РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Таксимо 9 июля 2018 года
Муйский районный суд Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Санзуевой К.Б.,
при секретаре Тыхеевой О.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Муйского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельское поселение «Муйская сельская администрация» о признании бездействия незаконным, устранении нарушений правил противопожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Муйского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального образования сельское поселение «Муйская сельская администрация» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по устранению нарушений правил пожарной безопасности.
В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности В результате проверки установлено, что администрацией муниципального образования сельское поселение «Муйская сельская администрация» не в полном объеме осуществляются полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах поселения: не созданы условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, на территории поселения Баргалино, расположенном на расстоянии 6-7 км. от <адрес> проживает в настоящее время около 20 чел. не обеспечено наличие звуковой сигнализации для оповещения людей о пожаре.
В судебном заседании прокурор Русакова Г.Г. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика - Тюрина Г.В. иск не признала, считая, требования прокурора необоснованными: в селе желающих вступить в добровольную пожарную дружину нет, на территории поселения дислоцируется ПЧ-67 в составе 6 человек, 2 пожарные автомашины имеются в ПЧ, РЛУ-6 штук, Муйский участок лесничества имеет штат 3 человека, пожарную машину, РЛУ-15 шт., ТЛП, авиаотделение со штатом 7 человек, в Баргалино будет выделен рупор «Мегафон».
Суд, выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению.
В преамбуле к Федеральному закону от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О пожарной безопасности" (далее Закон о пожарной безопасности) законодатель закрепляет обеспечение пожарной безопасности в качестве одной из важнейших функций государства, определяя общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулируя в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
В статье 1 Закона о пожарной безопасности пожарная безопасность определяется как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности как специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности как невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности как действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
В соответствии с п.п. 8, 9, 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Статьей 19 ФЗ № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах.
Понятие добровольной пожарной охраны, добровольной пожарной охраны дано в статьей 2 Федерального закона от 06.05.2011 N 100-ФЗ (ред. от 22.02.2017) мО добровольной пожарной охране”- это социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно- спасательных работ.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 06.05.2011 N 100-ФЗ (ред. от 22.02.2017) "О добровольной пожарной охране" органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение прав и законных интересов добровольных пожарных, работников добровольной пожарной охраны и общественных объединений пожарной охраны, предусматривают систему мер правовой и социальной защиты добровольных пожарных, работников добровольной пожарной охраны и оказывают поддержку при осуществлении ими своей деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Основными задачи добровольной пожарной охраны в области пожарной безопасности установлены статьей 9 ФЗ № 100-ФЗ, а именно: осуществление профилактики пожаров; спасение людей и имущества при пожарах, проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим; участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
Статьей 4,11 ФЗ № 100-ФЗ определено, что финансовое и материально- техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны осуществляется за счет собственных средств, взносов и пожертвований, средств учредителя (учредителей), средств поддержки, оказываемой органами государственной власти и органами местного самоуправления общественным объединениям пожарной охраны, и иных средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 ФЗ №100-ФЗ имущество, используемое добровольной пожарной охраной, формируется посредством передачи имущества учредителя (учредителей) во владение, в аренду и (или) в безвозмездное пользование на долгосрочной основе добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине, взносов и пожертвований, за счет средств поддержки, оказываемой органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, и иных не запрещенных законодательством поступлений.
Частью 2 статьи 14 ФЗ №100-ФЗ предусмотрено, что работники добровольной пожарной охраны и добровольные пожарные, принимающие непосредственное участие в тушении пожаров, обеспечиваются средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных, необходимыми для тушения пожаров, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Статьей 19 ФЗ №100-ФЗ определено, что органы местного самоуправления за счет средств бюджета устанавливают гарантии правовой и социальной защиты членов семей работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, в том числе в случае гибели работника добровольной пожарной охраны или добровольного пожарного в период исполнения им обязанностей добровольного пожарного.
Таким образом, вышеуказанными нормами Федерального Закона № 69-ФЗ определены условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, которые обеспечиваются органами местного самоуправления.
В границы МО СП «Муйская сельская администрация включены такие населенные пункты, как <адрес>. Указанные населенные пункты находятся на значительном удалении от места расположения территориальных органов лесного хозяйства, уполномоченных на тушение лесных пожаров в <адрес> и <адрес> постановлением Правительства РБ от 02.07.2014 N 311 (ред. от 22.02.2018) включены в перечень населенных пунктов Республики Бурятия, подверженных угрозе лесных пожаров.
Согласно ответа администрации МО СП «Муйская сельская администрация» добровольная пожарная дружина в сельском поселении не создана, нормативно-правовой акт, регулирующий ее деятельность и устанавливающий гарантии членам добровольной дружины, органами местного самоуправления не принимался.
В связи с чем необходимые условия для организации деятельности добровольной пожарной охраны, добровольной пожарной дружины органами местного самоуправление сельского поселения «Муйская сельская администрация» не созданы. Вместе с тем, создание условий для организации добровольной пожарной охраны является объективным фактором для создания добровольной пожарной охраны и, в дальнейшем, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций в пожароопасный период, которые могут повлечь негативные последствия для неопределенного круга лиц - жителей <адрес>.
Кроме того, установлены нарушения требований законодательства о противопожарной безопасности в деятельности администрации МО СП «Муйская сельская администрация». Пунктом 16 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 390 (ред. от 30.12.2017) "О противопожарном режиме" определено, что на территории поселений обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Проверкой установлено, что в <адрес>, расположенном на расстоянии 6-7 км. от <адрес>, проживает в настоящее время около 20 чел. Вопреки требованиям п. 16 постановления Правительства № 390 в селе не обеспечено наличие звуковой сигнализации для оповещения людей о пожаре.
Способы защиты нарушенных прав установлены статьей 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Согласно ст. 45 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор обращается с настоящим иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории МО СП «Муйская сельская администрация».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Муйского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельское поселение «Муйская сельская администрация» о признании бездействия незаконным, устранении нарушений правил противопожарной безопасности удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования сельское поселение «Муйская сельская администрация» по непринятию мер к обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования.
Обязать администрацию муниципального образования сельское поселение «Муйская сельская администрация» создать условия для организации добровольной пожарной охраны: утвердить нормативный правовой акт, регулирующий деятельность добровольной пожарной охраны, гарантии правовой и социальной защиты членов семей работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, обеспечение средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных, необходимыми для тушения пожаров.
Обязать администрацию муниципального образования сельское поселение «Муйская сельская администрация» обеспечить наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме через Муйский районный суд Республики Бурятия.
Судья К.Б. Санзуева
Решение в окончательной форме изготовлено 13 июля 2018 года.
Судья К.Б. Санзуева