Дело <№ скрыт>а-154/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес скрыт> 10 мая 2016 года
Ахтынский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи – Рашидова М.А.,
при секретаре – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Рутул административное дело по иску территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес скрыт> в <адрес скрыт> к администрации муниципального района «<адрес скрыт>» и администрации сельского поселения «сельсовет Рутульский» <адрес скрыт> Республики Дагестан о признании незаконным бездействия по не проведению санитарно-эпидемиологической экспертизы на предмет соответствия санитарным требованиям проектов зон санитарной охраны и самих водных объектов - источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории сельского поселения «сельсовет Рутульский» <адрес скрыт> и непредставлению в Управление Роспотребнадзора по <адрес скрыт> в <адрес скрыт> материалов проведенных и оформленных в установленном порядке санитарно-эпидемиологических экспертиз для получения санитарно-эпидемиологических заключений, и обязании устранить указанные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
ТОУ Роспотребнадзора по РД в <адрес скрыт> обратилось в Ахтынский районный суд с административным иском к администрации муниципального района «<адрес скрыт>» (далее – администрация МР «<адрес скрыт>») и администрации сельского поселения «сельсовет Рутульский» <адрес скрыт> РД Республики Дагестан (далее – СП «сельсовет Рутульский») о признании незаконным бездействия по не проведению санитарно-эпидемиологической экспертизы на предмет соответствия санитарным требованиям проектов зон санитарной охраны и самих источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории сельского поселения «сельсовет Рутульский» <адрес скрыт> и непредставлению в Управление Роспотребнадзора по <адрес скрыт> в <адрес скрыт> материалов проведенных и оформленных в установленном порядке санитарно-эпидемиологических экспертиз, и обязании устранить указанные нарушения, указывая, что ТОУ Роспотребнадзора по РД в <адрес скрыт> было направлено администрация МР «<адрес скрыт>» предписание <№ скрыт> от 28.08.2015г., согласно которому главе администрации было предписано организовать санитарно-эпидемиологическую экспертизу проектов зон санитарной охраны водных объектов – источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на подконтрольной территории, а также на предмет соответствия указанных водных объектов санитарным требованиям и представить материалы проведенных экспертиз в ТОУ Роспотребнадзора по РД в <адрес скрыт> для получения санитарно-эпидемиологических заключений. Администрация МР «<адрес скрыт>» в нарушение ч.1 ст.19.5 КоАП РФ требования предписания не исполнила, по данному факту был составлен протокол об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого судом администрация МР «<адрес скрыт>» признана виновной с назначением административного наказания. Данные нарушения могут привести к массовым инфекционным заболеваниям, нарушению прав, и законных интересов определенного круга граждан, представляют реальную угрозу жизни и здоровью населения. Просит признать бездействие незаконным и обязать ответчиков устранить выявленные нарушения.
Представитель административного истца и представители административных ответчика и соответчика, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, представитель административного ответчика в письменных заявлениях просит рассмотреть дело без его участия. В связи с изложенным, учитывая, что суд не признает явку представителей административных истца, ответчика и соответчика обязательной в соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ суд считает возможным рассмотрение административного дела без их участия.
Представитель административного ответчика - глава МР «<адрес скрыт>» ФИО2 в письменном заявлении в суд заявленные исковые требования признал. В то же время в связи с тяжелым материальным положением, недостаточным финансированием в бюджете района на 2016 год на цели приведения водопроводных сетей в соответствие с предъявляемым требованиям, учитывая, что бюджет района на 2016 год уже принят, в связи с чем для исполнения решения суда и устранения имеющихся недостатков необходимо внести изменения в доходную и расходную сметы бюджета, просит установить срок исполнения решения суда в течение шести месяцев со дня вступления его в законную силу.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ <№ скрыт> «Об утверждения положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» от ДД.ММ.ГГГГ <№ скрыт> государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривают обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное или грубое нарушение установленных законами и иными нормативными правовыми актами РФ прав потребителей.
Согласно ч.1 ст.43 Водного кодекса РФ, для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
В силу ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (ч.3). Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (абз.2 ч.5).
Как следует из материалов дела, ТОУ Роспотребнадзора по РД в <адрес скрыт> было направлено администрация МР «<адрес скрыт>» предписание <№ скрыт> от 28.08.2015г., согласно которому главе администрации было предписано организовать санитарно-эпидемиологическую экспертизу проектов зон санитарной охраны водных объектов – источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на подконтрольной территории, а также на предмет соответствия указанных водных объектов санитарным требованиям и представить материалы проведенных экспертиз в ТОУ Роспотребнадзора по РД в <адрес скрыт> для получения санитарно-эпидемиологических заключений.
Однако администрация МР «<адрес скрыт>» в нарушение ч.1 ст.19.5 КоАП РФ требования предписания не исполнила, по данному факту был составлен протокол об административном правонарушении.
Согласно постановлению мирового судьи судебного участка №<адрес скрыт> РД ФИО3 по результатам рассмотрения данного протокола об административном правонарушении администрация МР «<адрес скрыт>» признана виновной в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 10000 руб.
Таким образом, судом установлено, что на территории СП «сельсовет Рутульский» источники водоснабжения используются без проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы и в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения. Данные нарушения могут привести к массовым инфекционным заболеваниям, нарушению прав, и законных интересов определенного круга граждан, представляют реальную угрозу жизни и здоровью населения.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ; заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (п.1).
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (п.1.1).
В соответствии ч.3 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи). Согласно ч.4 ст14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Таким образом, вопросы организации водоотведения и водоснабжения населения района относятся к полномочиям администрации МР «<адрес скрыт>».
Из Устава СП «сельсовет Рутульский» следует, что вопросы по организации водоотведения и водоснабжения населения района не относятся к вопросам местного значения сельского поселения.
Какие-либо решения, соглашения о передаче указанных полномочий от администрации МР «<адрес скрыт>» к СП «сельсовет Рутульский», в материалах дела не имеются.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что СП «сельсовет Рутульский» не является надлежащим соответчиком по данному делу, в связи с чем заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в части требований к администрации МР «<адрес скрыт>».
В письменном заявлении представитель ответчика ФИО2 признает заявленные исковые требования и одновременно просит установить срок для исполнения решения суда в течение шести месяцев.
Согласно ч.1 ст.65 КАС РФ обстоятельства, которые признаны сторонами в результате достигнутого ими в судебном заседании или вне судебного заседания соглашения, а также обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.
Таким образом, судом установлено, что администрация МР «<адрес скрыт>» нарушает установленные действующим законодательством обязательные требования к источникам водных объектов на территории СП «сельсовет Рутульский» <адрес скрыт> РД.
Учитывая необходимость проведения ряда мероприятий по исполнению данного решения суда, в том числе по финансированию затрат из местного бюджета МР «<адрес скрыт>» на 2016 год, который уже принят, необходимость изыскания и выделения бюджетных поступлений на указанные цели, суд приходит к выводу об установлении шестимесячного срока исполнения решения суда.
При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации, или иным способом, до сведения потребителей решение суда.
На основании изложенного и руководствуясь ч.1 ст.43 ВК РФ, ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ " Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст.175-180, 226-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес скрыт> в <адрес скрыт> удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации муниципального района «<адрес скрыт>» по не проведению санитарно-эпидемиологической экспертизы на предмет соответствия санитарным требованиям проектов зон санитарной охраны и самих водных объектов - источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории сельского поселения «сельсовет Рутульский» <адрес скрыт> Республики Дагестан и непредставлению в Управление Роспотребнадзора по <адрес скрыт> в <адрес скрыт> материалов проведенных и оформленных в установленном порядке санитарно-эпидемиологических экспертиз для получения санитарно-эпидемиологических заключений, незаконным.
Обязать администрацию муниципального района «<адрес скрыт>» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- организовать санитарно-эпидемиологическую экспертизу на предмет соответствия санитарным требованиям проектов зон санитарной охраны водных объектов - источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории сельского поселения «сельсовет Рутульский» <адрес скрыт> Республики Дагестан;
- организовать санитарно-эпидемиологическую экспертизу на предмет соответствия санитарным требованиям водных объектов - источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории сельского поселения «сельсовет Рутульский» <адрес скрыт> Республики Дагестан;
- представить в Управление Роспотребнадзора по <адрес скрыт> в <адрес скрыт> материалы проведенных и оформленных в установленном порядке санитарно-эпидемиологических экспертиз для получения санитарно-эпидемиологических заключений.
Обязать администрацию муниципального района «<адрес скрыт>» в десятидневный срок после вступления решения суда в законную силу довести решение суда до сведения потребителей через средства массовой информации или иным способом.
Об исполнении решения суда администрации муниципального района «<адрес скрыт>» проинформировать административного истца и суд в установленные решением суда для его исполнения сроки.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через Ахтынский районный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его вынесения.
Председательствующий судья М.А. Рашидов
Решение суда вынесено на компьютере в совещательной комнате.