Решение по делу № 3а-7/2018 от 06.12.2017

Дело № За-7/2018 (За-115/2017)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 января 2018 года г. Брянск

Брянский областной суд в составе:
судьи областного суда Зубковой Т.И.,
при секретаре    Раковской И.А.,

с участием представителя Авдеева Д.А. - Шмычковой Т.В., представителя Управления имущественных отношений Брянской области Хвалевой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Авдеева Дмитрия Александровича к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Авдеев Д.А. на основании свидетельства о государственной регистрации права от 11 ноября 2013 года является собственником нежилого одноэтажного здания закрытой стоянки типа «Модуль», площадью 1862 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером

Авдеев Д.А. обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, ссылаясь на то, что утвержденная Приказом Управления имущественных отношений Брянской области № 1890 от 27 ноября 2015 года кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере 15589501,90 рублей, завышена.

Поскольку расчет налога на имущество осуществляется исходя из кадастровой стоимости, то завышенная кадастровая стоимость влечет нарушение прав административного истца.

В своем заявлении Авдеев Д.А. просит установить кадастровую стоимость нежилого одноэтажного здания закрытой стоянки типа «Модуль», площадью 1862 кв. м в размере 5735000 рублей на основании определенной рыночной стоимости указанного объекта в Отчете об оценке от ДД.ММ.ГГГГ, выполненном ООО «Городской центр оценки и консалтинга».

Представитель административного истца по доверенности Шмычкова Т.В. в судебном заседании поддержала требование о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в полном объеме.

Представитель административного ответчика Управления имущественных отношений Брянской области Хвалева О.А. не возражала против удовлетворения административно искового заявления, признавая право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости. Полагала представленный отчет об определении данной стоимости допустимым доказательством по делу.

Истец Авдеев Д.А., представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области и Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Фокино в судебное заседание не явились, своих возражений относительно заявленных требований суду не представили.

С учетом надлежащего извещения лиц участвующих в деле о времени и месте судебного разбирательства по делу, отсутствия сведений об уважительности причин неявки в соответствии с ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Авдеев Д.А. на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ является собственником нежилого одноэтажного здания закрытой стоянки типа «Модуль», площадью 1862 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером .

Работы по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости выполнены на основании Приказа управления имущественных отношений Брянской области от 11 февраля 2015 года № 333 «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Брянской области» и государственного контракта от 13 июля 2015 года № 14-6, заключенного с оценочной организацией ООО «КурсИнвест».

Результаты определения кадастровой стоимости утверждены Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2015 года № 1890.

Установлена кадастровая стоимость нежилого одноэтажного здания закрытой стоянки типа «Модуль», площадью 1862 кв. м в размере 15598501,90 рублей.

ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области данные об установленной кадастровой стоимости недвижимого имущества внесены в Единый государственный реестр недвижимости 28 декабря 2015 года.

В силу ст. 245 КАС РФ, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Статьей 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ) определено понятие кадастровой стоимости, под которой понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

Под рыночной стоимостью объекта оценки в соответствии с приведенными выше нормами Закона об оценочной деятельности и Федерального стандарта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Изложенное свидетельствует о том, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).

Установление рыночной стоимости, полученной в результате
индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой
стоимости, направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой
оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного
объекта недвижимости.

В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна

быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, прямо допускает возможность определения кадастровой стоимости недвижимого объекта, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.

Кадастровая стоимость объектов недвижимости устанавливается, в том числе, для целей налогообложения.

В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Связанные с кадастровой стоимостью обязательные платежи, составляющие доходную часть бюджетов различных уровней должны отвечать требованиям экономической обоснованности.

Таким образом, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости объекта недвижимости (нежилого здания) нарушает права административного истца, являющегося его собственником как плательщика налога на имущество физических лиц, который рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. При этом выбранный административным истцом способ защиты нарушенного права соответствует действующему законодательству.

Административный истец заявляет к разрешению спор об экономической обоснованности утвержденного значения кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночной стоимости, первоначально установленной Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2015 года № 1890, законом предусмотрено право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, обеспечивающей ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.

В силу ст. ст. 70, 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика, а также положительное экспертное заключение.

В подтверждение доводов Авдеевым Д.А. к административному исковому заявлению приложен отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный оценщиком ООО «Городской центр оценки и консалтинга» Аршиновым И.Е., являющимся членом саморегулируемой межрегиональной ассоциации оценщиков «СМАО».

Указанным отчетом определена рыночная стоимость вышеуказанного объекта недвижимости, принадлежащего административному истцу на праве собственности, по состоянию на 01 января 2015 года в размере 5735000 рублей.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона «Об
оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина
рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по
основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным
законом, признается достоверной, если в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не
установлено иное.

Проверяя представленный административным истцом отчет на соответствие законодательству об оценочной деятельности, суд, исходит из того, что согласно требованиям ФСО № 1, 2, 3, 7 отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи оценки, последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

Как следует из материалов дела, содержание отчета свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в отчете приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; оценщиком проанализирован рынок земельных участков, предназначенных под разрешенный вид использования, идентичных району расположения объекта оценки.

При этом административный ответчик признал указанный отчет допустимым доказательством.

Суд в соответствии с положениями ст. ст. 82 и 84 КАС РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, пришел к выводу о том, что представленный административным истцом отчет, составленный оценщиком ООО «Городской центр оценки и консалтинга», обладающим правом на проведение подобного рода исследований, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости принадлежащего административному истцу объекта недвижимости, и соответствует требованиям Федерального закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1) », Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденных Приказами Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 года № 297, № 298, № 299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года № 611.

Таким образом, каких-либо сомнений в обоснованности отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости объекта оценки, с учетом представленных представителем административного истца пояснений и исследованных материалов дела, у суда не имеется.

На основании изложенного, суд считает возможным принять отчет выполненный оценщиком ООО «Городской центр оценки и консалтинга» Аршиновым И.Е., в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости спорного нежилого помещения по состоянию на 01 января 2015 года в размере 5735000 рублей и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу.

Поскольку кадастровая стоимость объекта недвижимости была установлена на 01 января 2015 года, то определение кадастровой стоимости этого объекта равной его рыночной стоимости должна быть установлена на 01 января 2015 года.

С учетом изложенного, административное исковое заявление Авдеева Д.А. об установлении кадастровой стоимости недвижимого объекта - нежилого одноэтажного здания закрытой стоянки типа «Модуль» площадью 1862 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , находящегося у административного истца в собственности в размере рыночной подлежит удовлетворению.

Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 13 5-ФЗ предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Датой обращения административного истца с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания в суд является 06 декабря 2017 года.

Следовательно, установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость нежилого здания для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяется с 01 января 2017 года до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного нежилого помещения, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.

Сведения об изменении кадастровой стоимости нежилого здания на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Авдеева Дмитрия Александровича об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, поданное в суд 06 декабря 2017 года - удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость нежилого одноэтажного здания закрытой стоянки типа «Модуль», площадью 1862 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером равной его рыночной стоимости, в размере 5735000 рублей на дату оценки 01 января 2015 года на период с 01 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.

Датой подачи заявления считать 06 декабря 2017 года.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского областного суда в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 16 января 2018 года.

Председательствующий

судья Брянского областного суда Т. И. Зубкова

3а-7/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Авдеев Д.А.
Ответчики
УФСГР, кадастра и картографии по Брянской области (Управление Росреестра)
Управление Имущественных отношений Брянской области
Другие
Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Фокино
Суд
Брянский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.brj.sudrf.ru
06.12.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
07.12.2017[Адм.] Передача материалов судье
08.12.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
08.12.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.12.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
15.12.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.01.2018[Адм.] Судебное заседание
16.01.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.03.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.03.2018[Адм.] Дело оформлено
14.03.2018[Адм.] Дело передано в архив
12.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее