Решение по делу № 22-7124/2023 от 24.11.2023

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ

    г. Уфа                                                                         13 декабря 2023 года

Верховный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Дашкина А.А.

при секретаре Хурамшиновой М.М.,

с участием прокурора Кархалева Н.Н., осуждённой Юмадиловой Л.М. и адвоката Губайдуллина Э.А. в защиту её интересов,

рассмотрел в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционной жалобе адвокатов Ашурковой О.В. и Губайдуллина Э.А. на приговор Октябрьского районного суда г.Уфы от 27 сентября 2023 года, которым

Юмадилова Л.М., дата года рождения, несудимая,

осуждена по пункту «в» части 2 статьи 158 УК РФ к 2 годам лишения свободы условно с испытательным сроком на 2 года 6 месяцев в порядке статьи 73 УК РФ с возложением обязанностей не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осуждённых по месту её жительства и два раза в месяц являться на регистрацию в этот орган.

С Юмадиловой Л.М. в пользу В. взыскано ... рублей в счет возмещения материального ущерба, причиненного преступлением.

Приговором решена судьба вещественных доказательств.

Заслушав доклад судьи Дашкина А.А. о содержании итогового решения по делу и доводах апелляционной жалобы, выступления адвоката Губайдуллина Э.А. и осуждённой Юмадиловой Л.М. об изменении приговора в части гражданского иска, мнение прокурора Кархалева Н.Н. о законности решения суда, суд апелляционной инстанции

УСТАНОВИЛ:

Юмадилова признана виновной и осуждена за тайное хищение чужого имущества – ювелирных изделий на общую сумму ... рублей, принадлежащих гражданину В., с причинением потерпевшему значительного ущерба.

Преступление Юмадиловой совершено дата в адрес при установленных судом и изложенных в приговоре обстоятельствах.

Юмадилова в судебном заседании вину в совершении кражи не признала, заявив, что цепочку, кулон и печатку потерпевший отдал Ш. за оказанную сексуальную услугу, которые последняя сдала в ломбард по своему паспорту, взамен денежных средств ей предложили другие золотые изделия, часть которых Ш. подарила Юмадиловой.

Дело рассмотрено в общем порядке судебного разбирательства.

Итоговое решение по делу в интересах осуждённой обжаловано адвокатами Ашурковой и Губайдуллиным.

В совместной апелляционной жалобе авторы приводят содержание видеозаписей с камер наблюдения в ломбарде и обращают внимание на фиксацию того, что Ш. первая уверенно проследовала к окну приема ювелирных изделий, села к окну, предоставила кассиру свой паспорт и сдала ювелирные изделия. Юмадилова в это время находилась в фойе помещения ломбарда, никакого участия в переговорах с кассиром не принимала, каких-либо указаний Ш. не давала. Видно, продолжают адвокаты, что Ш. активно и уверенно общается с кассиром, лично принимает решение о порядке и варианте расчета компенсации за сданные ювелирные изделия, получает деньги от кассира, самостоятельно выбирает понравившиеся, делит их и лично передает часть Юмадиловой, то есть совершает и определяет дальнейшие действия по распоряжению полученных ювелирных украшений от потерпевшего В..

Эти юридически значимые факты, делают вывод защитники, полностью опровергают версию обвинения о совершении кражи Юмадиловой и подтверждают её версию о получении Ш. ювелирных изделий от В. за оказание ему интимной услуги, чему осуждённая была свидетелем в сауне, именно оказанная Шобакировой интимная услуга, считают авторы жалоб, явилась причиной отказа В. от предъявления к Шобакировой материальных претензий. В этой же связи адвокаты считают показания Ш. голословными, ложными и надуманными, вызванными стремлением избежать ответственности, а привлечение Юмадиловой к уголовной ответственности и данную судом юридическую оценку её действиям - незаконными.

В заключение, обращая внимание на нахождение у Ш. золотых украшений, приобретенных ею в результате продажи в ломбарде похищенных у В. ювелирных изделий, авторы апелляционного обращения полагают незаконным решение суда в части гражданского иска, принятого без учета гражданских взаимоотношений между Ш. и Юмадиловой по поводу регресса требований о возмещении материального ущерба, причиненного потерпевшему преступление. Всю сумму ущерба суд взыскал с Юмадиловой, хотя похищенным она и Ш. распорядились совместно, разделив вырученные от продажи ювелирных изделий В. ценности в равных долях. Поэтому защитники считают, что итоговое решение по делу подлежит изменению, иск потерпевшего должен быть оставлен без рассмотрения и выделен в гражданское судопроизводство.

По результатам проверки материалов уголовного дела в отношении Юмадиловой и обсуждения доводов, изложенных в апелляционной жалобе, апелляционным судом не установлено таких нарушений уголовного и уголовно-процессуального законов, допущенных на этапе досудебного производства по делу и его рассмотрения в суде, которые в силу своей существенности дают основания для отмены или изменения приговора.

Уголовное дело в отношении Юмадиловой возбуждено надлежащим лицом при наличии должных повода и основания.

Предварительное следствие по делу проведено в соответствии с установленной процедурой и с учетом предоставленных следователю полномочий самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий.

Объективных данных, указывающих на то, что органом предварительного расследования на досудебной стадии уголовного судопроизводства нарушались правила сбора и процессуального закрепления доказательств судом апелляционной инстанции не установлено.

Убедившись в том, что в ходе предварительного расследования дела были обеспечены все необходимые условия для реализации обвиняемой её прав в целях защиты от предъявленного обвинения, по окончанию следствия должным образом выполнены требования статьи 217 УПК РФ, а обвинительное заключение по форме и содержанию отвечает требованиям статьи 220 УПК РФ, суд рассмотрел уголовное дело по существу в соответствии с положениями глав 36 - 39 УПК РФ, определяющими общие условия судебного разбирательства, с соблюдением основополагающих принципов судопроизводства, с обоснованием выводов, изложенных в приговоре, исследованными по делу доказательствами.

В подтверждение обстоятельств, перечисленных в статье 73 УПК РФ, суд, как следует из приговора, исследовал совокупность доказательств, полученных из надлежащих источников и отвечающих закону по своей форме, которые, проверив также на предмет относимости и достоверности, обоснованно признал достаточной для правильного разрешения уголовного дела и постановления законного приговора, в котором установил факт совершения Юмадиловой уголовно-наказуемых действий против чужой собствен-ности.

На основе исследования доказательств - показаний потерпевшего В. об обстоятельствах знакомства и времяпровождения дата совместно с Ш. и Юмадиловой, в том числе в сауне центра отдыха «...», половой связи с последней, обнаружения пропажи ювелирных изделий и размере ущерба; показаний свидетеля Ш. об обстоятельствах общения с потерпевшим вместе с Юмадиловой дата, в том числе в сауне, своих и Юмадиловой действиях, а также об обстоятельствах сдачи в ломбард появившихся у последней после общения с В. ювелирных изделий; показаний свидетеля И. о присутствии дата в сауне в период времени с 16.00 до 18.00 часов мужчины по имени В. с двумя девушками, которые по истечению времени ушли, оставив спящего в номере потерпевшего, и о ставшем ей известном от сменщицы на следующий день факте краже у В. золотых изделий, других приведенных в приговоре, в том числе объективных доказательств в виде письменных и видеоматериалов дела, сопоставленных между собой и оцененных в совокупности, суд пришел к мотивированному выводу о доказанности события преступления и виновности Юмадиловой в его совершении.

Подробно изложив в приговоре содержание названных показаний и других доказательств, суд обоснованно не усомнился в их достоверности, поскольку они получены в соответствии с требованиями уголовно-процессу-ального закона, каких-либо противоречий приведенные показания не содер-жат.

Данные об искажении этих показаний в материалах дела отсутствуют, они стабильны, содержательны, последовательны, логичны, взаимосвязаны и взаимодополняемы, в связи с чем эти показания обоснованно были признаны допустимыми доказательствами и использованы для установления указанных в статье 88 УПК РФ обстоятельств.

Объективных сведений о заинтересованности потерпевшего В., свидетелей Ш. и И. при даче на предварительном следствии и в судебном заседании показаний по обстоятельствам дела в отношении осуждённой, ставящих эти показания под сомнение, которые повлияли или могли повлиять на выводы и решение суда о виновности Юмадиловой, на правильность применения к ней уголовного закона и меру назначенного ей наказания, по делу не имеется.

Показания названных лиц согласуются с объективными доказательствами по делу, каковыми являются данные, зафиксированные в исследованных судом: протоколах осмотра банного комплекса центра отдыха «...», в коридоре которого установлена камера видеонаблюдения, и номера «...», в котором дата находились В., Юмадилова и Ш.; акте изъятия, протоколах выемки и осмотра ювелирных изделий, скупочной квитанции и товарного чека; протоколе осмотра видеозаписей в помещении сауны «...» и «...», на которых запечатлены Юмадилова и Ш., а также записан разговор последней с сотрудником ломбарда; данных службы безопасности ООО «...» о сдаче Ш. в скупку золотых изделий; экспертных заключениях о рыночной стоимости изъятых ювелирных изделий, протоколах иных, проведенных по делу следственных и процессуальных действий.

Утверждения авторов совместной апелляционной жалобы о непричастности Юмадиловой к совершению уголовно-наказуемых действий в отношении имущества потерпевшего В. и, напротив, о краже ювелирных изделий Ш., суд апелляционной инстанции находит малоубедительными, так как материалы дела свидетельствуют об обратном.

Содержание этих доводов по существу повторяет процессуальную позицию осуждённой и её защитников в судебном заседании первой инстанции, где ими, кроме этого, заявлено и о нарушении территориальной подследственности, неустановлении следствием времени совершения преступления и дальнейшей судьбы золотых украшений.

Эти утверждения судебной инстанцией при рассмотрении дела были

тщательно проверены и отвергнуты как несостоятельные с приведением доказательств, опровергающих позицию стороны защиты, как того требует уголовно-процессуальный закон и о чем подробно изложено в приговоре.

Не согласиться с этими выводами, либо давать доводам осуждённой и адвокатов в этой части иную оценку у апелляционного суда оснований не имеется, как и нет необходимости в повторном подробном их изложении.

Проверяя в суде апелляционной инстанции приведенные в совместной жалобе эти и иные доводы, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

По смыслу действующего уголовно-процессуального законодательст-

ва, неудовлетворенность той либо иной стороны по делу принятым судом решением не является поводом для уличения органа следствия в неполноте и незаконности предварительного следствия, а судьи - в утрате объективности и беспристрастности.

Утверждения обоих адвокатов о совершении преступления Ш. ввиду её активного и уверенного поведения в ломбарде по распоряжению похищенными у В. ювелирными изделиями апелляционный суд находит малоубедительными, поскольку эти доводы полностью опровергаются исследованной совокупностью доказательств.

Так, показания потерпевшего В. об обстоятельствах общения с Юмадиловой и Ш. дата и его последствиях являются стабильными в ходе предварительного и судебного следствия, эти показания полностью согласуются с показаниями свидетеля Ш. и объективно подтверждаются содержанием видеозаписи на месте совершения преступления, запечатлившей вместе идущих из номера в одних полотенцах потерпевшего и осуждённую, а также содержанием видеозаписи из ломбарда, зафиксировавшей факт передачи Юмадиловой кассиру похищенной у В. золотой печатки.

Оценивая названные доводы стороны защиты, апелляционный суд принимает во внимание и наличие в деле имеющего законную силу постановления от дата об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Ш. по признакам составов преступлений, предусмотренных статьями 158 УК РФ и 175 УК РФ.

При таких обстоятельствах ссылка авторов жалобы на активные и уверенные действия свидетеля при сдаче совместно с Юмадиловой в ломбард похищенных у потерпевшего золотых изделий как на доказательство вины Ш. в совершении кражи является малоубедительной.

Из материалов дела усматривается, что судебное разбирательство производилось в предусмотренных статьей 252 УПК РФ пределах, носило состязательный характер, в ходе него суд не допустил нарушений закона, с которыми УПК РФ связывает возможность отмены приговора суда, обеспечил равноправие сторон, не отдавая предпочтение какой-либо из них, заняв, таким образом, независимую позицию и, руководствуясь при осуществ-

лении правосудия только законом.

Сторона защиты имела равные процессуальные возможности по отстаиванию своих прав и законных интересов, чем, судя по протоколу судебного заседания, активно пользовалась, все заявленные сторонами ходатайства судом рассмотрены, принятые по ним решения суда являются правильными, они подтверждены имеющимися в деле фактическими и правовыми основаниями, судебное следствие было завершено судом после того, как все имевшиеся у сторон доказательства были исследованы.

В соответствии с положениями статей 304, 307-309 УПК РФ в приговоре приведено не только описание преступных действий осуждённой и наступивших в результате этого последствий, обоснованно признанных судом доказанными, но и дана надлежащая правовая оценка всем исследованным по делу доказательствам, приведены мотивы решений по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, подлежащим разрешению при вынесении приговора.

Данная судом правовая оценка содеянному осуждённой по пункту «в» части 2 статьи 158 УК РФ является правильной, она соответствует сведениям о содержании преступного умысла Юмадиловой, а также объективно выполненным ею действиям, установленным на основе совокупности доказательств, все диспозитивные и квалифицирующие признаки уголовно-наказуемого деяния судом надлежаще и полно пранализированы.

В этой связи следует признать, что позиция авторов жалобы насчет правильности оценки положенных судебной инстанцией в основу обвинительного приговора доказательств основана ни на чем ином, как на собственной интерпретации исследованных доказательств и признания их важности для дела без учета установленных статей 87,88 УПК РФ правил оценки доказательств, которыми в данном случае руководствовался суд.

Вопреки доводам апелляционного обращения гражданский иск по делу разрешен судом верно, в соответствии с установленными фактическими обстоятельствами и требованиями статьи 1064 ГК РФ, наложенный на изъятые у Ш. золотые изделия арест судебной инстанцией сохранен до исполнения решения по гражданскому иску, при наличии фактических и правовых оснований возможности защищать свои имущественные права в порядке гражданского судопроизводства Юмадилова не лишена.

При обсуждении вопроса о мере ответственности Юмадиловой суд учел общие начала назначения уголовного наказания, выяснил все обстоятельства, относящиеся к личности осуждённой, её семейному положению и содеянному ею, установил указанную в приговоре совокупность смягчающих и отсутствие отягчающих обстоятельств, мотивировал и привел убедительное обоснование невозможности применения к виновной положений части 6 статьи 15 УК РФ и статьи 64 УК РФ.

Применение статьи 73 УК РФ судом мотивировано, дополнительных и неучтенных судом смягчающих наказание осуждённой обстоятельств не имеется, мотивы решения всех вопросов, относящихся к назначению Юмадиловой уголовного наказания, в приговоре приведены.

Нарушений при назначении Юмадиловой наказания суд не допустил, все обстоятельства, влияющие на вид и размер наказания учтены в полной мере, без формального подхода суда к их оценке, назначенное виновной наказание является законным, обоснованным и соразмерным содеянному, а следовательно, справедливым.

Иных доводов, которые свидетельствовали бы о незаконности приговора и вызывали сомнения в правильности выводов суда первой инстанции о доказанности события преступления, причастности к нему Юмадиловой, её вины, законности и справедливости вида и срока наказания в совместной апелляционной жалобе не содержится, в связи с чем, по указанным выше основаниям апелляционный суд оставляет её без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 38913, 38920, 38928 и 38933 УПК РФ, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

приговор Октябрьского районного суда г.Уфы от 27 сентября 2023 года в отношении Юмадиловой Л.М. оставить без изменения, а апелляционную жалобу адвокатов Ашурковой О.В. и Губайдуллина Э.А. – без удовлетворения.

Апелляционное постановление вступает в законную силу с момента провозглашения и может быть обжаловано в установленном главой 47.1 УПК РФ кассационном порядке в 6-ой кассационный суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев со дня его провозглашения путем обращения в суд первой инстанции.

В случае обжалования судебного решения в кассационном порядке заинтересованные лица вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий

Справка: дело № 22- 7124/2023; судья Гаймалеев Р.Р.

22-7124/2023

Категория:
Уголовные
Статус:
ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
Истцы
Кархалев Н.Н.
Степанов А.Ю.
Другие
Ашуркова О.В.
Губайдуллин Э.А.
Юмадилова Линара Маратовна
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Дашкин Аскар Абдулнасырович
Статьи

158

Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
13.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее