Дело № 2-8186/2015
Мотивированное решение изготовлено 11.01.2016.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 декабря 2015 года г. Екатеринбург
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Мурашовой Ж.А.,
при секретаре Романовой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Ульяновского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», 1062 Центр материально-технического обеспечения Центрального военного округа о возложении обязанности устранить нарушения пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Определением суда от 07.10.2015 объединены в одно производство гражданские дела № 2-8186/2015 и № 2-8187/2015 по иску Военного прокурора Ульяновского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», 1062 Центр материально-технического обеспечения Центрального военного округа о возложении обязанности устранить нарушения пожарной безопасности.
Военный прокурор Ульяновского гарнизона, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», 1062 Центр материально-технического обеспечения Центрального военного округа с настоящими исками, в обоснован войсковой части ие которых указано, что военной прокуратурой Ульяновского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части 58661-85 (***) и восковой части 58661-51 (***) 1062 Центра материально-технического обеспечения Центрального военного округа требований законодательства о пожарной безопасности. В ходе проверки установлено, что в нарушение ст.ст. 37, 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения от чрезвычайных ситуаций, природного и техногенного характера», ст. 18 Постановления Правительства РФ от 15 октября 1997 г. № 1314 «Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях», ст. 1 Приложения № 14 Устава Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» и изданных в их развитие нормативно правовых актов МО РФ хранилища с боеприпасами, расположенные на данных складах хранения, имеют неисправную автоматическую пожарную сигнализацию, что не позволит своевременно отреагировать и потушить очаги возгорания до их распространения на ещё большие территории. Кроме того, в войсковой части 58661-51, все помещения в казарме не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. Нет аварийного освещения приборов автоматической пожарной сигнализацией и системы оповещения управления эвакуацией - на посту дневального наряда. Не произведена очистка вентиляционных систем. Не освидетельствованы молниезащитные устройства зданий и сооружения взрывопожароопасных объектов хранилищ, площадок открытого хранения боеприпасов и взрывчатых веществ. Не проведена огнезащитная обработка (пропитка) и проверка состояния выполненных работ (обработка хранилищ и потолочных перекрытий). Не обеспечено проведение технического обслуживания, планово-предупредительный ремонт электроустановок. А в войсковой части 58661-85, не все помещения в казарме оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (канцелярия, коридор - место несения службы дневального наряда и др.). Нет аварийного освещения приборов автоматической пожарной сигнализацией и системы оповещения управления эвакуацией - на посту дневального наряда. Необходим монтаж и установка автоматических установок пожаротушения (АУПТ) в помещении отделения сборки, ремонта ПТУР и боеприпасов. Не произведена очистка вентиляционных систем. Не оборудованы недостающими молниезащитными устройствами здания и сооружения взрывопожароопасных объектов хранилищ, площадок открытого хранения боеприпасов и взрывчатых веществ. Не проведена огнезащитная обработка (пропитка) и проверка состояния выполненных работ (обработка хранилищ и потолочных перекрытий). Не обеспечено проведение технического обслуживания, планово-предупредительный ремонт электроустановок. Не оборудованы дороги №3,4 технической территории пожарными гидрантами. Согласно положению о Федеральном казенном учреждении «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» оно осуществляет организацию всех видов боевого, технического, тылового, финансового, медицинского и морально-психологического обеспечения подчиненных ему войск и организаций. Также установлено, что войсковые части 58661-51 и 58661-85 являются подразделениями 1062 ЦМТО ЦВО, который в свою очередь входит в состав ФКУ «ОСК ЦВО» и подчиняются командующему войсками Центрального военного округа. Обращение военного прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку в результате бездействия ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» созданы предпосылки к возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Просит обязать 1062 Центр материально-технического обеспечения Центрального военного округа направить необходимые документы в ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» для устранения нарушения требований пожарной безопасности в восковой части 58661-51 (Ульяновская область, р.п. Базарный Сызган-1), выявленных в результате внеплановой проверки от 16.06.2015. Обязать Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» устранить нарушения требований пожарной безопасности в восковой части 58661-51 (***), а именно: обеспечить оснащение противопожарной сигнализацией объекты хранения и сооружения, а при ее наличии обеспечить приведение в рабочее состояние, обеспечить проведение освидетельствования молниезащитных устройств зданий и сооружений взрывоопасных объектов хранилищ, площадок открытого хранения боеприпасов и взрывчатых веществ, организовать проведение огнезащитной обработки (пропитки) хранилищ и потолочных перекрытий, обеспечить проведение технического обслуживания и планово-предупредительный ремонт электроустановок. Обязать 1062 Центр материально-технического обеспечения Центрального военного округа направить необходимые документы для устранения нарушения требований пожарной безопасности в восковой части 58661-85 (***), выявленных в результате внеплановой проверки от ***. Обязать Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» устранить нарушения требований пожарной безопасности в восковой части 58661-85 (***), а именно: обеспечить оснащение противопожарной сигнализацией объекты хранения и сооружения, а при ее наличии, обеспечить приведение в рабочее состояние, обеспечить оснащение автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и очистку вентиляционных систем в помещении отделения сборки, ремонта ПТУР и боеприпасов, организовать проведение огнезащитной обработки (пропитки) хранилищ и потолочных перекрытий, обеспечить проведение технического обслуживания и планово-предупредительный ремонт электроустановок, обеспечить оборудование дорог № 3, № 4 технической территории пожарными гидрантами.
Прокурор Шадыжев Р.О. в судебном заседании требовании и доводы иска поддержал, на их удовлетворении в полном объеме настаивал.
Представитель ответчиков ФКУ «ОСК ЦВО», Министерства обороны Российской Федерации, представитель третьего лица Командующего войсками Центрального военного округа Ощепков В.О. с заявленными требованиями не согласился в полном объеме, просит в их удовлетворении отказать по доводам отзыва (т. 1 л.д. 107-108).
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» Габдулкагиров Р.М. в судебном заседании и в представленном отзыве полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме (т. 1 л.д. 211-213).
Представитель ответчика 1062 Центр материально-технического обеспечения Центрального военного округа, представители третьих лиц ОАО «Славянка», ФГКУ «Приволжско-Уральское управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации», Штаба материально-технического обеспечения ВС РФ в судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, уважительных причин неявки в судебное заседание не представили.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу положений ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со ст. 34 ФЗ "О пожарной безопасности" граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В связи с чем, судом установлено, что настоящие требования заявлены в рамках предоставленных прокурору полномочий.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» предприятия, граждане обязаны соблюдать требования пожарной
безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению
пожарной безопасности.
Положениями ст. 38 Закона предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии со ст. ст. 5,54,62, 134 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожара включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации», оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. Строительные материалы применяются в зданиях и сооружениях в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности.
Правила противопожарного режима утверждены постановлением Правительства Российской Федерации «О противопожарном режиме» от 25.04.2012 № 390-ПП.
Как усматривается из актов *** от *** и *** от *** Военной прокуратурой Ульяновского гарнизона инициировано проведение внеплановых проверок подготовки и обеспечения технического состояния противопожарной безопасности, хранения ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов, в войсковых частях 58661-85 (***), 58661-51 (***, р.*** - 1) 1062 Центра материально-технического обеспечения Центрального военного округа (далее ЦМТО ЦВО), с участием инспектора пожарного надзора *** (по ЦВО) Киреева Б.Н.
В ходе проведения данных проверок установлено, что в нарушение ст.ст. 37, 38 Федерального закона от *** № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 7 Федерального закона от *** № 68-ФЗ «О защите населения от чрезвычайных ситуаций, природного и техногенного характера», ст. 18 Постановления Правительства РФ от *** *** «Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях», ст. 1 Приложения *** Устава Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» и изданных в их развитие нормативно правовых актов Министерства обороны Российской Федерации хранилища с боеприпасами, расположенные на данных складах хранения, имеют неисправную автоматическую пожарную сигнализацию, что не позволит своевременно отреагировать и потушить очаги возгорания до их распространения на ещё большие территории. Кроме того, в войсковых частях 58661-85, 58661-51 все помещения в казарме не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. Нет аварийного освещения приборов автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения управления эвакуацией на посту дневального наряда. Не произведена очистка вентиляционных систем. Не освидетельствованы молниезащитные устройства зданий и сооружения взрывопожароопасных объектов хранилищ, площадок открытого хранения боеприпасов и взрывчатых веществ. Не проведена огнезащитная обработка (пропитка) и проверка состояния выполненных работ (обработка хранилищ и потолочных перекрытий). Не обеспечено проведение технического обслуживания, планово-предупредительный ремонт электроустановок.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст.ст. 65, 66 Указа Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082 (ред. от 16.06.2015) «Вопросы Министерства Обороны Российской Федерации» на Министерство обороны возлагается организация в Вооруженных силах мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также организация противопожарной защиты в Вооруженных силах.
На основании ст. 5 вышеуказанного Указа Президента РФ установлено, что Минобороны РФ осуществляет свою деятельность, в том числе непосредственно через органы управления военных округов.
Министерство обороны Российской Федерации для исполнения некоторых своих функций, в частности для реализации обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделений, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, создало ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» и делегировало созданному юридическому лицу часть своих полномочий.
Согласно положению ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» осуществляет организацию всех видов боевого, технического, тылового, финансового медицинского и морально-психологического обеспечения подчиненных ему войск и организаций.
По условиям государственного контракта №4 - КЖФ от 19 мая 2015 года на оказание услуг по техническому обслуживанию казарменно-жилищного фонда военных городков Министерства обороны Российской Федерации и иных фондов, используемых в интересах Министерства обороны Российской Федерации АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» приняло на себя обязательства осуществлять текущее обслуживание объектов Министерства обороны, а не обеспечивать соблюдение правил пожарной безопасности.
При таких обстоятельствах, доводы представителя ответчика ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» Ощепкова В.О. о том, что надлежащим ответчиком является АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» суд находит несостоятельными.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу что ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» является надлежащим ответчиком по данному иску в части заявленных требований.
Как установлено ст. ст. 294, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом, а именно, на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления (пункт 4 статьи 214 Гражданского кодекса РФ).
Приказом Министра обороны России от 24.10.2012 № 3333 утверждена Инструкция по обеспечению пожарно-технической продукцией и другим имуществом в Вооруженных Силах Российской Федерации и норм снабжения (комплектования) пожарно-технической продукцией и другим имуществом. П. 14 Инструкции установлено, что заявки на пожарно-техническую продукцию составляются воинскими частями (организациями) на предстоящий (планируемый) год и направляются в управления планирования и координации материально-технического обеспечения военных округов. Обобщенные заявки за военный округ представляются в Департамент планирования и координации материально-технического обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Материалами дела подтверждено, что войсковые части 58661-85, 58661-51 являются подразделениями 1062 Центра материально-технического обеспечения Центрального военного округа.
В связи с чем, именно на ответчике 1062 Центр материально-технического обеспечения Центрального военного округа лежит обязанность направить соответствующие заявки в целях устранения нарушения требований пожарной безопасности в войсковой части 58661-51 (***), выявленных в результате внеплановой проверки от ***, и в войсковой части 58661-85 (***), выявленных в результате внеплановой проверки от ***.
Вместе с тем, доказательств направления таких заявок после проведения проверки инициированной Военным прокурором Ульяновского гарнизона в материалы дела не представлено.
В журнале контроля исполнения Государственного контракта от *** ***-КЖФ, начатом войсковой частью 58661-85 от ***, а также в журнале контроля исполнения Государственного контракта от *** ***-КЖФ, начатом войсковой частью 58661-51 от ***, также не имеется ни одной заявки в адрес АО «ГУ ЖКХ» об устранении нарушений пожарной безопасности.
Принимая во внимание, что установленные нарушения правил пожарной безопасности являются существенными, нарушают права военнослужащих на безопасные и благоприятные условия военной службы, создают реальные предпосылки к причинению вреда жизни и здоровью личному составу части, неопределенному кругу лиц, окружающей среде, уничтожению имущества части и охраняемых объектов, требования о возложении обязанности по их устранению подлежат удовлетворению.
Оснований для возложения на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по контролю за устранением нарушений требований пожарной безопасности суд не усматривает, требования прокурора в этой части подлежат отклонению.
Согласно ч. 2ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерациив случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание, что ответчиками не оспаривается факт нарушений требований пожарной безопасности, указанных в актах внеплановых проверок, суд приходит к выводу, что требования о возложении обязанности на ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрально военного округа» совершить действия по устранению нарушений правил пожарной безопасности, подлежат удовлетворению, Указанные действия должны быть совершены в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В то же время суд считает, что срок для направления 1062 Центром материально-технического обеспечения Центрального военного округа соответствующих заявок в целях устранения нарушения требований пожарной безопасности в восковой части 58661-51 (***), выявленных в результате внеплановой проверки от ***, и в войсковой части 58661-85 (***), выявленных в результате внеплановой проверки от ***, необходимо установить в течение 7 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» необходимо взыскать в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 6 000 рублей, с ответчика 1062 Центр материально-технического обеспечения Центрального военного округа – 6000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Военного прокурора Ульяновского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», 1062 Центр материально-технического обеспечения Центрального военного округа, удовлетворить.
Обязать 1062 Центр материально-технического обеспечения Центрального военного округа в течение 7 дней с момента вступления решения суда в законную силу направить соответствующие заявки в целях устранения нарушения требований пожарной безопасности в войсковой части 58661-51 (***, р.***-1), выявленных в результате внеплановой проверки от ***.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить устранение нарушений требований пожарной безопасности в войсковой части 58661-51 (***, р.***-1), а именно:
-обеспечить оснащение противопожарной сигнализацией объекты хранения и сооружения, а при ее наличии обеспечить приведение в рабочее состояние,
-обеспечить проведение освидетельствования молниезащитных устройств зданий и сооружений взрывоопасных объектов хранилищ, площадок открытого хранения боеприпасов и взрывчатых веществ,
-организовать проведение огнезащитной обработки (пропитки) хранилищ и потолочных перекрытий,
-обеспечить проведение технического обслуживания и планово-предупредительный ремонт электроустановок.
Обязать 1062 Центр материально-технического обеспечения Центрального военного округа в течение 7 дней с момента вступления решения суда в законную силу направить соответствующие заявки в целях устранения нарушения требований пожарной безопасности в войсковой части 58661-85 (***), выявленных в результате внеплановой проверки от ***.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить устранение нарушений требований пожарной безопасности в войсковой части 58661-85 (***), а именно:
-обеспечить оснащение противопожарной сигнализацией объекты хранения и сооружения, а при ее наличии, обеспечить приведение в рабочее состояние,
-обеспечить оснащение автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и очистку вентиляционных систем в помещении отделения сборки, ремонта ПТУР и боеприпасов,
-организовать проведение огнезащитной обработки (пропитки) хранилищ и потолочных перекрытий,
-обеспечить проведение технического обслуживания и планово-предупредительный ремонт электроустановок,
-обеспечить оборудование дорог ***, *** технической территории пожарными гидрантами.
В удовлетворении исковых требований к Министерству обороны Российской Федерации отказать в полном объеме.
Взыскать с Федерального казенного учреждению «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 6000 рублей.
Взыскать с 1062 Центр материально-технического обеспечения Центрального военного округа в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 6000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ж.А. Мурашова