Дело № 2-538/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 апреля 2022 года г. Сальск
Сальский городской суд Ростовской области
в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Н.А.
при секретаре Ефремовой О.С.
с участием помощника Сальского городского прокурора Суворова Н.А., представителя Администрации Сальского района Костюк А.Н., действующей на основании доверенности № 96-м/27 от 21 марта 2022 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сальского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 1 «Ручеек» г. Сальска, Администрации Сальского района Ростовской области, Управлению образования Сальского района Ростовской области об обязании обеспечить надлежащее антитеррористическое состояние здания образовательной организации,
У С Т А Н О В И Л:
Сальский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 1 «Ручеек» г. Сальска, Администрации Сальского района Ростовской области, Управлению образования Сальского района Ростовской области об обязании обеспечить надлежащее антитеррористическое состояние здания образовательной организации, указывая на то, что в соответствии с указанием прокурора области от 21 августа 2018 гола № 109/27 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму» проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад № 1 «Ручеек» г. Сальска (далее – МБДОУ № 1 «Ручеек» г. Сальска).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя и обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Пунктами 4, 6 статьи 5.2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлено, что органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 года № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее по тексту - Требования к антитеррористической защищенности).
Согласно п. 17 Требований, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях), на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 24 Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: оборудование объектов системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В отношении объектов (территорий) третьей и второй категории опасности осуществляется, в том числе мероприятия, предусмотренные п. 24 настоящих требований.
Аналогичные требования были установлены в ранее действовавших Требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 07 октября 2017 № 1235.
В ходе проверки установлено, что на протяжении длительного времени (в том числе в период ранее действовавшего постановления Правительства Российской Федерации от 07 октября 2017 года № 1235) и до настоящего времени МБДОУ№ 1 «Ручеек» г. Сальска, относящемся к третьей категории опасности, в нарушение ст.ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п.п. «д» п. 24 Требований к антитеррористической защищенности, ст. 3, 5.2, 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Таким образом, МБДОУ № 1 «Ручеек» г. Сальска, реализует образовательные программы в здании, не соответствующем требованиям законодательства о противодействии терроризму. Образовательной организацией не обеспечены безопасные условия обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) путем оборудования системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Имеющиеся нарушения требований норм антитеррористического законодательства не позволяют обеспечить постоянный контроль, а также предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательных организаций, нарушают права, свободы и интересы несовершеннолетних воспитанников, учащихся, работников, а также иных лиц, посещающих образовательные организации.
Таким образом, невыполнение МБДОУ № 1 «Ручеек» г. Сальска требований действующего законодательства об антитеррористической защищенности, нарушает права обучающихся на благоприятную учебную деятельность, гарантированные Конституцией РФ, а также охрану жизни и здоровья, посещающих общеобразовательную организацию.
Согласно п. 1 Устава МБДОУ № 1 «Ручеек» г. Сальска является муниципальным бюджетным учреждением.
Учредителем и собственником имущества МБДОУ № 1 «Ручеек» г. Сальска является муниципальное образование «Сальский район». Имущество закреплено за Управлением образования Сальского района. Функции и полномочия учредителя и собственника имущества от имени муниципального образования «Сальский район» осуществляет Администрация Сальского района Ростовской области.
На основании вышеизложенного, Сальский городской прокурор просит суд: обязать МБДОУ № 1 «Ручеек» г. Сальска, Администрацию Сальского района Ростовской области, Управление образования Сальского района Ростовской области обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) путем оборудования образовательной организации системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В судебном заседании помощник Сальского городского прокурора Суворов Н.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить.
Ответчик, МБДОУ № 1 «Ручеек» г. Сальска, о дате и времени судебного разбирательства извещено в порядке, предусмотренном ст. 113 ГПК РФ, что подтверждено распиской представителя (л.д.58), в судебное заседание представитель не явился, посредством заявления просил рассмотреть дело в его отсутствие. Из письменных возражений ответчика следует, что исковые требования прокурора образовательное учреждение не признаёт, ссылаясь на следующие обстоятельства. В общеобразовательном учреждении проводится комплекс необходимых мероприятий по противодействию экстремизму, а также установлено необходимое для этих целей оборудование: охрана здания общеобразовательного учреждения осуществляется сторожами (имеется 3 единицы), в период учебного процесса в образовательном учреждении действует пропускной режим, в ночь на дежурство образовательного учреждения заступают сторожа; образовательное учреждение имеет систему видеонаблюдения в количестве 16 наружных камер, видеонаблюдение осуществляется непрерывно; образовательное учреждение оборудовано автоматической системой охранно-пожарной сигнализацией, пожарными извещателями; территория образовательного учреждения имеет ограждение; образовательное учреждение оснащено бесперебойной устойчивой телефонной связью, учреждение подключено к системе «Безопасный город»; в общеобразовательном учреждении имеются наглядные пособия, о порядке действия работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте; в образовательном учреждении назначено ответственное должностное лицо за антитеррористическую безопасность школы; образовательное учреждение взаимодействует с правоохранительными структурами и проводит мероприятия с целью предупреждения и пресечения проявлений экстремизма и терроризма; имеется кнопка тревожной сигнализации и так далее.
При таких обстоятельствах представитель ответчика считает, что образовательным учреждением необходимые требования по антитеррористической защищенности объекта в рамках действующего законодательства соблюдаются (л.д.41-42).
Представитель Администрации Сальского района Ростовской области по доверенности Костюк А.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать истцу в их удовлетворении, ссылаясь на то, что Администрация Сальского района не является надлежащим ответчиком по делу, а также указала, что в связи с дотационным характером местного бюджета обеспечение возможности исполнения требований прокурора не представляется возможным, в связи с чем, просила суд об отсрочке исполнения решения суда до 31 декабря 2023 года.
Управления образования Сальского района Ростовской области о дате и времени судебного разбирательства извещено в порядке, предусмотренном ст. 113 ГПК РФ, что подтверждено копией разносной книги для местной коррекспонденции, в судебное заседание представитель не явился, о причинах неявки не сообщил.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Управления образования Сальского района Ростовской области и МБДОУ № 1 «Ручеек» г. Сальска.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу ст. 195 ГПК РФ суд основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, оценивая все доказательства, представленные суду в совокупности.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судом установлено следующее.
Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя и обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Федеральным законом от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 5 указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования антитеррористической защищенности объектов (территорий), категорий объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий), (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее по тексту - Требования к антитеррористической защищенности).
Указанные требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория).
Подпунктом «д» пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности установлено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В отношении объектов (территорий) третьей и второй категории опасности осуществляются, в том числе мероприятия, предусмотренные пунктом 24 настоящих требований.
Аналогичные требования были установлены в ранее действовавших Требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 07 октября 2017 года № 1235.
Прокурор в силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, прокурор указывает на то, что в результате проведенной проверки исполнения законодательства об антитеррористической защищенности МБДОУ № 1 «Ручеек» г. Сальска, установлено, что в нарушение ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 24 Требований к антитеррористической защищенности, ст.ст. 3, 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», образовательное учреждение не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, что подтверждается информацией об антитеррористической оснащенности МБДОУ № 1 «Ручеек» г. Сальска.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Разрешая спор, суд, руководствуясь положениями Закона о противодействии терроризму, ФЗ «Об образовании», Требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года N 1006, установив неисполнение образовательным учреждением мероприятий в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, поскольку суд установил, что на дату рассмотрения дела общеобразовательное учреждение МБДОУ № 1 «Ручеек» г. Сальска не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, невыполнение требований вышеуказанного законодательства нарушает права обучающихся на благоприятную учебную деятельность, гарантированные Конституцией РФ, а также охрану жизни и здоровья лиц, посещающих общеобразовательную организацию.
Согласно разделу 1 Устава МБДОУ № 1 «Ручеек» г. Сальска, дошкольное образовательное учреждение является некоммерческой образовательной организацией, муниципальным бюджетным учреждением, действующим на основании Устава, учредителем и собственником имущества которого является муниципальное образование «Сальский район» (п. 1.3 Устава). Согласно уставу Учреждения, функции и полномочия Учредителя делегируются Управлению образования Сальского района (пункт 1.3 Устава Учреждения). Функции и полномочия собственника осуществляет Администрация Сальского района Ростовской области (п. 1.5 Устава) (л.д.11-13).
Пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации - собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 32 Требований к антитеррористической защищенности установлено, что контроль за выполнением настоящих требований осуществляется Министерством просвещения Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими функции и полномочия учредителей в отношении образовательных организаций, являющимися правообладателями объектов (территорий), в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях: проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий); оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий); выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.
Из чего следует, что Требованиями к антитеррористической защищенности прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.
При таких обстоятельствах, обязанность по устранению выявленных Сальской городской прокуратурой нарушений требований законодательства об антитеррористической защищенности объекта образования возлагается на МБДОУ № 1 «Ручеек» г. Сальска, как на юридическое лицо, отвечающее за жизнь и здоровье участников образовательного учреждения, на Администрацию Сальского района Ростовской области и Управление образования Сальского района, наделенное полномочиями учредителя.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд пришёл к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку материалами дела подтверждено, что права несовершеннолетних МБДОУ № 1 «Ручеек» г. Сальска на надлежащее обеспечение антитеррористического состояния здания образовательной организации, нарушаются.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При таких обстоятельствах, суд полагает установить срок выполнения мероприятий по оборудованию образовательной организации системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации до 31 декабря 2023 года, поскольку такой срок является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Сальского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к Муниципальному бюджетному дошкольному учреждению детский сад № 1 «Ручеек» г. Сальска, Администрации Сальского района Ростовской области, Управлению образования Сальского района Ростовской области об обязании обеспечить надлежащее антитеррористическое состояние здания образовательной организации, удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 1 «Ручеек» г. Сальска, Администрацию Сальского района Ростовской области, Управление образования Сальского района в срок до 31 декабря 2023 года обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) путем оборудования образовательной организации системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Председательствующий Н.А. Пивоварова
Мотивированное решение составлено - 22 апреля 2022 года.