Решение по делу № 2а-5327/2021 от 05.08.2021

ДЕЛО № 2а-5327/2021

УИД: 36RS0002-01-2021-006039-68

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 ноября 2021 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Оробинской О.В.,

при секретаре Саблиной Р.Ю.,

с участием представителя административного истца Горбулева С.В. по ордеру адвоката Вороновой Н.В.,

представителя заинтересованного лица Управы Коминтерновского района городского округа г. Воронеж по доверенности Косых Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Горбулева С.В. к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,

у с т а н о в и л :

Горбулев С.В. обратился в суд с административным иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, в котором указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 528 кв.м, с кадастровым номером (№) по адресу: <адрес>. 22.06.2021 он обратился к административному ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Ответом от 21.07.2021 ему было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка по тем основаниям, что согласно п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами. Согласно п.п. п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены приказом Минэкономразвития от 27.11.2014 № 762, также на представленной схеме не отражены объекты, имеющиеся на исходном земельном участке. Дополнительны земли, включенные в порядке перераспределения, имеют наложения на территорию, включенную в перечень зеленых зон общего пользования как сквер «Миролюбия», расположенный по адресу: пересечение <адрес> и пер. <адрес>, где строительство капитальных объектов запрещено. Ссылаясь на положения ст. 11.9 ЗК РФ, и указывая, что он в своем заявлении просил не об образовании земельного участка, а об утверждении схемы расположения земельного участка, а также то, что на схеме отображены все объекты, имеющиеся на исходном земельном участке, наложение на территорию, включенную в перечень зеленых зон общего пользования сквера «Миролюбие» отсутствует, просит признать незаконным отказ ДИЗО Воронежской области от 21.07.2021 № 52-17-12055 об отказе Горбулеву С.В. в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с кадастровым номером (№) по адресу: <адрес> (л.д. 5-7).

Определением суда от 06.09.2021, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечено Управление главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж, Управа Коминтерновского района городского округа г. Воронеж (л.д. 50).

Определением суда от 30.09.2021, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен кадастровый инженер Капран Ю.Н. (л.д. 56).

Судебное заседание по делу было назначено на 23.11.2021, 11.30 час., затем объявлен перерыв до 26.11.2021, 10.30 час.

Административный истец Горбулев С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в суд своего представителя.

Представитель административного истца Горбулева С.В. по ордеру адвокат Воронова Н.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика ДИЗО Воронежской области по доверенности Родина М.Л. после объявленного перерыва в судебное заседание не явилась, ранее в судебном заседании административные исковые требования не признала, поддержала письменные возражения на иск (л.д. 28-31).

Представитель заинтересованного лица Управы Коминтерновского района городского округа г. Воронеж по доверенности Косых Л.Е. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Заинтересованное лица Управление главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж, кадастровый инженер Капран Ю.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 60, 62).

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в том числе, решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование

Статья 39.2 ЗК РФ предусматривает, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

На территории Воронежской области исполнительным органом государственной власти, осуществляющим предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, является Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, который действует на основании Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 № 365. Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - Департамент) является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции, а также в области лицензирования отдельных видов деятельности, производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Воронежской области.

Пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 данного Кодекса.

В силу пункта 4 ст. 11.9 Земельного кодекса не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Согласно пункту 6 ст. 11.9 Земельного кодекса образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Пунктом 13 ст. 11.10 названного Кодекса установлено, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

Исходя из содержания пунктов 14 и 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ при поступлении заявления гражданина об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязаны принять одно из двух решений: об утверждении схемы расположения земельного участка либо об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка с указанием оснований для отказа.

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе, разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренныхстатьей 11.9настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Судом установлено, что 23.06.2021 Горбулев С.В., являясь собственником земельного участка с кадастровым номером (№), площадью 450 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 16-18) обратился в ДИЗО Воронежской области с заявлением, в котором просил утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с образованием земельного участка путем перераспределения (в отношении земельного участка, подлежащего образованию, в соответствии со схемой расположения земельного участка) площадью 528 кв.м, кадастровый (№) на основании ст. 11.10, п. 3 ч. 1 ст. 39.38 Земельного кодекса РФ (л.д. 35-36). К заявлению были приложены схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в масштабах 1:500 и 1:2000 (л.д. 14, 15).

На основании полученных ответов из Управления главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж (л.д. 37-39), Управы Коминтерновского района городского округа г. Воронеж (л.д. 46-48), проведенной проверки ОГБУЗ ВО «Управление природных ресурсов» (л.д. 40-45) письмом от 21.07.2021 № 52-17-12055 Горбулеву С.В. Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области на основании п.п. 11, 12 п. 9 ст. 3929 Земельного кодекса РФ отказано в утверждении представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения (л.д. 32-34).

В качестве оснований к отказу утверждения схемы послужили следующие обстоятельства:

1) несоответствие предоставленной схемы земельного участка на кадастровом плане территории требованиям приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762, а именно на представленной схеме не отражены нежилое строение и навес, имеющиеся на исходном земельном участке (п.п. 1 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ);

2) по информации Управления главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж в соответствии с постановлением Администрации города Воронежа от 01.04.2003 № 669 «О сохранении, развитии и благоустройстве зеленых зон общего пользования г. Воронеж» дополнительные земли, включенные в порядке перераспределения, имеют наложения на территорию, включенную в перечень зеленых зон общего пользования как сквер «Миролюбия», расположенного по адресу: пересечение <адрес> и <адрес>, где строительство объектов капитального строительства запрещено (п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ).

По первому основанию отказа следует указать, что подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории осуществляется в соответствии со ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, требованиями приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» (далее - Требования).

В соответствии с п. 4 Требований схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Как следует из представленного в материалы дела акта проверки земельного участка 36:34:0201037:484 с разрешенным видом использования отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну, две семьи, коттеджи (л.д. 41) фактически на земельном участке расположены двухэтажный жилой дом с входной группой и навесом, зеленые насаждения, ограждения, навес, хозпостройки, элементы благоустройства. Согласно пояснениям представителя административного истца, фотоматериалам, приложенным акту, неотраженными на схеме являются мангальная печь для гриля, навес от солнца. Причем из оспариваемого ответа не ясно, почему не указание на схеме именно этих объектов послужило основанием для признания несоответствия предоставленной схемы расположения земельного участка требованиям приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762. По мнению суда, данные объекты нельзя отнести к зданиям, сооружениям (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектам незавершенного строительства, указание которых в соответствии с пунктом 4 Требований является обязательным. Суд согласен с доводами представителя административного истца о том, что данные объекты следует относить к элементам благоустройства, тем более, что они находятся на земельном участке Горбулева С.В., который поставлен на кадастровый учет в границах, не расположены на формируемом земельном участке и поэтому не могут затрагивать права и законные интересы других лиц.

Позиция административного истца подтверждена и представленным в суд заключением кадастрового инженера Капран Ю.Н. (л.д. 68), согласно которому на схеме были изображены все расположенные на земельном участке на момент изготовления схемы объекты капитального строительства, в том числе незавершенного строительства. В пределах границ формируемого земельного участка на момент изготовления схемы, какие-либо строения отсутствовали. Вместе с тем, при подготовке схемы сведения о наличии каких-либо строений, сооружений на земельном участке в утвержденных документах территориального планирования отсутствовали, таким образом, кадастровый инженер не располагал указанной информацией.

При таких обстоятельствах суд считает оспариваемый отказ в части несоответствия предоставленной схемы земельного участка на кадастровом плане территории требованиям приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 является безосновательным.

В опровержении второго основания отказа в утверждении представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, административным истцом представлено экспертное исследование № 598 от 22.11.2021 ООО «Воронежский центр судебной экспертизы» (л.д. 69-71). В выводах эксперт указал, что согласно представленной ситуационной схеме «Концептуальное предложение благоустройства парка «Осинки» (л.д. 80) (в оспариваемом ответе парк указан с названием «Миролюбия»), определить местоположение (границы, координаты и т.д.) сквера, расположенного по адресу: пересечение <адрес> и <адрес> <адрес>, определить длины границ и координаты поворотных точек парка не представляется возможным, в связи с отсутствием масштаба плана, привязки предполагаемых границ к существующим объектам, расположенным на местности, поэтому определить фактические расположение границ парка, согласно представленной схеме не представляется возможным. Определить имеется ли наложение вновь формируемого земельного участка площадью 528 кв.м, кадастровый (№) по адресу: <адрес> на территорию парка, расположенного по адресу: пересечение <адрес> и <адрес> <адрес>, границы которого показаны на ситуационной схеме «Концептуальное предложение благоустройства парка «Осинки», не представляется возможным, т.к. месторасположение парка, согласно представленным документам, определить не представляется возможным.

Учитывая квалификацию, стаж работы эксперта, отсутствие личной заинтересованности в исходе дела, возражений стороны административного ответчика в приобщении указанного экспертного исследования, суд считает возможным принять его во внимание.

Кроме того, представителем заинтересованного лица Управы Коминтерновского района городского округа г. Воронеж в судебное заседание представлен ответ Управления главного архитектора Администрации городского округа г. Воронеж от 22.10.2021(л.д. 87) из которого следует, что в настоящий момент не определена даже подрядная организация для подготовки схемы расположения земельного участка, фактически занимаемого сквером «Миролюбия», расположенного на пересечении <адрес> и <адрес>.

Таким образом, принимая во внимание то обстоятельство, что на момент рассмотрения заявления Горбулева С.В. территория сквера «Миролюбия» в границах не установлена, нельзя признать законным основание к отказу в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с наложением дополнительных земель в порядке перераспределения на территорию, включенную в перечень зеленых зон общего пользования, где строительство объектов капитального строительства запрещено.

При таких обстоятельствах, суд находит подлежащими удовлетворению требования административного истца незаконным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 21.07.2021 № 52-17-12055 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в целях восстановления нарушенных прав заявителя считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность в течение 30 дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Горбулева С.В. от 23.06.2021.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования Горбулева С.В. удовлетворить.

Признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 21.07.2021 № 52-17-12055 об отказе Горбулеву С.В. в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области в течение тридцати дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Горбулева С.В. от 23.06.2021.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: О.В. Оробинская

Решение в окончательной форме изготовлено 10.12.2021.

ДЕЛО № 2а-5327/2021

УИД: 36RS0002-01-2021-006039-68

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 ноября 2021 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Оробинской О.В.,

при секретаре Саблиной Р.Ю.,

с участием представителя административного истца Горбулева С.В. по ордеру адвоката Вороновой Н.В.,

представителя заинтересованного лица Управы Коминтерновского района городского округа г. Воронеж по доверенности Косых Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Горбулева С.В. к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,

у с т а н о в и л :

Горбулев С.В. обратился в суд с административным иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, в котором указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 528 кв.м, с кадастровым номером (№) по адресу: <адрес>. 22.06.2021 он обратился к административному ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Ответом от 21.07.2021 ему было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка по тем основаниям, что согласно п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами. Согласно п.п. п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены приказом Минэкономразвития от 27.11.2014 № 762, также на представленной схеме не отражены объекты, имеющиеся на исходном земельном участке. Дополнительны земли, включенные в порядке перераспределения, имеют наложения на территорию, включенную в перечень зеленых зон общего пользования как сквер «Миролюбия», расположенный по адресу: пересечение <адрес> и пер. <адрес>, где строительство капитальных объектов запрещено. Ссылаясь на положения ст. 11.9 ЗК РФ, и указывая, что он в своем заявлении просил не об образовании земельного участка, а об утверждении схемы расположения земельного участка, а также то, что на схеме отображены все объекты, имеющиеся на исходном земельном участке, наложение на территорию, включенную в перечень зеленых зон общего пользования сквера «Миролюбие» отсутствует, просит признать незаконным отказ ДИЗО Воронежской области от 21.07.2021 № 52-17-12055 об отказе Горбулеву С.В. в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с кадастровым номером (№) по адресу: <адрес> (л.д. 5-7).

Определением суда от 06.09.2021, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечено Управление главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж, Управа Коминтерновского района городского округа г. Воронеж (л.д. 50).

Определением суда от 30.09.2021, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен кадастровый инженер Капран Ю.Н. (л.д. 56).

Судебное заседание по делу было назначено на 23.11.2021, 11.30 час., затем объявлен перерыв до 26.11.2021, 10.30 час.

Административный истец Горбулев С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в суд своего представителя.

Представитель административного истца Горбулева С.В. по ордеру адвокат Воронова Н.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика ДИЗО Воронежской области по доверенности Родина М.Л. после объявленного перерыва в судебное заседание не явилась, ранее в судебном заседании административные исковые требования не признала, поддержала письменные возражения на иск (л.д. 28-31).

Представитель заинтересованного лица Управы Коминтерновского района городского округа г. Воронеж по доверенности Косых Л.Е. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Заинтересованное лица Управление главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж, кадастровый инженер Капран Ю.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 60, 62).

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в том числе, решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование

Статья 39.2 ЗК РФ предусматривает, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

На территории Воронежской области исполнительным органом государственной власти, осуществляющим предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, является Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, который действует на основании Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 № 365. Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - Департамент) является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции, а также в области лицензирования отдельных видов деятельности, производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Воронежской области.

Пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 данного Кодекса.

В силу пункта 4 ст. 11.9 Земельного кодекса не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Согласно пункту 6 ст. 11.9 Земельного кодекса образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Пунктом 13 ст. 11.10 названного Кодекса установлено, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

Исходя из содержания пунктов 14 и 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ при поступлении заявления гражданина об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязаны принять одно из двух решений: об утверждении схемы расположения земельного участка либо об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка с указанием оснований для отказа.

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе, разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренныхстатьей 11.9настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Судом установлено, что 23.06.2021 Горбулев С.В., являясь собственником земельного участка с кадастровым номером (№), площадью 450 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 16-18) обратился в ДИЗО Воронежской области с заявлением, в котором просил утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с образованием земельного участка путем перераспределения (в отношении земельного участка, подлежащего образованию, в соответствии со схемой расположения земельного участка) площадью 528 кв.м, кадастровый (№) на основании ст. 11.10, п. 3 ч. 1 ст. 39.38 Земельного кодекса РФ (л.д. 35-36). К заявлению были приложены схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в масштабах 1:500 и 1:2000 (л.д. 14, 15).

На основании полученных ответов из Управления главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж (л.д. 37-39), Управы Коминтерновского района городского округа г. Воронеж (л.д. 46-48), проведенной проверки ОГБУЗ ВО «Управление природных ресурсов» (л.д. 40-45) письмом от 21.07.2021 № 52-17-12055 Горбулеву С.В. Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области на основании п.п. 11, 12 п. 9 ст. 3929 Земельного кодекса РФ отказано в утверждении представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения (л.д. 32-34).

В качестве оснований к отказу утверждения схемы послужили следующие обстоятельства:

1) несоответствие предоставленной схемы земельного участка на кадастровом плане территории требованиям приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762, а именно на представленной схеме не отражены нежилое строение и навес, имеющиеся на исходном земельном участке (п.п. 1 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ);

2) по информации Управления главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж в соответствии с постановлением Администрации города Воронежа от 01.04.2003 № 669 «О сохранении, развитии и благоустройстве зеленых зон общего пользования г. Воронеж» дополнительные земли, включенные в порядке перераспределения, имеют наложения на территорию, включенную в перечень зеленых зон общего пользования как сквер «Миролюбия», расположенного по адресу: пересечение <адрес> и <адрес>, где строительство объектов капитального строительства запрещено (п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ).

По первому основанию отказа следует указать, что подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории осуществляется в соответствии со ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, требованиями приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» (далее - Требования).

В соответствии с п. 4 Требований схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Как следует из представленного в материалы дела акта проверки земельного участка 36:34:0201037:484 с разрешенным видом использования отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну, две семьи, коттеджи (л.д. 41) фактически на земельном участке расположены двухэтажный жилой дом с входной группой и навесом, зеленые насаждения, ограждения, навес, хозпостройки, элементы благоустройства. Согласно пояснениям представителя административного истца, фотоматериалам, приложенным акту, неотраженными на схеме являются мангальная печь для гриля, навес от солнца. Причем из оспариваемого ответа не ясно, почему не указание на схеме именно этих объектов послужило основанием для признания несоответствия предоставленной схемы расположения земельного участка требованиям приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762. По мнению суда, данные объекты нельзя отнести к зданиям, сооружениям (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектам незавершенного строительства, указание которых в соответствии с пунктом 4 Требований является обязательным. Суд согласен с доводами представителя административного истца о том, что данные объекты следует относить к элементам благоустройства, тем более, что они находятся на земельном участке Горбулева С.В., который поставлен на кадастровый учет в границах, не расположены на формируемом земельном участке и поэтому не могут затрагивать права и законные интересы других лиц.

Позиция административного истца подтверждена и представленным в суд заключением кадастрового инженера Капран Ю.Н. (л.д. 68), согласно которому на схеме были изображены все расположенные на земельном участке на момент изготовления схемы объекты капитального строительства, в том числе незавершенного строительства. В пределах границ формируемого земельного участка на момент изготовления схемы, какие-либо строения отсутствовали. Вместе с тем, при подготовке схемы сведения о наличии каких-либо строений, сооружений на земельном участке в утвержденных документах территориального планирования отсутствовали, таким образом, кадастровый инженер не располагал указанной информацией.

При таких обстоятельствах суд считает оспариваемый отказ в части несоответствия предоставленной схемы земельного участка на кадастровом плане территории требованиям приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 является безосновательным.

В опровержении второго основания отказа в утверждении представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, административным истцом представлено экспертное исследование № 598 от 22.11.2021 ООО «Воронежский центр судебной экспертизы» (л.д. 69-71). В выводах эксперт указал, что согласно представленной ситуационной схеме «Концептуальное предложение благоустройства парка «Осинки» (л.д. 80) (в оспариваемом ответе парк указан с названием «Миролюбия»), определить местоположение (границы, координаты и т.д.) сквера, расположенного по адресу: пересечение <адрес> и <адрес> <адрес>, определить длины границ и координаты поворотных точек парка не представляется возможным, в связи с отсутствием масштаба плана, привязки предполагаемых границ к существующим объектам, расположенным на местности, поэтому определить фактические расположение границ парка, согласно представленной схеме не представляется возможным. Определить имеется ли наложение вновь формируемого земельного участка площадью 528 кв.м, кадастровый (№) по адресу: <адрес> на территорию парка, расположенного по адресу: пересечение <адрес> и <адрес> <адрес>, границы которого показаны на ситуационной схеме «Концептуальное предложение благоустройства парка «Осинки», не представляется возможным, т.к. месторасположение парка, согласно представленным документам, определить не представляется возможным.

Учитывая квалификацию, стаж работы эксперта, отсутствие личной заинтересованности в исходе дела, возражений стороны административного ответчика в приобщении указанного экспертного исследования, суд считает возможным принять его во внимание.

Кроме того, представителем заинтересованного лица Управы Коминтерновского района городского округа г. Воронеж в судебное заседание представлен ответ Управления главного архитектора Администрации городского округа г. Воронеж от 22.10.2021(л.д. 87) из которого следует, что в настоящий момент не определена даже подрядная организация для подготовки схемы расположения земельного участка, фактически занимаемого сквером «Миролюбия», расположенного на пересечении <адрес> и <адрес>.

Таким образом, принимая во внимание то обстоятельство, что на момент рассмотрения заявления Горбулева С.В. территория сквера «Миролюбия» в границах не установлена, нельзя признать законным основание к отказу в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с наложением дополнительных земель в порядке перераспределения на территорию, включенную в перечень зеленых зон общего пользования, где строительство объектов капитального строительства запрещено.

При таких обстоятельствах, суд находит подлежащими удовлетворению требования административного истца незаконным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 21.07.2021 № 52-17-12055 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в целях восстановления нарушенных прав заявителя считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность в течение 30 дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Горбулева С.В. от 23.06.2021.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования Горбулева С.В. удовлетворить.

Признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 21.07.2021 № 52-17-12055 об отказе Горбулеву С.В. в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области в течение тридцати дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Горбулева С.В. от 23.06.2021.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: О.В. Оробинская

Решение в окончательной форме изготовлено 10.12.2021.

1версия для печати

2а-5327/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Горбулев Сергей Викторович
Ответчики
Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области
Другие
Воронова Н.В.
Воронина Е.И.
Родина М.Л.
Кадастровый инженер Капран Юрий Николаевич
Косых Л.Е.
Управа Коминтерновского района городского округа город Воронеж
Управление главного архитектора администрация городского округа г. Воронеж
Суд
Коминтерновский районный суд г. Воронеж
Судья
Оробинская Ольга Валентиновна
Дело на странице суда
kominternovsky.vrn.sudrf.ru
05.08.2021Регистрация административного искового заявления
06.08.2021Передача материалов судье
06.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
06.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.08.2021Подготовка дела (собеседование)
06.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.09.2021Судебное заседание
06.09.2021Судебное заседание
30.09.2021Судебное заседание
30.09.2021Судебное заседание
29.10.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
23.11.2021Судебное заседание
26.11.2021Судебное заседание
10.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее