Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Санкт-Петербург 31 марта 2021 года
Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Воробьевой И.А.
с участием прокурора ФИО3
при секретаре ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Санкт-Петербурга в защиту интересов несовершеннолетней ФИО1 к Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга об обязании организовать обеспечение лекарственным препаратом
у с т а н о в и л:
Заместитель прокурора Санкт-Петербурга обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов ФИО1, рождения ДД.ММ.ГГГГ, к Комитету по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга об обязании организовать обеспечение лекарственным препаратом. В обоснование заявленного иска прокурор указал, что ребенок страдает редким (орфанным) заболеванием «<данные изъяты> является инвалидом. Согласно решений консилиумом врачей от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный медицинский исследовательский центр онкологии им. ФИО5» ФИО1 в связи с указанным заболеванием по жизненным показаниям определена потребность в лекарственном препарате «Динутиксимаб бета» (Dinutuximab beta), незарегистрированном на территории Российской Федерации; назначено лекарственное средство «Динутиксимаб бета» (Dinutuximab beta) на курс терапии в объеме 20 флаконов в дозировке 4,5 мг\мл. Решением врачебной комиссии СПБ ГБУЗ «Детская городская поликлиника №» от ДД.ММ.ГГГГ принято аналогичное решение. Однако до настоящего времени данный пациент не обеспечен указанным лекарственным препаратом, в связи с чем прокурор просит обязать ответчика обязать организовать обеспечение 20 флаконов указанного лекарственного средства.
К участию в деле в качестве третьего лица были привлечены Комитет финансов Правительства Санкт-Петербурга, ФГБУ «НМИЦ онкологии им. ФИО5».
Прокурор в судебное заседание явился, требования иска поддержал, просил удовлетворить.
Законный представитель несовершеннолетнего ФИО1 – ее мать ФИО6 в судебное заседание явился, требования иска поддерживает.
Представитель ответчика – Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга в судебное заседание явился, ранее представлял письменные возражения на иск.
Третье лицо - Комитет финансов Правительства Санкт-Петербурга извещено надлежащим образом, в суд представителя не направил, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Третье лицо- ФГБУ «НМИЦ онкологии им.ФИО5» извещено надлежащим образом, в суд представителя не направил, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, полагает, что требования искового заявления подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствие со ст. 7 Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Ст. 41 Конституции РФ установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствие с ч. 2 ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Полномочия Российской Федерации по организации обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе и лекарственное обеспечение, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенции из федерального бюджета, зачисляемых на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствие с пунктами 3, 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственным средствами и изделиями медицинского назначения», регулирующего вопросы обеспечения населения лекарственными средствами, органам исполнительной власти субъектов РФ поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделии медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены данным постановлением.
В соответствие со ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № «О льготном обеспечении лекарственными средствами и бесплатном зубопротезировании отдельных категорий граждан » лекарственные средства и изделия медицинского назначения, перечень которых утвержден федеральным законодательством, отпускаются бесплатно по рецептам, выписанным врачами при амбулаторном лечении.
В соответствие с «Положением о Комитете по здравоохранению», утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ №, Комитет, в порядке предусмотренном федеральным законодательством организует размещение заказов на поставки лекарственных средств, организует обеспечение населения закупленными по государственными контрактам лекарственными средствами.
Таким образом, обеспечение гражданина, проживающего в Санкт-Петербурге, бесплатными лекарственными препаратами, необходимыми по медицинским показаниям, действующим законодательством возложена на субъект федерации – Санкт-Петербург в лице его компетентного исполнительного органа – Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, с осуществлением финансирования за счет бюджета субъекта и иных источников, привлекаемых на эти цели.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 816-О-О, право на жизнь - основа человеческого существования, источник всех других основных прав и свобод и высшая социальная ценность, право на охрану здоровья представляет собой высшее для человека благо, без которого могут утратить значение многие другие блага.
Абзацем 3 ч.2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" предусмотрено, что государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и плановый период 2020,2021гг, утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, определено, что территориальная программа в части определения порядка и условий оказания медицинской помощи должна включать обеспечение лекарственными препаратами в рамках постановления Правительства РФ от 30. 07.1994 г № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», которым утверждены перечни групп населения и виды заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам бесплатно или с 50-% скидкой».
Законом Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2020 года и плановый период 2021 и 2022 гг.» (Территориальная программа) утвержден Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Установлено, что несовершеннолетняя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдает заболеванием - «<данные изъяты> является ребенком- инвалидом. Ей в связи с данным заболеванием показано применение препарата «Динутиксимаб бета» (Dinutuximab beta).
Указанный препарат не включен в «Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности», утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 403 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О порядке ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента" (вместе с "Правилами ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента"). Стандарт оказания медицинской помощи детям, страдающим заболеванием «нейробластома»(высокий риск) не разработан.
Из приведенных выше нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации лекарственными препаратами граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации детей-инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.
Таким образом, суд полагает, что действующие нормы права указывают на приоритет обеспечения ребенка-инвалида лекарственными средствами в том случае, если причиной такой инвалидности явилось жизнеугрожающее и хроническое прогрессирующее редкое (орфанное) заболевание. Данная позиция отражена в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 29-КГ19-1, указавшей на обязательность «применения во взаимосвязи норм действующего в Российской Федерации законодательства в сфере охраны здоровья граждан, а также норм международного права - Конвенции о правах ребенка и Конвенции о правах инвалидов, устанавливающих, что государствами - участниками Конвенций, к которым относится и Российская Федерация, принимаются все необходимые меры для обеспечения детям права на жизнь и на охрану здоровья, первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка-инвалида».
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Согласно «Порядка применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям", утвержденного
приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 494, в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной медицинской организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.
В силу ч.4 ст. 48 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ, консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.
В настоящем случае указанный лекарственный препарат не входит в соответствующий стандарт медицинской помощи, однако его назначение допускается в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) на основе соответствующего решения консилиума. Данный факт не оспаривается участниками дела.
Суду предоставлены протоколы от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ врачебных консилиумов Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный медицинский исследовательский центр онкологии им. ФИО5», протокол от ДД.ММ.ГГГГ врачебной комиссии СПБ ГБУЗ «Детская городская поликлиника №», которыми была определена потребность ФИО1 в лекарственном препарате «Динутиксимаб бета» (Dinutuximab beta) и назначено лекарственное средство «Динутиксимаб бета» (Dinutuximab beta) на курс терапии в объеме 20 флаконов в дозировке 4,5 мг\мл. Решения данных консилиумов, принятых федеральным специализированным медицинским учреждением, а также решение врачебной комиссии поликлинического учреждения, принятое на их основе, являются актуальными, на их основе ребенку проводится соответствующее лечение.
Довод представителя ответчика о том, что указанные консилиумы и комиссия приняли решение не о «назначении» указанного лекарственного препарата, а о «разрешении к индивидуальному использованию», в связи с чем лекарственное средство «не может быть закуплено», по мнению суда не опровергает нуждаемость ребенка- инвалида в данном лекарственном средстве и относится к оформлению документации, ответственность за которую несут медицинские учреждения. Кроме того, суд учитывает, что принятое решение о «разрешении лекарственного препарата к индивидуальному использованию» по своей смысловой нагрузке идентично понятию «назначение лекарственного препарата». Протоколов медицинских консилиумом или комиссий, которыми было бы принято решение о том, что спорный препарат противопоказан или не может быть назначен ФИО1, не имеется (что не отрицается участниками процесса, в том числе и представителем ответчика).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, имеются основания для обеспечения несовершеннолетней ФИО1 названным препаратом «Динутиксимаб бета» (Dinutuximab beta). Поскольку обеспечение указанным лекарственным препаратом несовершеннолетнего ребенка- инвалида, проживающего в Санкт-Петербурге, не было проведено, то ответчик обязан в кратчайшие сроки, с учетом тяжести последствий указанного заболевания, организовать обеспечение ФИО1 указанным препаратом.
Суд, также учитывает пояснения прокурора, а также законного представителя несовершеннолетней ФИО1 – ее матери ФИО6, из которых усматривается, что ребенку, согласно решений консилиумов необходим курс лечения указанным препаратом в количестве 20 флаконов препарата. В связи с этим, суд полагает, что ответчик обязан организовать закупку и обеспечение недостающих 20 флаконов лекарственного средства «Динутуксимаб бета» на курс терапии <данные изъяты> ФИО8 в дозировке 4,5 мг\мл.
Суд критически оценивает довод ответчика о том, что «препятствием к обеспечению лекарством является необходимость его введения в стационарных условиях». При этом, суд учитывает, что обеспечение данным лекарственным препаратом за счет стационара в настоящее время не производится (что участники процесса не отрицают), в связи с чем акая позиция ответчика фактически приведет к лишению ребенка-инвалида жизненно необходимой и единственно возможной медицинской помощи. Кроме того, суд учитывает, что способ введения препарата сам по себе не является предметом данного спора.
Суд, на основании ст. 212 ГПК РФ, с учетом ходатайства прокурора и законного представителя несовершеннолетнего ребенка ФИО1 - ФИО6, а также принимая во внимание необходимость срочного применения указанного лекарственного средства, отсутствие которого ставит жизнь и здоровья ребенка под угрозу, полагает возможным настоящее решение обратить к немедленному исполнению.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 197- 199, 212 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования искового заявления – удовлетворить.
Обязать Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга организовать обеспечение несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, лекарственным препаратом «Динутуксимаб бета» на курс терапии в объеме 20 флаконов в дозировке 4,5 мг\мл.
Решение суда обратить к немеленому исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца.
Судья: