№2а-1341/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 сентября 2018 года г.Ижевск
Индустриальный районный суд г. Ижевска
под председательством судьи Суворовой В.Ю.
при секретаре Усмановой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Поповой А.И. к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР о признании незаконным решения органа государственной власти,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Попова А.И. обратилась в суд с административным иском к ответчику Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР о признании незаконным отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером № по адресу ... - «Постоянное проживание - малоэтажные жилые дома блокированные», выразившийся в приказе № от -Дата-, и возложении на административного ответчика обязанности в течение одного месяца с момента вступления в силу решения выдать Поповой А.И. разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером № по адресу ... - «Постоянное проживание - малоэтажные жилые дома блокированные». Требования мотивированы тем, что Попова А.И. является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, -Дата- постройки, общей площадью <данные изъяты> кв.м., количество этажей: 3, расположенного по адресу ..., с кадастровым номером №. Жилой дом расположен на земельном участке общей площадью 1 700 кв.м., с кадастровым номером №, принадлежащем истцу на праве общей долевой собственности (<данные изъяты> доли). В Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения, в том числе, о разрешенном использовании земельного участка - эксплуатация и обслуживание жилого дома. Объект недвижимости представляет собой жилой дом блокированной застройки, состоящий из четырех самостоятельных частей с отдельными выходами, группами учета и системами энергоснабжения. Порядок пользования жилыми помещениями в доме определен между участниками долевой собственности. Из актов инспекции государственного строительного надзора при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики №, № от -Дата- следует, что жилой дом представляет из себя сблокированный из 8 индивидуальных (одноквартирных) блоков, с отдельными входами 3-этажный жилой дом, построенный без нарушений требований Градостроительного кодекса и нормативных строительных документов. Исходя из кадастровых паспортов от -Дата-, от -Дата- и выписки из ЕГРН от -Дата- следует, что каждый блок жилого дома находится на отдельном кадастровом учете. -Дата- в целях выдела в натуре своих долей и регистрации права собственности на помещения, истец, совместно с другими участниками долевой собственности обратилась в Управление Росреестра. Уведомлением от -Дата- регистрация прав была приостановлена, а сообщением от -Дата- в совершении регистрационных действий было отказано. Причиной отказа послужило несоответствие установленного вида разрешенного использования земельного участка - эксплуатация и обслуживание жилого дома, фактически используемому виду - застройка блокированными домами. В соответствии с градостроительным планом земельного участка от -Дата- малоэтажные жилые дома блокированные относятся к условно разрешенным видам. Сам земельный участок находится в градостроительной зоне Ж1 - зона многоквартирной жилой застройки зданиями высокой этажности (5-9 этажей и выше). -Дата- Поповой А.И. в Администрацию г.Ижевска направлено заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования (малоэтажные жилые дома блокированные) земельного участка по адресу .... Постановлением Администрации г.Ижевска № от -Дата- назначено проведение публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. Исходя из протокола проведения публичных слушаний от -Дата-, следует, что присутствующие граждане, в том числе, правообладатели земельного участка, решили возможным использование земельного участка в соответствии с условно разрешенным видом «Постоянное проживание - малоэтажные жилые дома блокированные». Согласно заключению Администрации Индустриального района г.Ижевска, утвержденному распоряжением № от -Дата-, рекомендовано считать предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «Постоянное проживание - малоэтажные жилые дома блокированные» возможным. Для принятия окончательного решения об изменении разрешенного использования земельного участка Попова А.И. обратилась в Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики УР. Вместе с тем, приказом № от -Дата- в совершении данных действий было отказано. Указанный приказ не содержит причину отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. Вместе с тем, из переписки с административным ответчиком следует, что таких причин существует две - отсутствие возможности выхода с каждого земельного участка блока на территорию общего пользования, а также несоблюдение требований технических регламентов (обеспечение пожарной безопасности). Вместе с тем, законодательство не предусматривает раздел земельного участка для обеспечения выхода на земли общего пользования. В нормативных актах отсутствуют требования о прямом доступе к землям общего пользования непосредственно из жилых домов. Этот доступ может осуществляться опосредованно через общий земельный участок. Из представленных документов следует, что выход из каждого блока жилого дома обеспечивает доступ к землям общего пользования через земельный участок с кадастровым номером № по адресу .... Согласно СП № «СНиП №. Здания жилые многоквартирные, утвержденным Приказом Министерства регионального развития РФ от -Дата- №778, блокированный жилой дом (дом жилой блокированной застройки) - здание, состоящее из двух квартир и более, каждая из которых имеет непосредственно выход на приквартирный участок, в том числе, при расположении ее выше первого этажа. Кроме того, согласно расчету безопасности эвакуации людей при пожаре на объекте «Жилые дома по ... (индивидуальные блокированные жилые дома)», выполненному ООО «ВМ-Сервис» в -Дата-, принятое объемно-планировочное решение объекта, а также обеспечение необходимым инженерным оборудованием и инженерными системами обеспечивают безопасную эвакуацию людей, находящихся в здании. Принятые решения для жилого дома позволяют в большинстве случаев предотвратить возникновение пожаров, снизить ущерб, наносимый пожарами жизни и здоровью людей, обеспечить быструю локализацию и ликвидацию пожаров. Об оспариваемом приказе истец узнала из письма ГУАиГ Администрации г.Ижевска № от -Дата-. Отказ в выдаче разрешения нарушает права истца, поскольку она лишена возможности привести разрешенное использование земельного участка в соответствие с фактическим использованием. Более того, истец не может произвести выдел своей доли в натуре и зарегистрировать право собственности на жилые помещения в отдельном блоке.
Определением от -Дата- к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска (далее по тексту - ГУАиГ Администрации г.Ижевска).
Определением от -Дата- к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по УР (далее по тексту - ГУ МЧС России по УР), ФИО1., ФИО2 ФИО3 ФИО4, ФИО5 ФИО6 ФИО7 ФИО8 ФИО9 ФИО10., ФИО11., ФИО12 ФИО13 ФИО14., ФИО15., ФИО16.
В судебное заседание не явились административный истец Попова А.И., представитель заинтересованного лица ГУАиГ Администрации г.Ижевска, заинтересованные лица ФИО1., ФИО2., ФИО3., ФИО4., ФИО5., ФИО6., ФИО7 ФИО8., ФИО9., ФИО10 ФИО11., ФИО12 ФИО13 ФИО14 ФИО15., ФИО16 извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, административный истец Попова А.И., заинтересованные лица ФИО11 ФИО12., ФИО15 ФИО2 ФИО3 ФИО4., ФИО5 ФИО6 ФИО7 ФИО10., ФИО16 ФИО8 ФИО9. просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Суд, руководствуясь ст. 226 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании представитель административного истца Телицын С.В., также представляющий интересы заинтересованного лица ФИО11., действующий на основании доверенностей, заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении, дал объяснения, аналогичные изложенному в административном иске.
Представители административного ответчика Арефьев А.В., Степанова М.М., действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали, настаивала на законности оспариваемого решения, поддержали приобщенные к материалам дела письменные возражения, согласно которым представленная схема межевания рассматриваемого земельного участка не позволяет сделать вывод о возможности обеспечения выхода с каждого земельного участка (блока) на территорию общего пользования, не соблюдены требования технических регламентов (обеспечения пожарной безопасности).
Представитель заинтересованного лица ГУ МЧС России по УР ФИО17 действующий на основании доверенности, заявленные требования считал необоснованными, поддержал приобщенные к материалам дела письменные возражения, согласно которым заявителем не обеспечена пожарная безопасность объекта.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, считает, что административное исковое заявление Поповой А.И. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В данном случае административный истец просит признать незаконным отказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером № по адресу ... - «Постоянное проживание - малоэтажные жилые дома блокированные», выразившийся в приказе № от -Дата-.
В соответствии с ч. 2 ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Согласно пп. 8 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Частью 1 ст. 7 ЗК РФ определено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в ч. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (ч. 2 ст. 7 ЗК РФ).
Согласно ч. 7 ст. 1 ГрК РФ территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты
В соответствии со ст. 8 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно ч.ч.1,2 ст.37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно ч.ч.1,2 ст.39 ГрК РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи.
Согласно ч.8 ст.39 ГрК РФ на основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
В соответствии с ч.9 ст.39 ГрК РФ на основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
Согласно ч. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела:
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона УР от -Дата- № 69-РЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, и органами государственной власти Удмуртской Республики» к полномочиям исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики относятся следующие полномочия органов местного самоуправления муниципального образования «Город Ижевск» и органов местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Завьяловского района Удмуртской Республики, в области градостроительной деятельности, предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации:
1) принятие решений по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства;
2) принятие решений по предоставлению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В соответствии с Положением о порядке осуществления уполномоченным исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики полномочий по принятию решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования «Город Ижевск» и территории Завьяловского района Удмуртской Республики (далее - Положение), утвержденным Постановлением Правительства УР от 29 декабря 2014 года № 583 «Об утверждении Положения о порядке осуществления уполномоченным исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики полномочий по принятию решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования «Город Ижевск» и территории Завьяловского района Удмуртской Республики, и Положения о порядке осуществления уполномоченным исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики полномочий по принятию решений по предоставлению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования «Город Ижевск» и территории Завьяловского района Удмуртской Республики» уполномоченным органом по принятию таких решений является Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (далее –Минстрой УР).
Согласно п. 5 Положения орган местного самоуправления на основании заявления физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, или по своей инициативе направляет в Минстрой УР обращение о необходимости принятия решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
Согласно п. 10 Положения, если представленные материалы и документы (копии документов) по содержанию соответствуют требованиям, указанным в пункте 6 Положения, Министерство в течение 15 рабочих дней со дня поступления обращения органа местного самоуправления направляет обращение в Комиссию по землепользованию и застройке Удмуртской Республики для его рассмотрения и подготовки заключения.
Попова А.И. является собственником <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, имеющий назначение: жилое, площадь <данные изъяты> кв.м., количество этажей: 3, в том числе подземных: 0, по адресу .... Иными участниками общей собственности согласно записям Единого государственного реестра прав по состоянию на -Дата- являются: ФИО11 доля в праве <данные изъяты>, ФИО8 доля в праве <данные изъяты>, ФИО9 доля в праве <данные изъяты>, ФИО16., доля в праве <данные изъяты> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным -Дата- Управлением Росреестра по УР.
Из актов Инспекции государственного строительного надзора при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики УР №, № от -Дата- следует, что жилой дом представляет из себя сблокированный из 8 индивидуальных (одноквартирных) блоков, с отдельными входами 3-этажный жилой дом. Нарушений требований Градостроительного кодекса и нормативных строительных документов со стороны собственника не выявлено.
Обозначенный выше жилой дом расположен на земельном участке по адресу ..., с кадастровым номером №, площадью 1 700 кв.м., который находится в общей долевой собственности ФИО11 ФИО12 ФИО15 ФИО14 ФИО13 ФИО16., Поповой А.И., ФИО2 ФИО4., ФИО3 ФИО1 ФИО9 ФИО8 ФИО7 ФИО5., ФИО6 ФИО10. Доля в праве административного истца – <данные изъяты>
В соответствии с Генеральным планом г.Ижевска, утвержденным решением Городской Думы г.Ижевска от -Дата- №96, земельный участок с кадастровым номером № расположен в функциональной зоне застройки многоэтажными жилыми домами 9 этажей и выше.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки г.Ижевска, утвержденными решением Городской Думы г.Ижевска от -Дата- №344, указанный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1 - зоне многоквартирной жилой застройки зданиями высокой этажности (5-9 этажей и выше).
-Дата- Попова А.И., а также иные участники долевой собственности обратились в Управление Росреестра по УР с заявлениями о государственной регистрации прекращения права общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу ..., регистрации права собственности, права общей долевой собственности на жилые помещения, расположенные по адресу ... образованные в результате проведения кадастровых работ в связи с созданием помещений, расположенных в указанном жилом доме.
Уведомлением Управления Росреестра по УР от -Дата- государственная регистрация приостановлена, разъяснено о необходимости проведения реконструкции жилого дома, в результате которой будет создан многоквартирный дом, как совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме, с получением в случаях, установленных законодательством РФ, разрешения на реконструкцию, а впоследствии - разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, и с предварительным (до начала реконструкции) изменением вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен реконструированный жилой дом, на вид разрешенного использования земельного участка, который предусматривает возможность размещения (строительства) и эксплуатации многоквартирного дома.
Сообщением Управления Росреестра по УР от -Дата- в соответствии с абз.10 п.1 ст.20 Федерального Закона РФ №122-ФЗ от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прекращения права общей долевой собственности на жилой дом, регистрации права собственности, права общей долевой собственности на жилые помещения отказано, в связи с неустранением причин, указанных в уведомлении от -Дата-.
-Дата- приказом заместителя Главы Администрации г.Ижевска ФИО18. № утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером № площадью 1 700 кв.м. по ..., согласно которому земельный участок расположен в зоне Ж1- Зона многоквартирной жилой застройки зданиями высоко этажности (5-9 этажей и выше), предусмотрены условно разрешенные виды использования земельного участка, в частности, малоэтажные жилые дома блокированные.
-Дата- Попова А.И. обратилась в ГУАиГ Администрации г.Ижевска с заявлением о выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования (блокированные малоэтажные жилые дома) по адресу ...
На основании заявления Поповой А.И. -Дата- Постановлением Главы муниципального образования «Город Ижевск» ФИО19. назначены публичные слушания по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по ..., в соответствии с Правилами землепользования и застройки города «Постоянное проживание - малоэтажные жилые дома блокированные», в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков «Блокированная жилая застройка (код 2.3) - размещение жилого дома, не предназначенного для раздела квартиры, имеющего одну или несколько общих стен с соседними жилыми домами (количеством этажей не более, чем три, при общем количестве совмещенных домов не более десяти и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки)».
По результатам публичных слушаний подготовлено заключение от -Дата- №, из которого следует, что комиссией приняты рекомендации о возможном предоставлении указанного разрешения.
Протоколом заседания Комиссии по землепользованию и застройке г.Ижевска от -Дата- № комиссией единогласно принято решение, согласно которому рекомендовано отказать в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по ...
-Дата- в Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР от ГУАиГ Администрации г.Ижевска поступило обращение Поповой А.И. с комплектом документов о принятии решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером № по адресу ...
Обращение и материалы направлены в Комиссию по землепользованию и застройке Удмуртской Республики, заседание которой состоялось -Дата-.
Из заключения №1 Комиссии по землепользованию и застройке УР от -Дата-, правомочной принимать решения, следует, что представленные в комиссию документы (приложенная схема межевания земельного участка) не позволяют сделать вывод о возможности обеспечения выхода с каждого земельного участка (блока) на территорию общего пользования. В соответствии с правоустанавливающими документами земельный участок имеет вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства (по документам - для эксплуатации и обслуживания жилого дома). Комиссией отмечено, что требования технических регламентов не соблюдены. В частности, требования «СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (утв. Приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года №288) - противопожарные расстояния до соседних строений должны составлять от 6 до 15 метров (в зависимости от степени огнестойкости зданий и сооружений, класса функциональной пожарной опасности). Согласно представленной Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска топографической съемке расстояние до соседних строений менее 6 метров. Принято решение об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Ижевска: «Постоянное проживание - жилые дома блокированные», в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков: «Блокированная жилая застройка (код 2.3) - размещение жилого дома, не предназначенного для раздела квартиры, имеющего одну или несколько общих стен с соседними жилыми домами (количеством этажей не более, чем три, при общем количестве совмещенных домов не более десяти и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); разведение декоративных и плодовых деревьев, овощных и ягодных культур; размещение индивидуальных гаражей и иных вспомогательных сооружений; обустройство спортивных и детских площадок, площадок отдыха» земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу ... в связи с отсутствием возможности выхода с каждого земельного участка (блока) на территорию общего пользования и несоблюдением требований технических регламентов (в частности, обеспечение пожарной безопасности).
С учетом заключения комиссии, исполняющим обязанности министра строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР ФИО20 -Дата- вынесен приказ № об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Ижевска: «Постоянное проживание - жилые дома блокированные», в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков: «Блокированная жилая застройка (код 2.3) - размещение жилого дома, не предназначенного для раздела квартиры, имеющего одну или несколько общих стен с соседними жилыми домами (количеством этажей не более, чем три, при общем количестве совмещенных домов не более десяти и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); разведение декоративных и плодовых деревьев, овощных и ягодных культур; размещение индивидуальных гаражей и иных вспомогательных сооружений; обустройство спортивных и детских площадок, площадок отдыха» земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу ...
-Дата- ГУАиГ Администрации г.Ижевска в адрес Поповой А.И. направлен ответ № об отказе в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Как усматривается из технического паспорта, подготовленного Филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», жилой дом, расположенный по адресу ... является объектом индивидуального жилищного строительства, состоит из (литера А) - жилой дом -Дата- постройки, (литера Б) - жилой дом -Дата- постройки, разрешение на строительство не представлено.
В материалы дела представлен расчет безопасной эвакуации людей при пожаре на объекте «Жилые дома по ... (индивидуальные блокированные жилые дома)», выполненному ООО «ВМ-Сервис», подготовленному по заказу ООО «ТАЮ», согласно которому принятое объемно-планировочное решение объекта, а также обеспечение необходимым инженерным оборудованием и инженерными системами обеспечивают безопасную эвакуацию людей, находящихся в здании. Принятые решения для жилого дома позволяют в большинстве случае предотвратить возникновение пожаров; снизить ущерб, наносимый пожарами жизни и здоровью людей; обеспечить быструю локализацию и ликвидацию пожаров.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ жилые дома блокированной застройки – это жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки).
В соответствии с требованиями, предусмотренными п. 2 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ установлены признаки сблокированных домов - блок-секции должны располагаться на отдельном земельном участке и иметь выход на территорию общего пользования. Блок предназначен для проживания одной семьи (таких блоков может быть до 10, в каждом по одной семье), что не относит такой дом к ИЖС.
В соответствии со ст. 1 ГрК РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары)
В соответствии с ч.6 ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Таким образом, из буквального толкования п.2 ч.2 ст.49 ГрК РФ следует, что каждый блок жилого дома должен иметь выход на территорию общего пользования, не доступ, как это указывает административный истец, а собственный выход на территорию, которым в соответствии со ст.1 ГрК РФ беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе, и сам административный истец.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что доводы административного истца относительно соблюдения данного требования путем обеспечения доступа из каждого блока на территорию общего пользования опосредованно через общий земельный участок основаны на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с ч.3 ст.37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии с ч.3 ст.4 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Согласно ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности
В соответствии со ст.34 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
«СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденные Приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года №288, является нормативным документом по пожарной безопасности, исполнение которого обеспечивает соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Согласно п.36 ст.2 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) - нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.
В соответствии с ч.1 ст.69 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.
Из материалов дела следует, что противопожарные расстояния между жилым домом, расположенным по адресу ... до соседних строений на смежных земельных участках не обеспечивает соблюдение указанных требований закона.
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения судом заявленных требований является признание оспариваемых решений, действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Принимая во внимание, что в силу ст.7 ЗК РФ, ч.ч. 1-3 ст. 37, ст. 39 ГрК РФ при установлении в отношении земельного участка основных и условно разрешенных видов его использования приоритетным является использование данного земельного участка в соответствии с основными видами его использования, а также то, что действующее законодательство не возлагает на орган местного самоуправления обязанность по принятию положительного решения вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и не устанавливает оснований для отказа в предоставлении такого разрешения, орган местного самоуправления при решении вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка вправе отказать в предоставлении такого разрешения, исходя из любых признанных органом местного самоуправления существенными обстоятельств. Кроме того, действующее законодательство обязывает орган местного самоуправления принимать решение по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования на основании рекомендаций комиссии (ч.9 ст.39 ГрК РФ).
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что у Минстроя УР имелись достаточные основания для отказа Поповой А.И. в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером № по адресу ... - «Постоянное проживание - малоэтажные жилые дома блокированные».
Оспариваемый отказ, выразившийся в приказе № от -Дата-, направлен на выполнение императивных требований градостроительного и земельного законодательства Российской Федерации и не может расцениваться как нарушающий права и законные интересы Поповой А.И., что исключает возможность удовлетворения административного искового заявления, поданного в порядке главы 22 КАС РФ.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу ..., является самовольной постройкой, разрешения на строительство не представлено, что также подтверждает отсутствие нарушенного права административного истца – права собственности на жилое помещение в отдельном блоке.
Исходя из изложенного выше, в связи с отсутствием нарушения прав административного истца оспариваемым решением, а также его соответствием закону, административный иск удовлетворению не подлежит в полном объеме.
Доказательств обратного, в нарушении ст. 62 КАС РФ, административным истцом, не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь требованиями ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований Поповой А.И. к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР о признании незаконным отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером № по адресу ... - «Постоянное проживание - малоэтажные жилые дома блокированные», выразившийся в приказе № от -Дата-, и возложении на административного ответчика обязанности в течение одного месяца с момента вступления в силу решения выдать Поповой А.И. разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером № по адресу ... - «Постоянное проживание - малоэтажные жилые дома блокированные»- отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.
Мотивированное решение изготовлено 10 октября 2018 года.
Судья В.Ю.Суворова