Решение по делу № 5-911/2017 от 16.11.2017

Дело № 5-911/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Кирово-Чепецк                       12 декабря 2017 года

Судья Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области Тимкина Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении акционерного общества «***, юридический адрес, <адрес>, сведений о привлечении к административной ответственности не имеется, обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ,

установил:

<дата> в 10,00 час. старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Кировской ФИО4 составила протокол об административном правонарушении *** в отношении юридического лица АО «***» за то, что <дата> в 15.00 час. при проведении плановой выездной проверки по соблюдению требований природоохранного законодательства АО «***», расположенного по адресу: <адрес> (Места фактического осуществления деятельности: <адрес>ы), выявлено нарушение требований законодательства Российской Федерации в области охраны почв. АО «***» допущена порча земель в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления, что является нарушением ч.2 ст. 51 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 2 ч.2, ч.5 ст. 13, ст.42 Земельного кодекса РФ. Действия юридического лица квалифицированы по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ.

В судебное заседание представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, не явился, о времени и мете рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель Управления Росприроднадзора по <адрес> ФИО5 в судебном заседании подтвердила существо административного правонарушения.

Часть 2 ст. 8.6 КоАП РФ предусматривает ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления – влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток….

В соответствии с ч.1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст.58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Как установлено ст.12 ЗК РФ, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно п.2 ч.2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Согласно ч.5 ст. 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Ст.42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; облюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с частями 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещен.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ к числу задач производства по делам об административных правонарушениях относится всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ в качестве доказательства по делу могут быть приняты любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Событие административного правонарушения, вина юридического лица АО «***» подтверждается исследованными в судебном заседании следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении *** от <дата>, актом проверки от <дата> ***, договором *** от <дата> аренды земли, технологической картой производства работ на свалке строительного мусора, актом от <дата> обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований, протоколом *** от <дата> отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, планом-схемой, протоколами результатов испытаний проб почвы ***-П, ***-П от <дата>, актами отбора проб почвы, заключением экспертной организации, протоколом отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, фототаблицей, протоколом результатов проб поверхности воды.

Все указанные доказательства соответствуют требованиям ст.26.2 КоАП РФ и получены в порядке, не противоречащем КоАП РФ. Их совокупность для вывода о виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административных правонарушениях, достаточна. Оснований не доверять собранным по делу доказательствам не имеется.

С учетом положений ст.26.11 КоАП РФ, оценивая все исследованные доказательства в их совокупности, считаю, что с достоверностью установлен факт того, что АО «***» осуществляет производственную и иную деятельность на основании Устава, утвержденного Общим собранием акционеров (протокол от <дата> ***). Согласно выписке из ЕГРЮЛ Общество зарегистрировано при создании <дата> регистрационно-лицензионной палатой администрации <адрес>, о чем <дата> внесена запись в ЕГРЮЛ, <дата> поставлено на учет в инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес>.

Основной вид деятельности, согласно выписке из ЕГРЮЛ - строительство жилых и нежилых зданий (ОКВЭД 41.20). Согласно п. 3.1. Устава основной целью деятельности Общества является извлечение прибыли.

АО «***» на основании договора аренды с гражданами и юридическими лицами на земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения от <дата> *** с МО <адрес> эксплуатирует свалку строительных отходов. Кадастровый номер земельного участка *** (в соответствии с данными публичной кадастровой карты имеет привязку к земельному участку с кадастровым ***, кадастровый квартал ***). В соответствии с дополнительным соглашением от <дата> о продлении срока действия договора аренды земельного участка от <дата> *** договор аренды земельного участка площадью 9,6 га, местоположение <адрес>, предоставленного для свалки строительных отходов, продлено с <дата> на неопределенный срок.

На предприятии имеется утвержденная техническим директором ОАО «***» ФИО6 <дата> технологическая карта производства работ на свалке строительного мусора (лд.57). В соответствии п.2.6.1 технологической инструкцией на свалку должны принимаются следующие виды отходов 5 класса опасности (лд.59-60):

деревянная упаковка (невозвратная) из натуральной древесины;

грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ, незагрязненный опасными веществами;

отходы корчевания пней;

изделия из натуральной древесины, потерявшие свои потребительские свойства;

бой строительного кирпича;

бой кирпичной кладки при ремонте зданий и сооружений;

отходы сучьев, ветвей от лесоразработок;

отходы полиэтилена в виде пленки;

бой бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме;

бой железобетонных изделий, отходы железобетона в кусковой форме;

зола древесная и соломенная;

отходы (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод;

стеклянный бой незагрязненный (исключая бой стекла электронно-лучевых трубок и люминесцентных ламп;

отходы упаковочного картона незагрязненные.

В п.2.3.3 указано, что не допускается прием отходов 1-4 классов опасности и отходов 5 класса опасности, не внесенных в перечень (лд.59)

Осмотром свалки <дата> установлено следующее. В центральной части карты № 2 (восточная часть) зафиксирована куча грунта со строительными отходами. Центральная часть карты №2 засыпана грунтом, зафиксированы следы работы тяжелой техники по уплотнению грунта. Поверх уплотненного грунта имеются навалы ТКО, мусора от разборки зданий, мусора строительного. Зафиксирован навал отхода - грунта загрязненного с глиной, фильтров автомобильных загрязненных отработанных шин.

В южной части свалки зафиксированы отходы кабелей в изоляции, рубероида, пропитанного битумом. С восточной стороны свалки около дороги зафиксирован загрязненный грунт.

Состав отходов на свалке АО «***»: ТКО, пластик, полиэтилен, стекло, отходы лома черных металлов, покрышки автомобильные, ветошь, отходы сучьев и веток, распиленные бревна, мусор строительный от разборки зданий, отходы строительства, деревянные поддоны, отходы обмотки, доски, зафиксированы навалы ТКО в полиэтиленовых пакетах, бумага, картон. Отходы располагаются непосредственно на почве.

В центральной части карты № 2 обнаружены фильтры очистки масла автомобильные отработанные в цилиндрическом корпусе.

Произведен расчет площади двух карт участка свалки АО «***», разделенных дорогой из железобетонных плит. Площадь первого участка (западного) составила 7830,8 м2, площадь восточного участка составила 15725м2. Замер произведен GPS навигатором GPSmap64. Высота навалов восточного участка: т. 1 - 3,0 м., т. 2 - 2,2 м., т. 3 - 3,3 м., средняя высота 2,8 м. Высота навалов западного участка: т. 1 - 3,9 м., т. 2 - 4,9 м., т. 3 - 4,4 м., средняя высота 4,4 м.

В центре восточного участка на теле свалки обнаружен счет на оплату *** от <дата> грузополучатель ООО «***», обнаружена накладная *** от <дата> поставщик ООО «***».

Из синего полиэтиленового пакета, который находился в теле свалки АО «***» восточного участка обнаружен график работы на июль 2017 (фамилии: *** Упаковано в черный полиэтиленовый пакет, изъят со свалки в присутствии представителя АО «***» ФИО15

<дата> специалистом филиала «***» произведен отбор проб отходов (лд.68):

Карта № 2 (восточная)

грунта загрязненного с западной части карты около дороги;

кабели в изоляции, рубероид пропитанный битумом в южной части;

покрышки автомобильные с центральной части;

фильтры в металлической оболочке (фильтры очистки масла автомобильные загрязненные) с центральной части;

грунт загрязненный и глиной с центральной части карты;

лом черных металлов.

Карта № 1 (западная)

обтирочный материал;

лакокрасочный материал с бетоном;

пластиковая тара загрязненная.

Отобраны объединенные пробы со свалки:

твердых коммунальных отходов;

мусора строительного от разборки зданий,

мусора от строительных и ремонтных работ.

Отобраны пробы почвы с северной части свалки на границе навала отходов методом конвертирования с площадки 5*5 м, имеющей привязку к географическим координатам N 58°29&apos;43.4" Е 49 °52&apos;57.7 ". И в фоновой точке, имеющей привязку к географическим координатам N 58°29&apos;55.1" Е 49 °53&apos;15.7 " на расстоянии 470 м северо-восточнее свалки АО «***».

По результатам экспертиз установлено, что отобранные отходы идентифицируются в соответствии с ФККО следующим образом:

грунт, загрязненный с западной части карты около дороги относится к отходам «грунт, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%), ФККО 93110003394 (заключение от <дата> ***-О);

кабели в изоляции, рубероид пропитанный битумом в южной части относится к отходам «отходы изолированных проводов и кабелей», ФККО 48230201525 (заключение от <дата> ***-О);

покрышки автомобильные с центральной части относится к отходам «шины пневматические автомобильные отработанные», ФККО 92111001504 (заключение от <дата> ***-О);

фильтры в металлической оболочке (фильтры очистки масла автомобильные загрязненные) - относится к отходу «фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные», ФККО 92130201523 (заключение от <дата> ***-О);

грунт загрязненный и глиной с центральной части карты относится к отходам «грунт, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%), ФККО 93110003394 (заключение от <дата> ***-О);

лом черных металлов - относится к отходу «лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные», ФККО 46101001205 (заключение от <дата> ***-О);

обтирочный материал - относится к отходам «обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более), ФККО 91920401603 (заключение от <дата> ***-О);

лакокрасочный материал с бетоном - относится к отходу «инструменты лакокрасочные (кисти, валики) загрязненные лакокрасочными материалами (в количестве 5% и более)», ФККО 89111001523 (заключение от <дата> ***-О);

пластиковая тара загрязненная - относится к отходам «тара из разнородных полимерных материалов, загрязненная нефтепродуктами (содержание менее 15%)», ФККО 43819512524 (заключение от <дата> ***-О);

твердые коммунальные отходы - относится к отходу «отходы из жилищ несортированные», ФККО 73111001724 (заключение от <дата> ***-О);

мусор строительного от разборки зданий - относится к отходу «мусор от сноса и разборки зданий несортированный», ФККО 81290101724 (заключение от <дата> ***);

мусор от строительных и ремонтных работ - относится к отходу «отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ», ФККО 89000001724 (заключение от <дата> ***-О);

отход рубероида, покрытого битумом - относится к отходам «отходы битума нефтяного строительного», ФККО 82611111203 (заключение от <дата> ***-О).

Класс опасности отходов определен в «ГОСТ Р 54096-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Взаимосвязь требований Федерального классификационного каталога отходов и Общероссийского классификатора продукции» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.11.2010 № 759-ст).

Исследуя представленные доказательства в их совокупности, учитывая ГОСТ Р 54096-2010, прихожу к выводу о том, что АО «***» на свалке разместило отходы и 3,4 класса опасности, а также 5 класса опасности, не внесенных в перечень п.2.6.1 технологическая карта производства работ от <дата>.

По результатам отбора проб поверхностной воды из обводной канавы (протокол от <дата> ***-В) установлено содержание ионов аммония, нитрит-иона, нитрат-иона, меди, нефтепродуктов, хрома, бария, магния.

Согласно протоколам от *** установлены превышения содержания в почве азота нитритного в 1,76 раз, азота нитратов в 1,83 раза, органического вещества в 1,35 раза кадмия в 1,1 раза, цинка в 74 раза, меди в 2,5 раза, свинца в 10,8 раз.

Объектом правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, являются общественные отношения в области охраны и рационального использования земель (почвы).

Объективная сторона правонарушения представляет собой действия (бездействие) и выражается в уничтожении плодородного слоя почвы, а равно в порче земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Как установлено в судебном заседании, АО «***» не соблюдаются экологические требования при обращении с отходами, что привело к превышению содержания химических веществ в почве, по сравнению с фоновым содержанием. АО «***» допущена порча земель в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления, что является нарушением ч.2 ст. 51 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 2 ч.2, ч.5 ст. 13, ст.42 Земельного кодекса РФ, что свидетельствует о наличии в действиях АО «***» АО «***» признака субъективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ.

Обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность юридического лица, по делу не установлено.

Согласно п.3 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2004 № 370», Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный экологический надзор.

На основании п. 1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес>, утвержденного приказом Росприроднадзора от <дата> ***, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес>, сокращенное наименование - Управление Росприроднадзора по <адрес> (далее - Управление), является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования регионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) на территории <адрес>.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.29 КоАП РФ Управление наделено правом рассмотрения дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 8.6 КоАП РФ.

Согласно пункту «ж» ч. 6 Положения о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 № 426, должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, уполномоченными на осуществление федерального государственного экологического надзора, являются начальники отделов, заместители начальников отделов территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся старшими государственными инспекторами Российской Федерации в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности.

В соответствии со ст. 66 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», ч.1 ст.28.3 КоАП РФ должностные лица Росприроднадзора при осуществлении экологического надзора имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований в области охраны окружающей среды, рассматривать дела об указанных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению.

Таким образом, проверка по делу об административном правонарушении проведена уполномоченным органом государственного надзора в рамках своих полномочий.

В соответствии ч.2 ст.23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных … ч.2 ст.8.6…настоящего Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Согласно ч.3 ст.23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 - 2 настоящей статьи … а также дела об административных правонарушениях, влекущих … административное приостановление деятельности … рассматриваются судьями районных судов.

Санкция ч.2 ст.8.6 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Установлено, что административное расследование фактически не проводилось.

Согласно ст.4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

На основании вышеизложенного, считаю возможным назначить АО «***» за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ наказание в виде административного штрафа. При этом учитываю материальное положение АО «***», которое является тяжелым (наложен арест на расчетные счета, запрет на совершение регистрационных действий с имуществом), разработка плана мероприятий по устранению нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, согласно предписаний на свалке ТСО.

Что касается довода АО «***»о возможности применения положений ст.2.9 КоАП РФ, то положения ст.2.9 КоАП РФ не предписывают обязательность освобождения от административной ответственности за все малозначительные правонарушения, а предоставляют только право принять такое решение.

Согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Совершенное АО «***» административное правонарушение свидетельствует о несоблюдении ч.2 ст.51 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.2 ч.2, ч.5 ст. 13, ст.42 Земельного кодекса РФ, а именно сброс отходов производства и потребления на почву запрещен, недопустимо наносить вред окружающей среде, следовательно, оснований для признания административного правонарушения малозначительным не имеется.

Руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

постановил:

акционерное общество «***» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.

Постановление может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Реквизиты для зачисления:

*** назначение платежа: штраф суда.

Судья                                         Л.А. Тимкина

5-911/2017

Категория:
Административные
Другие
АО "Кирово-Чепецкое управление строительства"
Суд
Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области
Судья
Тимкина (Шалагина) Л.А.
Дело на сайте суда
kirovochepetcky.kir.sudrf.ru
17.11.2017Передача дела судье
17.11.2017Подготовка дела к рассмотрению
12.12.2017Рассмотрение дела по существу
19.12.2017Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
28.12.2017Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее