. 41 Конституции РФ установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствие с ч. 2 ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Полномочия Российской Федерации по организации обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе и лекарственное обеспечение, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенции из федерального бюджета, зачисляемых на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствие с пунктами 3, 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственным средствами и изделиями медицинского назначения», регулирующего вопросы обеспечения населения лекарственными средствами, органам исполнительной власти субъектов РФ поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделии медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены данным постановлением.

В соответствие со ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ «О льготном обеспечении лекарственными средствами и бесплатном зубопротезировании отдельных категорий граждан » лекарственные средства и изделия медицинского назначения, перечень которых утвержден федеральным законодательством, отпускаются бесплатно по рецептам, выписанным врачами при амбулаторном лечении.

В соответствие с «Положением о Комитете по здравоохранению», утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ , Комитет, в порядке предусмотренном федеральным законодательством организует размещение заказов на поставки лекарственных средств, организует обеспечение населения закупленными по государственными контрактам лекарственными средствами.

Таким образом, обеспечение гражданина, проживающего в Санкт-Петербурге, бесплатными лекарственными препаратами, необходимыми по медицинским показаниям, действующим законодательством возложена на субъект федерации – Санкт-Петербург в лице его компетентного исполнительного органа – Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, с осуществлением финансирования за счет бюджета субъекта и иных источников, привлекаемых на эти цели.

Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 816-О-О, право на жизнь - основа человеческого существования, источник всех других основных прав и свобод и высшая социальная ценность, право на охрану здоровья представляет собой высшее для человека благо, без которого могут утратить значение многие другие блага.

Абзацем 3 ч.2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" предусмотрено, что государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и плановый период 2020,2021гг, утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , определено, что территориальная программа в части определения порядка и условий оказания медицинской помощи должна включать обеспечение лекарственными препаратами в рамках постановления Правительства РФ от 30. 07.1994 г «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», которым утверждены перечни групп населения и виды заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам бесплатно или с 50-% скидкой».

Законом Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2020 года и плановый период 2021 и 2022 гг.» (Территориальная программа) утвержден Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Установлено, что несовершеннолетняя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдает заболеванием - «<данные изъяты> является ребенком- инвалидом. Ей в связи с данным заболеванием показано применение препарата «Динутиксимаб бета» (Dinutuximab beta).

Указанный препарат не включен в «Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности», утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 403 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О порядке ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента" (вместе с "Правилами ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента"). Стандарт оказания медицинской помощи детям, страдающим заболеванием «нейробластома»(высокий риск) не разработан.

Из приведенных выше нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации лекарственными препаратами граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации детей-инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.

Таким образом, суд полагает, что действующие нормы права указывают на приоритет обеспечения ребенка-инвалида лекарственными средствами в том случае, если причиной такой инвалидности явилось жизнеугрожающее и хроническое прогрессирующее редкое (орфанное) заболевание. Данная позиция отражена в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 29-КГ19-1, указавшей на обязательность «применения во взаимосвязи норм действующего в Российской Федерации законодательства в сфере охраны здоровья граждан, а также норм международного права - Конвенции о правах ребенка и Конвенции о правах инвалидов, устанавливающих, что государствами - участниками Конвенций, к которым относится и Российская Федерация, принимаются все необходимые меры для обеспечения детям права на жизнь и на охрану здоровья, первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка-инвалида».

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Согласно «Порядка применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям", утвержденного
приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 494, в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной медицинской организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.
В силу ч.4 ст. 48 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ, консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.

В настоящем случае указанный лекарственный препарат не входит в соответствующий стандарт медицинской помощи, однако его назначение допускается в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) на основе соответствующего решения консилиума. Данный факт не оспаривается участниками дела.

Суду предоставлены протоколы от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ врачебных консилиумов Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный медицинский исследовательский центр онкологии им. ФИО5», протокол от ДД.ММ.ГГГГ врачебной комиссии СПБ ГБУЗ «Детская городская поликлиника », которыми была определена потребность ФИО1 в лекарственном препарате «Динутиксимаб бета» (Dinutuximab beta) и назначено лекарственное средство «Динутиксимаб бета» (Dinutuximab beta) на курс терапии в объеме 20 флаконов в дозировке 4,5 мг\мл. Решения данных консилиумов, принятых федеральным специализированным медицинским учреждением, а также решение врачебной комиссии поликлинического учреждения, принятое на их основе, являются актуальными, на их основе ребенку проводится соответствующее лечение.

Довод представителя ответчика о том, что указанные консилиумы и комиссия приняли решение не о «назначении» указанного лекарственного препарата, а о «разрешении к индивидуальному использованию», в связи с чем лекарственное средство «не может быть закуплено», по мнению суда не опровергает нуждаемость ребенка- инвалида в данном лекарственном средстве и относится к оформлению документации, ответственность за которую несут медицинские учреждения. Кроме того, суд учитывает, что принятое решение о «разрешении лекарственного препарата к индивидуальному использованию» по своей смысловой нагрузке идентично понятию «назначение лекарственного препарата». Протоколов медицинских консилиумом или комиссий, которыми было бы принято решение о том, что спорный препарат противопоказан или не может быть назначен ФИО1, не имеется (что не отрицается участниками процесса, в том числе и представителем ответчика).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, имеются основания для обеспечения несовершеннолетней ФИО1 названным препаратом «Динутиксимаб бета» (Dinutuximab beta). Поскольку обеспечение указанным лекарственным препаратом несовершеннолетнего ребенка- инвалида, проживающего в Санкт-Петербурге, не было проведено, то ответчик обязан в кратчайшие сроки, с учетом тяжести последствий указанного заболевания, организовать обеспечение ФИО1 указанным препаратом.

Суд, также учитывает пояснения прокурора, а также законного представителя несовершеннолетней ФИО1 – ее матери ФИО6, из которых усматривается, что ребенку, согласно решений консилиумов необходим курс лечения указанным препаратом в количестве 20 флаконов препарата. В связи с этим, суд полагает, что ответчик обязан организовать закупку и обеспечение недостающих 20 флаконов лекарственного средства «Динутуксимаб бета» на курс терапии <данные изъяты> ФИО8 в дозировке 4,5 мг\мл.

Суд критически оценивает довод ответчика о том, что «препятствием к обеспечению лекарством является необходимость его введения в стационарных условиях». При этом, суд учитывает, что обеспечение данным лекарственным препаратом за счет стационара в настоящее время не производится (что участники процесса не отрицают), в связи с чем акая позиция ответчика фактически приведет к лишению ребенка-инвалида жизненно необходимой и единственно возможной медицинской помощи. Кроме того, суд учитывает, что способ введения препарата сам по себе не является предметом данного спора.

Суд, на основании ст. 212 ГПК РФ, с учетом ходатайства прокурора и законного представителя несовершеннолетнего ребенка ФИО1 - ФИО6, а также принимая во внимание необходимость срочного применения указанного лекарственного средства, отсутствие которого ставит жизнь и здоровья ребенка под угрозу, полагает возможным настоящее решение обратить к немедленному исполнению.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 197- 199, 212 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования искового заявления – удовлетворить.

Обязать Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга организовать обеспечение несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, лекарственным препаратом «Динутуксимаб бета» на курс терапии в объеме 20 флаконов в дозировке 4,5 мг\мл.

Решение суда обратить к немеленому исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца.

Судья:        

2-2094/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель прокурора Санкт-Петербурга
Ответчики
ФГБУ НМИЦ онкологии им. Н. Н Петрова
Комитет Финансов СПб
комитет по здравоохранению СПб
Другие
Журавлева Екатерина Николаевна
Суд
Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга
Судья
Воробьева И. А.
Дело на странице суда
kbs.spb.sudrf.ru
23.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.03.2021Передача материалов судье
24.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2021Судебное заседание
05.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2021Дело оформлено
31.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее