Решение по делу № 2-798/2023 от 17.05.2023

Дело № 2-798/2023 (10RS0016-01-2023-001747-80)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 сентября 2023 года                                 г. Сегежа

Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Савицкой А.В.,

при секретаре Галашовой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению С к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РК (далее – ОСФР по РК) о включении периодов работы в льготный стаж для назначения страховой пенсии по старости, перерасчете пенсии, обязании внести изменения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица,

установил:

С, уточнив в ходе рассмотрения дела исковые требования, обратился в суд с иском об обязании ОСФР по РК: произвести перерасчет пенсии по п. 4 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ с июня 2021 года; внести изменения в справку о начисленных пенсиях и социальных выплатах в страховой стаж в льготном исчислении для расчета пенсии по п. 4 ст. 30 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ. № 173-ФЗ, а также установления пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30, ч. 8 ст. 13 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ. № 400-ФЗ; внести изменения в сведения о состоянии индивидуального лицевого счета в льготном исчислении стажа работы, учитываемого для назначения пенсии в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ, ч. 8 ст. 13 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ. № 400-ФЗ, отразив суммарную продолжительность периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 2002 года по п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ в льготном исчислении как 24 года 0 месяцев 26 дней (стр. 4 сведений), суммарную продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 2015 года с учетом льготного исчисления до 2002 года – 35 лет 8 месяцев 23 дня (стр. 2 сведений), стаж, учитываемый для целей назначения пенсии за весь период трудовой деятельности с учетом льготного исчисления до 2002 года – 39 лет 02 месяца 22 дня (стр. 1 сведений), стаж 33 года 0 месяцев 22 дня в льготном исчислении как стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за весь период трудовой деятельности (стр. 1 сведений); выплатить разницу между выплаченной пенсией и пенсией, установленной при перерасчете по п. 4 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ, с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. в размере 238 939,98 руб.; зачесть в общий стаж согласно п. 4 ст. 30 ФЗ от ХХ.ХХ.ХХ. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следующие периоды в льготном исчислении: учебу в <...> №... с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. в полуторном размере как работу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, прохождение военной службы по призыву с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. в двойном размере, включить в стаж работы с тяжелыми условиями труда (Список №...), прохождение службы в <...> с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. в двойном размере как работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (п. 64 Постановления Верховного Совета РФ от 23.12.1992 № 4202-1 «Об утверждении положения о службе в органах внутренних дел РФ и текста присяги сотрудника органов внутренних дел России»),

В обоснование требований истец указал, что 07.06.2021 обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии. В заявлении также указал, что не согласен с принятием решения о назначении пенсии по имеющимся в распоряжении ответчика сведениям индивидуального (персонифицированного) учета без предоставления дополнительных сведений о стаже и заработке. Решением пенсионного органа № 110061/21 от 16.08.21 ему было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием достаточного стажа работы с тяжелыми условиями труда. В ходе проверки выплатного дела было установлено, что при вынесении решения об отказе в назначении пенсии в льготный стаж работы с тяжелыми условиями (Список № 2) не был учтен период службы в армии по призыву. 04.07.2022 ответчиком принято решение о наличии ошибки, ему досрочно назначена страховая пенсия по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ с 07.06.2021. Расчет размера пенсии произведен пенсионным органом, по его мнению, по наиболее выгодному варианту в соответствии с п. 3 ст. 30 ФЗ № 173-ФЗ. С данным выводом он не согласен, считает, что наиболее выгодным вариантом расчета является расчет по п. 4 ст. 30 ФЗ № 173-ФЗ. Пенсионным органом неверно учтены периоды службы в армии по призыву, период обучения в училище, период прохождения службы в органах внутренних дел, что повлекло за собой искажение данных о стаже работы и повлияло на размер назначенной ему пенсии.

Определением суда от 10.07.2023, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АО «Сегежский ЦБК», Управление на транспорте МВД России по Северо-Западному федеральному округу.

Истец С в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам искового заявления.

Представитель ответчика ОСФР по РК Г в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что истцу с ХХ.ХХ.ХХ. назначена страховая пенсия по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30, п. 2 ст. 33 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Стаж работы с тяжелыми условиями труда (Список №...) определен как 7 лет 11 месяцев 3 дня, при требуемом стаже 7 лет 6 месяцев, необходимом для назначения досрочной пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ (мужчине, достигшему возраста 52 лет). Период службы истца в армии по призыву в соответствии с Постановлением №... от ХХ.ХХ.ХХ. заменен на работу по Списку №... (как наиболее выгодный вариант для наступления права, с учетом неполного льготного стажа) в размере, не превышающем период работы, следующий за службой в армии – 2 года 22 дня. Льготный размер не применяется. К периоду службы в армии с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. применено льготное исчисление (1 год за 2), зачтено в стаж 8 дней. Общий стаж истца в льготном исчислении до ХХ.ХХ.ХХ., применяемый по п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ, составил 19 лет 3 месяца 21 день, а не 22 года 10 месяцев 9 дней, как ошибочно полагает истец. Указанная продолжительность общего трудового стажа учтена при оценке прав истца в соответствии с п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ. При расчете пенсии в соответствии с п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ, размер страховой пенсии по старости по состоянию на ХХ.ХХ.ХХ. с учетом фиксированной выплаты составил бы 13252,91 руб., из них размер страховой части – 5395,09 руб., размер фиксированной выплаты – 7857,82 руб.. Оценка пенсионных прав истца произведена по наиболее выгодному варианту для истца в соответствии с п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ. В представленном истцом расчете общего трудового стажа период учебы в <...> с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. учтен в полуторном размере. При этом, включение в стаж работы с тяжелыми условиями труда, а также в «северный» стаж периода учебы является необоснованным, поскольку в период выполнения истцом работы <...> №... <...> названная должность в Список №... от 1956 года включена не была. Период обучения в профессиональном училище до ХХ.ХХ.ХХ. включался в общий трудовой стаж в календарном исчислении согласно ранее действовавшему законодательству (ст. 94.1 Закона №...-I). Период учебы зачтен истцу в стаж в целях определения права на пенсию. Пенсионное законодательство не содержит положений о включении периодов обучения в стаж работы в районах Крайнего Севера. Расчет истцом стажа до ХХ.ХХ.ХХ. с учетом периода учебы, исчисленном в полуторном размере, является неверным. Истец также неверно исчисляет в льготном полуторном размере как работу в особых территориальных условиях период службы в <...>. Ранее действовавшим законодательством время военной службы засчитывалось только в трудовой стаж и не включалось в специальный стаж, что следует из смысла ст. 88, 90 Закона № 340-1, действовавшего с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ.. Период работы истца в <...> учтен в качестве страхового стажа в календарном исчислении, поскольку данный период не подлежит включению в стаж работы в районах Крайнего Севера. Расчетный пенсионный капитал истца определен исходя из расчетного размера пенсии, рассчитанного в соответствии с п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ. Расчет указанного параметра по нормам п. 4 ст. 30 ФЗ № 173-ФЗ, позволяющим включать периоды учебы в общий трудовой стаж, является невыгодным для истца и ведет к уменьшению размера пенсии. Суммы страховых взносов, начисленные за 2002-2014 г.г., учтены на лицевом счета застрахованного лица, проиндексированы в составе РПК на момент назначения пенсии. Законодателем установлены различные коэффициенты для РПК и для страховой части пенсии. Поскольку с момента наступления права истца на страховую пенсию по старости (ХХ.ХХ.ХХ. – 52 года) на дату назначения пенсии (ХХ.ХХ.ХХ.) не прошло 12 месяцев (п. 17 ст. 15 ФЗ № 400-ФЗ), коэффициент повышения ИПК, используемый истцом в расчетах, не подлежал применению. Форма сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица утверждена Приказом Минтруда от ХХ.ХХ.ХХ. №...н. Данная форма не предусматривает разделов, отображающих продолжительность стажа в льготном исчислении, требования истца о внесении изменений в части продолжительности стажа в льготном исчислении заявлены необоснованно. В соответствии со ст. 16 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» Фонд вправе по заявлению застрахованного лица осуществлять корректировку таких сведений. Порядок корректировки определен постановлением Правления ПФ РФ от 15.10.2019 № 519п, и предусматривает подачу застрахованным лицом заявления, а также документов, подтверждающих наличие оснований для корректировки. Истец с заявлением о корректировке сведений не обращался, отрицательные решения по данному вопросу Фондом не принимались. Поскольку из требований истца не понятно, какие именно периоды работы и (или) иной деятельности истец считает неучтенными в сведениях о состоянии его индивидуального лицевого счета, он не лишен возможности обратиться в Фонд с соответствующим заявлением, указав неучтенные периоды.

Представители третьих лиц АО «Сегежский ЦБК», Управления на транспорте МВД России по Северо-Западному федеральному округу в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела лица уведомлены.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, <...> С обратился в ОСФР по РК с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

Решением от 16.08.2021 № 110061/21 ОСФР по РК отказало С в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием льготного стажа работы (Список № 2). ОСФР по РК был определен следующий стаж работы истца: страховой стаж – 29 лет 08 месяцев 11 дней (с учетом льготного исчисления до ХХ.ХХ.ХХ.), при требуемом стаже 25 лет; стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях – 22 года 04 месяца 20 дней, при требуемом стаже 15 лет; льготный стаж работы (Список №...) – 5 лет 10 месяцев 11 дней, при требуемом стаже 12 лет 06 месяцев.

Решением от 04.07.2022 ОСФР по РК была устранена ошибка при исчислении специального стажа (Список № 2), поскольку ранее неверно был учтен период службы по призыву. Истцу с 07.06.2021 назначена страховая пенсия по старости с перерасчетом за предыдущие периоды.

Спорные периоды учтены ОСФР по РК в следующем порядке:

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

Истец полагает, что учеба в <...> с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. должна быть зачтена в стаж в полуторном размере.

Как следует из данных трудовой книжки истца, до поступления в <...> №... он не имел стажа работы.

Период обучения в <...> №... составил с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ..

Частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «"О страховых пенсиях» (далее – ФЗ № 400-ФЗ) при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

В соответствии со ст. 91 Закона РФ от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.

Согласно п.п. «а» п. 3 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 « О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее – Постановление № 665) по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "а", абзаце третьем подпункта "б" и абзаце третьем подпункта "в" пункта 1 настоящего постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».

До 01.01.1992, в период действия Закона СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», к периодам работы, предусмотренной Списками № 1 и № 2, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, на основании пунктов 97 и 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утв. Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 № 590 (далее – Положение № 590), приравнивались периоды иной работы и деятельности (военной службы, работы на выборной должности, обучения) при соблюдении определенных условий и ограничений.

Согласно пп. «и» п. 109 Положения № 590 кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также периоды обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре.

При назначении пенсий по старости периоды, указанные в подпункте "и", засчитываются в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте "к".

При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода (п.109 Положения № 590).

В соответствии с п. 110 Положения № 590, работа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 1 марта 1960 г. засчитывается в стаж в полуторном размере при условии, если работник имел право на льготы, установленные статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».

Оснований для включения периода учебы в льготный стаж работы по Списку № 1 или Списку № 2 не имеется, поскольку работа истца, последовавшая за окончанием обучения (30.04.1987 – <...>») в Список № 2 включены не была.

Период обучения, согласно ст. 91 Закона РФ № 340-1, включался в стаж в календарном исчислении. Пункт 109 Положения № 590 не содержит требований о включении периода обучения, проходящего в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы с особыми территориальными условиями.

Учитывая изложенное, требования истца о зачете периода обучения в полуторном размере, удовлетворению не подлежат.

Следующий спорный период определен истцом с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. (служба в армии).

ОСФР по РК данный период зачтен в следующем порядке: с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. (2 года 22 дня) как работа с тяжелыми условиями (Список 2), п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ; с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. (4 дня) как служба в армии по призыву, абз. 8 ст. 94 Закона №..., п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона № 400-ФЗ.

Период службы истца в армии составил с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ..

Период с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. (исходя из исковых требований) зачтен как работа с тяжелыми условиями труда, поскольку за периодом военной службы следовала работа по Списку №..., длительность которой составила 2 года 22 дня (ОСФР по РК также зачет период с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ., который не включен истцом в исковой период).

Ответчиком при определении периода, подлежащего зачету, обоснованно учтены ограничения, установленные п. 109 Положения № 590, в соответствии с которыми работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на пенсию, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.

Поскольку спорный период военной службы приравнен к работе с тяжелыми условиями труда по Списку № 2, т.е. учтен в льготном варианте, оснований для применения льготного порядка исчисления в двойном размере в соответствии с положениями ст. 94 Закона РФ № 340-1 не имеется, поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность применения к одному периоду различных вариантов льготного исчисления стажа.

Период военной службы зачтен истцу как наиболее выгодный вариант для наступления права на пенсию, учитывая неполный льготный стаж на момент обращения с заявлением о назначении пенсии, при исчислении данного стажа по варианту истца приведет к утрате им права на досрочное назначение пенсии.

Также истец полагает, что период прохождения им службы в <...> с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. подлежит зачету с учетом льгот, предоставленных лицам, работающих в особых территориальный условиях, так как место его службы находилось в ... РК.

Как следует из материалов выплатного дела, данный период зачтен ОСФР по РК в следующем порядке:

<...>

<...>

<...>

<...>

Исходя из данных трудовой книжки, истец был уволен с <...> ХХ.ХХ.ХХ., принят на службу в <...> ХХ.ХХ.ХХ., уволен со службы в ЛОВДТ ХХ.ХХ.ХХ..

При этом, трудовая книжка содержит неоговоренные исправления в дате увольнения истца с <...> - «15.06.1993».

Согласно приказам <...> <...> С был назначен на должность <...> ХХ.ХХ.ХХ. с испытательным сроком 3 месяца, уволен со службы с должности милиционера <...>.

До поступления на службу в органы внутренних дел истец работал в <...> с ХХ.ХХ.ХХ. (приказ от ХХ.ХХ.ХХ. №.../к) по ХХ.ХХ.ХХ. (приказ от ХХ.ХХ.ХХ. №.../к), уволен с работы в связи с переходом на другую работу.

Таким образом, в период с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ., как следует из документов по личному составу, истец осуществлял трудовую деятельность в <...>, а также служил в органах внутренних дел. Из личной карточки следует, что в период с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. истец находился в отпуске (по АО «Сегежабумпром»); из лицевого счета за 1993 год по <...> следует, что истец получил в августе 1993 года оплату больничного листа, выходное пособие.

Период с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. зачтен ОСФР по РК: ХХ.ХХ.ХХ. учтено как работа с тяжелыми условиями труда (Список 2), территориальные условия - МКС; с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. как обычные условия; с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. как работа с тяжелыми условиями труда (Список 2), территориальные условия – МКС.

Следовательно, данный период учтен ответчиком в наиболее выгодном для истца варианте, в том числе с учетом особых территориальных условий, с чем истец согласился в ходе рассмотрения дела.

Оснований для зачета периода с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. с применением льготного исчисления в связи с прохождением службы в особых территориальных условиях не имеется по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 11 ФЗ № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 ФЗ № 400-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

В соответствии с ч. 1, 8 ст. 13 ФЗ № 400-ФЗ исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

В силу положений п. 58 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015, при отсутствии волеизъявления застрахованного лица орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, применяет указанные правила подсчета стажа, если без их применения право на страховую пенсию не возникает.

Согласно ч. ч. 3, 4 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающих право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Исходя из положений ст. 14 Закона РФ № 340-1 (действовавшего в период с 01.01.1992 по 31.12.2001) к работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, приравнивается трудовая деятельность, указанная в ст. 12 указанного Закона. При этом, в соответствии со ст. 90 данного Закона военная служба и другая, приравненная к ней служба, включается только в общий трудовой стаж.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (действовавшего в период с 01.01.2002 по 31.01.2014) в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 11 ФЗ № 173-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается, в том числе период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Аналогичная норма содержится в п. 1 ч. 1 ст. 12 ФЗ № 400-ФЗ.

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Правилами не предусмотрена возможность зачета периодов прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, в стаж работы в РКС или МКС.

С учетом приведенных положений пенсионного законодательства, вопреки позиции истца, период его службы в органах внутренних дел правомерно зачтен ответчиком в страховой стаж и общий трудовой стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не подлежит включению в стаж работы в особый территориальных условиях (МКС) при определении права на установление пенсии досрочно в соответствии ФЗ № 400-ФЗ.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации решение законодателя не включать периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (Определения Конституционного Суда РФ от 17.10.2006 N 380-0, от 29.09.2011 N 1040-0-0, от 25.01.2012 N 19-0-0, от 24.09.2012 N 1505-0 и др.).

Рассматривая требование истца об обязании ответчика произвести перерасчет пенсии по п. 4 ст. 30 ФЗ № 173-ФЗ, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 3 ст. 36 ФЗ № 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 ФЗ № 173 –ФЗ при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Частями 3 и 4 статьи 30 ФЗ № 173-ФЗ предусмотрены различные варианты расчета размера пенсии.

ОСФР по РК представлены в суд расчеты как по п. 3, так и по п. 4 ст. 30 ФЗ № 173-ФЗ, согласно которым, при расчете истцу пенсии по п. 4 ст. 30 ФЗ № 173-ФЗ, ее размер составит менее размера, рассчитанного по п. 3 ст. 30 ФЗ № 173-ФЗ (учитывая порядок и условия зачета спорных периодов, которые являлись предметом рассмотрения в рамках настоящего дела, по варианту ОСФР по РК (данный порядок зачета признан судом обоснованным)).

Поскольку расчет по правилам п. 4 ст. 30 ФЗ № 173-ФЗ ведет к уменьшению размера пенсии истца, он является невыгодным для истца, следовательно, требование об обязании произвести расчет пенсии по данному варианту является необоснованным (в ином случае возникнет переплата пенсии).

Расчет истца по п. 4 ст. 30 ФЗ № 173-ФЗ произведен без учета требований законодательства о порядке зачета спорных периодов трудовой и иной деятельности истца, основан на неверном толковании норм материального права.

Требования истца о корректировке данных персонифицированного учета в системе ОСФР по РК также не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций установлены Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» (далее – ФЗ № 27-ФЗ).

Индивидуальный (персонифицированный) учет – это организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице (п. 1 ст. 1 ФЗ № 27-ФЗ).

Раздел «Сведения о трудовой деятельности» - это раздел индивидуального лицевого счета, в котором содержатся сведения о трудовой деятельности и трудовом стаже зарегистрированного лица, его приеме на работу, переводах на другую постоянную работу и об увольнении. В целях настоящего Федерального закона в части формирования сведений о трудовой деятельности под трудовой деятельностью понимаются периоды работы по трудовому договору, периоды замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы, а также в отношении отдельных категорий зарегистрированных лиц иные периоды профессиональной служебной деятельности (п. 1 ст. 1 ФЗ № 27-ФЗ).

Абзацем 5 части 2 статьи 16 ФЗ № 27-ФЗ предусмотрена обязанность ОСФР предоставлять бесплатно зарегистрированному лицу по его обращению сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете (в части его индивидуального лицевого счета), включая информацию о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений, о сумме средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии зарегистрированного лица, включая информацию о сумме дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений, не подлежащего передаче в случае удовлетворения заявления зарегистрированного лица о досрочном переходе, или сумме убытка, не подлежащего гарантийному восполнению в случае удовлетворения заявления зарегистрированного лица о досрочном переходе, а также в разделе «Сведения о трудовой деятельности» по формам, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, при личном обращении зарегистрированного лица в территориальный орган Фонда или в форме электронного документа, порядок оформления которого устанавливается Правительством Российской Федерации, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

Форма «Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица» (форма СЗИ-ИЛС) утверждена Приказом Минтруда России от 09.01.2019 № 2н.

Данная форма не предусматривает разделов, в которых подлежит отражению продолжительность стажа в льготном исчислении.

Таким образом, требование истца о внесении в указанную учетную форму сведений о льготном исчислении стажа не основаны на законе, в связи с чем не подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 16 ФЗ № 27-ФЗ ОСФР в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете, в том числе представленных страхователями, физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, при изменении пенсионного законодательства Российской Федерации, при поступлении в орган Фонда сведений, не подлежащих представлению (корректировке) страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению зарегистрированного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Фондом, сообщив об этом зарегистрированному лицу

Порядок осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет утвержден Приказом СФР от 11.07.2023 № 1363.

Оснований для корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета в части продолжительности трудовой и иной общественно полезной деятельности не имеется, поскольку истцу отказано в зачете спорных периодов работы в ином порядке, а требования о корректировке были обоснованы истцом именно неверным зачетом спорных периодов.

Учитывая, что истцу отказано в удовлетворении исковых требований, оснований для распределения судебных расходов по правилам ст. 98 ГПК РФ не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований С (паспортные данные: <...>) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РК (ИНН 1001040791) о включении периодов работы в льготный стаж для назначения страховой пенсии по старости, перерасчете пенсии, обязании внести изменения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    Судья                                     А.В. Савицкая

Мотивированное решение составлено 19.09.2023.

2-798/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Стамбровский Александр Олегович
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и Социального страхования РФ по РК
Другие
Управление на транспорте Министерства внутренних дел РФ по Северо-Западному федеральному округу
АО «Сегежский ЦБК»
Суд
Сегежский городской суд Республики Карелия
Дело на сайте суда
segezhsky.kar.sudrf.ru
17.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.05.2023Передача материалов судье
19.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2023Судебное заседание
11.07.2023Судебное заседание
25.08.2023Судебное заседание
14.09.2023Судебное заседание
19.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.11.2023Дело оформлено
13.11.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
14.11.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
30.11.2023Судебное заседание
13.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
14.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее