Дело №2-377/2024
УИД №58RS0014-01-2024-000561-38
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
р.п.Колышлей 27 ноября 2024 года
Пензенской области
Колышлейский районный суд Пензенской области в составе
председательствующего судьи Ульянина Д.Ю.,
при секретаре Зининой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Колышлейского районного суда Пензенской области (р.п.Колышлей, ул.Советская, 46) гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Пензенской области к Муниципальному общеобразовательному учреждению основная общеобразовательная школа с.Крутец Колышлейского района Пензенской области о понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Пензенской области обратилось в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав, что в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 21.05.2012 г. №636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, а Управление Роспотребнадзора по Пензенской области (далее – Управление) – территориальным органом федерального органа исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. №322 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Полномочия Управления утверждены приказом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10.07.2012 г. №731. Главные Государственные санитарные врачи уполномочены и вправе предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ). Согласно ст.11 Федерального закона №52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Действующим гражданским процессуальным законодательством, в частности ст.28 ГПК РФ, предусмотрено предъявление в суд иска к организации по адресу организации. 11 июня 2024 года в ходе проведения профилактического визита в пришкольном оздоровительном лагере Муниципального общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа с.Крутец Колышлейского района Пензенской области (далее - МОУ ООШ с.Крутец) по <адрес> на основании решения о проведении профилактического визита № от 03.06.2024 г., выявлены нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.2.5.2, п. 2.5.3, п.2.8.3 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», а именно: в пришкольном оздоровительном лагере МОУ ООШ с.Крутец <адрес>, установлено:
- в помещении для дневного сна девочек (ранее кабинет начальных классов) имеются дефекты пола. Материал покрытия пола – линолеум, целостность которого местами нарушена, что не допускает проведение влажной обработки и дезинфекции. В детской раздевалке, а также в зоне эвакуационного выхода штукатурка на потолке в местах соединения плит частично отслоилась либо отсутствует, имеются следы протекания крыши. На пищеблоке и в помещении дневного сна для девочек нарушена целостность стекла на окнах. По результатам проведенного профилактического визита МОУ ООШ с.Крутец выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований № от 17.06.2024 г., в котором с целью устранения выявленных нарушений предписано:
1. Пол в помещении для дневного сна девочек (кабинете начальных классов) привести в соответствии с п.2.5.2 СП 2.4.3648-20. Срок исполнения до: 02.09.2024 г.
2. Потолки в детской раздевалке, а также в зоне эвакуационного выхода привести в соответствии с п.2.5.3 СП 2.4.3648-20. Срок исполнения до: 02.09.2024 г.
3. Произвести остекление стекла на пищеблоке и в помещении дневного сна для девочек в соответствии с п. 2.8.3 СП 2.4.3648-20. Срок исполнения до: 02.09.2024 г.
22.08.2024г. от МОУ ООШ с.Крутец получен ответ о принятых мерах и проведенных мероприятиях, из которых следует, что МОУ ООШ с.Крутец выполнило 2 пункта предписания, а именно: приобретены 2 стекла для восстановления окон в помещении для девочек и на пищеблоке. Остальные пункты предписания не выполнены (направлены ходатайства учредителю о выделении денежных средств для приобретения линолеума и ремонта кровли). Таким образом, фактически, к началу учебного года в кабинете начального класса, который использовался в июне 2024 г. как помещение для дневного сна девочек в пришкольном лагере МОУ ООШ с.Крутец, имеются дефекты пола. Материал покрытия пола – линолеум, целостность которого местами нарушена, что не допускает проведение влажной обработки и дезинфекции. В детской раздевалке, а также в зоне эвакуационного выхода штукатурка на потолке в местах соединения плит частично отслоилась либо отсутствует, имеются следы протекания крыши. При рассмотрении информации законного представителя МОУ ООШ с.Крутец о выполнении предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований № от 17.06.2024 г. установлено, что предписание не выполнено в установленный срок в полном объеме, в связи с чем, 17.09.2024 г. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ на юридическое лицо – МОУ ООШ с. Крутец, который направлен мировому судье Колышлейского района Пензенской области. В соответствии с требованиями ч.1 статьи 28 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»: в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. В соответствии с СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 г.: п. 2.5.2. Полы не должны иметь дефектов и повреждений и должны быть выполненными из материалов, допускающих влажную обработку и дезинфекцию; п.2.5.3. Стены и потолки помещений не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком, должны иметь отделку, допускающую влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств. В нарушение 1 статьи 28 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.2.5.2, п.2.5.3, СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» в МОУ ООШ с.Крутец: в кабинете начальных классов имеются дефекты пола. Материал покрытия пола – линолеум, целостность которого местами нарушена, что не допускает проведение влажной обработки и дезинфекции; в детской раздевалке, а также в зоне эвакуационного выхода штукатурка на потолке в местах соединения плит частично отслоилась либо отсутствует, имеются следы протекания крыши. Тем самым, юридическое лицо допустило и продолжает допускать нарушение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Нарушение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения подтверждается протоколом осмотра при проведении профилактического визита от 11.06.2024 г., предписанием об устранении выявленных нарушений обязательных требований № от 17.06.2024 г., выданного по результатам профилактического визита, протоколом об административном правонарушении по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ в отношении юридического лица –МОУ ООШ с.Крутец.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, истец просил признать незаконным бездействие ответчика МОУ ООШ с.Крутец по <адрес> в части: не устранения дефектов и повреждений на полу в кабинете начальных классов, не приведения отделки потолков в детской раздевалке, а также в зоне эвакуационного выхода в соответствие, для обеспечения возможности проведения влажной обработки с применением моющих и дезинфицирующих средств. Понудить ответчика - МОУ ООШ с.Крутец по <адрес> выполнить требования санитарного законодательства и устранить дефекты и повреждения на полу в кабинете начальных классов, привести отделку потолков в детской раздевалке, а также в зоне эвакуационного выхода в соответствие, для обеспечения возможности проведения влажной обработки с применением моющих и дезинфицирующих средств.
Определением Колышлейского районного суда Пензенской области от 22.10.2024 года в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, по делу привлечены Администрация Колышлейского района Пензенской области и Управление образования Колышлейского района Пензенской области.
В период нахождения дела в производстве суда, представителем истца Тезиковой Л.В. в суд представлено письменное заявление об отказе от заявленных исковых требований в полном объеме в связи с их добровольным удовлетворением ответчиком, а именно: дефекты и повреждения на полу в кабинете начальных классов удовлетворены; отделка потолков в детской раздевалке, а также в зоне эвакуационного выхода приведена в соответствие, для обеспечения возможности проведения влажной обработки с применением моющих и дезинфицирующих средств. Отказ от иска заявлен добровольно, последствия отказа от иска, предусмотренные статьей 221 ГПК РФ, известны. Просит принять отказ от иска и прекратить производство по вышеуказанному делу.
Представитель истца - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Пензенской области в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется письменное заявление представителя истца Тезиковой Л.В. о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.
Представитель ответчика - МОУ ООШ с.Крутец, Колышлейского района Пензенской области, в судебное заседание не явился, от директора указанного учреждения Дурцева Ю.Е. в суд поступило письменное заявление о рассмотрении гражданского дела без его участия, в котором он указал, что против прекращения производства по делу не возражает.
Представителем третьего лица - Управления образования Администрации Колышлейского района Пензенской области Спирягиной С.В., действующей на основании доверенности № от 26.11.2024 г, в адрес суда представлено письменное заявление о рассмотрении гражданского дела без ее участия, при этом указала, что против прекращения производства по делу не возражает.
Представителем третьего лица - Администрации Колышлейского района Пензенской области Бученковым А.А., действующим на основании доверенности № от 09.01.2024 г., в адрес суда представлено письменное заявление о рассмотрении гражданского дела без его участия, против прекращения производства по делу не возражает.
Рассмотрев заявление истца об отказе от заявленных исковых требований и о прекращении производства по делу, суд считает возможным принять отказ истца от иска по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст.39 ГПК РФ, истец вправе полностью или частично отказаться от иска.
В силу ч.3 ст.173 ГПК РФ при отказе истца от иска и принятии его судом суд выносит определение, которым одновременно прекращает производство по делу.
Судом установлено, что отказ от исковых требований, заявленный представителем истца - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Пензенской области, является добровольным и свободным его волеизъявлением, оформлен письменно, представителю истца известны и понятны последствия отказа от заявленных требований и прекращения производства по гражданскому делу.
Согласно п.3 ст.220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска, и отказ принят судом.
Учитывая, что настоящее исковое заявление подано в интересах неопределенного круга лиц, то отсутствуют основания для продолжения его рассмотрения по существу, отказ от иска не противоречит закону и не нарушает интересов иных лиц, суд считает возможным принять отказ истца от иска, а производство по делу прекратить.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Из разъяснений, данных в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», следует, что при прекращении производства по делу ввиду отказа истца от иска в связи с добровольным удовлетворением его требований ответчиком после обращения истца в суд судебные издержки взыскиваются с ответчика (часть 1 статьи 101 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 113 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статья 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Следовательно, в случае добровольного удовлетворения исковых требований ответчиком после обращения истца в суд и принятия судебного решения по такому делу судебные издержки также подлежат взысканию с ответчика.
Таким образом, в случае прекращения производства по делу в связи с отказом истца от иска вследствие добровольного удовлетворения ответчиком требований неимущественного характера государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от ее уплаты в размере, установленном законом для предъявления требований неимущественного характера.
В соответствии с подпунктом 13 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) - по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для организаций - 20000 рублей.
Учитывая изложенное, с ответчика в доход бюджета муниципального образования - «Колышлейский район Пензенской области» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей.
Руководствуясь ст.ст.220, 221, 224, 225 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Отказ истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Пензенской области от иска к Муниципальному общеобразовательному учреждению основная общеобразовательная школа с.Крутец Колышлейского района Пензенской области о понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства, - принять.
Прекратить производство по гражданскому делу №2-377/2024 по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Пензенской области к Муниципальному общеобразовательному учреждению основная общеобразовательная школа с.Крутец Колышлейского района Пензенской области о понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства
Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа с.Крутец Колышлейского района Пензенской области (ИНН 5817005245, ОГРН 1085805000621), расположенного <адрес> государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования - «Колышлейский район Пензенской области» в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей.
На определение может быть подана частная жалоба в течение 15 дней со дня его вынесения в Пензенский областной суд через Колышлейский районный суд Пензенской области.
Председательствующий судья