Дело 2-759\2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 апреля 2018 года г. Новочебоксарск.
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики в составе судьи Красильниковой С.А., при секретаре судебного заседания Леоновой Д.С.
с участием помощника прокурора города Новочебоксарска Максимовой Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боровикова Леонида Владимировича к Казенному учреждению Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики об индексации и перерасчете сумм возмещения вреда здоровью и взысканию недовыплаченной суммы
установил:
Боровиков Л.В. обратился в суд с иском к Казенному учреждению Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики об индексации и перерасчете сумм возмещения вреда здоровью и взысканию недовыплаченной суммы.
В обоснование иска Боровиков Л.В. ссылался на то, что он принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Впервые был освидетельствован в учреждении медико-социальной экспертизы ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ ему установлена III группа инвалидности со степенью утраты профессиональной трудоспособности 50%, в связи с чем ему были назначены и производились ежемесячные выплаты в счет возмещения вреда здоровью.
Решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики по делу 3 2-683\2006 года постановлено: «Обязать отдел социальной защиты населения г. Новочебоксарска Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики за счет целевых средств, выделяемых федеральным бюджетом для финансирования расходов связанных с реализацией Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» выплачивать Боровикову Леониду Владимировичу на период установления инвалидности ежемесячную денежную компенсацию возмещение вреда, причиненного здоровью, с ДД.ММ.ГГГГ в размере 8349 рублей 35 копеек с дальнейшей индексацией, определяемой Правительством Российской Федерации».
ДД.ММ.ГГГГ ему установлена III группа инвалидности со степенью утраты профессиональной трудоспособности в размере 70%, ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением к ответчику с заявлением о перерасчете ежемесячных выплат в связи с изменениями степени утраты профессиональной трудоспособности в территориальный орган социальной защиты, однако в перерасчете ежемесячных выплат ему было отказано.
Истец просит суд в окончательном варианте обязать Казенное учреждение Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики за счет целевых средств, выделяемых федеральным бюджетом для финансирования расходов связанных с реализацией Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» выплачивать ежемесячную денежную компенсацию возмещение вреда, причиненного здоровью, с ДД.ММ.ГГГГ в размере 29086 рублей 58 копеек с дальнейшей индексацией, определяемой Правительством Российской Федерации, а также взыскать за счет целевых средств, выделяемых федеральным бюджетом для финансирования расходов связанных с реализацией Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», задолженность по денежной компенсации за возмещение вреда, причиненного здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 40944 рубля 20 копеек.
Истец в суд не явился, имеется заявление о рассмотрение его иска без его участия.
Представители истца иск поддержали по тем же мотивам, изложенным в исковом заявлении и вновь привели их суду.
Представитель ответчика в суд не явился, предоставив письменный отзыв и заявление о рассмотрении дела без его участия.
Выслушав участников процесса, заслушав заключение прокурора, исследовав имеющиеся доказательства, суд пришел к следующему.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что Боровиков Л.В. принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Впервые ДД.ММ.ГГГГ учреждением медико-социальной экспертизы ему установлена III группа инвалидности со степенью утраты профессиональной трудоспособности в размере 40%, с ДД.ММ.ГГГГ ему была установлена 3 группа инвалидности с утратой 50% трудоспособности в связи с увечьем, полученным при исполнении трудовых обязанностей по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Согласно Закона РФ № 179-ФЗ от 24.11.1995 года « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействия радиации в следствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная компенсация возмещения вреда составляла 958 рублей 40 копеек.
Решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 02.05.2006 года, вступившим в законную силу, удовлетворены исковые требования Боровикова Л.В. о перерасчете размера ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью исходя из степени утраты профессиональной трудоспособности в размере 50%.
Данным решением было постановлено: «Обязать отдел социальной защиты населения г. Новочебоксарска Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики за счет целевых средств, выделяемых федеральным бюджетом для финансирования расходов связанных с реализацией Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» выплачивать Боровикову Леониду Владимировичу на период установления инвалидности ежемесячную денежную компенсацию возмещение вреда, причиненного здоровью, с ДД.ММ.ГГГГ в размере 8349 рублей 35 копеек с дальнейшей индексацией, определяемой Правительством Российской Федерации».
В настоящее время размер денежной компенсации возмещение вреда, причиненного здоровью, составляет 20776 рублей 13 копеек.
ДД.ММ.ГГГГ учреждением медико-социальной экспертизы Боровикову Л.В. степень утраты профессиональной трудоспособности была определена в размере 70%.
Письмом территориального органа социальной защиты – Отдела социальной защиты населения г. Новочебоксарска КУ Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ Боровикову Л.В. отказано в удовлетворении заявления о перерасчете ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью исходя из степени утраты профессиональной трудоспособности в размере 70%.
Возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также предоставление мер социальной поддержки лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются специальным нормативным правовым актом - Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I), направленным, как указано в его статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I предусмотрено, что к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного закона, относятся, в частности, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа: граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") гражданам Российской Федерации гарантируются установленные данным законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
Впервые право граждан на получение денежных компенсаций по возмещению вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, было закреплено в пункте 25 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ, введенного в действие со 2 марта 1996 года).
Согласно данной норме гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 названного закона, гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием либо в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Федеральный закон от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ), введенным в действие с 15 февраля 2001 года, в Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми пункт 25 части 1 статьи 14 данного закона был изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 этого закона (в том числе инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ), исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка: инвалидам I группы - 5000 руб., инвалидам II группы - 2500 руб., инвалидам III группы - 1000 руб.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ было определено, что гражданам, получавшим до вступления в силу данного федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I, либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Федеральным законом от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" часть 1 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ была изменена и изложена в следующей редакции: гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части 1 статьи 14 или пунктом 11 части 1 статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
В 2004 году также была изменена редакция части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I, эта норма была изложена в новой редакции вступившим в силу с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 8 статьи 3).
В новой редакции части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I пункт 25 отсутствует, а нормативные положения, аналогичные изложенным в приведенном выше пункте 25 части 1 статьи 14 названного закона в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, содержатся в пункте 15.
Из приведенных нормативных положений следует, что федеральным законодателем, к исключительной прерогативе которого относится выбор конкретных правовых средств, направленных на возмещение вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с 15 февраля 2001 года введено новое правовое регулирование этих отношений путем принятия Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ. Данным Федеральным законом с 15 февраля 2001 года осуществлен переход на новый способ определения размеров возмещения вреда здоровью, предполагающий в качестве основного критерия определения размера возмещения вреда степень утраты здоровья (инвалидность), а не утраченный заработок. Соответственно, суммы возмещения вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, были установлены в твердом размере в зависимости от полученной пострадавшим группы инвалидности.
Вместе с тем, поскольку при совершенствовании порядка и условий возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, недопустимо уменьшение ранее назначенного объема возмещения вреда, законодатель, избрав подход к определению размера возмещения вреда на основе степени утраты здоровья, предоставил гражданам, получавшим суммы в возмещение вреда здоровью до вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, возможность сохранить право на ежемесячную денежную компенсацию в ранее назначенной сумме в случае, если размер компенсации, определенный в зависимости от группы инвалидности, не достигал ранее назначенной суммы возмещения вреда. При этом правовая норма (пункт 25 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I), которая предусматривала возможность перерасчета сумм в возмещение вреда здоровью в зависимости от изменения степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности) в связи с принятием Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ с 15 февраля 2001 года действует в новой редакции и не содержит положений, допускающих изменение размера возмещения вреда здоровью (ежемесячной компенсации) по такому основанию, как изменение степени утраты трудоспособности.
Отказ федерального законодателя от определения размера возмещения вреда в зависимости от заработка и переход к новому способу - в зависимости от степени утраты здоровья - предполагает соблюдение принципа правовой определенности и стабильности правовых отношений и, по сути, направлен на обеспечение равных условий реализации права на возмещение вреда здоровью лиц, находящихся в одинаковых или сходных обстоятельствах. Иное означало бы нарушение стабильности длящихся отношений, привело бы к необоснованной дифференциации в сфере социальной защиты лиц, относящихся к одной и той же категории, что несовместимо с конституционными принципами равенства и справедливости (часть 3 статьи 17, статьи 19 и 55 Конституции Российской Федерации) (пункт 3.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П).
Исходя из положений пункта 25 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ) в совокупности с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, право выбора способа возмещения вреда здоровью, а именно: получать возмещение вреда в твердых суммах с установлением суммы возмещения вреда в зависимости от степени утраты здоровья (группы инвалидности) или в размере, который исчисляется из заработка и, как следствие, сохранить прежний способ определения размера ежемесячных денежных выплат в зависимости от изменения утраты трудоспособности, инвалидам-чернобыльцам не предоставляется, поскольку новый порядок не предусматривает увеличение или уменьшение размера ежемесячной денежной выплаты в возмещение вреда здоровью в зависимости от изменения процента утраты профессиональной трудоспособности и на основании этого возможности перерасчета ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с учетом изменения процента утраты профессиональной трудоспособности. Инвалидам-чернобыльцам, получавшим до 15 февраля 2001 года суммы возмещения вреда здоровью, исчисленные из заработка, было предоставлено только право сохранить ежемесячную денежную компенсацию в ранее назначенной сумме, а не способ определения размера ежемесячных денежных выплат.
Как видно из материалов дела, первоначально в 1997 году Боровикову Л.В. были назначены и производились ежемесячные выплаты в счет возмещения вреда здоровью, исчисленные из его заработка с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности. После вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ истец продолжал получать ежемесячную денежную компенсацию в ранее назначенной сумме.
Кроме того, вновь 3 группа инвалидности и степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 70% Боровикову Л.В. определены решением бюро медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, то есть после 15 февраля 2001 года (даты вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ).
Ввиду того, что законодателем осуществлен переход к новому способу определения размеров возмещения вреда в виде ежемесячных денежных компенсаций в фиксированных размерах в зависимости от группы инвалидности, изменение процента утраты профессиональной трудоспособности у Боровикова Л.В. не может являться основанием для перерасчета выплачиваемых ему сумм возмещения вреда, поскольку изменение степени утраты профессиональной трудоспособности имело место после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, которым с 15 февраля 2001 года не предусмотрен перерасчет сумм возмещения вреда в связи с изменением степени утраты профессиональной трудоспособности гражданином, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Таким образом у суда не имеется оснований для удовлетворения исковых требований Боровикова Л.В. о перерасчете суммы возмещения вреда здоровью в связи с установлением ему степени утраты профессиональной трудоспособности 70%.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд пришел к выводу об отказе Боровикову Л.В. в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В иске Боровикову Леониду Владимировичу к Казенному учреждению Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики об обязании за счет целевых средств, выделяемых федеральным бюджетом для финансирования расходов связанных с реализацией Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» выплачивать ежемесячную денежную компенсацию возмещение вреда, причиненного здоровью, с ДД.ММ.ГГГГ в размере 29086 рублей 58 копеек с дальнейшей индексацией, определяемой Правительством Российской Федерации, о взыскании за счет целевых средств, выделяемых федеральным бюджетом для финансирования расходов связанных с реализацией Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», задолженности по денежной компенсации за возмещение вреда, причиненного здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 40944 рубля 20 копеек отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики через городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться 16 апреля 2018 года.
Судья : С.А. Красильникова