Дело № 2-2131/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июля 2024 года гор. Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе
председательствующего судьи Сочень Т.Ю.,
при секретаре Ворожбитовой Ю.А.,
с участием старшего помощника прокурора Советского района г. Брянска Орловской Н.В.,
истца Макаренкова В.С.,
представителя истца, действующего на основании ордера № 063345 от 22.05.2024, Сауленко А.В.,
представителя ответчика ГАУЗ «БКДЦ», действующей на основании доверенности от 27.11.2023, Егоровой Е.С.,
представителя третьего лица ОСФР по Брянской области, действующей на основании доверенности № ТС-15 от 11.01.2024, Захаровой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Макаренкова Владимира Семеновича к Государственному автономному учреждению здравоохранения «Брянский клинико-диагностический центр» о признании незаконным бездействия, обязании предоставить санаторно-курортное лечение, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Макаренков В.С. обратился в суд с указанным иском, в обоснование требований указав, что 26.02.2020 он подал заявление со справкой лечащего врача в ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр для заявки на санаторно-курортное лечение в Кавказские Минеральные Воды, как участник последствий ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС 1986 г., инвалид. Ответ был получен после обращения на электронном носителе 14.09.2020 о том, что на 15.09.2020 заявка находится на рассмотрении в ФГБУ ПсЛ «Звенигород» Министерства РФ (Подмосковье), а также, что санаторно-курортное лечение осуществляется в целях «основных заболеваний». На сделанные заявки в климатическую зону проживания пациента ответчику отказали Санаторий им. Горького, пансионат с лечением «Звенигород». Как указал заведующий терапевтическим кабинетом, от других учреждений ответчик ждет ответа. В 2019 году лечащим врачом санаторно-курортное лечение было рекомендовано в район «Кавказские минеральные воды». Лечение не было предоставлено. Путевки в Кавказские минеральные воды истцу выделялись с 2008 года в весенне-осенний период. Направленная ответчиком заявка в 2020 году в ФГБУ ПсЛ «Звенигород» противоречит законам РФ и разъяснениям Департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Минздрава РФ. Истцу причинены моральные и нравственные страдания, переживания в необъективности принимаемых решений, сложилась неопределенность с состоянием здоровья. Полагает, что моральный вред может быть соразмерен средней стоимости санаторно-курортной путевки с проездом к месту лечения и обратно в Кавказские минеральные воды. На основании изложенного, истец просил суд признать факт не предоставления ответчиком санаторно-курортной путевки за 2019 г. Макаренкову В.С. противоправным, обязать предоставить санаторно-курортное лечение в соответствии со справкой лечащего врача и заявления истца за 2019 г., обязать ответчика предоставить истцу санаторно-курортное лечение, направить заявку для получения санаторно-курортной путевки на 2020 г., в соответствие со справкой лечащего врача и заявления истца в район Кавказских Минеральных Вод (Ессентуки), взыскать с ответчика в пользу истца за моральные и нравственные страдания сумму средней стоимости санаторно-курортного лечения в санаториях Министерства Здравоохранения РФ, проезд к месту лечения и обратно в КВМ за 2019 и 2020 г.г.
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела истец, в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил исковые требования 22.05.2024, просил суд признать незаконным отказ ответчика по направлению сведений для выделения санаторно-курортной путевки истцу за 2020 год; обязать ответчика предоставить санаторно-курортную путевку в соответствии со справкой лечащего врача и заявлением истца за 2020 год; взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию причиненного вреда в размере 280 500 руб. (трехкратной стоимости санаторно-курортной путевки).
Определением Советского районного суда г. Брянска от 22.05.2024, вступившим в законную силу, судом принят отказ истца Макаренкова Владимира Семеновича от исковых требований о признании противоправным факта не предоставления ответчиком санаторно–курортной путевки за 2019 год, обязании предоставить санаторно–курортное лечение в соответствие со справкой лечащего врача и заявления истца за 2019 год. Производство по гражданскому делу по исковому заявлению Макаренкова Владимира Семеновича к Государственному автономному учреждению здравоохранения «Брянский клинико-диагностический центр» о признании незаконным бездействия, обязании предоставить санаторно-курортное лечение, взыскании убытков и компенсации морального вреда в части требований о признании противоправным факта не предоставления ответчиком санаторно–курортной путевки за 2019 год, обязании предоставить санаторно–курортное лечение в соответствие со справкой лечащего врача и заявления истца за 2019 год прекращено.
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела к участию были привлечены: прокурор Советского района г. Брянска, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика: ОСФР по Брянской области, Департамент здравоохранения Брянской области, Департамент социальной политики Брянской области, ФКУЗ «МСЧ МВД России по Брянской области», УМВД России по Брянской области.
Дело рассмотрено в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц: Департамента здравоохранения Брянской области, Департамента социальной политики Брянской области, ФКУЗ «МСЧ МВД России по Брянской области», УМВД России по Брянской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не сообщивших суду об уважительных причинах неявки.
В судебном заседании истец Макаренков В.С. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Пояснил, что 26 февраля 2020 года обратился с заявлением в диагностический центр о необходимости направления сведений в санаторно-курортное учреждение на территории кавказских минеральных вод, согласно справке, по медицинским показаниям лечащего врача. Его обращение было рассмотрено с опозданием 24 марта с направлением сведений в Московскую область, санаторий Звенигород. Московская область 22 сентября отказала в выдаче санаторно-курортной путевки. Ответа истец не получил. Затем он обратился в медико-санитарную часть МВД Брянской области, где была предоставлена санаторно-курортная путевка в санаторий "Прогресс" город Сочи с октября месяца, которую он использовал. Неполучение своевременного санаторно-курортного лечения привело к ухудшению состояния здоровья (<данные изъяты>).
Представитель истца Сауленко А.В. поддержал позицию своего доверителя в полном объеме, просил удовлетворить исковые требования, пояснил, в том числе, что истец имеет право на санаторно-курортное лечение, как ликвидатор, инвалид, пенсионер МВД, право выбора принадлежит Макаренкову В.С. Бездействием ответчика нарушено право истца на бесплатное обеспечение санаторно-курортным лечением ликвидатора аварии на ЧАЭС.
Представитель ответчика ГАУЗ «БКДЦ» Егорова Е.С. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме по основаниям, изложенным в письменном отзыве, пояснила, что истец имеет право на получение санаторно-курортного лечения, как ликвидатор ЧАЭС, а также как пенсионер МВД. При этом право выбора им основания, по которому ему будет предоставляться санаторно-курортное лечение, находится в полномочии самого истца. Заявление в клинико-диагностический центр Макаренков В.С. подал 26 февраля 2020 года. Сотрудниками учреждения 24 марта 2020 года была сформирована заявка на санаторно-курортное лечение в пансионат Звенигород по профилю болезни <данные изъяты>, в соответствии со справкой, предоставленной истцом. В справке врач указал предпочтительное место лечения: санатории с заболеваниями <данные изъяты>. На этом основании заявка была направлена именно в санаторий Звенигород. Система подачи заявок устроена так, что пока не придет ответ, положительный или отрицательный, другие заявки не могут быть сформированы. Затем истец обратился с исковым заявлением в суд, а в октябре уже поехал по путевке по линии МВД. Заявка была направлена, но долго рассматривалась санаторием, возможно в связи с введенными «ковидными» ограничениями. В 2020 году истец получил право на санаторно-курортное лечение по линии МВД, и с 11 октября по 31 октября находился в санатории Прогресс. На основании изложенного, просила суд отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Представитель третьего лица ОСФР по Брянской области Захарова Т.В. в судебном заседании рассмотрение исковых требований оставила на усмотрение суда, пояснила, что истец обратился в ОСФР по Брянской области только в 2022 году за услугами. Истец стоял в очереди на получение санаторно-курортного лечения, но потом он все свои документы забрал. 19 июля 2023 года истец был снят с очереди на предоставление путевки по собственному желанию.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования истца не подлежащими удовлетворению, поскольку право, предоставленное истцу в 2020 году на санаторно-курортное лечение, было им реализовано, нарушений прав истца со стороны ответчика не усматривается, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантируя каждому социальное обеспечение в предусмотренных законом случаях (статья 39, часть 1), вместе с тем не определяет конкретные объемы, способы и порядок предоставления такой защиты тем или иным категориям граждан. Разрешение этих вопросов отнесено к компетенции законодателя, который располагает определенной свободой усмотрения при установлении мер социальной защиты, включая выбор формы их предоставления.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
В статье 13 указанного Закона перечислены категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.
К ним, в частности, относятся: граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (подпункт 1 части 1 статьи 13); инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС (подпункт 2 части 1 статьи 13).
Статьей 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 определены меры социальной поддержки для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Конкретное указание на обеспечение граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, санаторно-курортным лечением среди перечня мер в статье отсутствует.
Предоставление социальной услуги в виде санаторно-курортного лечения инвалидов, в том числе лицам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.03.2009 № 138н (во исполнение Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС») утвержден порядок организации работы по направлению больных из учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Российской академии медицинских наук, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, на лечение в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
Обеспечение санаторно-курортным лечением в санаторно-курортных учреждениях, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, осуществляется путем предоставления санаторно-курортных путевок больным при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний: учреждениями здравоохранения, находящимися в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Российской академии медицинских наук, после оказания первичной медико-санитарной помощи, а также в течение 6 месяцев после оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи; Департаментом организации медицинской помощи и развития здравоохранения, Департаментом развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (п. 2 Порядка).
Кроме того, Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ) предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В статье 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ закреплен перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, среди которых указаны инвалиды (пункт 8).
В силу подпункта 1.1 пункта 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг входит, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 указанного Федерального закона, периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг, периодом предоставления этих услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Согласно части 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В силу положений Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, перечень которых утвержден распоряжением правительства Российской Федерации. При этом санаторно-курортное лечение относится к числу основных направлений реабилитации инвалидов и является одним из основных мероприятий данного перечня.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе, предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, пунктом 3.1 которого предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (пункт 3.3 Порядка).
Основные принципы медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение определены Порядком медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 года № 256 (далее - Порядок № 256), согласно которому медицинский отбор и направление больных, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, осуществляют лечащий врач и заведующий отделением, а там, где нет заведующего отделением, главный врач (заместитель главного врача) лечебно-профилактического учреждения (амбулаторно-поликлинического учреждения (по месту жительства) или медико-санитарной части (по месту работы, учебы) больного при направлении его на профилактическое санаторно-курортное лечение и больничного учреждения при направлении больного на долечивание). Медицинский отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляют лечащий врач и врачебная комиссия лечебно-профилактического учреждения по месту жительства, которые определяют медицинские показания для санаторно-курортного лечения и отсутствие противопоказаний для его осуществления, в первую очередь для применения природных климатических факторов, на основании анализа объективного состояния больного, результатов предшествующего лечения (амбулаторного, стационарного), данных лабораторных, функциональных, рентгенологических и других исследований.
При решении вопроса о выборе курорта, помимо заболевания, в соответствии с которым больному рекомендовано санаторно-курортное лечение, учитывается наличие сопутствующих заболеваний, условия поездки на курорт, контрастность климатогеографических условий, особенности природных лечебных факторов и других условий лечения на рекомендуемых курортах. Больных, которым показано санаторно-курортное лечение, но отягощенных сопутствующими заболеваниями, либо с нарушениями здоровья возрастного характера, в тех случаях, когда поездка на отдаленные курорты может вредно отразиться на общем состоянии здоровья, следует направлять в близрасположенные санаторно-курортные учреждения, организации необходимого профиля.
Согласно пункту 3.6 Порядка № 328 граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме № 070/у-04, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 года № 256.
При наличии справки для получения путевки, граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (пункт 3.7 Порядка).
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации (пункты 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 864).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 июня 2018 года № 321н утвержден перечень медицинских показаний для санаторно-курортного лечения взрослого населения, который включает медицинские показания для санаторно-курортного лечения взрослого населения с болезнями системы кровообращения (класс IX по МКБ-10), с болезнями органов пищеварения (класс XI по МКБ-10), с болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани (класс XIII по МКБ-10), предусматривает избрание санаторно-курортных организаций в климатической зоне проживания пациента.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Макаренков В.С. является инвалидом II группы бессрочно в связи с заболеванием, полученным при исполнении служебных обязанностей, связанных с аварией на Чернобыльской АЭС, в связи с чем, в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178- ФЗ «О государственной социальной помощи», положениями Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на предоставление при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
ГАУЗ «БКДЦ» с 2010 года осуществляет деятельность по направлению участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и лиц, приравненных к ним по льготам, на лечение в санаторно-курортные учреждения в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 138-н от 27 марта 2009 года «О порядке организации работы по распределению путевок и направлению больных из учреждений, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологическую медицинскую помощь, на лечение в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Минздравсоцразвития России».
26.02.2020 года истец обратился с заявлением в ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр» о выделении путевки на санаторно-курортное лечение по основному заболеванию и сопутствующим в санатории Кавказских минеральных вод с апреля 2020 года.
В обоснование заявления Макаренков В.С. представил справку № 44 для получения путевки на санаторно-курортное лечение от 25.02.2020 г., выданную ГАУЗ «Брянская городская поликлиника № 1». В разделе «курортная организация» лечащим врачом указано «Санатории с заболеваниями <данные изъяты> характера».
Согласно протоколу заседания Врачебной комиссии ГАУЗ «БКДЦ» от <дата>, решено направить заявку пациента Макаренкова В.С., <дата> г.р., для получения путевки на санаторно-курортное лечение в санаторий «Звенигород» с 01.06.2020 – ВК № 353.
24.03.2020 ГАУЗ «БКДЦ» направлена заявка на санаторно-курортное лечение больного Макаренкова В.С. в ФГБУ ПсЛ «Звенигород» Министерства здравоохранения России.
В ответе, направленном на электронную почту истца, 15.09.2020 представитель ГАУЗ «БКДЦ» указал, что заявка в санаторий «Звенигород» направлена, по состоянию на 15.09.2020 заявка находится на рассмотрении в санатории.
22.09.2020 ФГБУ ПсЛ «Звенигород» Министерства здравоохранения России рассмотрело заявку учреждения здравоохранения на санаторно-курортное лечение больного Макаренкова В.С., результат рассмотрения – отрицательный, причина отказа – нет мест.
29.09.2020 Макаренков В.С. обратился в суд с иском.
Согласно пункту 7 статьи 11 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» за гражданином Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и ставшим инвалидом вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, сохраняется право на бесплатное медицинское обеспечение, в том числе на лечение в санаторно-курортных организациях указанного федерального органа за плату в размере 25 процентов стоимости путевки, определяемой руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного органа в сфере войск национальной гвардии.
Порядок приобретения путевок на лечение в санаторно-курортные организации (за исключением санаторно-курортных организаций системы Министерства внутренних дел Российской Федерации и санаторно-курортных организаций Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ утвержден Приказом МВД России от 24.04.2019 № 275.
Направление лиц, указанных в пункте 1 настоящего Порядка на санаторно-курортное лечение в иные санаторно-курортные организации соответствующего профиля по путевкам осуществляется в пределах выделенных бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Как следует из информации ФКУЗ «МСЧ МВД России по Брянской области», Макаренкову В.С. на основании его заявления от 07.07.2020 (пенсионер МВД, имеющий льготы: участник ликвидации последствий аварии на ЧАЗС, инвалид 2 гр.) и справки № 44 для получения путевки на санаторно-курортное лечение от 25.02.2020 г. ГАУЗ «Брянская городская поликлиника № 1» была выделена льготная санаторно-курортная путевка №... в санаторий «Прогресс» МВД России (г. Сочи) на основании приказа МВД России от 24.04.2019 № 275. Период пребывания – с 11.10.2020 по 31.10.2020.
Статьей 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в случае, если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 11.05.2012 № 817-О, Федеральный закон «О государственной социальной помощи» и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты во взаимосвязи с другими положениями федерального законодательства в целях адресного использования бюджетных средств, предназначенных для социальной поддержки нуждающихся в ней граждан, закрепляют механизм реализации права на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, включая право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, определяет источник финансирования соответствующих мер, а также порядок обращения гражданина за получением путевки на санаторно-курортное лечение и выдачи такой путевки. Установление хронологических границ периода предоставления мер социальной поддержки выступает необходимым элементом названного механизма, а положения части 2 статьи 6.3 данного Федерального закона, определяющие такие границы, направлены на обеспечение его эффективного функционирования. Эти положения сами по себе не регулируют порядок предоставления путевок на санаторно-курортное лечение (как в рамках указанного периода, так и за его пределами).
Таким образом, истец воспользовался правом на получение путевки на санаторно-курортное лечение в установленном Приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 № 256 «О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение» порядке при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний, в 2020 году.
Суд не усматривает нарушений ответчиком требований действующего законодательства, ответчик не отказывал истцу в направлении сведений для выделения санаторно-курортной путевки за 2020 год, напротив заявление было рассмотрено, заявка создана и направлена.
Доводы истца о нарушении его права на санаторно-курортное лечение ответчиком не обоснованы и опровергаются материалами дела, в связи с чем, отсутствуют основания для признания незаконным отказа ответчика по направлению сведений для выделения санаторно-курортной путевки истцу за 2020 год, обязании ответчика предоставить санаторно-курортную путевку в соответствии со справкой лечащего врача и заявлением истца за 2020 год, взыскании с ответчика в пользу истца компенсацию причиненного вреда в размере 280 500 руб.
Довод Макаренкова В.С. на наличие права использования меры социальной поддержки в виде санаторно-курортного лечения одновременно по различным основаниям, был неоднократным предметом судебного рассмотрения, ему дана соответствующая оценка во вступивших в законную силу судебных актах, как несостоятельному в связи с противоречием нормам действующего законодательства.
Поскольку судом не установлено нарушение прав истца со стороны ответчика, суд приходит к выводу, что для удовлетворения требований истца отсутствуют правовые основания и отказывает в их удовлетворении в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Макаренкова Владимира Семеновича к Государственному автономному учреждению здравоохранения «Брянский клинико-диагностический центр» о признании незаконным бездействия, обязании предоставить санаторно-курортное лечение, взыскании компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд города Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.Ю. Сочень
Решение изготовлено в окончательной форме 18 июля 2024 года.