Решение по делу № 33-22536/2017 от 10.10.2017

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 33-22536/2017

23 октября 2017 года г. Уфа

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего          Науширбановой З.А.,

судей          Сагетдиновой А.М. и

         Смирновой О.В.,

при участии прокурора                      Замалетдиновой Л.И.,

при секретаре          Шуматбаевой С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора адрес в интересах ААФ к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, адрес городского округа адрес Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет по апелляционной жалобе представителя администрации городского округа адрес Республики Башкортостан по доверенности ААФ на решение Орджоникидзевского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата.

Заслушав доклад судьи Науширбановой З.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор адрес в интересах ААФ обратился в суд с иском к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, адрес городского округа адрес Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет.

Исковые требования мотивированы тем, что адрес проведена проверка по обращению ААФ о предоставлении жилья как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Установлено, что его мать ААФ и его отец ААФ решением Белорецкого городского суда Республики Башкортостан от дата лишены родительских прав. ААФ дата умер. ААФ с дата по дата, воспитывался в социальном приюте для детей и подростков адрес и адрес. С дата по дата воспитывался в ГБОУ Узянский детский дом адрес РБ. С дата по дата воспитывался в ГБУ Башкирский республиканский детский адрес им. Ш. Хадайбердина. В дата учебном году обучался в ... классе МБОУ СОШ №... адрес. Вступившим в законную силу решением Орджоникидзевского районного суда адрес РБ от дата удовлетворено исковое заявление прокурора адрес г,Уфы об обязании адрес поставить ААФ на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору специализированного найма. Распоряжением главы адрес городского округа адрес Республики Башкортостан №... от дата ААФ принят на учет для получения жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Между тем, ААФ до настоящего времени ответчиком не предоставлено жилое помещение. Нарушены жилищные права ААФ, который имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства. Просил суд обязать ответчиков предоставить ААФ, дата года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в черте адрес РБ, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м. и заключить с ним договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.

Решением Орджоникидзевского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, постановлено:

иск адрес в интересах ААФ к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, адрес городского округа адрес Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет, удовлетворить частично.

Обязать Администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан предоставить ААФ, дата года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в черте адрес РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м. и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.

В удовлетворении исковых требований адрес в интересах ААФ к адрес городского округа адрес Республики Башкортостан отказать за необоснованностью.

В апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан по доверенности ААФ ставится вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на отсутствие финансирования, поскольку обеспечение данной категории граждан зависит от выделения лимитов из бюджета Республики Башкортостан городскому округу адрес Республики Башкортостан.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения ААФ, заключение прокурора ААФ о законности решения суда, судебная коллегия находит решение законным и обоснованным.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 (пункт 1) Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пункты 1, 3).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).

Таким образом, суд правильно указал, что из содержания приведенных правовых норм, следует, что федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К их числу относятся, в частности, невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении ребенка, который достиг возраста 18 лет и который включен в Список, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае как правильно указал суд, установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан, и относятся к ее расходным обязательствам.Согласно Постановлению Правительства Республики Башкортостан от 06.09.2013 г. № 407 жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - жилые помещения для детей-сирот), по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений и детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ.

Согласно ч. 6 ст. 19 указанного закона, наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ.

В развитии указанных предписаний ст. 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет бюджета субъекта РФ.

Соответственно в ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определенным федеральным законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Как правильно указал суд, применительно к вышеизложенному, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вне очереди может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 28.12.2005 года № 260-3 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» (в редакции Закона РБ от 04.02.2012 г. № 609-з) определено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу п. 8.4 Постановления Правительства РБ от 06.09.2013 N 407 (ред. от 31.10.2014) "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Башкортостан" жилое помещение для детей-сирот, предоставляемое по договору найма специализированных жилых помещений, должно соответствовать требованиям благоустроенности применительно к условиям соответствующего населенного пункта, а именно: общая площадь жилого помещения должна соответствовать норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования Республики Башкортостан, на территории которого предоставляется жилое помещение; жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания.

Разрешая спор, суд обоснованно сослался на приведенные нормы права и исходил из того, что обязанность обеспечения ААФ жилым помещением должна быть возложена на Администрацию городского округа адрес, поскольку пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-з (в редакции Закона РБ от 04.12.2012 N 609-з) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в адрес, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), кроме полномочий по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных образовательных учреждениях и государственных учреждениях здравоохранения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Выводы суда являются правильными, и подтверждаются материалами дела.

Как следует из материалов дела, ААФ, дата года рождения, относится к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Установлено, что его мать ААФ и его отец ААФ решением Белорецкого городского суда РБ от дата лишены родительских прав. ААФ дата умер.

ААФ с дата по дата, воспитывался в социальном приюте для детей и подростков адрес и адрес. С дата по дата воспитывался в ГБОУ Узянский детский дом адрес РБ. С дата по дата воспитывался в ГБУ Башкирский республиканский детский адрес им. Ш. Хадайбердина. В дата учебном году обучался в 11 классе МБОУ СОШ №... адрес.

Вступившим в законную силу решением Орджоникидзевского районного суда адрес РБ от дата удовлетворено исковое заявление прокурора адрес об обязании адрес поставить ААФ на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору специализированного найма.

Распоряжением главы адрес городского округа адрес Республики Башкортостан №... от дата ААФ принят на учет для получения жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Вместе с тем ААФ жилым помещением специализированного жилого фонда не обеспечен. Указанные обстоятельства участвующими в деле лицами не оспаривались.

В нарушение вышеизложенных требований законодательства на момент рассмотрения дела ответчиком, несмотря на наделение его в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, жилое помещение ААФ не предоставлено, тем самым нарушены жилищные права, в том числе, право на дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот, и является бездействием со стороны ответчика.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда об удовлетворении требований прокурора адрес, который обратился в суд с иском в интересах ААФ к Администрации городского округа адрес городского округа адрес об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.

Согласно ст. 2 Закона Республики Башкортостан от 28.12.2005 г. N 260-3 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" государственными полномочиями, предусмотренными ст. 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в адрес.

Как правильно указал суд, исходя из вышеизложенного, следует, что обязанность по предоставлению жилых помещений вышеуказанной категории лиц возложена на органы местного самоуправления, т.е. в данном случае на Администрацию городского округа адрес.

Таким образом, доводы жалобы администрации о том, что обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации являются несостоятельными. Судом установлено, что ААФ имеет право на обеспечение его вне очереди жилым помещением по договору найма специализированного жилищного фонда органом местного самоуправления Администрации городского округа адрес.

При этом возникновение права на получение жилья, связано с тем, что в соответствии с абз. 2 п. 5 Постановления Правительства РБ от 27.09.2013г. за № 438 при возникновении обстоятельств, свидетельствующих о невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в ранее занимаемых жилых помещениях, в орган местного самоуправления Республики Башкортостан по месту выявления и первичного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обращаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае, если их законные представителя в установленном порядке с заявлением не обращались.

Также в силу ст. 8 п.4 абз. 3 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159 –ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств – общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда о возложении обязанности на Администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан по предоставлению ААФ благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда и заключению с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет в черте адрес РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме представления не менее 14 кв.м.

Судебная коллегия полагает, что доводы жалобы администрации об отсутствии финансирования являются несостоятельными, поскольку обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения. Обязанность по предоставлению жилых помещений истцу должна осуществляться Администрацией городского округа адрес Республики Башкортостан за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан, поскольку государственные полномочия Республики Башкортостан по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, после окончания ими учебного заведения, были переданы в установленном порядке Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан.

Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть положены в основу отмены решения суда, поскольку судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи, с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы – не содержащими оснований для его отмены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Орджоникидзевского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации городского округа адрес Республики Башкортостан по доверенности ААФ без удовлетворения.

    

Председательствующий              З.А. Науширбанова

    Судьи                        А.М. Сагетдинова

              О.В. Смирнова

Справка: судья Осипов А.П.

33-22536/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Орджоникидзевского р-на г.Уфы в интересах Ахметшин А.Ф.
Ответчики
Администрация ГО г.Уфа
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Науширбанова Зульфия Альтафовна
Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
23.10.2017Судебное заседание
25.10.2017Передано в экспедицию
25.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее