УИД №
Дело № 2-97/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 апреля 2019 года г. Солигалич
Чухломский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего - судьи Лебедева В.К.,
при секретаре Козловой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чистяковой С.А. к администрации Первомайского сельского поселения Солигаличского муниципального района Костромской области о признании права собственности на жилой дом,
У С Т А Н О В И Л:
Чистякова С.А. обратилась в суд с иском к администрации Первомайского сельского поселения Солигаличского муниципального района Костромской области о признании права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Свои требования Чистякова С.А. мотивировала тем, что вышеуказанный дом она и ее муж - Ч построили в 1960 году на собственные средства, после чего стали в нем проживать, что подтверждается сведениями из похозяйственных книг администрации Первомайского сельского поселения Солигаличского муниципального района. Право собственности на дом своевременно не зарегистрировали. Муж умер ДД.ММ.ГГГГ. После его смерти она продолжила проживать в указанном доме. Также она вступила в наследство и получила свидетельство о праве на наследство по закону после смерти мужа на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> Их дети - Быстрова О.А. и Чистяков В.А. от принятия наследства после смерти отца отказались. В связи с тем, что данный дом не состоит на кадастровом учёте и на него отсутствуют правоустанавливающие документы, иной возможности, кроме как в судебном порядке, признать право собственности на указанный дом, у истца не имеется.
Истец Чистякова С.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по указанным в исковом заявлении основаниям и дополнительно пояснила, что на строительство дома они с мужем получили разрешение в Верхне- Березовецком сельском совете Солигаличского района, в состав которого в то время входила д. <адрес>. Это разрешение не сохранилось. Под строительство дома им был выделен отдельный земельный участок. Дом строили своими силами и на совместно нажитые денежные средства. После окончания строительства дом был поставлен на учет в указанном сельском совете. Позднее данный сельский совет был ликвидирован и д. <адрес> перешла в ведение Первомайского сельского совета Солигаличского муниципального района. Земельный участок, который она наследовала после смерти мужа, является приусадебным участком и расположен по тому же адресу, что и жилой дом.
Представитель ответчика - глава Первомайского сельского поселения Солигаличского муниципального района Костромской области Фролова И.П., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, представила в суд заявление, в котором исковые требования признала полностью, указала, что последствия признания иска ей известны и просила рассмотреть дело без участия представителя ответчика.
Третье лицо - Быстрова О.А. подтвердила сведения, изложенные в исковом заявлении и пояснениях истца в судебном заседании и дополнительно пояснила, что она является дочерью Чистяковой С.А. и Ч Ей известно, что родители самостоятельно и за свой счет построили в д. <адрес> Солигаличского района жилой дом. В данном доме она совместно с родителями проживала до 1983 года, после чего вышла замуж и переехала на другое место жительства. Родители остались проживать в указанном доме. В тот период ее родители, как и другие собственники жилых домов в сельской местности, не обращались в органы БТИ для постановки жилых помещений на технический учет. Дом состоял на учете в сельском совете, о чем свидетельствуют записи в похозяйственных книгах. После смерти отца, наступившей ДД.ММ.ГГГГ, мать продолжала и продолжает проживать в указанном доме. Быстрова О.А. от принятия наследства, оставшегося после отца, отказалась, подав соответствующее заявление нотариусу. Мать оформила свои наследственные права в отношении денежных вкладов и земельного участка. Против удовлетворения иска матери Быстрова О.А. не возражала.
Третье лицо - Чистяков В.А., надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, представил в суд письменное заявление, в котором просил рассмотреть дело без его участия, против удовлетворения иска не возражал.
При данных обстоятельствах суд, на основании положений п.5 ст. 167 ГПК РФ, определил о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика и третьего лица - Чистякова В.А.
Заслушав истца Чистякову С.А., третье лицо Быстрову О.А., исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В качестве одного из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей Гражданский кодекс РФ (подп. 9 ч. 2 п. 1 ст. 8) называет событие, с которым закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Смерть гражданина является одним из таковых событий.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Статьями 1141-1143 ГК РФ установлено, что наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности.
Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Свидетельствами о смерти подтверждается, что Ч умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7).
Свидетельством о браке подтверждается, что Ч состоял в браке с Чистяковой С.А. (до заключения брака - М) с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6).
Как установлено судом и не оспаривается ответчиком, указанный дом был построен супругами Чистяковой С.А. и Ч. в 1960 году во время брака самостоятельно и за счет собственных средств.
Согласно архивным справкам, предоставленным администрацией Солигаличского муниципального района Костромской области на основании похозяйственных книг Первомайской сельской администрации за 1991-2007 годы, в личной собственности супругов Чистяковой С.А. и Ч находился жилой дом, 1960 года постройки, расположенный по адресу:<адрес> (л.д.12-17).
В соответствии с ч.1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
До введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» порядок учета вновь возведенных в сельской местности строений, регулировался различными законодательными актами.
Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.08.1948 года установлено, что каждый гражданин имеет право купить или построить для себя на праве личной собственности жилой дом в один или два этажа с числом комнат от одной до пяти включительно как в городе, так и вне города.
Инструкцией о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, утвержденной Приказом МКХ РСФСР от 21 февраля 1968 года № 83, установлено, что строения, расположенные в сельской местности, регистрации не подлежали.
В соответствии с Законом РСФСР от 19 июля 1968 года «О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР», похозяйственная книга является документом первичного учета в сельских Советах народных депутатов и содержит информацию о проживающих на территории сельского Совета гражданах и сведения о находящемся в их личном пользовании недвижимом имуществе.
В соответствии с Указаниями по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, утвержденными ЦСУ СССР 13 апреля 1979 года N 112/5, а также в соответствии с Указаниями, утвержденными Постановлением Госкомстата СССР от 25 мая 1990 года N 69, данные книг похозяйственного учета использовались для отчета о жилых домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности. Документы о принадлежности гражданину жилого дома, расположенного за пределами городской черты, на землях совхоза, колхоза, выдавались в соответствии с записями из похозяйственной книги.
Таким образом, запись в похозяйственной книге признавалась документом, подтверждающим право собственности на жилой дом, расположенный в сельской местности.
На основании изложенного и принимая во внимание, что, согласно ч.1 ст. 34 Семейного кодекса РФ, имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, суд считает установленным, что в совместной собственности супругов Чистяковой С.А. и Ч находился жилой дом, расположенный по адресу:<адрес>
По общему правилу, в силу части 1 ст. 39 Семейного кодекса РФ, при определении долей в общем имуществе супругов их доли признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.
Таким образом, в состав наследственного имущества после смерти Ч входит 1/2 доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>
В силу п.1 ст.1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (п.1 ст.1153 ГК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 «О судебной практике по делам о наследовании», под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий может выступать, в частности, вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства.
Сведениями о регистрации по месту жительства и справкой администрации Первомайского сельского поселения Солигаличского муниципального района подтверждается, что Чистякова С.А. на день смерти мужа и в дальнейшем проживала и продолжает проживать в вышеуказанном доме (л.д.5, 30).
Кроме этого, согласно информации, предоставленной нотариусом Солигаличского нотариального округа, Чистякова С.А. в установленный срок приняла наследство после смерти мужа путем подачи нотариусу заявления. Чистяковой С.А. выдано свидетельство о праве на наследство в виде денежных вкладов в ПАО <данные изъяты>, компенсации по договору страхования, а также на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв. м., расположенный по адресу: <адрес> Иные наследники: дочь наследодателя Быстрова О.А. - от наследства отказалась, сын наследодателя Чистяков В.А. - не принял наследство в установленный срок (л.д.44).
Таким образом, Чистякову С.А. следует считать принявшей наследство после смерти мужа - М.
При данных обстоятельствах, имеются все предусмотренные законом основания для признания за Чистяковой С.А. права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (на 1/2 доли дома - в соответствии с ч.1 ст. 218 ГК РФ в связи с возникновением права собственности на вновь созданный объект недвижимости, 1/2 доли - по праву наследования после смерти мужа).
При принятии решения суд учитывает технические характеристики жилого дома, указанные в техническом паспорте, изготовленным ОГБУ «Костромаоблкадастр- Областное БТИ» 10 декабря 2018 года (л.д.19-24).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е ШИ Л:
Признать за Чистяковой С.А., <данные изъяты> собственности на жилой дом 1960 года постройки,<данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Чухломский районный суд в гор. Солигаличе в течение одного месяца со дня его принятия.
Судья: Лебедев В.К.