Решение по делу № 33-15125/2023 от 18.08.2023

дело № 33-15125/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург

21.09.2023

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего

Локтина А.А.,

судей

Волкоморова С.А.,

Ильиной О.В.

при ведении протокола помощником судьи Италмасовым А.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2?1772/2023 (УИД: 66RS0006-01-2023-000523-69) по иску Мешалкиной Нины Ионатовны, Бояринцевой Елены Алексеевны, Волковой Екатерины Алексеевны, действующей также в интересах несовершеннолетних Волковой Валерии Сергеевны, Волкова Георгия Сергеевича к Администрации Орджоникидзевского района города г. Екатеринбурга, главе Администрации Орджоникидзевского района города г. Екатеринбурга Кравченко Роману Геннадьевичу о признании распоряжений незаконными, возложении обязанности восстановить в списке граждан нуждающихся в предоставлении жилого помещения, исходя из первоначальной даты постановки на учет;

по апелляционной жалобе истца Мешалкиной Н.И. на решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 06.06.2023.

Заслушав доклад судьи Локтина А.А., пояснения представителя истца Мешалкиной Н.И. Бояринцева А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга Ефановой А.А., судебная коллегия

установила:

Мешалкина Н.И., Бояринцева Е.А., Волкова Е.А., действующая также в интересах несовершеннолетних Волковой В.С. и Волкова Г.С. обратились к Администрации Орджоникидзевского района города г. Екатеринбурга и главе Администрации Орджоникидзевского района города г. Екатеринбурга Кравченко Р.Г. с иском, после неоднократного уточнения которого просили:

- признать недействительными распоряжения главы Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга № 708/46/67 от 09.11.2022 № 15/47,67 от 12.01.2023, которыми истцы сняты с учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма;

- возложить на ответчиков обязанность в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу восстановить истцов в списке граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма, исходя из более ранней даты первоначальной постановки на учет 26.01.1978.

В обоснование иска указано, что Мешалкина Н.И. на учет нуждающихся в улучшен и жилищных условий 26.01.1978 поставлена ввиду того, что имеет социальные гарантии, предусмотренные Законом Российской Федерации от 18.01.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий». В 2003 году Администрацией Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга подтверждено право Мешалкиной Н.И. и трех членов её семьи (мужа Мешалкина А.Н. и дочерей Бояринцевой Е.А. и Волковой Е.А.), проживавших по адресу: <адрес> находиться на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Администрацией <адрес> в 2022 году утвержден проект комплексного развития территории в районе <адрес>, вследствие чего в течение нескольких лет многоквартирный <адрес> будет расселен. При нахождении в очереди нуждающихся в предоставлении жилого помещения, истцы получили бы жилье по норме предоставления (не менее 80 кв.м). Однако вышеуказанными распоряжениями главы Администрации Орджоникидзевского <адрес> истцы незаконно сняты с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В данных распоряжениях конкретные обстоятельства, послужившие причиной снятия истцов с учета, не указаны. Решение о постановке на учет в 1978 году принималось Орджоникидзевским районным советом народных депутатов, решения которого не могут отменяться главой Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга. Доказательств наличия у Кравченко Р.Г. полномочий снимать истцов с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения, не представлено.

Ответчики исковые требования не признали. Указали, что постановка на учет и снятие граждан с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения производится органом местного самоуправления. Для нахождения на учете нуждающихся необходимо наличие определенных оснований и соответствие требованиям действующего законодательства. При проверке оснований для нахождения истцов на соответствующем учете установлено, что Мешалкин А.Н. умер 26.10.2016, а у Мешалкиной Н.И., Бояринцевой Е.А. и Волковой Е.А. в собственности имеются жилые помещения, соответственно, квартира на <адрес>7, площадью 42,9 кв.м. (единоличная собственность), квартира на <адрес>69, площадью 34,7 кв.м (единоличная собственность), квартира на <адрес>20, площадью 51,7 кв.м (общая совместная собственность супругов Волковых). На пятерых истцов при таких обстоятельствах приходится по 21,29 кв.м общей площади, что более чем в два раза превышает действующую на данный момент в г. Екатеринбурге учетную норму площади жилого помещения (10 кв.м). Соответственно предусмотренных законом оснований для того, чтобы находится на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения у истцов не имеется.

Решением Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 06.06.2023 в удовлетворении вышеуказанных исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе истец Мешалкина Н.И., приводя доводы аналогичные основаниям иска, просит решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 06.06.2023 отменить ввиду неправильного определения судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела; неправильного применения норм материального права.

Представителя истца Мешалкиной Н.И. адвокат Бояринцев А.В. (муж истца Бояринцевой Е.А.) в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал. Указал, что на истцов незаконно возложено бремя доказывания нуждаемости в предоставлении жилого помещения. Истцы зарегистрированы по адресу: <адрес>, соответственно, иные жилые помещения не подлежат учету при оценке нуждаемости. Решение о снятии истцов с учета принято неуполномоченным лицом. Судом первой инстанции не правильно применены положения Жилищного кодекса РСФСР и Жилищного кодекса Российской Федерации, так как первоначальная постановка на учет произведена в 1978 году.

Представитель ответчика Администрации Орджоникидзевского района города г. Екатеринбурга Ефанова А.А., приводя доводы аналогичные возражениям на иск, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Мешалкиной Н.И. – без удовлетворения.

Истцы Бояринцева Е.А., Волкова Е.А., Мешалкина Н.И., ответчик глава Администрации Орджоникидзевского района города г. Екатеринбурга Кравченко Р.Г., третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, Администрация г. Екатеринбурга, ООО «Астра-Девелопмент», надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, об отложении судебного разбирательства не просили, сведений об уважительных причинах неявки не представили. В соответствии со ст.ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно размещалась на интернет-сайте Свердловского областного суда. С учетом приведенных обстоятельств, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при указанной явке.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения явившихся лиц, судебная коллегия, действуя в пределах, предусмотренных ч. 1 и абз. 1 ч. 2 ст. 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из нижеследующего.

Из представленных материалов следует, что суд правильно определил характер спорного правоотношения между сторонами, применил закон, подлежащий применению: п.п. 4, 9 постановления Совета Министров РСФСР от 09.05.1963 № 591 «Об упорядочении распоряжения жилой площади и учета граждан, нуждающихся в жилье»; п. 1 ч. 2 ст. 32, ст. ст. 30, 31, 38 Жилищного кодекса РСФСР; ст.ст. 4-6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»; п. 4 ч.1 ст. 51, ст.ст. 55-57 Жилищного кодекса Российской Федерации; п. 1 ст. 18, ст. 19 Закона Свердловской области от 20.06.2006 № З-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования»; п. 5 ст. 6 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.1 ст. 13 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 № 1761-1; Административный регламент исполнения муниципальной функции "Ведение списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий", утвержденный постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 18.08.2015 № 2210; п. 22 Положения «Об администрации города Екатеринбурга», утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 09.06.2009 № 15/6, и верно установил круг обстоятельств, имеющих значение для объективного и всестороннего рассмотрения данного гражданского дела.

Из материалов дела следует, что в соответствии с решением Орджоникидзевского районного совета народных депутатов от 26.01.1978 № 28 Мешалкина Н.И. и трое членов её семьи: муж Мешалкин А.Н., мать мужа Мешалкина Е.А. 1906 г.р., дочь Мешалкина Е.А. (после заключения брака Бояринцева) поставлены в очередь для улучшения и обмена жилой площади. На тот момент все указанные лица проживали по адресу: <адрес> (л.д. 136).

Впоследствии, ввиду изменения состава семьи, в соответствии с постановлением главы Администрации Орджоникидзевского <адрес> от 07.07.2003 № 617 Мешалкина Н.И. (фармацевт государственного унитарного предприятия «Фармация», репрессированная), её муж Мешалкин А.Н., дочери Мешалкина Е.А. (в настоящее время Волкова), 23.02.1982 г.р., и Мешалкина Е.А. (в настоящее время Бояринцева), 21.07.1976 г.р. приняты на учет нуждающихся в предоставлении жилища по первоочередному бесплатному списку (л.д. 137).

Впоследствии пунктом 5 статьи 6 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ внесены изменения в часть 1 статьи 13 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 № 1761-1, касающиеся очередности предоставления жилья, вследствие чего Мешалкина Н.И., Мешалкин А.Н., Бояринцева Е.А. и Волкова Е.А. находились в общей очереди лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

Мешалкин А.Н. умер 26.10.2016.

У Волковой Е.А. в браке родилось двое детей: Волковой В.С., 14.03.2013 г.р., и Волкова Г.С., 28.08.2014 г.р.

Частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Соответственно суд первой инстанции правильно исходил из того, что к спорным правоотношениям применяются не только нормы права, действовавшие на момент постановки Мешалкиной Н.И. на учет, но и нормы ныне действующего жилищного законодательства.

Поскольку существенным условием предоставления жилого помещения лицу, состоящему на соответствующем учете, является нуждаемость этого лица в жилье, суд первой инстанции правильно указал в обжалуемом решении, что разрешению вопроса предоставления жилья на условиях договора социального найма должна предшествовать проверка наличия или отсутствия оснований для предоставления жилого помещения.

Суд правильно исходил из того, что в процессе нахождения на учете (то есть в динамике развития жилищных правоотношений) имущественное положение лица, поставленного на такой учет, а также иные существенные обстоятельства, могут изменяться и влиять на критерии определения нуждаемости в предоставлении жилья.

Из положений п.п. 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

- подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

- их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

- получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

- предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, а также иных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации;

- выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Проведение проверок наличия оснований для нуждаемости в предоставлении жилого помещения предусмотрено главой 3 Административного регламента исполнения муниципальной функции "Ведение списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий", утвержденный постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 18.08.2015 № 2210.

В ходе таких проверок в отношении истцов установлено, что в г. Екатеринбурге у них в собственности имеется три жилых помещения:

- квартира на <адрес>7, <адрес> (полный адрес в ЕГРН: <адрес>), принадлежащая на праве единоличной собственности Мешалкиной Н.И. (право собственности зарегистрировано <дата>);

- квартира на <адрес>, принадлежащая на праве единоличной собственности Бояринцевой Е.А. (право собственности зарегистрировано <дата>);

- квартира на <адрес> принадлежащая на праве общей совместной собственности Волковой Е.А. и её супругу (право собственности зарегистрировано <дата>).

Поскольку указанные лица (в том числе двое несовершеннолетних детей Волковой Е.А.) требуют восстановления их на учете нуждающихся в жилье, как членов одной семьи, суд первой инстанции правильно исходил из того, что все вышеперечисленные жилые помещения должны учитываться при определении нуждаемости.

С учетом наличия в отношении Квартиры на <адрес>20 режима общей совместной собственности (51,7 : 2 = 25,85), суд произвел правильное сложение площадей вышеуказанных жилых помещений: 42,9 + 34,7 + 25,85 = 103,45. При делении на количество членов семьи (5) устанавливается размер обеспеченности – 20,69 кв.м на 1 человека.

Согласно частям 4-6 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.

Статьей 13 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 № 1761-1 не установлены иные учетные нормы, по сравнению, с теми которые были в разные периоды вышеуказанных спорных правоотношений предусмотрены ст. 38 Жилищного кодекса РСФСР (12 кв. м); п. «а» ст. 9 Областного закона от 04.05.1995 № 14-ОЗ «О предоставлении жилища в Свердловской области» (15 кв.м); постановлением Главы г. Екатеринбурга от 31.08.2005 № 824 (10 кв.м).

В данном случае, при применении любого из вышеуказанных нормативно-правовых актов размер обеспеченности истцов (20,69 кв.м на человека) превышает учетную норму, вследствие чего они не являются нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Вынесение двух распоряжений о снятии истцов с учета связано с тем, что истцы Бояринцева Е.А. и Волкова Е.А. (а также её несовершеннолетние дети), ранее зарегистрированные по месту их проживания в квартирах на <адрес>69 и на <адрес>20, в квартире на <адрес>7 зарегистрировались в декабре 2022 года, то есть после вынесения первого распоряжения № 708/46/67 от 09.11.2022.

Соответственно, распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга от 09.11.2022 № 708/46/67 с учета были сняты Мешалкина Е.А., 1906 года рождения, Мешалкин А.Н. (умерший 26.10.2016) и Мешалкина Н.И., как обеспеченная жильем выше учетной нормы.

В связи с регистрацией в декабре 2022 в квартире на <адрес>7 Бояринцевой Е.А. и Волковой Е.А. с двумя несовершеннолетними детьми, распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга от 12.01.2023 № 15/47/67 с учета сняты Мешалкина Н.И., Бояринцева Е.А. и Волкова Е.А., представляющая также своих несовершеннолетних детей, ввиду обеспеченности их жильем выше учетной нормы.

Вопреки доводам апелляционной жалобы к компетенции главы Администрации Орджоникидзевского района относится вынесение распоряжений о снятии с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения, так как такие полномочия данного должностного лица предусмотрены ст. 14 Закона Свердловской области от 22.07.2005 № 97-ОЗ «Об учете малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области» и п.п. 6, 21, 22 Положения «Об администрации города Екатеринбурга», утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 09.06.2009 № 15/6.

Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемые распоряжения принимались не главой администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, а неуполномоченной на это комиссией в состав которой входили среди прочих, Булатов С.И. и Цветова Я.И., надуманны и на правильность выводов суда первой инстанции не влияют.

Вынесению распоряжений предшествует заседание жилищной комиссии администрации района, на которой принимаются решения, связанные с вопросами постановки и снятия с учета нуждающихся в предоставлении жилья. Протоколы жилищной комиссии представлены в материалах дела, как одни из оснований вынесения главой Администрации Орджоникидзевского района оспариваемых распоряжений, что опровергает доводы апелляционной жалобы о том, что такие основания представлены не были.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы истца Мешалкиной Н.И. связаны с ошибочным применением норм материального права, субъективным толкованием обстоятельств дела и сводятся исключительно к переоценке выводов суда первой инстанции, оснований для которой не имеется, поскольку обжалуемое решение постановлено с соблюдением положений ст.ст. 2, 5, 8, 10, 12, 56, 59, 60, 67, 195, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, приведенных в п.п. 1-6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении».

Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, способных повлиять на законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия не усматривает.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 3271; п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 06.06.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Мешалкиной Н.И – без удовлетворения.

Председательствующий А.А. Локтин

Судьи: С.А. Волкоморов

О.В. Ильина

дело № 33-15125/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург

21.09.2023

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего

Локтина А.А.,

судей

Волкоморова С.А.,

Ильиной О.В.

при ведении протокола помощником судьи Италмасовым А.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2?1772/2023 (УИД: 66RS0006-01-2023-000523-69) по иску Мешалкиной Нины Ионатовны, Бояринцевой Елены Алексеевны, Волковой Екатерины Алексеевны, действующей также в интересах несовершеннолетних Волковой Валерии Сергеевны, Волкова Георгия Сергеевича к Администрации Орджоникидзевского района города г. Екатеринбурга, главе Администрации Орджоникидзевского района города г. Екатеринбурга Кравченко Роману Геннадьевичу о признании распоряжений незаконными, возложении обязанности восстановить в списке граждан нуждающихся в предоставлении жилого помещения, исходя из первоначальной даты постановки на учет;

по апелляционной жалобе истца Мешалкиной Н.И. на решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 06.06.2023.

Заслушав доклад судьи Локтина А.А., пояснения представителя истца Мешалкиной Н.И. Бояринцева А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга Ефановой А.А., судебная коллегия

установила:

Мешалкина Н.И., Бояринцева Е.А., Волкова Е.А., действующая также в интересах несовершеннолетних Волковой В.С. и Волкова Г.С. обратились к Администрации Орджоникидзевского района города г. Екатеринбурга и главе Администрации Орджоникидзевского района города г. Екатеринбурга Кравченко Р.Г. с иском, после неоднократного уточнения которого просили:

- признать недействительными распоряжения главы Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга № 708/46/67 от 09.11.2022 № 15/47,67 от 12.01.2023, которыми истцы сняты с учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма;

- возложить на ответчиков обязанность в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу восстановить истцов в списке граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма, исходя из более ранней даты первоначальной постановки на учет 26.01.1978.

В обоснование иска указано, что Мешалкина Н.И. на учет нуждающихся в улучшен и жилищных условий 26.01.1978 поставлена ввиду того, что имеет социальные гарантии, предусмотренные Законом Российской Федерации от 18.01.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий». В 2003 году Администрацией Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга подтверждено право Мешалкиной Н.И. и трех членов её семьи (мужа Мешалкина А.Н. и дочерей Бояринцевой Е.А. и Волковой Е.А.), проживавших по адресу: <адрес> находиться на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Администрацией <адрес> в 2022 году утвержден проект комплексного развития территории в районе <адрес>, вследствие чего в течение нескольких лет многоквартирный <адрес> будет расселен. При нахождении в очереди нуждающихся в предоставлении жилого помещения, истцы получили бы жилье по норме предоставления (не менее 80 кв.м). Однако вышеуказанными распоряжениями главы Администрации Орджоникидзевского <адрес> истцы незаконно сняты с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В данных распоряжениях конкретные обстоятельства, послужившие причиной снятия истцов с учета, не указаны. Решение о постановке на учет в 1978 году принималось Орджоникидзевским районным советом народных депутатов, решения которого не могут отменяться главой Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга. Доказательств наличия у Кравченко Р.Г. полномочий снимать истцов с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения, не представлено.

Ответчики исковые требования не признали. Указали, что постановка на учет и снятие граждан с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения производится органом местного самоуправления. Для нахождения на учете нуждающихся необходимо наличие определенных оснований и соответствие требованиям действующего законодательства. При проверке оснований для нахождения истцов на соответствующем учете установлено, что Мешалкин А.Н. умер 26.10.2016, а у Мешалкиной Н.И., Бояринцевой Е.А. и Волковой Е.А. в собственности имеются жилые помещения, соответственно, квартира на <адрес>7, площадью 42,9 кв.м. (единоличная собственность), квартира на <адрес>69, площадью 34,7 кв.м (единоличная собственность), квартира на <адрес>20, площадью 51,7 кв.м (общая совместная собственность супругов Волковых). На пятерых истцов при таких обстоятельствах приходится по 21,29 кв.м общей площади, что более чем в два раза превышает действующую на данный момент в г. Екатеринбурге учетную норму площади жилого помещения (10 кв.м). Соответственно предусмотренных законом оснований для того, чтобы находится на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения у истцов не имеется.

Решением Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 06.06.2023 в удовлетворении вышеуказанных исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе истец Мешалкина Н.И., приводя доводы аналогичные основаниям иска, просит решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 06.06.2023 отменить ввиду неправильного определения судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела; неправильного применения норм материального права.

Представителя истца Мешалкиной Н.И. адвокат Бояринцев А.В. (муж истца Бояринцевой Е.А.) в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал. Указал, что на истцов незаконно возложено бремя доказывания нуждаемости в предоставлении жилого помещения. Истцы зарегистрированы по адресу: <адрес>, соответственно, иные жилые помещения не подлежат учету при оценке нуждаемости. Решение о снятии истцов с учета принято неуполномоченным лицом. Судом первой инстанции не правильно применены положения Жилищного кодекса РСФСР и Жилищного кодекса Российской Федерации, так как первоначальная постановка на учет произведена в 1978 году.

Представитель ответчика Администрации Орджоникидзевского района города г. Екатеринбурга Ефанова А.А., приводя доводы аналогичные возражениям на иск, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Мешалкиной Н.И. – без удовлетворения.

Истцы Бояринцева Е.А., Волкова Е.А., Мешалкина Н.И., ответчик глава Администрации Орджоникидзевского района города г. Екатеринбурга Кравченко Р.Г., третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, Администрация г. Екатеринбурга, ООО «Астра-Девелопмент», надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, об отложении судебного разбирательства не просили, сведений об уважительных причинах неявки не представили. В соответствии со ст.ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно размещалась на интернет-сайте Свердловского областного суда. С учетом приведенных обстоятельств, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при указанной явке.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения явившихся лиц, судебная коллегия, действуя в пределах, предусмотренных ч. 1 и абз. 1 ч. 2 ст. 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из нижеследующего.

Из представленных материалов следует, что суд правильно определил характер спорного правоотношения между сторонами, применил закон, подлежащий применению: п.п. 4, 9 постановления Совета Министров РСФСР от 09.05.1963 № 591 «Об упорядочении распоряжения жилой площади и учета граждан, нуждающихся в жилье»; п. 1 ч. 2 ст. 32, ст. ст. 30, 31, 38 Жилищного кодекса РСФСР; ст.ст. 4-6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»; п. 4 ч.1 ст. 51, ст.ст. 55-57 Жилищного кодекса Российской Федерации; п. 1 ст. 18, ст. 19 Закона Свердловской области от 20.06.2006 № З-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования»; п. 5 ст. 6 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.1 ст. 13 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 № 1761-1; Административный регламент исполнения муниципальной функции "Ведение списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий", утвержденный постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 18.08.2015 № 2210; п. 22 Положения «Об администрации города Екатеринбурга», утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 09.06.2009 № 15/6, и верно установил круг обстоятельств, имеющих значение для объективного и всестороннего рассмотрения данного гражданского дела.

Из материалов дела следует, что в соответствии с решением Орджоникидзевского районного совета народных депутатов от 26.01.1978 № 28 Мешалкина Н.И. и трое членов её семьи: муж Мешалкин А.Н., мать мужа Мешалкина Е.А. 1906 г.р., дочь Мешалкина Е.А. (после заключения брака Бояринцева) поставлены в очередь для улучшения и обмена жилой площади. На тот момент все указанные лица проживали по адресу: <адрес> (л.д. 136).

Впоследствии, ввиду изменения состава семьи, в соответствии с постановлением главы Администрации Орджоникидзевского <адрес> от 07.07.2003 № 617 Мешалкина Н.И. (фармацевт государственного унитарного предприятия «Фармация», репрессированная), её муж Мешалкин А.Н., дочери Мешалкина Е.А. (в настоящее время Волкова), 23.02.1982 г.р., и Мешалкина Е.А. (в настоящее время Бояринцева), 21.07.1976 г.р. приняты на учет нуждающихся в предоставлении жилища по первоочередному бесплатному списку (л.д. 137).

Впоследствии пунктом 5 статьи 6 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ внесены изменения в часть 1 статьи 13 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 № 1761-1, касающиеся очередности предоставления жилья, вследствие чего Мешалкина Н.И., Мешалкин А.Н., Бояринцева Е.А. и Волкова Е.А. находились в общей очереди лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

Мешалкин А.Н. умер 26.10.2016.

У Волковой Е.А. в браке родилось двое детей: Волковой В.С., 14.03.2013 г.р., и Волкова Г.С., 28.08.2014 г.р.

Частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Соответственно суд первой инстанции правильно исходил из того, что к спорным правоотношениям применяются не только нормы права, действовавшие на момент постановки Мешалкиной Н.И. на учет, но и нормы ныне действующего жилищного законодательства.

Поскольку существенным условием предоставления жилого помещения лицу, состоящему на соответствующем учете, является нуждаемость этого лица в жилье, суд первой инстанции правильно указал в обжалуемом решении, что разрешению вопроса предоставления жилья на условиях договора социального найма должна предшествовать проверка наличия или отсутствия оснований для предоставления жилого помещения.

Суд правильно исходил из того, что в процессе нахождения на учете (то есть в динамике развития жилищных правоотношений) имущественное положение лица, поставленного на такой учет, а также иные существенные обстоятельства, могут изменяться и влиять на критерии определения нуждаемости в предоставлении жилья.

Из положений п.п. 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

- подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

- их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

- получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

- предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, а также иных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации;

- выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Проведение проверок наличия оснований для нуждаемости в предоставлении жилого помещения предусмотрено главой 3 Административного регламента исполнения муниципальной функции "Ведение списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий", утвержденный постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 18.08.2015 № 2210.

В ходе таких проверок в отношении истцов установлено, что в г. Екатеринбурге у них в собственности имеется три жилых помещения:

- квартира на <адрес>7, <адрес> (полный адрес в ЕГРН: <адрес>), принадлежащая на праве единоличной собственности Мешалкиной Н.И. (право собственности зарегистрировано <дата>);

- квартира на <адрес>, принадлежащая на праве единоличной собственности Бояринцевой Е.А. (право собственности зарегистрировано <дата>);

- квартира на <адрес> принадлежащая на праве общей совместной собственности Волковой Е.А. и её супругу (право собственности зарегистрировано <дата>).

Поскольку указанные лица (в том числе двое несовершеннолетних детей Волковой Е.А.) требуют восстановления их на учете нуждающихся в жилье, как членов одной семьи, суд первой инстанции правильно исходил из того, что все вышеперечисленные жилые помещения должны учитываться при определении нуждаемости.

С учетом наличия в отношении Квартиры на <адрес>20 режима общей совместной собственности (51,7 : 2 = 25,85), суд произвел правильное сложение площадей вышеуказанных жилых помещений: 42,9 + 34,7 + 25,85 = 103,45. При делении на количество членов семьи (5) устанавливается размер обеспеченности – 20,69 кв.м на 1 человека.

Согласно частям 4-6 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.

Статьей 13 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 № 1761-1 не установлены иные учетные нормы, по сравнению, с теми которые были в разные периоды вышеуказанных спорных правоотношений предусмотрены ст. 38 Жилищного кодекса РСФСР (12 кв. м); п. «а» ст. 9 Областного закона от 04.05.1995 № 14-ОЗ «О предоставлении жилища в Свердловской области» (15 кв.м); постановлением Главы г. Екатеринбурга от 31.08.2005 № 824 (10 кв.м).

В данном случае, при применении любого из вышеуказанных нормативно-правовых актов размер обеспеченности истцов (20,69 кв.м на человека) превышает учетную норму, вследствие чего они не являются нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Вынесение двух распоряжений о снятии истцов с учета связано с тем, что истцы Бояринцева Е.А. и Волкова Е.А. (а также её несовершеннолетние дети), ранее зарегистрированные по месту их проживания в квартирах на <адрес>69 и на <адрес>20, в квартире на <адрес>7 зарегистрировались в декабре 2022 года, то есть после вынесения первого распоряжения № 708/46/67 от 09.11.2022.

Соответственно, распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга от 09.11.2022 № 708/46/67 с учета были сняты Мешалкина Е.А., 1906 года рождения, Мешалкин А.Н. (умерший 26.10.2016) и Мешалкина Н.И., как обеспеченная жильем выше учетной нормы.

В связи с регистрацией в декабре 2022 в квартире на <адрес>7 Бояринцевой Е.А. и Волковой Е.А. с двумя несовершеннолетними детьми, распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга от 12.01.2023 № 15/47/67 с учета сняты Мешалкина Н.И., Бояринцева Е.А. и Волкова Е.А., представляющая также своих несовершеннолетних детей, ввиду обеспеченности их жильем выше учетной нормы.

Вопреки доводам апелляционной жалобы к компетенции главы Администрации Орджоникидзевского района относится вынесение распоряжений о снятии с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения, так как такие полномочия данного должностного лица предусмотрены ст. 14 Закона Свердловской области от 22.07.2005 № 97-ОЗ «Об учете малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области» и п.п. 6, 21, 22 Положения «Об администрации города Екатеринбурга», утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 09.06.2009 № 15/6.

Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемые распоряжения принимались не главой администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, а неуполномоченной на это комиссией в состав которой входили среди прочих, Булатов С.И. и Цветова Я.И., надуманны и на правильность выводов суда первой инстанции не влияют.

Вынесению распоряжений предшествует заседание жилищной комиссии администрации района, на которой принимаются решения, связанные с вопросами постановки и снятия с учета нуждающихся в предоставлении жилья. Протоколы жилищной комиссии представлены в материалах дела, как одни из оснований вынесения главой Администрации Орджоникидзевского района оспариваемых распоряжений, что опровергает доводы апелляционной жалобы о том, что такие основания представлены не были.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы истца Мешалкиной Н.И. связаны с ошибочным применением норм материального права, субъективным толкованием обстоятельств дела и сводятся исключительно к переоценке выводов суда первой инстанции, оснований для которой не имеется, поскольку обжалуемое решение постановлено с соблюдением положений ст.ст. 2, 5, 8, 10, 12, 56, 59, 60, 67, 195, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, приведенных в п.п. 1-6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении».

Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, способных повлиять на законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия не усматривает.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 3271; п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 06.06.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Мешалкиной Н.И – без удовлетворения.

Председательствующий А.А. Локтин

Судьи: С.А. Волкоморов

О.В. Ильина

33-15125/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Бояринцева Елена Алексеевна
Волкова Екатерина Алексеевна,действующая в своих интересах и в интересах Волковой В.С., Волкова Г.С.
Мешалкина Нина Ионатовна
Ответчики
Глава Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга Кравченко Роман Геннадьевич
Администрация Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга
Другие
Администрация г. Екатеринбурга
ООО Астра-Девелопмент
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Локтин Александр Анатольевич
Дело на сайте суда
oblsud.svd.sudrf.ru
22.08.2023Передача дела судье
21.09.2023Судебное заседание
27.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.09.2023Передано в экспедицию
21.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее