<...>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 марта 2014 года гор. Петропавловск-Камчатский
35 гарнизонный военный суд в лице председательствующего судьи Михеева Д.В., при секретаре судебного заседания Шкляревской О.С., в открытом судебном заседании в расположении военного суда, рассмотрев дело по заявлению Хантемировой Л.Л. в интересах военнослужащего войсковой части № капитана Фадеева В.В. об оспаривании действий начальника 3 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны РФ, связанных с учетом двух третей общей площади жилого помещения по адресу: <адрес>, при принятии Фадеева В.В. и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в собственность в избранном месте жительства,
установил:
Заявитель Фадеев, родившийся ДД.ММ.ГГГГ, проходит военную службу, продолжительность которой в календарном исчислении составляет более 14 лет, по контракту, в войсковой части №, дислоцированной в городе Петропавловске-Камчатском Камчатского края, и подлежит досрочному увольнению с военной службы в связи с организационно - штатными мероприятиями (далее – ОШМ).
Решением начальника 3-го отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны РФ (далее – 3 Отдел) от 5 ноября 2014 года № 08-55/9 заявитель принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых в собственность бесплатно в избранном месте жительства городе Москва (городе Люберцы Московской области) с учетом членов его семьи – супруги Фадеевой Д.С. и сына, 2010 года рождения.
В результате последующей «редакции» данного решения начальником 3 Отдела, при принятии Фадеева на указанный учет были учтены 2/3 доли общей площади однокомнатной квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью 38,6 кв. м (далее – Квартира), предоставленной по ордеру от 15 июля 1982 года матери супруги заявителя, после смерти которой, нанимателем данной квартиры по договору социального найма стал являться брат супруги заявителя.
В своем письме от 6 ноября 2013 года № 08-34/5143, адресованном заявителю, начальник 3 Отдела указал на то, что его супруга и сын 30 мая 2013 года снялись с регистрационного учета по месту жительства по адресу этого жилого помещения в связи с чем утратили право пользования данной квартирой, тем самым, по мнению должностного лица, совершили действия, определенные ст. 53 ЖК РФ.
Хантемирова Л.Л., в своем заявлении, просит суд признать незаконным данное решение должностного лица в части учета общей площади Квартиры.
Начальник 3 Отдела, в своем письменном отзыве на заявление, данных требований не признал, указав на приведенные выше обстоятельства.
В судебное заседание стороны не явились, просили суд о рассмотрении дела в их отсутствие. О времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Вышеуказанные обстоятельства прохождения Фадеевым военной службы и принятия его на учет нуждающихся в получении жилых помещений в городах Москва и Люберцы подтверждаются, помимо письменных объяснений сторон, исследованными в судебном заседании: копией заявления Фадеева в 3 Отдел от 8 октября 2013 года, выпиской из решения начальника 3 Отдела от 5 ноября 2014 года № 08-55/9, копией сообщения этого же должностного лица в адрес Фадеева от 6 ноября 2014 года № 08-34/5143, выпиской из послужного списка личного дела заявителя, справками войсковой части № от 7 октября 2013 года № 364/ОК, 362/ОК, 363/ОК, 361/ОК, копиями договором найма служебного жилого помещения на имя заявителя от 10 ноября 2006 года и от 18 марта 2008 года, а также копией поквартирной карточки на это жилое помещение от 7 октября 2013 года.
В соответствие с абз. 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей.
Согласно абз. 12 этой же статьи закона, в его редакции, действовавшей до 31 декабря 2013 года, военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
В соответствие с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы в связи с ОШМ, и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Приказом Министра обороны РФ от 3 ноября 2010 № 1455 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации», определено, что федеральное государственное учреждение «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ, как одна из специализированных организаций Минобороны РФ, через которую Департамент жилищного обеспечения Минобороны РФ, являющийся уполномоченным органом Минобороны РФ по вопросам реализации в Вооруженных Силах РФ требований Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280 (далее – Инструкция), осуществляет свои функции, обладает также и полномочиями (осуществляет функции) по признанию военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном п.п. 3 - 6, 8 Инструкции.
Таким образом, поскольку Фадеев, как это следует из вышеприведенных доказательств, подлежит увольнению с военной службы в связи с ОШМ, имеет общую продолжительность военной службы более 10 лет, в установленном порядке в октябре 2013 года обратился в уполномоченную специализированную организацию Минобороны РФ с просьбой о признании нуждающимся в жилом помещении в избранном им месте постоянного проживания, заявленные требования суд находит подлежащими удовлетворению.
Что же касается изменения в мае 2013 года супругой Фадеева адреса своей регистрации по месту жительства, то само по себе данное обстоятельство, при изложенных обстоятельствах, вопреки мнению начальника 3 Отдела, не свидетельствует о совершении Фадеевой Д.С., и тем более самим Фадеевым действий, о которых указано в ст. 53 ЖК РФ, поскольку, согласно подпункту «а» п. 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации 2010 года № 1280, не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий вселение военнослужащими в жилые помещения супругов и детей, если до вселения указанные лица произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военнослужащими военной службы при вступлении с ними в брак.
Тем более что суду не было представлено доказательств того, что после вступления с заявителем в 2011 году в брак Фадеева Д.С. являлась членом семьи нанимателя однокомнатной квартиры <адрес>, поэтому оснований для учета общей площади данной квартиры при признании Фадеева и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении в городе Москве или городе Люберцы, предоставляемом в собственность бесплатно, в силу ст. 51 ЖК РФ, у должностного лица, безусловно, не имелось.
Приходя к такому выводу, суд учитывает, что, в силу ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Более того, единственным условием относительно имеющегося у военнослужащего и членов его семьи жилья, которое содержит закон для обеспечения военнослужащего и членов его семьи жилыми помещениями в порядке, предусмотренном 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», является сдача указанными лицами занимаемых ими жилых помещений по прежнему месту жительства федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, при получении жилого помещения по избранному месту жительства, а также снятие этих лиц с регистрационного учета по прежнему месту жительства.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 и 258 ГПК РФ, военный суд
решил:
Заявление Фадеева В.В. об оспаривании действий начальника 3 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны РФ, связанных с учетом двух третей общей площади жилого помещения по адресу: <адрес>, при принятии Фадеева В.В. и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в собственность в избранном месте жительства, удовлетворить.
Признать незаконными действия начальника 3 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны РФ, связанные с учетом двух третей общей площади жилого помещения по адресу: <адрес>, при принятии Фадеева В.В. и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в собственность в избранном месте жительства.
Обязать 3 отдел ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны РФ принять Фадеева В.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в собственность бесплатно в избранном им месте жительства, с учетом его супруги Фадеевой Д.С. и сына, 2010 года рождения, и без учета двух третей общей площади жилого помещения по адресу: <адрес>, в соответствии с действующим законодательством.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тихоокеанский флотский военный суд через 35 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
<...>
Председательствующий по делу Д.В. Михеев